СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ
1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….....…3
1.2.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………...………11
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………...……11
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….14
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………...14
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………………..16
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………….18
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..19
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….20
2
РАЗДЕЛ
1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Я лидер»
разработана с учетом:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
3
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность программы.
Эффективность развития ученического самоуправления в системе
4
дополнительного образования во многом определены компетентностью всех
членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы,
прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими
знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.
Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер?
Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития
коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа
деятельности, работа в творческой группе и т.д.
Данная программа направлена на развитие этих качеств у школьников.
Отличительные особенности программы. Программа разработана с
учетом психологических особенностей среднего школьного возраста.
Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными
потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования
и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации,
самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует
активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и
более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения
участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции
личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха
(неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный
уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих
достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка,
толерантность).
Новизна программы.
Новизна данной программы заключается, во-первых, в соединении
творческого компонента с компонентами развития личности и социализации
старшеклассников. Во-вторых, адресная аудитория представляет собой
группу, состоящую из обычных школьников.
Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 11 до 17 лет. В
группе 10-15 человек.
ДООП «Я-лидер» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Общее количество
часов в неделю 1 час, 1 раз в неделю.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть
игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший
школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением,
любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него
интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку
5
своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если
они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со
стороны учителя.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к
себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется
инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается
коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения.
Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его
пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться
трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность,
авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоционально-чувственную
сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия,
6
эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский
характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста:
игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение, получение
знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук.
Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более
высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями,
выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит
снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с
личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно
выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той
или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе
собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не
собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд,
более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать
потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает
относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует
замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем
вокруг свои навыки и умения (развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе
элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка,
смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют
распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент
пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует
фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к
самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои
собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В
эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость
в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для
подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный,
7
переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него
образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми
средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения
полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным
факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по
сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем
школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за
одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность
интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования,
и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются
прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более
хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Старший школьный возраст от 15 до 17 лет.
В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников
неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают
волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на
автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи
жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает
как своеобразная черта между детством и взрослостью.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного
мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой
близости.
Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет,
независимо
от
темперамента,
выглядят
более
сдержанными,
уравновешенными.
Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка.
Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии
мышления, но в целом для них характерно:
1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими;
2) более контролируемой и управляемой становится речь;
3) интеллектуализация процессов восприятия;
4) формирование установки на размышление.
Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и
одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа
критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений
учителя к подросткам.
8
В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное владение
предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным
суждениям учащихся.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия. Входящие в
программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и
включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и
деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование. Запланированы
праздники, экскурсии.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, выполнение и защита проектов.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие личностных и коллективных ориентаций в сфере
социальной самореализации.
Задачи:
Образовательные
познакомить с основными качествами и типологией лидера;
познакомить с закономерностями существования коллектива, основами
организаторской деятельности, узнать о развитии молодежного
движения в России.
Развивающие
формировать лидерские качества; развивать навыки делового общения,
работы в команде;
формировать стремление к общественно-полезной деятельности;
развивать способность самостоятельно планировать свою деятельность;
формировать мотивацию к социально значимой деятельности;
развивать аналитическое и критическое мышление, воображение и
рефлексивную культуру.
Воспитательные
развивать потребность в активной жизненной позиции;
развивать умение избегания и разрешения конфликтов;
9
обеспечить возможность самореализации подростка;
воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества; развитие культуры
межнационального общения.
10
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.2.
Раздел
Тема
Теория
Практика
Колво
часов
1
Мастерская
организатора. Курс
«Лидер – какой он?».
Курс «Мир КТД».
3
7
10
2
Школьное
самоуправление.
1
5
6
3
Творческая мастерская.
2
10
12
4
Воспитательная работа.
6
6
Итого:
34
часа
1.3. СОДЕРЖАНИЕ
№
Содержание учебного
материала
Вид занятия
Т
е
о
р
и
я
П
р
а
к Кол-во
т часов
и
к
а
I раздел. «Мастерская организатора» (10 часов).
1
Лидер и конфликт.
Самоуправление в
классе
Дискуссия
1
-
1
2
Лидер
–
оратор.
Планирование
деятельности в классе
Ролевая
игра.
Мозговой штурм
-
1
1
3
Чемодан
лидера.
Организация
КТД в классе
Микроигры и тематические
дни. Организация КТД в
классе
Оформление КТД
Ролевые
упражнения
-
1
1
Практикум
-
1
1
Практикум
1
1
2
4
5-6
11
7-8
Конкурсная программа,
правила организации
Теоретическая
подготовка,
практикум
1
1
2
9-10
Организатор-ведущийисполнитель. Анализ
проведенных КТД
Ролевая игра
-
2
2
Круглый стол
1
0
1
Практикум
-
2
2
Практикум
-
3
3
Организация и
проведение
комплекса
мероприятий
1
3
5
Мозговой штурм
1
6
7
II раздел. Школьное самоуправление (6 часов).
11
12-13
14-16
Мы живем по законам
добра!
Планирование
деятельности в классе
КТД
направления
«Духовно - нравственное
воспитание»
КТД
направления
«Патриотическое
воспитание»
III раздел. Творческая мастерская (12 часов).
17-21
Участие
проекте
в
социальном
22-28
Разработка и воплощение
новых форм КТД.
Организация КТД в
классе
IV раздел. Воспитательная работа (6 часов).
29-33
Смотр успехов «Я - лидер»
Самопрезентация
-
4
34
Индивидуальные
коллективные
консультации
Беседа
-
1
и
ИТОГО – 34 часа
12
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать
наиболее продуктивные из них;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при
поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как
поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные:
Уметь работать в команде, организовывать деловые и
эмоциональные взаимодействия;
Уметь видеть общую картину ситуации;
По направленности:
Проектировать деятельность, коллектива, собственную.
Знать основные формы и приёмы работы в коллективе.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога, и из
других источников
Владеть алгоритмами основных досуговых форм, методикой
коллективно– творческой деятельности.
Владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год
Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
9
31 мая
сентября
Количес
тво
учебны
х недель
Количес
тво
часов в
неделю
Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов
34
1
34
1 раз в
неделю по
1 часу
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, актовый зал; Ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует
санитарным нормам.
Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы
Образовательные порталы
1. https://журналистика-обучение.рф/история-журналистики-с-чего-всёначин/
2. https://neirosetonline.site/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=yandex_
direct&utm_content=16146100636&utm_term=--autotargeting&yclid=1184697735299727359
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, с опытом
работы с данной возрастной категорией.
Методическое обеспечение:
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в
14
полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является активное участие в подготовке и
презентации проектов.
Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением:
1.
Организационно-подготовительный
этап
заключается
в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит подготовка и
реализация медиа проекта.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговая презентация медиа проекта.
15
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов, обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение
образовательной программы. В процессе изучения программного материала
на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий
по теоретическим темам, отчёты перед родителями. Главным показателем
успешного освоения программы являются готовый медиа проект.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся
выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 3 задания на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 6 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается
и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая
результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в защиты и презентации проекта.
Вид
контрол
я
Входной
Цель
контроля
Диагностические
средства
Выявление
уровня Анкетирование
подготовки
обучающихся,
их
интересов и
способностей,
корректировка учебнометодического плана
и программы
Сроки
Сентябрь
Промежуточный Определение степени Анализ выполненных Декабрь
усвоения обучающи- упражнений, заданий
Подведение
итогов
Октябрь
Январь
16
мися учебного мате- Наблюдения
риала, повышение ответственности и заинтересованности
обучающихся в усвоении
материала,
своевременное выявление отстающих,
корректировка
средств и методов
обучения.
Итоговый
Определение степени
достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и
методик обучения
Наблюдение
за Апрель-май Май
проведением
разработанного
мероприятия. Анализ
проведенного
мероприятия
для
определения
изменений
в
показателях уровней
творческих,
лидерских,
коммуникативных
способностей.
Анкета.
17
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание
теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое
мышление.
Приложение 1. Оценочные материалы
18
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.
3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.
4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск.,
1991.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до
17 лет. М., 1999.
6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982
7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.,
1990.
8. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997
9. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.
СПб, 1997.
10. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,
1991.
11. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.
19
Приложение 1
Анкета для обучающихся в объединении
«Я- лидер»
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос и напиши- те
свой ответ.
Критерии оценки:
Развернутый ответ по теме вопроса, осмысленность и правильность
использования терминологии – 5 баллов;
Частично владеет информацией по теме, применяет специальную
терминологию, но не всю – 4 балла;
Не владеет информацией по теме, терминологию знает плохо, не
применяет в ответе – 3 балла;
Отвечает только с подсказкой и наводящими вопросами педагога,
терминологию не знает – 2 балла
Не ответил ни на вопрос – 0 баллов.
При оценивании ответов учитывается соответствие теоретических
знаний программным требованиям, осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический
балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и
навыков.
Высокий уровень освоения раздела– 5-4,5
баллов; Средний уровень освоения раздела –
раздела – 3,5 – 3,0 баллов.
№
Вопросы
1 Понятие «лидер», «лидерство»
2 Виды ролей в команде
3 Разновидности лидеров
4 Основные принципы организаторской
деятельности
5 Понятие «формальное» и «неформальное»
лидерство. Различие
6 Виды общения
7 Основные аспекты правильной самопрезентации
20
8 Основные правила хорошей беседы
9 Понятие «игра»
10 Виды игр. Примеры.
Практическая часть: Провести игру с залом, на сплочении и
командообразование или на знакомство (обучающиеся вытягивают листочек с
видами игр).
Анкета для обучающихся в объединении
«Я- лидер»
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: внимательно прочитайте вопрос и напиши-те
свой ответ.
Критерии оценки:
Развернутый ответ по теме вопроса, осмысленность и правильность
использования терминологии – 5 баллов;
Частично владеет информацией по теме, применяет специальную
терминологию, но не всю – 4 балла;
Не владеет информацией по теме, терминологию знает плохо, не
применяет в ответе – 3 балла;
Отвечает только с подсказкой и наводящими вопросами педагога,
терминологию не знает – 2 балла
Не ответил ни на вопрос – 0 баллов.
При оценивании ответов учитывается соответствие теоретических
знаний программным требованиям, осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический
балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и
навыков.
Высокий уровень знаний– 5-4,5
баллов; Средний уровень знаний –
знаний – 3,5 – 0 балла.
№
1
2
3
4
Вопросы
Этапы КТД
Виды КТД
Понятие «проект»?
Этапы создания проекта
21
5
6
7
Основные этапы организации массового мероприятия
Основные этапы создания сценария. Схема.
Понятие «тайм-менеджмент»
Практическая часть: написать этапы организации конкретного
массового мероприятия (варианты мероприятий обучающиеся вытягиваю
на листочках), написать текст объявления для творческого номера
концертной про- граммы (названия номеров и выступающих вытягивают
на листочках)
Итоговый контроль
Навыки
и умения
Ф.И.О
ведение
мероприя
тия
сценическая
речь
умение
работать
в
команде
навыки
лидерского
поведения
навыки
организатора
проведение
анализа
мероприятия
1.
22
23