ОП Финансовая грамотность 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ХАРАКТЕРИСТИК
3
9
10
11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

12
12
14
14
15
16

2

РАЗДЕЛ 1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «ФинансоТвор» разработана с учётом:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
4

Актуальность. Занятия по финансовой грамотности очень важны в
наше время, когда многие люди сталкиваются с проблемами в управлении
своими деньгами. В условиях экономической нестабильности и разнообразия
финансовых продуктов важно уметь правильно планировать свой бюджет,
откладывать деньги и делать разумные инвестиции. Обучающиеся смогут
изучить основные принципы финансовой грамотности, что поможет им
принимать обоснованные решения в жизни. Создание настольных игр на эти
темы сделает обучение интересным и увлекательным, а также поможет
лучше запомнить информацию. Игры позволят участникам на практике
применять полученные знания и развивать навыки критического мышления.
Таким образом, занятия не только повысят уровень финансовой грамотности,
но и подготовят участников к реальным жизненным ситуациям, формируя
ответственное отношение к деньгам и ресурсам. Это создаст более
осведомленное и уверенное в себе поколение, готовое справляться с
финансовыми вызовами.
Направленность.
Программа
имеет
социально-гуманитарную
направленность. Программа ориентирована на развитие интеллектуальных
способностей, критического мышления.
Новизной программы является использование нетрадиционных
способов обучения в области финансовой грамотности, в том числе:
- создание настольных игр на темы финансовой грамотности, что
позволит участникам на практике применять полученные знания и развивать
навыки управления деньгами;
- применение интерактивных заданий и симуляций, которые помогут
участникам разобраться в реальных финансовых ситуациях, таких как
составление бюджета, планирование расходов и инвестирование;
- детальное изучение различных финансовых инструментов через игры,
что сделает процесс обучения более увлекательным и доступным для
понимания.
Адресат. В объединение принимаются все желающие дети в возрасте
от 10 до 11 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на
обучение по данной программе предварительной подготовки не требуется.
Характеристика возрастных особенностей школьников.
Младший школьный возраст — от 9 до 11 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть
игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший
школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом
микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно
если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как
оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что
если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со
стороны учителя.
5

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к
себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность.
Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников,
развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой
точки зрения.
Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она
его пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться
трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость,
пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в
общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а также увеличивают эмоционально-чувственную
сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия,
эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский
6

характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста:
игры, дружба, семья.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объём программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество детей в группе 15-20 человек.
Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятий: парные, групповые.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, практическая игра.
Цель программы: формирование знаний о базовых понятиях финансов
через создание настольных игр.
Задачи стартового уровня:
1. Обучающие:
 формировать знания о базовых понятиях финансов (доход, расход,
сбережения, инвестиции);
 формировать знания о правилах составления бюджета и управления
личными финансами;
 формировать знания о различных формах сбережений и
инвестиционных инструментах;
 формировать умения и навыки разработки и создания настольных
игр на финансовую тематику;
 формировать оперативную память, внимание, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику через
игровые задания.
2. Развивающие:
7

 развивать познавательный интерес к экономике и финансам;
 развивать умение собирать, анализировать и систематизировать
информацию о финансовых вопросах;
 развивать коммуникативные способности через работу в группах
при создании игр;
 развивать творческую активность при разработке игровых
концепций и правил.
3. Воспитательные:
 воспитывать у обучающихся ответственность за собственные
финансовые решения;
 воспитывать у обучающихся дисциплину в планировании и
управлении своими финансами;
 воспитывать у обучающихся адекватное отношение к командной
работе при создании настольных игр и совместном решении финансовых
задач.
1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п

Название темы

Всего
часов

1
2

Введение в финансовую грамотность
Что такое деньги и откуда они
взялись
Семья как потребитель
Хозяйственная деятельность семьи
Потребности человека и семьи
Элементы семейного хозяйства
Планирование, учет и контроль в
семейном хозяйстве
Что такое бюджет семьи
Что кладут в потребительскую
корзина
Доходы и расходы семьи
Бюджет семьи
Ресурсосбережение
как
основа
финансового благополучия
Банковская карта. Виды банковских
карт
Как умно управлять своими деньгами
Как сделать сбережения
Кредиты. Виды кредитов
Налоги
Социальные пособия
ИТОГО

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Практи
ческие
занятия

1
2

Теорети
ческие
занятия
1 ч.
0,5

2
2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

3
2
2

1 ч.
0,5
0,5

2 ч.
1,5
1,5

2

0,5

1,5

2
2
2
2
2
36

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
10

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
26

1,5

Формы
аттестации
/ контроля
Беседа,
наблюдение,
практическа
я игра.

8

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в финансовую грамотность
Теория: Цели и задачи финансовой грамотности. Зачем нужна
финансовая грамотность? Основные финансовые термины.
Практика: «Финансовый словарь» — карточная игра, где игроки
объясняют термины, а другие должны угадать их значение.
Тема 2. Что такое деньги и откуда они взялись
Теория: Определение денег и их функции (средство обмена, мера
стоимости, средство сбережения). История денег: от бартерной системы до
современных валют. Различие между наличными и безналичными деньгами.
Практика: Игра «История денег»: карточная игра, где ученики
получают карточки с различными этапами истории денег. Они должны
расположить их в правильном порядке и объяснить, как изменялся способ
обмена.
Тема 3. Семья как потребитель
Теория: Роль семьи в экономике как потребителя товаров и услуг.
Понятие потребительского выбора и его влияние на рынок.
Практика: Игра «Потребительский выбор»: ученики делятся на
группы и получают разные сценарии (например, семейный бюджет,
ограниченные средства). Они должны выбрать, какие товары и услуги они
купят, основываясь на своих потребностях.
Тема 4. Хозяйственная деятельность семьи
Теория: Основные виды хозяйственной деятельности: покупка,
продажа, обмен. Как семья управляет своими ресурсами.
Практика: Игра «Семейный бизнес»: ученики создают свои минибизнесы (например, магазин игрушек), устанавливают цены и управляют
запасами, принимая решения о закупках.
Тема 5. Потребности человека и семьи
Теория: Разделение потребностей на основные (физиологические) и
вторичные (социальные, культурные). Как потребности влияют на
финансовые решения.
Практика: Игра «Пирамида потребностей»: ученики создают свою
пирамиду потребностей, расставляя карточки с потребностями от самых
основных до самых высоких.
Тема 6. Элементы семейного хозяйства
Теория: Что такое семейное хозяйство и его элементы (доходы,
расходы, сбережения). Как элементы взаимосвязаны между собой.
Практика: Игра "Семейное хозяйство": ученики получают карточки с
различными элементами бюджета и должны создать сбалансированное
семейное хозяйство.
Тема 7. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве
Теория: Зачем нужно планировать бюджет семьи. Основные методы
учета доходов и расходов.
9

Практика: Игра «Бюджетный планировщик»: ученики получают
разные сценарии доходов и расходов и должны составить план бюджета на
месяц.
Тема 8. Что такое бюджет семьи
Теория: Определение бюджета семьи. Как составить семейный
бюджет.
Практика: Игра «Семейный бюджет»: ученики разрабатывают свой
семейный бюджет, учитывая различные источники дохода и расходы.
Тема 9. Что кладут в потребительскую корзину
Теория: Определение потребительской корзины. Как составляется
потребительская корзина в России и других странах.
Практика: Игра «Составь свою корзину»: ученики выбирают
продукты для своей потребительской корзины из предложенного списка и
обосновывают свой выбор.
Тема 10. Доходы и расходы семьи
Теория: Различие между доходами (постоянные и переменные) и
расходами (необходимые и неважные). Как управлять доходами и расходами.
Практика: Игра «Доходы и расходы»: ученики получают карточки с
различными ситуациями (например, получение зарплаты, неожиданные
расходы) и должны принимать решения о распределении средств.
Тема 12. Бюджет семьи
Теория: Как создать эффективный семейный бюджет. Роль бюджета в
управлении финансами семьи.
Практика: Игра «Бюджетная симуляция»: ученики используют
данные о доходах и расходах для создания бюджета на год с учетом
различных жизненных событий.
Тема 14. Ресурсосбережение как основа финансового благополучия
Теория: Понятие ресурсосбережения. Как экономия ресурсов влияет
на финансы семьи.
Практика: Игра «Экономия ресурсов»: ученики придумывают
способы экономии ресурсов в своем домашнем хозяйстве и представляют
свои идеи классу.
Тема 15. Банковская карта. Виды банковских карт
Теория: Что такое банковская карта и ее виды (дебетовые, кредитные,
предоплаченные). Как пользоваться банковскими картами безопасно.
Практика: Игра «Карточный бизнес»: ученики создают свои
собственные карточные продукты, определяют их преимущества и
недостатки.
Тема 16. Как умно управлять своими деньгами
Теория: Основные принципы управления личными финансами. Как
избежать долгов и финансовых проблем.
Практика: Игра «Финансовый гуру»: ученики получают различные
финансовые ситуации и должны выбрать лучший способ управления
деньгами в каждой ситуации.
10

Тема 19. Как сделать сбережения
Теория: Зачем нужны сбережения. Способы накопления средств.
Практика: Игра «Сберегательный план»: ученики разрабатывают свои
планы по накоплению средств на определенные цели (например, покупка
телефона).
Тема 20. Кредиты. Виды кредитов
Теория: Что такое кредит и его виды (потребительский, ипотечный,
автокредит). Преимущества и риски кредитования.
Практика: Игра «Кредитный выбор»: ученики анализируют различные
кредитные предложения и выбирают наиболее подходящее для своих нужд.
Тема 21. Налоги
Теория: Что такое налоги и зачем они нужны. Основные виды налогов
в России.
Практика: Игра «Налоговая викторина»: ученики отвечают на
вопросы о налогах и их роли в обществе, получая очки за правильные ответы.
Тема 22. Социальные пособия
Теория: Что такое социальные пособия и кому они назначаются. Виды
социальных пособий в России.
Практика: Игра «Социальное обеспечение»: ученики обсуждают
различные сценарии, когда семья может нуждаться в социальных пособиях, и
принимают решения о том, какие пособия могут быть полезны.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
 знают о базовых понятиях финансов (доход, расход, сбережения,
инвестиции);
 знают о правилах составления бюджета и управления личными
финансами;
 знают о различных формах сбережений и инвестиционных
инструментах;
 имеют навыки разработки и создания настольных игр на
финансовую тематику;
 демонстрируют оперативную память, внимание, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику через
игровые задания.
Метапредметные результаты:
 демонстрируют познавательный интерес к экономике и финансам;
 умеют собирать, анализировать и систематизировать информацию о
финансовых вопросах;
 демонстрируют коммуникативные способности через работу в
группах при создании игр;
 демонстрируют творческую активность при разработке игровых
концепций и правил.
11

Личностные результаты:
 демонстрируют ответственность за собственные финансовые
решения;
 демонстрируют дисциплину в планировании и управлении своими
финансами;
 демонстрируют адекватное отношение к командной работе при
создании настольных игр и совместном решении финансовых задач.

12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучения начала
обучения

Дата
Общая Количес
окончания продол тво
обучения жител учебных
ьность недель
(кален
дарны
х дней)
1 сентября 31 мая
258
36

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Количест
во
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

1

36

1 раз в
неделю
по
1
часу

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят на базе школьных общеобразовательных
организаций МО Богданович.
Оборудование учебного кабинета:
1. стол детский – 5 штук;
2. стул детский – 10 штук;
3. ноутбук – 1 штука;
4. проектор – 1 штука;
5. интерактивная доска – 1 штука.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
образование в соответствии с направленностью программы. Владеет
индивидуальным инструментом педагога дополнительного образования, с
помощью которого он выбирает оптимальные и наиболее эффективные для
каждого состава обучающихся (определенной возрастной категории)
содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса
в
соответствии
с
определенной
в
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе целью и результатами
обучения, а также формы аттестации и последовательность изучения тем.
Методическое обеспечение:
В основе организации занятий лежат базовые педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
13

На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений. Для формирования умений
используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа,
практическое занятие, открытое занятие.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
практическая игра. Это позволяет судить о сформированности предметных
компетенций.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие
методические материалы:
1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая
грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая
грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр.
орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще- обр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.:
Российская
экономическая
школа,
2010.
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
5. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы
для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)

14

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью
выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне,
определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные
ЗУН. Форма проведения – беседа.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдения,
практические игры.
Итоговая аттестация проходит в форме разработки творческих проектов
и их презентация.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: форма подведения итогов (Приложение 1).

15

2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр.
программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В.
Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
2. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой
управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
3. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки:
учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
4. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие.
М.: Дело, 2012. 112 с.
5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
6. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять
семейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Как помочь вашему ребенку стать финансово грамотным: советы и
стратегии для родителей. URL: https://iqclub.ru/blog/2023/08/kak-pomochvashemu-rebenku-stat/ (дата обращения 25.08.2025)

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг личностного развития детей
в процессе освоения дополнительных образовательных программ
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
-терпения хватает
меньше чем на ½
занятия

1.Организационноволевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность
выдерживать
нагрузки,
преодолевать
трудности

%
/ Методы
кол-во диагностики
чел.
Наблюдение,
опрос, беседа

- терпения хватает
больше чем на ½
занятия
- терпения хватает
на все занятие

Способность
активно побуждать
себя
к
практическим
действиям

Умение
контролировать
свои поступки

- волевые усилия
побуждаются извне
- иногда
детьми

самими

- всегда
детьми

самими

находятся
постоянно
под
воздействием
контроля извне

Самостоятельная
работа,
наблюдение

Наблюдение

периодически
контролируют себя
сами
постоянно
контролируют себя
сами
2. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка

- завышенная
Способность
оценивать
адекватно
реальным

-заниженная
себя

Беседа,
наблюдение

- нормальная

17

достижениям
2.2.
Интерес
занятиям в д/о

к Осознанное
интерес
участие детей в продиктован извне
освоении
интерес
образовательной
периодически
программы
поддерживается
самим

Самостоятельная
работа, опрос

интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно
3.
Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность

периодически
провоцируют
Отношение детей к конфликты
столкновению
интересов (спору) в - в конфликтах не
процессе
участвуют,
взаимодействия
стараются
их
избегать

Беседа,
наблюдение

пытаются
самостоятельно
уладить
3.2.
Тип
сотрудничества
(отношение детей к
общим делам д/о)

Умение
- избегают участия
воспринимать
в общих делах
общие дела, как
- участвуют при
свои собственные
побуждении извне
- инициативны
общих делах

Беседа,
наблюдение,
самостоятельная
работа

в

Мониторинг результатов:
- количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу,
освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
- совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и
воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
- перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы;
- рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик
преподавания.

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика результатов освоения программы: «Финансовая
грамотность»
Показатели (оцениваемые
параметры)

1.
Наличие
представлений
о
профессиях
взрослых и новых
современных
профессиях.

2. Проявляет интерес
к
современной
социально
–
экономической
стороне
жизни
людей.

3.
Имеет
представления
о
деньгах,
сформированы
представления
«деньги», «дорого»,
«дешево»,

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Осведомленност
ь о различных
профессиях и их
значении
в
современном
обществе.

Активное
участие
в
обсуждении
социальных
и
экономических
вопросов,
проявление
любознательнос
ти к событиям в
обществе.

Понимание
основных
финансовых
понятий

3 балла – ребенок среди
перечисленных называет
две
–
три
новые
профессии;
знает
и
называет
профессии
взрослых и членов своей
семьи,
мотивирует
выбор
будущей
профессии (как у мамы,
папы,
потому
что
интересная и тд.)
2 балла – называет одудве профессии среди
знакомых. Не называет
профессии
своих
близких (родителей и
тд.),
но
раскрывает
содержание
их
деятельности.
1
балл
–
ответы
расплывчаты и неточны.
Не знает ни одной новой
современной профессии,
мало ориентируем в
данной области, ничего
не знает о работе своих
родителей.
3 балла – ребенок
отвечает на все вопросы,
выполняет задания.
2 балла – отвечает на
два вопроса, выполняет
задания.
1 балл – отвечает на
один-два вопроса, дает
формальные
ответы,
задания не выполняет.

3 балла – ребенок
правильно,
осознанно
отвечает на все вопросы;
в
ответах
обнаруживается
взаимосвязь
и нравственно-трудового

% / кол-во
чел.

Методы
диагностики

Индивидуал
ьная беседа,
опрос

Наблюдение
за ребенком
в
повседневно
й жизни;
индивидуаль
ная беседа,
для которой
потребуется
картинки с
изображение
м различных
товаров.
Индивидуал
ьная беседа,
опрос

19

«покупать»,
«продавать»,
«деньги
других
стран»,
«бюджет»,
«доллар»,
«евро»,
«деньги
зарабатывают»;
представления, что
деньги
можно
зарабатывать,
копить, расходовать
на покупки товаров
(вещей, продуктов)
для себя и других.

4. Осознает, откуда
берутся
деньги,
зачем они нужны
людям.

5.
Имеет
представления
о
рекламе,
видах
рекламы:
сформировано
правильное

умение
различать
стоимость
товаров и услуг.

и
экономического
воспитания (купил бы
маме, папе, бабушке…)
2 балла – правильно
отвечает, отсутствуют
знания, определяющие
взаимосвязь
нравственно-трудового
и
экономического
воспитания,
преодолевает
направленность на себя.
1
балл
–
ответы
поверхностны,
формальны, не имеет
представления о том,
откуда берутся деньги;
отсутствует
позиция
«для других».
3 балла – дети дают
такие ответы: «Деньги
Способность
нужны,
чтобы
объяснить
покупать…», «Бывают
источники
российские деньги –
дохода
и рубли и иностранные
функции денег в (валюта); бумажные и
жизни людей.
металлические…»,
«Деньги
зарабатывают.»,
(Отвечая на последний
вопрос,
ребенок
демонстрирует желание
потратить деньги не
только на себя, но и на
близкого человека).
2 балла – ответы беднее
по
содержанию;
не
может ответить на два
вопроса.
1 балл – отвечает на
первый
и
третий
вопросы;
мотив
направлен
на
удовлетворение только
своих
желаний
и
интересов.
3 балла – называет
разные виды рекламы,
знает ее название, имеет
Знание
представление о том,
различных
кто делает рекламу и
видов рекламы и участвует
в
ней;

Наблюдение
за
поведением
ребенка в
режимные
моменты, во
время
продуктивно
й
деятельности
, игр;
индивидуаль
ная беседа.

Индивидуал
ьная беседа,
опрос

20

объясняет, как следует
воспринимать рекламу.
2 балла – в ответе
ребенка
присутствует
три показателя.
1 балл – содержание
ответов поверхностное;
недостаточно
осознанное,
фрагментарное.
3 балла – ребенок не
6. В пределах своих Умение
принимать
любит
беспорядок,
возрастных,
обоснованные
аккуратен;
пытается
физических
решения
при исправить оплошности
способностей
совершении
сам; умеет ставить цель
проявляет
покупок
и и
находить
финансовую
рациональные способы
грамотность
в управлении
организации
ее
повседневной жизни: личными
достижения; имеет опыт
умеет вести себя в финансами.
самостоятельного
магазине.
творческого применения
полученных знаний в
повседневной жизни.
2 балла – стремится к
порядку,
аккуратен,
исправляет оплошности
при
напоминании
взрослого; знает, как
надо себя вести, но на
практике применить не
может.
1 балл – показатели
отсутствуют.
отношение
рекламе.

к критическое
восприятие
рекламных
материалов.

Наблюдение
за
поведением
ребенка во
время
режимных
моментов, в
ходе
свободной
игровой
деятельности
.

1. Наличие представлений о профессиях взрослых и новых
современных профессиях.
Методы диагностики: индивидуальные беседы.
Вопросы: 1. Как ты думаешь, почему все взрослые получают
профессию и трудятся, работают?
2. Какие профессии ты знаешь?
3. Можешь вспомнить, как называется профессия мамы, папы, бабушки
(и других членов семьи).
4. Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и
привлекательной?
5. Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым и почему?
Оценка:
3 балла – ребенок среди перечисленных называет две – три новые
профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи,
21

мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что
интересная и тд.)
2 балла – называет оду-две профессии среди знакомых. Не называет
профессии своих близких (родителей и тд.), но раскрывает содержание их
деятельности.
1 балл – ответы расплывчаты и неточны. Не знает ни одной новой
современной профессии, мало ориентируем в данной области, ничего не
знает о работе своих родителей.
2.Проявляет интерес к современной социально – экономической
стороне жизни людей.
Методы диагностики: наблюдение за ребенком в повседневной
жизни; индивидуальная беседа, для которой потребуется картинки с
изображением различных товаров.
Вопросы: 1. Чем славится город, в котором мы живем?
2. На каких предприятиях, которые есть в нашем городе, работают
твои родители?
3. Какая продукция, товары, изготовляемые на наших заводах, нужны
всем людям?
4. Выбери картинки с изображением продукции, которую выпускают
предприятия нашего города?
Оценка:
3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, выполняет задания.
2 балла – отвечает на два вопроса, выполняет задания.
1 балл – отвечает на один-два вопроса, дает формальные ответы,
задания не выполняет.
3. Имеет представления о деньгах, сформированы представления
«деньги», «дорого», «дешево», «покупать», «продавать», «деньги других
стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»;
представления, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на
покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
Методы диагностики: индивидуальная беседа.
Беседа. Вопросы:
3балла – ребенок правильно, осознанно отвечает на все вопросы; в
ответах
обнаруживается
взаимосвязь
нравственно-трудового
и
экономического воспитания (купил бы маме, папе, бабушке…)
2балла – правильно отвечает, отсутствуют знания, определяющие
взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
преодолевает направленность на себя.
1балл – ответы поверхностны, формальны, не имеет представления о
том, откуда берутся деньги; отсутствует позиция «для других».
4.Осознает, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
Методы диагностики: наблюдение за поведением ребенка в
режимные моменты, во время продуктивной деятельности, игр;
индивидуальная беседа.
22

Наблюдение. Оценка:
3балла - ребенок проявляет наблюдательность; по дороге в детский
сад замечает курс валюты, новый рекламный щит и т.д. – и с удовольствием
делится впечатлениями со сверстниками, по-своему дает оценку; с интересом
использует полученные впечатления в играх, в изобразительной
деятельности: задает вопросы воспитателю, родителям, интересуется
отношением родителей к оценке полученных впечатлений.
2балла – делится впечатлениями и дает им оценку, но впечатления не
находят отражения в практической деятельности.
1балл – ребенок не наблюдателен, не проявляет активного интереса к
полученным впечатлениям: не проявляет потребности обогатить полученные
впечатления, узнать отношение других к полученной информации.
Беседа. Вопросы.
1.Зачем людям деньги, как ты думаешь?
2.Какие бывают деньги?
3.Откуда они берутся?
4.Что было, когда денег не было?
5.Что бы сделал, если бы заработал миллион?
Оценка:
3балла – дети дают такие ответы: «Деньги нужны, чтобы покупать…»,
«Бывают российские деньги – рубли и иностранные (валюта); бумажные и
металлические…», «Деньги зарабатывают.», (Отвечая на последний вопрос,
ребенок демонстрирует желание потратить деньги не только на себя, но и на
близкого человека).
2балла – ответы беднее по содержанию; не может ответить на два
вопроса.
1балл – отвечает на первый и третий вопросы; мотив направлен на
удовлетворение только своих желаний и интересов.
5.Имеет представления о рекламе, видах рекламы: сформировано
правильное отношение к рекламе.
Метод диагностики: индивидуальные беседы.
Вопросы:
1.Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу?
2. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?
3.Где ты узнал про нее?
4.Как следует поступить, если реклама обращается ко всем и сообщает:
«Купите, это для вас! Это ваше!»?
Оценка:
3балла – называет разные виды рекламы, знает ее название, имеет
представление о том, кто делает рекламу и участвует в ней; объясняет, как
следует воспринимать рекламу.
2балла – в ответе ребенка присутствует три показателя.
1балл – содержание ответов поверхностное; недостаточно осознанное,
фрагментарное.
23

6.В пределах своих возрастных, физических способностей
проявляет финансовую грамотность в повседневной жизни: умеет вести
себя в магазине.
Методы диагностики: наблюдение за поведением ребенка во время
режимных моментов, в ходе свободной игровой деятельности.
Наблюдение. Оценка.
3балла – ребенок не любит беспорядок, аккуратен; пытается исправить
оплошности сам; умеет ставить цель и находить рациональные способы
организации ее достижения; имеет опыт самостоятельного творческого
применения полученных знаний в повседневной жизни.
2балла – стремится к порядку, аккуратен, исправляет оплошности при
напоминании взрослого; знает, как надо себя вести, но на практике
применить не может.
1балл – показатели отсутствуют.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».