ОГЛАВЛЕНИЕ
I. .......................................................................................................... К
ОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ................................................. 3
1.1 ...................................................................................................... П
ояснительная записка ........................................................................................ 3
1.2...................................................................................................... У
чебный план ....................................................................................................... 5
1.3 ...................................................................................................... С
одержание общеразвивающей программы ...................................................... 6
1.4 ...................................................................................................... П
ланируемые результаты................................................................................... 10
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ......................................................................................... 11
2.1. .................................................................................................... К
алендарный учебный график ......................................................................... 11
2.2 ...................................................................................................... У
словия реализации программы ....................................................................... 11
2.3. .................................................................................................... Ф
ормы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................... 14
III......................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................... 22
3.1. Литература для педагога ...................................................................... 22
3.2. Литература для обучающихся и родителей ....................................... 22
Приложение 1............................................................................................... 23
Приложение 2............................................................................................... 27
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
1.1
3
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных
программ».
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 №АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-139 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию детских
технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результата
федерального проекта «Образование» и признании утратившим силу
распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-27 «Об
4
утверждении
методических рекомендаций
по
созданию
и
функционированию детских технопарков «Кванториум».
Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
Образовательной программы Детского технопарка «Кванториум» МБУ
ДО ЦДТ «КРЕАТИВ».
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая
программа «Промробоквантум. Основы робототехники» соответствует
технической направленности, так как она ориентирована на погружение в
темы промышленного интернета вещей, коллаборативной робототехники и
роботизации в рамках гибких производственных систем, автономных
самообучающихся систем.
Актуальность программы. ДОП разработана на основе методических
рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков
«Кванториум» и реализуется на новом образовательном подходе: погружение
ребенка в насыщенную техносферу проектной, исследовательской и
соревновательной деятельности. Данная программа воплощает идею
Промробоквантума по выявлению и подготовке мотивированных
школьников, готовых к освоению современных информационных
технологий, робототехники и созданию технологий будущего. Знания и
навыки, предлагаемые программой, становятся инструментом для
саморазвития личности, формирования познавательного интереса у
обучающихся к сфере ИT и робототехники, к нестандартному мышлению и
принятию решений в условиях неопределенности.
Отличительные особенности программы, новизна
Использование
в
процессе
обучения
высокотехнологичного
оборудования и практико-ориентированного подхода позволяет построить
оптимальную
образовательную
модель,
сочетающую
применение
теоретических знаний в решении практических вопросов и формирующую
предпрофессиональные навыки обучающихся. Практическое погружение в
робототехнику дает возможность сформировать высокую мотивацию
обучающихся для освоения следующих (углубленного и проектного)
модулей данного направления.
Адресат программы. ДОП предназначена для детей в возрасте 10-14
лет.
Подростковый возраст – период активного формирования личности
человека. Это переход от детства к юности. 10-15 лет. Ведущей
деятельностью в подростковом возрасте (10-15 лет) является общение со
сверстниками
в
общественно-полезной
деятельности.
Развитие
познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом возрасте
имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные
изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные
задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего
5
школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют
сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи
решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее
существенные изменения в структуре психических познавательных
процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в
интеллектуальной сфере.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками
происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было
характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются
приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот
способности развиваются только в деятельности, которая вызывает
положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка
дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и
самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В
противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов
роста и развития различных функциональных систем организма) можно
понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Основной идей программы является командообразование – работа в
группах проводится не с каждым конкретным ребёнком, а с ребёнком как
частью команды. Таким образом, уже с первых дней, обучающиеся готовы к
общему делу. Обучающиеся коллеги, стремящиеся вместе постичь основы
конструирования и программирования, решать сложные задачи, которые им
по одиночке были бы не под силу.
При решении каждой задачи в команде, безусловно, появляется лидер,
который должен руководить работой команды. Но благодаря разнообразию
решаемых задач, каждый ребёнок может показать себя в разных сферах, а
потому не получается, что кто-то задерживается на «руководящих» местах
дольше других. Обучающиеся с радостью распределяют между собой
подзадачи, зная, кто на что способен. Этот момент тоже является важным в
командообразовании. При этом не обязательно, что лидером в каком-то
конкретном задании окажется «самый умный» или «самый старший».
Очень важно сформировать адекватное отношение к соревнованиям,
поскольку не существует иного способа проверки командной работы, а
потому надо к ним относиться как к плановому контролю, к очередному
этапу испытаний созданного робота. Выигрыш в соревнованиях говорит о
росте общего уровня ребят и возможности участия в более сложных
номинациях. А проигрыш не даёт поводов для расстройства, он позволяет
участниками проанализировать свои ошибки, недочёты, создать более
совершенных роботов, провести какие-то изменения в распределении
подзадач между участниками команды. Любые соревнования – отличный
обмен опытом среди разных команд, дающий мощные толчки к дальнейшему
6
развитию.
Система набора в группы:
число детей, одновременно находящихся в группе: 10-12 человек;
объединения формируются по возрасту.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 3 часа.
Объем программы: 108 учебных часов.
Срок освоения: 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа имеет модульную структуру. Образовательный процесс
строится на практикоориентированности, индивидуализации и работе с
мотивацией, в основе чего стоят реальные понятные примеры из жизни, где и
как можно применять полученные знания.
Уровень программы – стартовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседы, практические занятия, анализ и
решение проблемных ситуаций, контрольные практические работы, решение
кейсов.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: презентация и защита итогового кейса.
Цель программы –формирование интереса к изучению робототехники
через решение кейсовых заданий.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомство со специализированными алгоритмами управления и
встраиваемого программного обеспечения;
введение в разработку и эксплуатацию робототехнических устройств;
знакомство с методами проектирования и конструирования
робототехнических устройств.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, умение ориентироваться в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать
техническую литературу для поиска сложных решений;
формирование
умения
организовывать
последовательную
комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе
исследовательскую, креативную и реализационную деятельность.
Воспитательные:
воспитание этики групповой работы;
воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
развитие познавательного интереса к технике и технологиям.
7
1.2 Учебный план
Количество часов
№п/п
Название блока, темы/кейса
Всего
1.
1.1
2.
2.1
2.2
3.
3.1.
3.2.
3.3
5.
Социокультурный блок
Знакомство с основными понятиями,
устройствами и принципами современной
робототехники.
Инструктаж, ТБ.
Технологии конструирования
Особенности конструирования
Создание простых механизмов
Разработка роботизированных проектов
Разработка конструкции
Знакомство с программным обеспечением
робототехнических устройств
Особенности программирования
роботов
Презентация результата
Итоговый кейс
Итого:
Теория
Формы
аттестации/
контроля
Практика
3
3
1
1
2
2
12
2
10
6
6
90
1
1
15
5
5
75
27
60
5
10
22
50
3
3
-
3
3
108
18
90
Входной:
собеседование
Промежуточны
й: практическая
работа
Итоговый кейс:
презентация и
защита
итогового
кейса
Содержание учебного плана
1.
Социокультурный блок.
1.1.
Знакомство с основными понятиями, устройствами и
принципами современной робототехники. Инструктаж, ТБ.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности и правила
поведения; основные понятия и концепции современной мобильной и
промышленной робототехники.
Практика: Знакомство с обучающимися, сбор и корректировка
ожиданий.
1.2.
Знакомство с оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Теория: Знакомство с оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Настройка, тестирование оборудования.
8
Форма контроля: собеседование на знание основных понятий
робототехники.
2.
Технологии конструирования
2.1. Особенности конструирования
Теория: Типы конструкций, особенности построения роботов
Практика: особенности применения оборудования квантума для
решения задач построения роботов.
2.2. Создание простых механизмов
Теория: Изучение построения и применения механических передач
Практика: Особенности применения оборудования квантума для
решения задач построения мехатронных роботов
3.
Разработка роботизированных проектов.
3.1. Разработка конструкции
Теория: Кинематика роботов, особенности разработки конструкции
робота под различные задачи.
Практика: Построение модели робота под выполнение определенных
задачи из конструктора, запуск и корректировка модели при ручном
управлении.
Знакомство с программным обеспечением роботизированных проектов.
Особенности программирования роботов
Теория: Знакомство с программным обеспечением роботизированных
проектов, примеры программирования
Практика: Создание своего роботизированного проекта, работающего
автономно (по программе)
3.2. Презентация результата.
Практика:
Защита
(представление)
созданной
модели
роботизированного проекта. Форма контроля: презентация разработанного
робота.
4.
Итоговый кейс.
Практика: Разработка решения. Выступление перед публикой,
презентация результата.
Форма контроля: решение одного из предложенных кейсов.
9
1.4 Планируемые результаты
Достижение
планируемых
результатов освоения
программы
обеспечиваются за счёт выполнения учебного плана и реализации системы
воспитательных, в том числе досуговых, конкурсных, мероприятий за его
рамками.
Предметные результаты:
- будут иметь представления о разработке специализированными
алгоритмами
управления и встраиваемого программного
обеспечения;
будут иметь представления о разработке и эксплуатации
робототехнических устройств;
- будут знакомы с методами проектирования и конструирования
робототехнических устройств.
Метапредметные результаты:
- понимание этапов проектной командной деятельности, практики
решения кейс- заданий;
понимание рационального подхода к выбору программного и
аппаратного инструментария через применение логических рассуждений
(находить общее и различное, обобщать, вычленять, структурировать
материал).
Личностные результаты:
- умение коммуницировать с членами команды в процессе проектной
деятельности;
- сформированность
этичного поведения по отношению к
сверстникам, детям старшего и младшего возраста, взрослым людям в
процессе образовательной деятельности;
- устойчивая мотивация к продолжению обучения по программам
технической направленности, участию в конкурсных мероприятиях.
10
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Общая
обучен начала
окончания продолжит
ия
обучения обучения ельность
(календар
ных дней)
1 год
1
сентября
31 мая
258
Количест
во
учебных
недель
36
Колич
ество
часов
в
неделю
Количес Режим
тво
занятий
учебных
часов в
год
3
108
1 раз в
неделю
по 3 часа
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе детского технопарка «Кванториум»
структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ «Креатив», ул. Ленина, 7,
кабинет № 6, в специально оборудованном помещении «Промробоквантум».
Помещение соответствует санитарным нормам.
№
1
1.1
2
2.1
2.2
Наименования объектов и
Необходимое
Примечания
средств
материально- количество
технического обеспечения
Расходные материалы
Бумага формата А4
500 листов
Технические средства обучения
Персональный
компьютер
–
1
Компьютер (ноутбук) с монитором,
рабочее место педагога (РМП)
клавиатурой и мышкой, на который
установлено
программное
обеспечение.
Компьютеры
(ноутбуки)
и
смартфоны(планшеты)
должны
быть подключены к единой Wi-Fiсети с доступомв Интернет.
Персональный
компьютер
рабочее место обучающегося
–
12
Компьютер (ноутбук) с монитором,
клавиатурой и мышкой, на который
установлено
программное
обеспечение.
Компьютеры
(ноутбуки)
и
смартфоны(планшеты)
должны
быть подключены к единой Wi-Fiсети с доступомв Интернет.
11
2.3
Презентационное оборудование
1
2.4
1
2.5
Флипчарт
с
комплектом
листов/маркерная доска
Базовый робототехнический набор
2.6
Ресурсный робототехнический набор
7
Интерактивная
панель
подключаемая к РМП.
Соответствующий
набор
письменных принадлежностей
7
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
обладающим профессиональными знаниями и компетенциями в организации
и проведении образовательной деятельности. Уровень образования
соответствует профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», без требований к квалификационной
категории по должности.
Методические материалы
Организация занятий и выбор методов обучения опирается на
современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики,
учитывающие основные положения нормативно-правовых документов
Российского
образования:
личностно
ориентированное
обучение,
гуманизацию
и
гармонизацию
образовательной
деятельности,
интегрированность предметов и методик, дифференцированный подход. В
ходе образовательной деятельности особое внимание уделяется
индивидуализации, при применении которой во время выполнения
практических заданий у обучающихся поощряется свобода выбора методов
решения поставленной задачи и творческий подход. Программа реализуется
на основе практико-ориентированного подхода, что предполагает активную
самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит
активное овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
В ходе обучения, обучающиеся принимают участие в соревнованиях и
реализации различных проектов. Компетенции обучающегося по ДООП
включает в себя целый спектр умений и навыков: это работа в различных
графических редакторах, работа в программах для трехмерного
моделирования, работа в конструкторе виртуальной и дополненной
реальности, включающая в себя навыки написания программного кода.
В процессе образовательной деятельности используется работа
индивидуально, в парах, в проектных командах; осуществляется
взаимодействие с помощью социальных сетей и облачных сервисов. На
занятиях используются: беседа, опрос, дискуссия и т.д.; приемы игровой
деятельности; демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; просмотр
кино- и телепрограмм, обучающие видеоролики.
Методы проведения занятий: метод проблемного изложения
(постановка проблемы и решение ее самостоятельно или группой); метод
кейсов; «Вытягивающая модель» обучения; Метод Scrum; Метод фокальных
объектов. В программе используются элементы технологий: ТРИЗ, SMART и
12
других.
№п/п
1
Название раздела, Материальнотемы
техническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Социокультурный
Презентации,
блок
беседы.
Компьютеры,
конструкторы
2
Робототехнические
системы
3
Разработка
роботизированных
проектов
6
Итоговый кейс
Формы,
методы, Формы
приемы
обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
план Беседа,
объяснительноиллюстративный
метод.
Технологии
развивающего
обучения,
игровые,
компьютерные
технологии,
технологии личностноориентированного
обучения.
Презентации,
план Технологии
беседы.
развивающего
Компьютеры,
обучения;
интерактивная панель, компьютерные
конструкторы,
технологии,
практические
технологии личностнозадания.
ориентированного
обучения.
Презентации.
Демонстрация
Компьютеры,
материала. Наглядные
конструкторы,
практические,
интерактивная панель интерактивные.
практическое
Технологии
задание.
развивающего
обучения;
компьютерные
технологии,
технологии личностноориентированного
обучения.
Компьютер,
Кейс-метод.
интерактивная панель, Технологии
практическое задание. развивающего
обучения;
компьютерные
технологии,
технологииличностноориентированного
обучения.
фронтальная
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Групповая
13
Личностные
результаты
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На
основании
проведенной
педагогической
диагностики
разрабатываются индивидуальные образовательные траектории, которые
способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение
вперед и успешное обучение, пробуждают творчество обучающихся.
В программе предусматриваются следующие виды контроля: вводный,
текущий, итоговый, проводимый после завершения всей программы.
Планируемыерезультаты
Критерии
оценивания
Сформированность этичного
поведения по отношению к
сверстникам, детям старшего
и
младшего
возраста,
взрослым людям в процессе
образовательной
деятельности
Приложение
1
Виды контроля/ Диагностический
промежуточной
инструментарий
аттестации
(формы, методы
диагностики)
Входной
Собеседование
Промежуточный
Практическая
Итоговый
работа
Презентация
и
защита итогового
кейса
Устойчивая мотивация к
продолжению обучения по
программам
технической
направленности, участию в
конкурсных мероприятиях
Метапредметные результаты
Понимание этапов проектной
командной
деятельности,
практики
решения
кейсзаданий
Понимание
рационального
подхода
к
выбору
программного и аппаратного
инструментария
через
применение
логических
рассуждений
(находить
общее и различное, обобщать,
вычленять, структурировать
материал)
Приложение
1
Входной
Промежуточный
Итоговый
Собеседование
Практическая
работа
Презентация
и
защита итогового
кейса
14
Предметные результаты
Сформированность
представлений о разработке
специализированных
алгоритмов
управления и
встраиваемого программного
обеспечения
Приложение
1
Входной
Промежуточный
Итоговый
Собеседование
Практическая
работа
Презентация
и
защита итогового
кейса
Сформированность
представлений о разработке и
эксплуатации
робототехнических устройств
Ознакомление с методами
проектирования
и
конструирования
робототехнических
систем
15
III.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.1 Литература для педагога
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016)
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
(дата
обращения: 24.03.2021).
2.
Зенкевич
С.Л.,
Ющенко
А.С.
Основы
управления
манипуляционными роботами: учебник для вузов // 2-е изд., исправ. и
доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 480 с.
3.
Иванов В.А., Медведев В.С. Математические основы теории
оптимального и логического управления — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 2011. — 600 с.
4.
Крейг Д. Введение в робототехнику.
Механика
и
управление // Изд-во «Институт компьютерных исследований», 2013. —
564 с.
5.
Основы теории исполнительных механизмов шагающих
роботов / А.К. Ковальчук, Д.Б. Кулаков, Б.Б. Кулаков и др. — М.: Изд-во
«Рудомино», 2010. —170 с.
6.
Проектирование систем приводов шагающих роботов с
древовидной кинематической системой: учебное пособие для вузов / Л.А.
Каргинов, А.К. Ковальчук, Д.Б. Кулаков и др. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 2013. — 116 с.
7.
Робототехнические системы и комплексы / Под ред. И.И.
Мачульского — М.: Транспорт, 1999. – 446 с.
8.
Справочник по промышленной робототехнике т.1 / Под ред. Ш.
Нофа — М.: Машиностроение, 1989. — 480 с.
9.
Бурдаков С.Ф., Дьяченко В.А., Тимофеев А.Н. Проектирование
манипуляторов промышленных роботов и роботизированных комплексов —
М.: Высшая школа, 1986. — 264 с.
10.
Шахинпур М. Курс робототехники: учебник для вузов / Под ред.
С.Л. Зенкевича — М.: Мир, 1990. — 527 с.
11.
Воротников
С.А.
Информационные
устройства
робототехнических систем — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. —
384 с.
12.
Пупков К.А., Коньков В.Г. Интеллектуальные системы — М.:
Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
13.
Математическое моделирование систем приводов роботов с
древовидной кинематической структурой: учебное пособие для вузов / Д.Б.
Кулаков и др. — М.: Изд-во
«Рудомино», 2008. — 64 с.
3.2 Литература для обучающихся и родителей
1.
Егоров О.Д., Подураев Ю.В., Бубнов М.А. Робототехнические
мехатронные системы. Станкин, 2015. - 328 с.
16
Йошихито Исогава; [пер. с англ. Обручева О.В.] Книга идей
LEGO MINDSTORMS EV3. 181 удивительный механизм и устройство. Москва: Издательство "Э", 2017. - 232 с.
3.
Копосов Д.Г. Робототехника 5-6-7-8 класс 2017. Учебное пособие.
4.
Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение.
Управление. 2-е изд., испр. и доп. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176
с.
5.
Юревич Е. И. Основы робототехники. - 4-е изд., перераб. и доп.
изд. - СПб.: БХВ- Петербург, 2017. - 304 с.
6.
Никулин С.К., Полтавец Г.А., Полтавец Т.Г. Содержание
научно-технического творчества учащихся и методы обучения. М.: Изд.
МАИ. 2004.
2.
17
Приложение 1
Оценочные материалы
Оценочный лист по предметным результатам
№
ФИ
Результаты
п/п
обучающегося
Предметные
Метапредметн
ые
Личностные
1
.
2
.
3
…
Оценочный лист по предметным результатам
Фамилия
№
имя
Предметные результаты Среднее
учащегося
значение
1
2
3
п\п
1
.
2
.
3
…
Уровень
обученности
Градация показателей
Уровень обученности
Уровень
Уровень
освоения
совершенствования
Баллы 5-7
Баллы 8-10
Обучающийся
Обучающийся
сочетает
специальные
специальную
термины
терминологию с употребляет
бытовой,
осознанно и в
работает с
полном
оборудованием соответствии с их
с
при работе с
помощью
содержанием,
оборудованием, педагога,
работает с
в состоянии
выполняет
оборудованием
выполнять
задания на
самостоятельно, не
лишь
основе образца испытывает особых
простейшие
трудностей,
практические
выполняет
задания
практические
педагога
задания с
элементами
творчества
Начальный
уровень
Баллы 1-4
Обучающийся
избегает
употреблять
специальные
термины,
испытывает
затруднения
Наименование
показателя
Сформированность
представлений о
разработке
специализированных
алгоритмов
управления и
встраиваемого
№
п\п
1.
программного
обеспечения
18
Обучающийся
не
знает
интерфейсы и
датчики,
путает
инструменты,
не умеет ими
пользоваться.
При работе с
ними
требуется
помощь и
контро
ль
педагог
а
Обучающийся
знает основные
особенности
конструирован
ия и устройств
робота,
но
объяснить их
назначение и
принцип
работы
не
может
Знает
предназначение
интерфейсов
и
датчиков,
неуверенно
с
ними работает, не
совсем
владеет
правильным
подбором
Хорошо
знает
интерфейсы,
логику
и
инструментарий
работы датчиков,
правильно
применяет их в
работе
Сформированност
ь представлений о
разработке
и
эксплуатации
управляющей
электроники,
информационных
и
сенсорных
систем
Обучающийся
владеет основами
знаний
об
особенностях
конструирования
распространенных
устройств
роботов,
но
принципы работы
использует
при
незначительной
подсказке извне
Обучающийся
разбирается
в
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов
Ознакомление с
методами
проектирования
и
конструирования
робототехнически
хсистем
Оценочный лист по метапредметным результатам
Фамилия
№
имя
Метапредметные
учащегося
результаты
п\п
1
2
Среднее
значение
2
.
3
.
Уровень
обученности
1
.
2
.
3
…
Градация показателей
Уровень
обученности
Начальный
Уровень освоения
уровень
Баллы 1-4
Баллы 5-7
Наименование
показателя
Уровень
совершенствования
Баллы 8-10
19
Обучающийся не
знает
последовательност
и
,
выполняет
кейсзадание
только
по
предложенному
алгоритму
Частично знает, но
требуется помощь
педагога
при
составлении
последовательност
и
Знает
последовательност
ь и использует на
практике.
Обучающийся
Способен
построить систему
разделения
и контроля труда
вкоманде.
Обучающийся не
Обучающийся
Обучающийся
владеет анализом,
дает теоретическое использует
обобщением, не
обоснование,
но широкий
набор
умеет сравнивать,
анализ источников информации для
допускает
недостаточен.
построения
и
рядоналожение.
Умеет находить развития
Перерабатывает
общее и отличное аргументации.
информацию
с в изучаемом, но Демонстрирует
помощью педагога. допускает
полное понимание
Обучающийся не незначительные
возможного
способен
ошибки.
применения
перерабатывать
При работе над
полученных данных.
и адаптировать
информацией
Умеет
находить
критику в адрес
частично
общее и отличное в
собственной
обращается за
изучаемом.
Умеет
деятельности
консультацией к
найти
черты
педагогу, умеет
сходства и отличия в
работать
с
существенных
текстами
признаках явлений.
Обучающийся умеет
работать
с
реальными
объектами
как
источниками
информации.
Опираясь
на
информацию,
способен
гибко
применять
разнообразные пути
решения проблемы.
Определение
приоритетов задач на
разных этапах
разработки
Понимание
этапов проектной
командной
деятельности,
практики решения
кейс-заданий
Оценочный лист по личностным результатам
Фамилия
№
имя
Личностные результаты Среднее
учащегося
1
2
3 значение
п\п
Уровень
обученности
20
1
.
2
.
3
…
Градация показателей
Уровень обученности
Начальный
Уровень
Уровень
уровень
освоения
совершенствования
Баллы 1-4
Баллы 5-7
Баллы 8-10
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
участвует
в признает
инициативен
в
обсуждении
только
свое групповой работе.
командной
лидерство, не Принимает
во
работы
при привлекает
к внимание
побуждении
обсуждению
высказывания всех
извне. Не может проблем других членов команды.
определиться –
участников
Может возглавить
зачем ему это
команды.
творческую группу
надо.
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
замкнут, не
не всегда
тактичен, соблюдает
Наименование
показателя
№
п\п
Умение
коммуницировать
с
членами
команды
в
процессе
проектной
деятельности
1
.
Сформированность
этичного
2
.
стремится к
общению. С
участниками
образовательной
деятельности
может
допустить не
тактичные
высказывания
Пассивное
участие в делах
соблюдает
общепринятые
нормы и
правила
поведения. Не
постоянно
контролирует
свое поведение.
общепринятые нормы
и правила поведения.
Активно участвует в
коллективной работе.
Активное
участие в делах
Устойчивые,
значительные
поведения по
отношению к
сверстникам,
детям старшего и
младшего возраста,
взрослым людям в
процессе
образовательной
деятельности
Устойчивая
мотивация к
3
.
объединения.
Находится на
занятиях без
желания. Не
принимает
участия в
коллективном
творческом
процессе
Кванториума,
МАУ ДО
«СЮТ». В
объединение
привели
родители, под
влиянием
внешних
факторов,
проявляет
частичный
интерес
Карта наблюдения
задания, кейса
результаты на уровне
продолжению
города, области,
обучения по
России. Обучающийся программам
демонстрирует
технической
интерес к освоению
направленности,
новых технологий,
участию в
отстаиванию
конкурсных
точки зрения по
мероприятиях
вопросам, связанным с
использованием
передовых
технологий
робототехники
при выполнении практического
21
Уровень
обученности
Баллы
I уровень
II уровень
1-4
5-7
Предметные результаты
Сформированность
Обучающийся
Обучающийся
представлений
о избегает употреблять сочетает
разработке
специальные
специальную
специализированных термины,
терминологию
с
алгоритмов
испытывает
бытовой, работает с
управления
и затруднения
при оборудованием
с
встраиваемого
работе
с помощью педагога,
программного
оборудованием,
в выполняет задания
обеспечения
состоянии
на основе образца
выполнять
лишь
простейшие
практические
задания педагога
Сформированность
представлений
о
разработке
и
эксплуатации
управляющей
электроники,
информационных и
сенсорных систем
Обучающийся
не
знает интерфейсы и
датчики,
путает
инструменты,
не
умеет
ими
пользоваться. При
работе
с
ними
требуется помощь и
контроль педагога
Знает
предназначение
интерфейсов
и
датчиков,
неуверенно с ними
работает, не совсем
владеет
правильным
подбором
Ознакомление
с
методами
проектирования и
конструирования
робототехнических
систем
Обучающийся знает
основные
особенности
конструирования и
устройств робота, но
объяснить
их
назначение
и
принцип работы не
может
Обучающийся
владеет основами
знаний
об
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов,
но
принципы
работы использует
при
незначительной
подсказке извне
III уровень
8-10
Обучающийся
специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием,
работает
с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей,
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества
Хорошо
знает
интерфейсы,
логику
и
инструментарий
работы датчиков,
правильно
применяет их в
работе
Обучающийся
разбирается
в
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов
22
Уровень
обученности
Баллы
Понимание этапов
проектной
командной
деятельности,
практики решения
кейс-заданий
Понимание
рационального
подхода к выбору
программного и
аппаратного
инструментария
через применение
логических
рассуждений
(находить общее и
различное,
обобщать,
вычленять,
структурировать
материал)
I уровень
II уровень
1-4
5-7
Метапредметные результаты
Обучающийся
не Частично знает, но
знает
требуется помощь
последовательности, педагога
при
выполняет
кейс- составлении
задание только по последовательности
предложенному
алгоритму
Обучающийся не
владеет анализом,
обобщением, не
умеет сравнивать,
допускает
рядоналожение.
Перерабатывает
информацию
с
помощью педагога.
Обучающийся не
способен
перерабатывать
и адаптировать
критику в адрес
собственной
деятельности
Обучающийся дает
теоретическое
обоснование,
но
анализ источников
недостаточен.
Умеет
находить
общее и отличное в
изучаемом,
но
допускает
незначительные
ошибки.
При работе над
информацией
частично
обращается
за
консультацией
к
педагогу,
умеет
работать с текстами
III уровень
8-10
Знает
последовательность
и использует на
практике.
Обучающийся
Способен построить
систему разделения
и контроля труда в
команде.
Обучающийся
использует
широкий набор
информации для
построения
и
развития
аргументации.
Демонстрирует
полное понимание
возможного
применения
полученных
данных.
Умеет
находить общее и
отличное
в
изучаемом. Умеет
найти
черты
сходства и отличия
в
существенных
признаках явлений.
Обучающийся
умеет работать с
реальными
объектами
как
источниками
информации.
Опираясь
на
информацию,
способен
гибко
применять
разнообразные пути
решения проблемы.
Определение
приоритетов задач
на разных этапах
разработки
23
Уровень
обученности
Баллы
Умение
коммуницировать с
членами команды в
процессе проектной
деятельности
Сформированность
этичного поведения
по отношению к
сверстникам, детям
старшего
и
младшего возраста,
взрослым людям в
процессе
образовательной
деятельности
Устойчивая
мотивация
к
продолжению
обучения
по
программам
технической
направленности,
участию
в
конкурсных
мероприятиях
I уровень
II уровень
III уровень
1-4
5-7
8-10
Личностные результаты
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
участвует
в признает только инициативен
в
обсуждении
свое лидерство, не групповой работе.
командной
работы привлекает
к Принимает
во
при
побуждении обсуждению
внимание
извне. Не может проблем других высказывания всех
определиться – зачем участников
членов команды.
ему это надо.
команды.
Может возглавить
творческую группу
Обучающийся
Обучающийся не Обучающийся
замкнут,
не всегда соблюдает тактичен,
стремится
к общепринятые
соблюдает
общению.
С нормы и правила общепринятые
участниками
поведения.
Не нормы и правила
образовательной
постоянно
поведения.
деятельности может контролирует свое Активно участвует
допустить
не поведение.
в
коллективной
тактичные
работе.
высказывания
Пассивное участие в Активное участие в Устойчивые,
делах объединения.
делах
значительные
Находится на
образовательного
результаты
на
занятиях без
учреждения. В
уровне
города,
желания. Не
объединение
области,
России.
принимает участия в привели родители, Обучающийся
коллективном
под
влиянием демонстрирует
творческом процессе внешних факторов, интерес к освоению
проявляет
новых технологий,
частичный интерес отстаиванию
точки зрения по
вопросам,
связанным
с
использованием
передовых
технологий
робототехники
24