ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3
7
8
11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
12
12
13
14
14
16
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Современный танец» разработана с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
3
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
4
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Программа
«Современный
танец»
имеет
художественную
направленность. Занятия современным танцем удовлетворяют потребности
ребенка в его желании танцевать, предоставляют возможность обучающимся
совершенствовать уровень исполнительского мастерства, создают условия
для
творческого
развития,
способствуют
самоутверждению
и
самореализации личности обучающегося в зоне ближайшего окружения: в
семье и в среде друзей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
интерес к искусству современной хореографии неуклонно возрастает.
Появляются новые танцевальные стили, которые очень привлекают
подростков. Модерн-джаз танец органически соединяет движения,
характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый
взгляд являются джазовый танец и классический балет, это производная от
различных современных танцевальных практик, которая позволяет
обучающимся уверенно двигаться под любую музыку.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей и подростков с 8
до 14 лет.
Возрастные особенности детей в возрасте 8-14 лет. Возрастные
особенности детей 8-14 лет характеризуются интенсивным физическим
развитием, началом полового созревания и формированием самосознания. В
этот период дети активно растут, у них меняются пропорции тела,
укрепляется костная и мышечная системы. Психологически дети становятся
более самостоятельными, у них развивается логическое мышление и
способность к анализу, а также воображение и фантазия. Они также
стремятся к общению со сверстниками и начинают ценить их мнение больше,
чем мнение взрослых.
Физическое развитие. Дети начинают быстро расти, но рост
неравномерный. Кости продолжают укрепляться, но остаются хрупкими, а
мышцы становятся сильнее. У девочек и мальчиков происходят изменения,
связанные с половым созреванием.
Психологическое развитие. Дети начинают осознавать себя как
личность, формируется их самооценка. Развивается способность мыслить
логически, анализировать информацию и делать выводы. Появляется
стремление к независимости от родителей и автономии. Развиваются
воображение и фантазия, они начинают интересоваться творчеством.
Настроение детей может быть переменчивым, они могут быть обидчивыми и
раздраженными.
Особенности в обучении. В школе и дома к детям предъявляются более
высокие требования. Появляется интерес к учебе и познанию нового. Дети
могут сосредотачивать внимание на 15 минут, но произвольное внимание
еще не прочно. У некоторых детей может проявиться пренебрежение к учебе,
плохая успеваемость.
5
Взаимоотношения. Возможны конфликты с родителями из-за
стремления к самостоятельности и взрослости. Подростки стремятся к
признанию и уважению со стороны сверстников и взрослых. Дети начинают
искать авторитеты среди сверстников и взрослых, которые могут быть для
них значимыми.
Таким образом, процесс обучения танцу имеет свои законы развития,
которые основываются на возрастных особенностях (каждая возрастная
категория детей имеет свои физические ограничения) и индивидуальных
способностях (каждый ребенок имеет определенный уровень физического
развития).
Количество детей в группе до 15 человек.
Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 144.
Программа рассчитана на один год обучения.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 4, 2 раза в
неделю по 2 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические занятия, мастер-классы.
Формы подведения итогов реализации программы. Результаты
работы танцевальной деятельности оцениваются в разных формах:
- педагогическое наблюдение;
- заполнение диагностических карт;
- отчетный концерт для родителей.
Цель: развитие
танцевально-исполнительских
способностей
обучающихся в процессе освоения современной танцевальной культуры.
Задачи программы:
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие;
-формировать представление о здоровом образе жизни;
-воспитывать стремление к двигательной активности;
- воспитывать моральные и волевые качества.
Развивающие:
- формировать интерес к танцевальному искусству;
-знакомить детей с различными стилями и направлениями
современного танца;
-развивать память, мышление и внимание;
- развивать художественные, психомоторные, социальные способности.
6
Образовательные:
-знакомить с историей танца, различными танцевальными культурами;
-обучать азбуке танцевальных движений;
-обучать импровизации;
-обучать основам базы современной хореографии;
-обучать основам партерной гимнастики и акробатики;
-обучать основам танцевальных этюдов;
-обучать элементам современного танца, соединению их в связки,
комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях.
7
1.2.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование
темы
1. Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
2. Азбука и элементы
танцевальных
движений
3. Партерная
гимнастика и
акробатика
4. Изучение базы
современной
хореографии
5. Импровизация
6. Танцевальные
этюды, игры
7. Постановка
танцевальных
номеров
8. Репетиционная
деятельность
9.Заключительное
занятие
Итого:
1
Кол-во часов
Практика
1
2
1
18
19
1
28
29
1
25
26
1
1
8
8
9
9
1
28
29
1
18
19
-
2
2
8
136
144
Теория
8
Формы контроля
Всего
Педагогическое
наблюдение,
заполнение
диагностических
карт
Отчетный концерт
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
Теория
1.Вводное
занятие. Презентация
Инструктаж по технике программы. Инструктаж
безопасности
по
технике
безопасности.
Знакомство с правилами
поведения
в
танцевальном
классе.
Требования к форме
учащихся и внешнему
виду.
Правила
поведения в классе,
раздевалке, в коридоре
во время занятия и на
перемене.
Профессия
хореографа, что нужно
знать, чтобы в будущем
посвятить себя данной
профессии
2. Азбука и элементы Правила
выполнения
танцевальных
упражнений.
движений.
Последовательность.
Знакомство детей с
танцевальной азбукой.
Элементы танцевальных
движений.
Ориентировка
в
пространстве. Основные
понятия музыка, темп,
такт.
1.3.
9
Практика
Знакомство
с
профессией хореографа.
Просмотр танцевальных
видео.
Ознакомление
и
закрепления элементов
танцевальной
азбуки.
Постановка
корпуса,
работа над осанкой.
Постановка
техники
танцевальных
движений. Упражнения
для плеч, головы, рук,
кистей и пальцев. Бег и
прыжки в сочетании по
принципу
контраста.
Притопы: удар одной
ногой
в
пол,
поочередные
удары
правой и левой ногой.
Топающий
шаг,
выставление ноги на
носок перед собой.
Хлопки. Упражнения и
игры по ориентации в
пространстве.
Построение в круг,
линию,
две
линии.
Движения под музыку,
выполнение
ритмических
упражнений.
3.Партерная гимнастика Показ презентации.
и акробатика
Инструктаж по технике
безопасности. Изучение
истории возникновения
партерной гимнастики и
акробатики.
4.Изучение
современной
хореографии
5.Импровизация
базы Изучение
терминологии, истории
развития современной
хореографии
и
основных
принципов
построения
танцевальных
композиций.
Создание движений в
процессе исполнения.
10
Ознакомление
с
элементами гимнастики
и
акробатики.
Упражнения
на
развитие гибкости, стоп,
растяжки,
позвоночника.
Выполнение
тренировочных
упражнений на полу.
Комплекс упражнений
направленный
на
укрепление,
расслабление
и
улучшение
эластичности мышц и
связок,
спины,
брюшного пресса, ног,
стоп,
повышение
гибкости суставов.
Освоение
базовых
движений современной
хореографии:
-модерн: работа над
весом тела, падения и
подъемы;
-контемпорари: плавные
переходы
между
движениями, работа с
гравитацией;
-джаз:
энергичные,
ритмичные движения,
работа с координацией;
-уличные танцы: стиль.
Ритм и музыкальность.
-«Следуй за мной»:
один человек выполняет
движения,
остальные
повторяют;
-работа
с
пространством:
исследование
различных
уровней,
направлений
и
траекторий
в
танцевальном
пространстве;
-импровизация
на
основе предложенных
тем
и
образов:
например,
танец,
отражающий
определенное
настроение
(грусть,
радость, любовь и др.)
-импровизация
под
разную
музыку:
эксперименты с ритмом,
темпом и динамикой.
6. Танцевальные этюды, Методика исполнения
игры
основных
движений.
Характер
движений,
манера исполнения.
7.Постановка
танцевальных номеров
8.Репетиционная
деятельность
Составление этюдов на
основе
изученных
танцевальных
элементов. Применение
игр
на
занятиях.
Сочинение
танцевальных элементов
в статичном положении
или в продвижении.
Обучение движениям,
выстраивание
взаимодействия, работа
над выразительностью.
Определение основной
идеи, замысла номера,
его
настроение
и
эмоциональной окраски.
Разработка структуры
номера, расположение
танцевальных
элементов, построение
последовательности
движений,
создание
кульминации
и
развязки.
Понимание
Закрепление основных
музыкальности и ритма. движений и техник
11
Понимание принципов
композиции
и
построения
танцевальной фразы.
9.Заключительное
занятие
1.4.
выбранного
стиля.
Повторение и отработка
всего номера в целом,
работа над деталями
исправление
ошибок.
Самоанализ и работа с
педагогом.
Отчетный концерт
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
-развитие волевых качеств;
-ребенок приобретет позитивный опыт работы в коллективе;
-навыки ответственности станут более развитыми;
-научится бережно относиться к своему телу;
-приобретение опыта творческого общения.
Метапредметные:
-эстетический вкус ребенка получит свое развитие;
-приобретет опыт планирования этапов работы;
-развитие координации в пространстве.
Предметные:
-знать историю танца, различные танцевальные культуры;
-уметь применять азбуку танцевальных движений;
-уметь применять импровизацию;
-уметь применять базы современной хореографии;
-уметь применять партерную гимнастику и акробатику;
-уметь применять основы танцевальных этюдов;
-выработать элементы современного танца, соединению их в связки,
комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях.
12
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучен начала
ия
обучения
1 год
обучен
ия
1
сентября
Дата
Общая
окончания продолжит
обучения
ельность
(календар
ных дней)
31 мая
258
Количес
тво
учебны
х недель
36
Количес
тво
учебны
х часов
в
неделю
4
Количес
тво
учебны
х часов
144
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Гастелло 57А , МАОУ Кунарская СОШ, ул. Ленина 3.
Помещение соответствует санитарным нормам.
Оборудование учебного кабинета:
ноутбук 1шт.
скакалки 15 шт.
коврики 15 шт.
2. Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного
образования.
3. Методическое обеспечение
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с объектами (образ, поза, двигательная имитация), где
педагогрежиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу
правого полушария головного мозга обучающегося, его пространственнообразное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих
возможностей подсознания.
Словесный метод проявляется в беседе о характере музыки, средствах
ее выразительности, объяснении методики исполнения движений, оценке.
Практический метод заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Для реализации программы используются следующие методические
материалы: учебно-тематический план; методическая литература для
педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы
информационных сетей по методике проведения занятий.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и
задач,
специфики содержания данной образовательной программы и
возраста обучающихся. Программой предусмотрены групповая форма
13
занятий, а также презентации, индивидуальная, групповая, коллективная
деятельность, игра и т.д.
Методические материалы:
- Официальные сайты департаментов образования, спорта, федераций и
т.д.;
-учебно – методическая литература по профилю;
-Информационный стенд (информация для родителей, расписание
занятий, инструкция по техники безопасности и т.д.);
-Стенд с наградной атрибутикой (логотип, фотографии, кубки, грамоты
и т.д.);
- Информация об учениках;
-Рабочая программа, электронный журнал, классный журнал,
календарно-тематическое планирование, тематическое планирование,
технологическая карта или конспект урока.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
За период обучения в объединении по программе обучающиеся
получают определенный объем знаний и умений, проверкой качества
которых является итоговая диагностика, которая проводится в конце
учебного года в форме отчетного концерта.
Способами определения результативности являются
такие виды
мониторинга:
·
по этапам обучения (входящий, промежуточный, итоговый);
·
по частоте процедур (периодический, систематический);
·
по организационным формам (индивидуальный, групповой).
Очень важен технологический мониторинг, в котором основным
является: постановка целей, максимальное уточнение, с ориентацией на
достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция обучения,
направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка
результатов.
Для этой цели используются педагогическое наблюдение, заполнение
диагностических карт.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: экспертный лист оценки контрольного упражнения (Приложение
3).
14
2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова [текст] - М.:
Айрис-Пресс: Рольф, 1999. – 262с.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А.
Березин [текст] Министерство образования и науки Российской
Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. – 511 с.
3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для
студентов учреждений проф. образования, обучающихся по
специальности 0317 "Педагогика доп. образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г.
Логинова, Н. Н.
4. Михайлова [текст] - М.: Владос, 2002. - 348, с.
5. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] /
Ерохина О.В. [текст] - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с.
6. Калишин, И.В. От внешкольной работы - к дополнительному
образованию детей: Сб. нормат. и метод. материалов для доп.
образования детей / И.В. Калиш [текст]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.:
ВЛАДОС, 1999. -541, [1] с.
7. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного
образования детей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050711 (031300) - Социал. педагогика / Б.В. Куприянов
[текст]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 240 с.
8. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для
студентов вузов / О.Е. Лебедев [текст]; Под ред. О. Е. Лебедева - М.:
Владос, 2003 (Петрозаводск: ГП Тип. им. П.Ф.Анохина). - 254 с.
9. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика /
10. В.Ю. Никитин [текст] - М.: ГИТИС, 2000. - 438с.
11. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю.
Никити [текст] - М.: Всерос. Центр худож. творчества учащихся и
работников нач. проф. образования, 2002. - 158 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
П.А. Пестов Уроки классического танца - Москва, 1999г.
Т. Барышников Азбука хореографии - Ральф, 2000г.
Роберт Те. 5 минут растяжки - Минск, 1999г.
Е.В. Даниц. Джазовые танцы - Донецк, 2002г.
Н.А. Вихрева Экзерсис на полу - Москва, 2004г.
Методическое пособие по основам танца модерн. Учебный центр
работников культуры - Владивосток, 1997г.
7. Л.И. Ивлева. Джазовый танец - Челябинск, 1996г.
8. Н.Г. Смирнова. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. Кемерово, 1996г
1.
2.
3.
4.
5.
6.
15
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспертный лист оценки контрольного упражнения
ФИО обучающегося _________________________________________
Название контрольного упражнения ____________________________
Критерии
Отлично
балла
–
3 Хорошо – 2 Удовлетворите
балла
льно – 1 балл
Соответствие
контрольному
упражнению
Техника выполнения
Работа с инструментами
Аккуратность
выполнения
Итого баллов
При выполнении контрольного упражнения каждый этап оценивается
отдельно, по сумме набранных балов в каждом этапе балов определяется
оценка.
0-6 баллов – оценка «2» неудовлетворительно,
7-8 баллов – оценка «3» удовлетворительно,
9-10 баллов – оценка «4» хорошо,
11-12 баллов – оценка «5» отлично.
16
Кроссворд «Хореография»
(что включает в себя слово «хореография», без чего её не может
быть?)
Х . . . . . . .
. О . . . .
. . . . . Р .
. . . Е .
. О . . . . . . . .
Г . . . . . . .
. . Р .
. . . А . . . .
Ф . . . . . . .
. И . . . . .
. . . . . . . Я
Описание к кроссворду с ответами:
Х – это поведение, стиль или проявление важно для каждого танцора
(характер);
О – как называют одного исполнителя в танце (солист)
Р – как называют исполнителей танцевальной композиции (танцоры);
Е – название постановки творческого коллектива (танец);
О – как называют совместное творчество над танцем испонителей в
коллективе (постановка);
Г – что очень важно в поведении тела для каждого тануора (гибкость);
Р – исполнение движений или танца в двоем (пара);
А – название группы исполнителей (ансамбль);
Ф – название полета творческих мыслей (фантазия);
И – как называют построение и пересторния в танцах (рисунок);
Я – что обязательно разучивают для каждого танца (движения).
17