ОП_Юный натуралист 2025_сет

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………2
1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………5
1.3 СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………6
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………..9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….10
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..13
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный натуралист» (далее – программа) имеет естественнонаучную
направленность, составлена в соответствии с нормативными актами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
4

Актуальность программы. В основу программы положена идея
изучения цветочно-декоративных и комнатных растений, особенности
выращивания и их разведения. Человек, привыкший с детства заботится о
растениях переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему
миру. Современные дети, живущие в городах, окружённые благами
цивилизации, оторваны от живой природы. Поэтому даже скромный цветок
на подоконнике даст ему ощущение контакта с природой, наглядно покажет
её ранимость, хрупкость и беззащитность. Программа позволяет
обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на
занятиях знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое
использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и
опытов, развивает у детей навыки исследовательской деятельности,
способствует развитию мышления, наблюдательности. Работа по данной
программе даёт возможность глубже осуществить связь теории с практикой.
Значимость данной программы в том, что она даёт детям знания и
опыт практической работы с цветочно-декоративными растениями.
Обучающиеся в ходе занятий знакомятся с профессиями: садовника,
цветовода – декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома,
фитодизайнера. Программа преследует образовательно-воспитательные
цели. Опыт работы многих объединений показал, что правильно
организованная работа детей с декоративными растениями помогает им
закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и
общей биологии. Дает возможность лучше понять связь растений с
внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием
растений.
Адресат программы
Данная программа предназначена для обучающихся 5 – 7 лет,
количественный состав группы не менее 12 человек. Программа составлена с
учетом возрастных особенностей детей. На занятия принимаются дети без
особых знаний и подготовки, без ограничений по полу.
Режим занятий:
Занятия проводятся в творческих объединениях 2 раза в неделю по 1
часу.
Рекомендуемый объём программы: 72 часа по 40 минут.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель в течение одного
учебного года.
ДООП состоит из трех модулей. Модуль 1 и 2 реализует педагог
дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
Модуль 3 реализуют педагоги-кураторы дошкольных юннатских
сообществ внутри своих образовательных учреждений.
Уровень программы: базовый, так как обучение по данной программе
дает возможность детям приобрести базовый минимум знаний, умений и
навыков
по
конкретному
направлению
деятельности;
развитие
индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей,
детской одаренности.
5

Формы и методы обучения, виды занятий.
Форма обучения по программе – очная. Допускается реализация
программы
посредством
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий.
При реализации программы используются:
- формы организации деятельности: групповая, фронтальная.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций,
наблюдение, работа по образцу);
- практический (оформление альбомов и презентаций, эксперимент,
практическая работа, профилактический осмотр растений, паспортизация
растений, создание тематических папок, работа с определителями и
справочниками);
- исследовательский (составление и предъявление проблемных ситуаций,
ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания,
экспериментирование, проведение опытов));
- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
(воспроизводят
полученные знания и усваивают готовую информацию), частично-поисковой
(участие обучающихся в коллективном поиске); исследовательский
(овладение методами научного познания, самостоятельной творческой
работы).
Виды занятий - беседа, практическое занятие, викторина, консультация,
виртуальная экскурсия, презентация.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы:
тестирование;
педагогическое наблюдение;
контрольные вопросы;
тест-опрос;
практическая работа.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование знаний, умений по цветоводству и
садоводству, развитие практических навыков и основ исследовательской
деятельности.
Реализация этой цели возможна при решении следующих задач:
Образовательные
- расширять знания в области ботаники и экологии растений;
- формировать умения, навыки в работе по уходу за декоративными и
комнатными растениями;
- знакомить обучающихся с
профессиями: садовника, цветовода–
декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома, фитодизайнера.
- обучать применять умения по выращиванию цветочно-декоративных
растений.
6

Развивающие
- развивать умение получения необходимой информации для проведения
исследовательскойдеятельности;
- развивать умение самостоятельно организовывать свою деятельность и
самостоятельно работать как индивидуально, так и в группе.
Воспитательные
- развитие коммуникативных качеств и чувства ответственности за свои
поступки;
- формировать ответственное отношение к обучению, проявление готовности
к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- формировать осознанное, доброжелательное и уважительное отношение к
другому человеку, его мнению;
- развивать общую экологическую культуру, аналитические способности.

7

1.2. Учебно-тематический план
№ п/п

Тема занятий

Форма контроля

Количество часов
Всего
Теория Практика

Модуль I
«Юные эко-добровольцы:
марафон знаний»
1.1.

Вводное занятие.
Правила ТБ и ОТ

Тест: «Диагностика
уровня экологической
культуры личности»

1

1

0

1.2.

«Дары осени»

Тест, педагогическое
наблюдение

3

2

1

1.3.

Знакомство с
осенними явлениями
природы

Педагогическое
наблюдение,
контрольные вопросы

4

2

2

1.4.

«То березка, то
рябина»

Тест-опрос

4

2

2

1.5.

«Кто такие
эковолонтеры»

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

1.6.

Промежуточный срез
знаний

Тестирование

Итого

1

0

14

1
8

6

4

2

6

3

3

Модуль II
«Юные зоо-добровольцы.
Марафон знаний»
Педагогическое
6
наблюдение

2.1.

«Домашние
животные»

2.2.

«Зимующие птицы»

2.3.

2

1

1

2.4.

Изготовление
мобильных кормушек
«К нам весна шагает Педагогическое
быстрыми шагами»
наблюдение,
практическая работа

2

1

1

2.5.

«Наши четвероногие Педагогическое
друзья»
наблюдение

4

2

2

2.6.

Подведение итогов
работы за год

2

1

1

Педагогическое
наблюдение,
контрольные
вопросы
Практическая работа

Педагогическое
Наблюдение.
Викторина
8

Итого

22

12

10

ИТОГО

36

20

16

Модуль III
дошкольное юннатское сообщество
1.1.

Подбор однолетних и Дискуссия
многолетних растений
для клумб

8

4

4

1.2.

Посадка семян для
рассады

Наблюдение

10

4

6

1.3.

Оформление клумбы
на участке

Наблюдение

12

4

8

1.4

Правила ухода за
клумбой

Контрольные вопросы

4

2

2

1.5

Подведение итогов

Опрос

2

1

1

36

15

21

Итого

1.3. Содержание
Модуль I «Юные эко-добровольцы: марафон знаний»
1.1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория. Ознакомление с планом работы объединения, с видами
общественно полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в
которых будут участвовать обучающиеся.
Практика. Тест: «Диагностика уровня экологической культуры
личности».
1.2. Знакомство с овощными и фруктовыми культурами: «Дары осени».
(3 ч.)
Теория. Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Практика. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать
трудолюбие. Активизировать словарь детей словами,
обозначающими овощи и трудовые действия.
1.3. Знакомство с явлениями природы, изменения в природе с
приходом осени. (4 ч.)
Теория. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как
туман.
Практика. Развить
познавательную
активность.
Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
1.4. Воспитание любви к природе и животным. (4 ч.)
Теория. Знакомство детей с характерными особенностями деревьев,
сезонными изменениями.
Практика. Сбор и изучение кустарников и деревьев. Тест-опрос: «То
березка, то рябина».
1.5. Занятие по эковолонтерству: «Кто такие эковолонтеры». (2ч.)
9

Теория. Правила волонтера и виды волонтерства.
Практика. Проведение игры на экологическое воспитание, акция
«Сохраним природу вместе».
1.6. Промежуточный срез знаний.
Модуль II «Юные зоо-добровольцы. Марафон знаний»
2.1. «Домашние животные». (6ч.)
Теория. Формирование у детей обобщенных представлений о
домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят,
какие условия нужны для жизни.
Практика. Лепка из пластилина домашнего животного.
2.2. «Зимующие птицы». (6 ч.)
Теория. Знакомство детей с зимующими птицами.
Практика. Уточнить с детьми, как изменения в природе влияют на
жизнь зимующих птиц. Развивать интерес к наблюдениям за
птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные, оседлые.
2.3. Изготовление мобильных кормушек (2ч.)
2.4. «К нам весна шагает быстрыми шагами». (2ч.)
Теория. Дать
представления
об
изменениях, происходящих
ранней весной в природе.
Практика. Развивать навыки элементарной исследовательской
деятельности, логическое мышление.
2.5. «Наши четвероногие друзья». (4ч.)
Теория. Формирование у детей представления о заботе за бездомными
животными.
Практика. Проведение акции по сбору кормов для
бездомных животных, просмотр фильма про бездомных животных.
2.6. Подведение итогов работы за год. Викторина (2ч.)
Модуль III «Дошкольное юннатское сообщество»
3.1 Подбор однолетних и многолетних растений для клумб. (8 ч.)
Теория. Разнообразие растений однолетников, многолетников.
Декоративно- лиственные растения,
разновидности.
Холодостойкие,
теплолюбивые,
тенелюбивые,
светолюбивые,
влаголюбивые
и
засухоустойчивые двулетники и многолетники. Формы цветников (по
контуру клумбы, окаймляющая, миксбордер, робатка и др.).
Практика. Работа со справочной литературой. Изготовление плансхемы цветников (миксбордер, робатка, цветник и др.).
3.2 Посадка семян для рассады. (10 ч.)
Теория. Изучение основ семеноводства, включая правила выбора
качественных семян, особенности подготовки грунта и условия для
успешного проращивания.
Практика. Освоение техник посева семян различными способоми (в
индивидуальные емкости, общие контейнеры, торфяные таблетки) и правила
ухода за сеянцами.
3.3 Оформление клумбы на участке. (12 ч.)
10

Теория. Изучение принципов ландшафтного дизайна: подбор растений
по высоте, цветовой гамме и срокам цветения, планирование форм и
структуры клумбы.
Практика. Подготовка клумбы и высадка рассады.
3.4 Правила ухода за клумбой. (4 ч.)
Теория. Изучение основных принципов полива, прополки и рыхления
почвы. Освоение правил внесения удобрений, методов борьбы с вредителями
и болезнями.
Практика. Весенняя подготовка почвы, летний уход.
3.5 Подведение итогов. (2 ч.)
Создание мини-проекта по выращиванию рассады выбранной культуры
с фиксацией в дневнике юного натуралиста.
1.4. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием
программы.
Предметные:
По окончанию прохождения курса обучения по программе
«Цветоводство» обучающиеся будут знать и уметь:
 виды цветочно-декоративных, комнатных растений, разнообразием
суккулентов и кактусов;
 технологию размножения суккулентов;
 виды ухода за комнатными, оранжерейными растениями, суккулентами
и кактусами;
 многообразие вредителей комнатных, оранжерейныхрастений;
 признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений;
 почву, основные компоненты почвенных смесей;
 виды удобрений, их характеристику, значение подкормок и их
проведение;
 профессии (садовник, цветовод –
декоратор,
аранжировщик,
озеленитель, агроном, фитодизайнер);
 уметь распознавать вредителей комнатных, оранжерейных растений;
 уметь по ухаживать за комнатными растениями, суккулентами.
Метапредметные:
 сформировано умение получать необходимую информацию для
проведения исследовательской деятельности;
 навык самостоятельной деятельности, индивидуально, и в группе
Личностные:
 коммуникативные качества и чувство ответственности за свои
поступки и действия на благо природы;
 осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к
другому человеку, его мнению.
 развита общая экологическая культура.
11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Общая
обучения начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
Модуль 1, 1
31 мая
258
2
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

1

36

Модуль 3

36

1

36

1
сентября

31 мая

258

1 раз в
неделю по
1 часу
1 раз в
неделю по
1 часу

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Модуль 1, 2 Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества
«Креатив», ул. Гастелло, 57 а, кабинет №2. Помещение соответствует
санитарным нормам.
№
п.п
1.

Наименование оборудования,
программного обеспечения
Стол для педагога

2.

Стул педагога

1

3.

Ученический стол

6

4.

Стул ученический

12

5.

1

6.

Принтер
Магнитно-маркерная доска

7.

Шкаф книжный

1

8.

Полка

1

Штук

1

1

Модуль 3 Занятия проходят в МАДОУ № 39 «Гнездышко». Помещения
соответствуют санитарным нормам.
Требования к помещению:
- помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям
СанПин для учреждений образования;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога.
Оборудование: доска для записи, проектор.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
12

3. Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагоги,
соответствующие
предъявляемым к педагогу дополнительного образования.

требованиям

2.3. Формы контроля
Наиболее эффективными формами контроля являются: тест-опрос,
викторина, практическая работа, дискуссия, педагогическое наблюдение,
контрольные вопросы.
2.4. Оценочные материалы
Критериями усвоения программы являются уровень экологических
знаний и уровень сформированности экологических отношений, которые
прослеживаются в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
2.5. Методические материалы
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).

13

2.6. Список литературы
Для обучающихся
1. Аршанов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Молодая гвардия,
2. Белозёров Тимофей Журавкин праздник. Изд-во "Москва", 1990.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
4. Головкин Б.Н. Рассказы о растениях - переселенцах. М.:
Просвещение,1995.
5. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. М., 1981.
6. Кон А. Книга о растениях. ДЭТГИЗ, 1956.
7. Маргалин Я. Где у растений дом. М.: Детская литература, 1981.
8. Надеждина Н. полное лукошко. М., 1961.
9. Никонов Н. Сказки леса. - Свердловск: Средне -Уральское кн. издво,1986.
10.Павлова Н.М. Загадки цветов. Детская литература,1997.
11.Серова Е. Наши цветы. Мин-во Просвещение РСФСР, Л.,1961.
12.Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1979.
13.Энциклопедия. Я познаю мир. М., 2002.
Для педагогов
1. Баранчикова Л.А. "Выращивание огородных растений". Москва, 2003.
2. Вакуленко В.В., Клевенская Т.М., Зайцева Е. Н., Справочник цветовода.
М.: "Колос",1997.
3. Верзилин Н.М.Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
4. Висящева Л.В. Промышленное цветоводство. М.: Агропромиздат,1991.
5. Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Ниво
России,1992.
6. Громов А.Н. Книга цветовода. М.: Колос, 1983. 7.Грищенко В.В. "Защита
растений". Изд. "Мир", 2005.
7. Епанчиков А.В. Комнатные цветы в вашем доме и в школе.Екатеринбург, Диамант, 1992.
8. Ермолаева Е. В. " Мой цветущий сад".Челябинск. ООО "Цветоводство"
"Аркам", 2007.
9. Ильина Е.А., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в
интерьере. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1991.
10.КирееваМ.Ф.
Цветоводство
в
сельской
местности.
М:
Росагропромиздат,1989.

14

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1
«ЮНЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ»
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ,
РЕАЛИЗУЕМОЙ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
естественнонаучной направленности
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

15

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………2
1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………5
1.3 СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………6
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………..9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….10
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..13
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16

16

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные добровольцы» (далее – программа) имеет естественнонаучную
направленность, составлена в соответствии с нормативными актами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
17

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
18

Актуальность программы. В основу программы положена идея
изучения цветочно-декоративных и комнатных растений, особенности
выращивания и их разведения. Человек, привыкший с детства заботится о
растениях переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему
миру. Современные дети, живущие в городах, окружённые благами
цивилизации, оторваны от живой природы. Поэтому даже скромный цветок
на подоконнике даст ему ощущение контакта с природой, наглядно покажет
её ранимость, хрупкость и беззащитность. Программа позволяет
обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на
занятиях знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое
использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и
опытов, развивает у детей навыки исследовательской деятельности,
способствует развитию мышления, наблюдательности. Работа по данной
программе даёт возможность глубже осуществить связь теории с практикой.
Новизна программы состоит в интеграции естественнонаучного
образования и декоративно-прикладного творчества. В содержание
программы добавлены темы с элементами бумажной филиграни «Квиллинг»,
ориентированные на творческую деятельность. Делается акцент на
самостоятельную, индивидуальную, конкурсную деятельность обучающихся.
Добавлены занятия, направленные на здоровьесбережение обучающихся, а
также социально значимых навыках, забота о родном городе и животных.
Значимость данной программы в том, что она даёт детям знания и
опыт практической работы с цветочно-декоративными растениями.
Обучающиеся в ходе занятий знакомятся с профессиями: садовника,
цветовода – декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома,
фитодизайнера. Программа преследует образовательно-воспитательные
цели. Опыт работы многих объединений показал, что правильно
организованная работа детей с декоративными растениями помогает им
закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и
общей биологии. Дает возможность лучше понять связь растений с
внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием
растений.
Адресат программы
Данная программа предназначена для обучающихся 5 – 7 лет,
количественный состав группы не менее 12 человек. Программа составлена
с учетом возрастных особенностей детей. На занятия принимаются дети без
особых знаний и подготовки, без ограничений по полу.
Режим занятий:
Занятия проводятся в творческих объединениях 1 раз в неделю по 1
часу.
Рекомендуемый объём программы: 36 часов по 40 минут.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель в течение одного
учебного года.
Уровень программы: базовый, так как обучение по данной программе
дает возможность детям приобрести базовый минимум знаний, умений и
19

навыков
по
конкретному
направлению
деятельности;
развитие
индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей,
детской одаренности.
Формы и методы обучения, виды занятий.
Форма обучения по программе – очная. Допускается реализация
программы
посредством
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий.
При реализации программы используются:
- формы организации деятельности: групповая, фронтальная.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций,
наблюдение, работа по образцу);
- практический (оформление альбомов и презентаций, эксперимент,
практическая работа, профилактический осмотр растений, паспортизация
растений, создание тематических папок, работа с определителями и
справочниками);
- исследовательский (составление и предъявление проблемных ситуаций,
ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания,
экспериментирование, проведение опытов));
- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
(воспроизводят
полученные знания и усваивают готовую информацию), частично-поисковой
(участие обучающихся в коллективном поиске); исследовательский
(овладение методами научного познания, самостоятельной творческой
работы).
Виды занятий - беседа, практическое занятие, викторина, консультация,
виртуальная экскурсия, презентация.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы:
тестирование;
педагогическое наблюдение;
контрольные вопросы;
тест-опрос;
практическая работа.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование знаний, умений по цветоводству и
садоводству, развитие практических навыков и основ исследовательской
деятельности.
Реализация этой цели возможна при решении следующих задач:
Образовательные
- расширять знания в области ботаники и экологии растений;
- формировать знания, умения, навыки в работе по уходу задекоративными
и комнатными растениями;
- знакомить обучающихся с
профессиями: садовника, цветовода–
20

декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома, фитодизайнера.
- обучать применять умения по выращиванию цветочно-декоративных
растений;
Развивающие
- развивать умение получения необходимой информации для проведения
исследовательскойдеятельности;
- развивать умение самостоятельно организовывать свою деятельность и
самостоятельно работать как индивидуально, так и в группе.
Воспитательные
- развивать коммуникативных качеств и чувства ответственности за свои
поступки;
- формировать ответственное отношение к обучению, проявление готовности
к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- формировать осознанное, доброжелательное и уважительное отношение к
другому человеку, его мнению;
- развивать общую экологическую культуру, аналитические способности.

21

1.2. Учебно-тематический план
№ п/п

Тема занятий

Форма контроля

Количество часов
Всего
Теория Практика

Модуль I
«Юные эко-добровольцы:
марафон знаний»
1.1.

Вводное занятие.
Правила ТБ и ОТ

Тест: «Диагностика
уровня экологической
культуры личности»

1

1

0

1.2.

«Дары осени»

Тест, педагогическое
наблюдение

3

2

1

1.3.

Знакомство с
осенними явлениями
природы

Педагогическое
наблюдение,
контрольные вопросы

4

2

2

1.4.

«То березка, то
рябина»

Тест-опрос

4

2

2

1.5.

«Кто такие
эковолонтеры»

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

1.6.

Промежуточный срез
знаний

Тестирование

Итого

1

0

14

1
8

6

4

2

6

3

3

Модуль II
«Юные зоо-добровольцы.
Марафон знаний»
Педагогическое
6
наблюдение

2.1.

«Домашние
животные»

2.2.

«Зимующие птицы»

2.3.

2

1

1

2.4.

Изготовление
мобильных кормушек
«К нам весна шагает Педагогическое
быстрыми шагами»
наблюдение,
практическая работа

2

1

1

2.5.

«Наши четвероногие Педагогическое
друзья»
наблюдение

4

2

2

2.6.

Подведение итогов
работы за год

2

1

1

Педагогическое
наблюдение,
контрольные
вопросы
Практическая работа

Педагогическое
Наблюдение.
Викторина
22

Итого

22

12

10

ИТОГО

36

20

16

1.3. Содержание
Модуль I «Юные эко-добровольцы: марафон знаний»
1.1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория. Ознакомление с планом работы объединения, с видами
общественно полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в
которых будут участвовать обучающиеся.
Практика. Тест: «Диагностика уровня экологической культуры
личности».
1.2. Знакомство с овощными и фруктовыми культурами: «Дары осени».
(3 ч.)
Теория. Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Практика. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать
трудолюбие. Активизировать словарь детей словами,
обозначающими овощи и трудовые действия.
1.3. Знакомство с явлениями природы, изменения в природе с
приходом осени. (4 ч.)
Теория. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как
туман.
Практика. Развить
познавательную
активность.
Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
1.4. Воспитание любви к природе и животным. (4 ч.)
Теория. Знакомство детей с характерными особенностями деревьев,
сезонными изменениями.
Практика. Сбор и изучение кустарников и деревьев. Тест-опрос: «То
березка, то рябина».
1.5. Занятие по эковолонтерству: «Кто такие эковолонтеры». (2ч.)
Теория. Правила волонтера и виды волонтерства.
Практика. Проведение игры на экологическое воспитание, акция
«Сохраним природу вместе».
1.6. Промежуточный срез знаний.
Модуль II «Юные зоо-добровольцы. Марафон знаний»
2.1. «Домашние животные». (6ч.)
Теория. Формирование у детей обобщенных представлений о
домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят,
какие условия нужны для жизни.
Практика. Лепка из пластилина домашнего животного.
2.2. «Зимующие птицы». (6 ч.)
Теория. Знакомство детей с зимующими птицами.
Практика. Уточнить с детьми, как изменения в природе влияют на
жизнь зимующих птиц. Развивать интерес к наблюдениям за
птицами.
23

Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные, оседлые.
2.3. Изготовление мобильных кормушек (2ч.)
2.4. «К нам весна шагает быстрыми шагами». (2ч.)
Теория. Дать
представления
об
изменениях, происходящих
ранней весной в природе.
Практика. Развивать навыки элементарной исследовательской
деятельности, логическое мышление.
2.5. «Наши четвероногие друзья». (4ч.)
Теория. Формирование у детей представления о заботе за бездомными
животными.
Практика. Проведение акции по сбору кормов для
бездомных животных, просмотр фильма про бездомных животных.
2.6. Подведение итогов работы за год. Викторина (2ч.)
1.4. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием
программы.
Предметные:
По окончанию прохождения курса обучения по программе
«Цветоводство» обучающиеся будут знать и уметь:
 виды цветочно-декоративных, комнатных растений, разнообразием
суккулентов и кактусов;
 технологию размножения суккулентов;
 виды ухода за комнатными, оранжерейными растениями, суккулентами
и кактусами;
 многообразие вредителей комнатных, оранжерейныхрастений;
 признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений;
 почву, основные компоненты почвенных смесей;
 виды удобрений, их характеристику, значение подкормок и их
проведение;
 профессии (садовник, цветовод –
декоратор,
аранжировщик,
озеленитель, агроном, фитодизайнер);
 уметь распознавать вредителей комнатных, оранжерейных растений;
 уметь по ухаживать за комнатными растениями, суккулентами.
Метапредметные:
 сформировано умение получать необходимую информацию для
проведения исследовательской деятельности;
 навык самостоятельной деятельности, индивидуально, и в группе
Личностные:
 коммуникативные качества и чувство ответственности за свои
поступки и действия на благо природы;
 осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к
другому человеку, его мнению.
 развита общая экологическая культура.
24

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Общая
обучения начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
Модуль
1
31 мая
258
1и 2
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

1

36

1 раз в
неделю по
1 часу

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Гастелло, 57 а, кабинет №2. Помещение соответствует санитарным нормам.
№
Наименование оборудования,
Штук
программного обеспечения
п.п
9. Стол для педагога
1
10. Стул педагога

1

11. Ученический стол

6

12. Стул ученический

12

13. Принтер

1

14. Магнитно-маркерная доска

1

15. Шкаф книжный

1

16. Полка

1

2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеет среднеспециальное образование, соответствует требованиям предъявляемым к
педагогу дополнительного образования.
2.3. Формы контроля
Наиболее эффективными формами контроля являются: викторины,
практическая работа, дискуссия, тестовые задания, педагогическое
наблюдение, контрольные вопросы.
2.4. Оценочные материалы
Критериями усвоения программы являются уровень экологических
25

знаний и уровень сформированности экологических отношений, которые
прослеживаются в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
2.5. Методические материалы
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).

26

2.6. Список литературы
Для обучающихся
14.Аршанов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Молодая гвардия,
15.Белозёров Тимофей Журавкин праздник. Изд-во "Москва", 1990.
16.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
17.Головкин Б.Н. Рассказы о растениях - переселенцах. М.:
Просвещение,1995.
18.Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. М., 1981.
19.Кон А. Книга о растениях. ДЭТГИЗ, 1956.
20.Маргалин Я. Где у растений дом. М.: Детская литература, 1981.
21.Надеждина Н. полное лукошко. М., 1961.
22.Никонов Н. Сказки леса. - Свердловск: Средне -Уральское кн. издво,1986.
23.Павлова Н.М. Загадки цветов. Детская литература,1997.
24.Серова Е. Наши цветы. Мин-во Просвещение РСФСР, Л.,1961.
25.Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1979.
26.Энциклопедия. Я познаю мир. М., 2002.
Для педагогов
11.Баранчикова Л.А. "Выращивание огородных растений". Москва, 2003.
12.Вакуленко В.В., Клевенская Т.М., Зайцева Е. Н., Справочник цветовода.
М.: "Колос",1997.
13.Верзилин Н.М.Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
14.Висящева Л.В. Промышленное цветоводство. М.: Агропромиздат,1991.
15.Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Ниво
России,1992.
16.Громов А.Н. Книга цветовода. М.: Колос, 1983. 7.Грищенко В.В. "Защита
растений". Изд. "Мир", 2005.
17.Епанчиков А.В. Комнатные цветы в вашем доме и в школе.Екатеринбург, Диамант, 1992.
18.Ермолаева Е. В. " Мой цветущий сад".Челябинск. ООО "Цветоводство"
"Аркам", 2007.
19.Ильина Е.А., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в
интерьере. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1991.
20.КирееваМ.Ф.
Цветоводство
в
сельской
местности.
М:
Росагропромиздат,1989.

27

Приложение 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2
«ДОШКОЛЬНОЕ ЮННАТСКОЕ СООБЩЕСТВО»
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ,
РЕАЛИЗУЕМОЙ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
естественнонаучной направленности
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

28

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………2
1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………5
1.3 СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………6
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………..9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….10
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..13
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

29

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дошкольное юннатское сообщество» (далее – программа) имеет
естественнонаучную направленность, составлена в соответствии с
нормативными актами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
30

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
31

Актуальность программы. В основу программы положена идея
изучения цветочно-декоративных и комнатных растений, особенности
выращивания и их разведения. Человек, привыкший с детства заботится о
растениях переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему
миру. Современные дети, живущие в городах, окружённые благами
цивилизации, оторваны от живой природы. Поэтому даже скромный цветок
на подоконнике даст ему ощущение контакта с природой, наглядно покажет
её ранимость, хрупкость и беззащитность. Программа позволяет
обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на
занятиях знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое
использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и
опытов, развивает у детей навыки исследовательской деятельности,
способствует развитию мышления, наблюдательности. Работа по данной
программе даёт возможность глубже осуществить связь теории с практикой.
Новизна программы состоит в интеграции естественнонаучного
образования и декоративно-прикладного творчества. В содержание
программы добавлены темы с элементами бумажной филиграни «Квиллинг»,
ориентированные на творческую деятельность. Делается акцент на
самостоятельную, индивидуальную, конкурсную деятельность обучающихся.
Добавлены занятия, направленные на здоровьесбережение обучающихся, а
также социально значимых навыках, забота о родном городе и животных.
Значимость данной программы в том, что она даёт детям знания и
опыт практической работы с цветочно-декоративными растениями.
Обучающиеся в ходе занятий знакомятся с профессиями: садовника,
цветовода – декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома,
фитодизайнера. Программа преследует образовательно-воспитательные
цели. Опыт работы многих объединений показал, что правильно
организованная работа детей с декоративными растениями помогает им
закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и
общей биологии. Дает возможность лучше понять связь растений с
внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием
растений.
Адресат программы
Данная программа предназначена для обучающихся 5 – 7 лет,
количественный состав группы не менее 12 человек. Программа составлена с
учетом возрастных особенностей детей. На занятия принимаются дети без
особых знаний и подготовки, без ограничений по полу.
Режим занятий:
Занятия проводятся в творческих объединениях 1 раз в неделю по 1
часу.
Рекомендуемый объём программы: 36 часов по 40 минут.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель в течение одного
учебного года.
Уровень программы: базовый, так как обучение по данной программе
дает возможность детям приобрести базовый минимум знаний, умений и
32

навыков
по
конкретному
направлению
деятельности;
развитие
индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей,
детской одаренности.
Формы и методы обучения, виды занятий.
Форма обучения по программе – очная. Допускается реализация
программы
посредством
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий.
При реализации программы используются:
- формы организации деятельности: групповая, фронтальная.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентаций,
наблюдение, работа по образцу);
- практический (оформление альбомов и презентаций, эксперимент,
практическая работа, профилактический осмотр растений, паспортизация
растений, создание тематических папок, работа с определителями и
справочниками);
- исследовательский (составление и предъявление проблемных ситуаций,
ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания,
экспериментирование, проведение опытов));
- методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный
(воспроизводят
полученные знания и усваивают готовую информацию), частично-поисковой
(участие обучающихся в коллективном поиске); исследовательский
(овладение методами научного познания, самостоятельной творческой
работы).
Виды занятий - беседа, практическое занятие, викторина, консультация,
виртуальная экскурсия, презентация.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы:
тестирование;
педагогическое наблюдение;
контрольные вопросы;
тест-опрос;
практическая работа.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование знаний, умений по цветоводству и
садоводству, развитие практических навыков и основ исследовательской
деятельности.
Реализация этой цели возможна при решении следующих задач:
Образовательные
- расширять знания в области ботаники и экологии растений;
- формировать умения, навыки в работе по уходу за декоративными и
комнатными растениями;
- знакомить обучающихся с
профессиями: садовника, цветовода–
33

декоратора, аранжировщика, озеленителя, агронома, фитодизайнера.
- обучать применять умения по выращиванию цветочно-декоративных
растений;
Развивающие
- развивать умение получения необходимой информации для проведения
исследовательскойдеятельности;
- развивать умение самостоятельно организовывать свою деятельность и
самостоятельно работать как индивидуально, так и в группе.
Воспитательные
- развивать коммуникативных качеств и чувства ответственности за свои
поступки;
- формировать ответственное отношение к обучению, проявление готовности
к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- формировать осознанное, доброжелательное и уважительное отношение к
другому человеку, его мнению;
- развивать общую экологическую культуру, аналитические способности.
1.2. Учебно-тематический план

1.1.

Модуль III
дошкольное юннатское сообщество
Подбор однолетних и
Дискуссия
8
многолетних растений
для клумб

4

4

1.2.

Посадка семян для
рассады.

Наблюдение

10

4

6

1.3.

Оформление клумбы на
участке

Наблюдение

12

4

8

1.4

Правила ухода за
клумбой

Контрольные
вопросы

4

2

2

1.5

Подведение итогов

Опрос

2

1

1

36

15

21

Итого

34

1.3. Содержание
Модуль III «Дошкольное юннатское сообщество»
3.1 Подбор однолетних и многолетних растений для клумб. (8 ч.)
Теория. Разнообразие растений однолетников, многолетников.
Декоративно- лиственные растения,
разновидности.
Холодостойкие,
теплолюбивые,
тенелюбивые,
светолюбивые,
влаголюбивые
и
засухоустойчивые двулетники и многолетники. Формы цветников (по
контуру клумбы, окаймляющая, миксбордер, робатка и др.).
Практика. Работа со справочной литературой. Изготовление плансхемы цветников (миксбордер, робатка, цветник и др.).
3.2 Посадка семян для рассады. (10 ч.)
Теория. Изучение основ семеноводства, включая правила выбора
качественных семян, особенности подготовки грунта и условия для
успешного проращивания.
Практика. Освоение техник посева семян различными способоми (в
индивидуальные емкости, общие контейнеры, торфяные таблетки) и правила
ухода за сеянцами.
3.3 Оформление клумбы на участке. (12 ч.)
Теория. Изучение принципов ландшафтного дизайна: подбор растений
по высоте, цветовой гамме и срокам цветения, планирование форм и
структуры клумбы.
Практика. Подготовка клумбы и высадка рассады.
3.4 Правила ухода за клумбой. (4 ч.)
Теория. Изучение основных принципов полива, прополки и рыхления
почвы. Освоение правил внесения удобрений, методов борьбы с вредителями
и болезнями.
Практика. Весенняя подготовка почвы, летний уход.
3.5 Подведение итогов. (2 ч.)
Создание мини-проекта по выращиванию рассады выбранной культуры
с фиксацией в дневнике юного натуралиста.

35

1.4. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием
программы.
Предметные:
По окончанию прохождения курса обучения по программе
«Цветоводство» обучающиеся будут знать и уметь:
 виды цветочно-декоративных, комнатных растений, разнообразием
суккулентов и кактусов;
 технологию размножения суккулентов;
 виды ухода за комнатными, оранжерейными растениями, суккулентами
и кактусами;
 многообразие вредителей комнатных, оранжерейныхрастений;
 признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений;
 почву, основные компоненты почвенных смесей;
 виды удобрений, их характеристику, значение подкормок и их
проведение;
 профессии (садовник, цветовод –
декоратор,
аранжировщик,
озеленитель, агроном, фитодизайнер);
 уметь распознавать вредителей комнатных, оранжерейных растений;
 уметь по ухаживать за комнатными растениями, суккулентами.
Метапредметные:
 сформировано умение получать необходимую информацию для
проведения исследовательской деятельности;
 навык самостоятельной деятельности, индивидуально, и в группе
Личностные:
 коммуникативные качества и чувство ответственности за свои
поступки и действия на благо природы;
 осознанное, доброжелательное, уважительное отношение к
другому человеку, его мнению.
 развита общая экологическая культура.

36

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Общая
обучения начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
Модуль 3 1
31 мая
258
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

1

36

1 раз в
неделю по
1 часу

2.2.
Условия
реализации
программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МАДОУ № 39 «Гнездышко». Помещения соответствуют
санитарным нормам.
Требования к помещению:
- помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям
СанПин для учреждений образования;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога.
Оборудование: доска для записи, проектор.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог, соответствует требованиям предъявляемым к
педагогу дополнительного образования.
2.3. Формы контроля
Наиболее эффективными формами контроля являются: викторины,
практическая работа, дискуссия, тестовые задания, педагогическое
наблюдение, контрольные вопросы.
2.4. Оценочные материалы
Критериями усвоения программы являются уровень экологических
знаний и уровень сформированности экологических отношений, которые
прослеживаются в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
2.5. Методические материалы
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
37

2.6. Список литературы
Для обучающихся
27.Аршанов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Молодая гвардия,
28.Белозёров Тимофей Журавкин праздник. Изд-во "Москва", 1990.
29.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
30.Головкин Б.Н. Рассказы о растениях - переселенцах. М.:
Просвещение,1995.
31.Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. М., 1981.
32.Кон А. Книга о растениях. ДЭТГИЗ, 1956.
33.Маргалин Я. Где у растений дом. М.: Детская литература, 1981.
34.Надеждина Н. полное лукошко. М., 1961.
35.Никонов Н. Сказки леса. - Свердловск: Средне -Уральское кн. издво,1986.
36.Павлова Н.М. Загадки цветов. Детская литература,1997.
37.Серова Е. Наши цветы. Мин-во Просвещение РСФСР, Л.,1961.
38.Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1979.
39.Энциклопедия. Я познаю мир. М., 2002.
Для педагогов
21.Баранчикова Л.А. "Выращивание огородных растений". Москва, 2003.
22.Вакуленко В.В., Клевенская Т.М., Зайцева Е. Н., Справочник цветовода.
М.: "Колос",1997.
23.Верзилин Н.М.Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика Пресс,1995.
24.Висящева Л.В. Промышленное цветоводство. М.: Агропромиздат,1991.
25.Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. М.: Ниво
России,1992.
26.Громов А.Н. Книга цветовода. М.: Колос, 1983. 7.Грищенко В.В. "Защита
растений". Изд. "Мир", 2005.
27.Епанчиков А.В. Комнатные цветы в вашем доме и в школе.Екатеринбург, Диамант, 1992.
28.Ермолаева Е. В. " Мой цветущий сад".Челябинск. ООО "Цветоводство"
"Аркам", 2007.
29.Ильина Е.А., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в
интерьере. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та,1991.
30.КирееваМ.Ф.
Цветоводство
в
сельской
местности.
М:
Росагропромиздат,1989.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».