СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….....…3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………...………11 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………...……11 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….14 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………...14 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………………..16 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………….18 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..19 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….20 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Я лидер» разработана с учетом: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и 3 осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность программы. Эффективность развития ученического самоуправления в системе 4 дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива. Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д. Данная программа направлена на развитие этих качеств у школьников. Отличительные особенности программы. Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте. Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы. Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность). Новизна программы. Новизна данной программы заключается, во-первых, в соединении творческого компонента с компонентами развития личности и социализации старшеклассников. Во-вторых, адресная аудитория представляет собой группу, состоящую из обычных школьников. Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 11 до 17 лет. В группе 10-15 человек. ДООП «Я-лидер» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Общее количество часов в неделю 1 час, 1 раз в неделю. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку 5 своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, 6 эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, 7 переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Старший школьный возраст от 15 до 17 лет. В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными. Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка. Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление. Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. 8 В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование. Запланированы праздники, экскурсии. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, выполнение и защита проектов. Цели и задачи программы. Цель: развитие личностных и коллективных ориентаций в сфере социальной самореализации. Задачи: Образовательные познакомить с основными качествами и типологией лидера; познакомить с закономерностями существования коллектива, основами организаторской деятельности, узнать о развитии молодежного движения в России. Развивающие формировать лидерские качества; развивать навыки делового общения, работы в команде; формировать стремление к общественно-полезной деятельности; развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность; формировать мотивацию к социально значимой деятельности; развивать аналитическое и критическое мышление, воображение и рефлексивную культуру. Воспитательные развивать потребность в активной жизненной позиции; развивать умение избегания и разрешения конфликтов; 9 обеспечить возможность самореализации подростка; воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения. 10 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1.2. Раздел Тема Теория Практика Колво часов 1 Мастерская организатора. Курс «Лидер – какой он?». Курс «Мир КТД». 3 7 10 2 Школьное самоуправление. 1 5 6 3 Творческая мастерская. 2 10 12 4 Воспитательная работа. 6 6 Итого: 34 часа 1.3. СОДЕРЖАНИЕ № Содержание учебного материала Вид занятия Т е о р и я П р а к Кол-во т часов и к а I раздел. «Мастерская организатора» (10 часов). 1 Лидер и конфликт. Самоуправление в классе Дискуссия 1 - 1 2 Лидер – оратор. Планирование деятельности в классе Ролевая игра. Мозговой штурм - 1 1 3 Чемодан лидера. Организация КТД в классе Микроигры и тематические дни. Организация КТД в классе Оформление КТД Ролевые упражнения - 1 1 Практикум - 1 1 Практикум 1 1 2 4 5-6 11 7-8 Конкурсная программа, правила организации Теоретическая подготовка, практикум 1 1 2 9-10 Организатор-ведущийисполнитель. Анализ проведенных КТД Ролевая игра - 2 2 Круглый стол 1 0 1 Практикум - 2 2 Практикум - 3 3 Организация и проведение комплекса мероприятий 1 3 5 Мозговой штурм 1 6 7 II раздел. Школьное самоуправление (6 часов). 11 12-13 14-16 Мы живем по законам добра! Планирование деятельности в классе КТД направления «Духовно - нравственное воспитание» КТД направления «Патриотическое воспитание» III раздел. Творческая мастерская (12 часов). 17-21 Участие проекте в социальном 22-28 Разработка и воплощение новых форм КТД. Организация КТД в классе IV раздел. Воспитательная работа (6 часов). 29-33 Смотр успехов «Я - лидер» Самопрезентация - 4 34 Индивидуальные коллективные консультации Беседа - 1 и ИТОГО – 34 часа 12 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них; В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные: Уметь работать в команде, организовывать деловые и эмоциональные взаимодействия; Уметь видеть общую картину ситуации; По направленности: Проектировать деятельность, коллектива, собственную. Знать основные формы и приёмы работы в коллективе. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога, и из других источников Владеть алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности. Владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства. 13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 9 31 мая сентября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 34 1 34 1 раз в неделю по 1 часу 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, актовый зал; Ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Образовательные порталы 1. https://журналистика-обучение.рф/история-журналистики-с-чего-всёначин/ 2. https://neirosetonline.site/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=yandex_ direct&utm_content=16146100636&utm_term=--autotargeting&yclid=1184697735299727359 Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, с опытом работы с данной возрастной категорией. Методическое обеспечение: В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в 14 полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является активное участие в подготовке и презентации проектов. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит подготовка и реализация медиа проекта. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговая презентация медиа проекта. 15 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и демонстрации образовательных результатов, обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, отчёты перед родителями. Главным показателем успешного освоения программы являются готовый медиа проект. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 3 задания на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 6 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в защиты и презентации проекта. Вид контрол я Входной Цель контроля Диагностические средства Выявление уровня Анкетирование подготовки обучающихся, их интересов и способностей, корректировка учебнометодического плана и программы Сроки Сентябрь Промежуточный Определение степени Анализ выполненных Декабрь усвоения обучающи- упражнений, заданий Подведение итогов Октябрь Январь 16 мися учебного мате- Наблюдения риала, повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения. Итоговый Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения Наблюдение за Апрель-май Май проведением разработанного мероприятия. Анализ проведенного мероприятия для определения изменений в показателях уровней творческих, лидерских, коммуникативных способностей. Анкета. 17 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Приложение 1. Оценочные материалы 18 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993. 2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991. 3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991. 4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991. 5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. 6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982 7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990. 8. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997 9. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997. 10. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991. 11. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008. 19 Приложение 1 Анкета для обучающихся в объединении «Я- лидер» Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос и напиши- те свой ответ. Критерии оценки: Развернутый ответ по теме вопроса, осмысленность и правильность использования терминологии – 5 баллов; Частично владеет информацией по теме, применяет специальную терминологию, но не всю – 4 балла; Не владеет информацией по теме, терминологию знает плохо, не применяет в ответе – 3 балла; Отвечает только с подсказкой и наводящими вопросами педагога, терминологию не знает – 2 балла Не ответил ни на вопрос – 0 баллов. При оценивании ответов учитывается соответствие теоретических знаний программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков. Высокий уровень освоения раздела– 5-4,5 баллов; Средний уровень освоения раздела – раздела – 3,5 – 3,0 баллов. № Вопросы 1 Понятие «лидер», «лидерство» 2 Виды ролей в команде 3 Разновидности лидеров 4 Основные принципы организаторской деятельности 5 Понятие «формальное» и «неформальное» лидерство. Различие 6 Виды общения 7 Основные аспекты правильной самопрезентации 20 8 Основные правила хорошей беседы 9 Понятие «игра» 10 Виды игр. Примеры. Практическая часть: Провести игру с залом, на сплочении и командообразование или на знакомство (обучающиеся вытягивают листочек с видами игр). Анкета для обучающихся в объединении «Я- лидер» Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков. Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос и напиши-те свой ответ. Критерии оценки: Развернутый ответ по теме вопроса, осмысленность и правильность использования терминологии – 5 баллов; Частично владеет информацией по теме, применяет специальную терминологию, но не всю – 4 балла; Не владеет информацией по теме, терминологию знает плохо, не применяет в ответе – 3 балла; Отвечает только с подсказкой и наводящими вопросами педагога, терминологию не знает – 2 балла Не ответил ни на вопрос – 0 баллов. При оценивании ответов учитывается соответствие теоретических знаний программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков. Высокий уровень знаний– 5-4,5 баллов; Средний уровень знаний – знаний – 3,5 – 0 балла. № 1 2 3 4 Вопросы Этапы КТД Виды КТД Понятие «проект»? Этапы создания проекта 21 5 6 7 Основные этапы организации массового мероприятия Основные этапы создания сценария. Схема. Понятие «тайм-менеджмент» Практическая часть: написать этапы организации конкретного массового мероприятия (варианты мероприятий обучающиеся вытягиваю на листочках), написать текст объявления для творческого номера концертной про- граммы (названия номеров и выступающих вытягивают на листочках) Итоговый контроль Навыки и умения Ф.И.О ведение мероприя тия сценическая речь умение работать в команде навыки лидерского поведения навыки организатора проведение анализа мероприятия 1. 22 23