ОП Промробоквантум 2 0 2025

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ...............................................3
1.1 Пояснительная записка ......................................................................................3
1.2 Учебный план .....................................................................................................5
1.3 Содержание общеразвивающей программы ....................................................6
1.4 Планируемые результаты ............................................................................... 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ................................................................................................... 11
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 11
2.2 Условия реализации программы .................................................................... 11
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 14
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................................. 22
3.1. Литература для педагога ................................................................................ 22
3.2. Литература для обучающихся и родителей ................................................. 22
Приложение 1......................................................................................................... 23
Приложение 2......................................................................................................... 27

3

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Промробоквантум 2.0»
(далее ДОП) разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
1.1

4

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 №АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-139 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию детских
технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результата
федерального проекта «Образование» и признании утратившим силу
распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-27 «Об
5

утверждении
методических рекомендаций
по
созданию
и
функционированию детских технопарков «Кванториум».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы Детского технопарка «Кванториум» МБУ
ДО ЦДТ «КРЕАТИВ».
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая
программа
«Промробоквантум
2.0»
соответствует
технической
направленности, так как она ориентирована на погружение в темы
промышленного интернета вещей, коллаборативной робототехники и
роботизации в рамках гибких производственных систем, автономных
самообучающихся систем.
Актуальность программы. ДОП разработана на основе методических
рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков
«Кванториум» и реализуется на новом образовательном подходе: погружение
ребенка в насыщенную техносферу проектной, исследовательской и
соревновательной деятельности. Данная программа воплощает идею
Промробоквантума по выявлению и подготовке мотивированных
школьников, готовых к освоению современных информационных
технологий, робототехники и созданию технологий будущего. Знания и
навыки, предлагаемые программой, становятся инструментом для
саморазвития личности, формирования познавательного интереса у
обучающихся к сфере ИT и робототехники, к нестандартному мышлению и
принятию решений в условиях неопределенности.
Отличительные особенности программы, новизна
Использование
в
процессе
обучения
высокотехнологичного
оборудования и практико-ориентированного подхода позволяет построить
оптимальную
образовательную
модель,
сочетающую
применение
теоретических знаний в решении практических вопросов и формирующую
предпрофессиональные навыки обучающихся. Практическое погружение в
робототехнику дает возможность сформировать высокую мотивацию
обучающихся для освоения следующих (углубленного и проектного)
модулей данного направления.
Адресат программы. ДОП предназначена для детей в возрасте 12 –
17 лет.
Подростковый возраст – период активного формирования личности
человека. Это переход от детства к юности. Биологически он относится к
этапу полового созревания и непосредственно предшествующего ему
времени интенсивности, неравномерности роста и развития. Ведущая
деятельность в этот период – интимно-личностное общение. Подросток
стремится стать интересным человеком для сверстников, у него отмечается
новый уровень самосознания, стремление понять себя и других, неустойчивая
самооценка. Развитие познавательных интересов подростка характеризуется
6

переходом к абстрактному мышлению, развивается возможность строить
умозаключения. Переход от детства к взрослости составляет основное
содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период:
физического, интеллектуального, нравственного, социального. Важность
подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы
и намечаются общие направления формирования моральных и социальных
установок личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является
коммуникативная деятельность. Общаясь в первую очередь со своими
сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень
важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он
принадлежит. Создание полноценного детского коллектива, погружение в
практико-ориентированную, соответствующую интересам ребенка среду,
общение с наставником на основе фасилитации – все это создает
необходимые условия для формирования и развития всех психических
новообразований подросткового возраста.
Система набора в группы:
число детей, одновременно находящихся в группе: 10-12 человек;
объединения формируются по возрасту.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа.
Объем программы: 288 учебных часов.
Срок освоения: 2 года.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа имеет модульную структуру. Образовательный процесс
строится на практикоориентированности, индивидуализации и работе с
мотивацией, в основе чего стоят реальные понятные примеры из жизни, где и
как можно применять полученные знания.
Уровни программы – стартовый, базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: беседы, практические занятия, анализ и
решение проблемных ситуаций, контрольные практические работы, решение
кейсов.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: презентация и защита итогового кейса.
Цель программы – вовлечение обучающихся в процесс изучения
промышленной робототехники за счёт формирования интереса и мотивации
через решение кейсовых заданий.
Задачи первого года обучения (стартового уровня):
Обучающие:
 знакомство с методами разработки специализированных алгоритмов
управления и встраиваемого программного обеспечения;
 введение в разработку и эксплуатацию управляющей электроники,
7




















информационных и сенсорных систем;
знакомство с методами проектирования и конструирования узлов и
механизмов роботов.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, умение ориентироваться в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать
техническую литературу для поиска сложных решений;
формирование
умения
организовывать
последовательную
комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе
исследовательскую, креативную и реализационную деятельность.
Воспитательные:
воспитание этики групповой работы;
воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
развитие познавательного интереса к технике и технологиям.
Задачи второго года обучения (базового уровня):
Обучающие:
обучать сложным алгоритмам робототехнических систем;
знакомить с образовательными робототехническими конструкторами и
устройствами;
знакомить с современными разработками и информационными и
сенсорными системами;
обучать проектированию и конструированию узлов и механизмов
роботов.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, умение ориентироваться в
информационном
пространстве,
продуктивно
использовать
техническую литературу для поиска сложных решений;
формирование
умения
организовывать
последовательную
комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе
исследовательскую, креативную и реализационную деятельность.
Воспитательные:
воспитание этики групповой работы;
воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;
развитие познавательного интереса к технике и технологиям.

8

1.2 Учебный план первого года бучения
Количество часов

Всего

Теория

Название блока, темы/кейса

1.
1.1

2.

2.1
2.2
3.
3.1.
3.2.

3.3
4.

4.1
4.2
5.

Практика

№п/п

Социокультурный блок
Знакомство с основными понятиями,
устройствами и принципами
современной робототехники.
Инструктаж, ТБ.
Сенсорные системы в
робототехнике, искусственноезрение

4
4

4
4

-

8

4

4

Понятие сенсорной системы
Понятие искусственного зрения
Разработка роботизированных
проектов
Разработка конструкции
Знакомство с программным
обеспечением робототехнических
устройств
Особенности программирования
роботов
Презентация результата
Промышленная робототехника

4
4
104

2
2
10

2
2
94

40
60

4
6

36
54

4

-

4

20

8

12

4

4

-

16

4

12

Введение в промышленную
робототехнику
Возможности роботов и особенности
работы с разной оснасткой
Итоговый кейс

Итого:

8

-

8

144

26

118

Формы аттестации/
контроля

Входной:
собеседование

Промежуточный:
практическая работа

Итоговый кейс:
презентация и защита
итогового
кейса

9

Учебный план второго года бучения
Количество часов

Всего

Теория

Название блока, темы/кейса

Практика

№п/п

1.
1.1

Социокультурный блок
Введение в программу.
Инструктаж, ТБ.

4
4

4
4

-

2.

Робототехнические системы

8

4

4

2.1
2.2

Понятие робототехнической системы
Принципы действия робототехнических
систем
Разработка роботизированных
проектов
Разработка конструкции
Знакомство с программным
обеспечением робототехнических
устройств
Особенности программирования
роботов
Презентация результата
Промышленная робототехника

4
4

2
2

2
2

104

10

94

40
60

4
6

36
54

4

-

4

20

8

12

4

4

-

16

4

12

3.
3.1.
3.2.

3.3
4.

4.1
4.2
5.

Введение в новые разработки
промышленной
робототехники
Возможности роботов и особенности
работы с разной оснасткой
Итоговый кейс

Итого:

8

-

8

144

26

118

Формы аттестации/
контроля

Входной:
собеседование

Промежуточный:
практическая работа

Итоговый кейс:
презентация и защита
итогового
кейса

10

1.3 Содержание учебного плана первого года обучения
Социокультурный блок.
Знакомство с основными понятиями, устройствами и
принципами современной робототехники. Инструктаж, ТБ.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности и правила
поведения; основные понятия и концепции современной мобильной и
промышленной робототехники.
Практика: Знакомство с обучающимися, сбор и корректировка
ожиданий.
1.2.
Знакомство с оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Теория: Знакомство с оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Настройка, тестирование оборудования.
Форма контроля: собеседование на знание основных понятий
робототехники.
2.
Сенсорные системы в робототехнике, искусственное зрение.
2.1. Понятие сенсорной системы
Теория: Типы сенсоров и их особенности применения в робототехнике.
Практика: особенности применения оборудования (сенсоров) квантума
для решения задач построения роботов.
2.2. Понятие искусственного зрения
Теория: Датчики и устройства для искусственного зрения.
Практика: Особенности применения оборудования (сенсоров) квантума
для решения задач построения систем искусственного зрения.
3.
Разработка роботизированных проектов.
3.1. Разработка конструкции
Теория: Кинематика роботов, особенности разработки конструкции
робота под различные задачи.
Практика: Построение модели робота под выполнение определенных
задачи из конструктора, запуск и корректировка модели при ручном
управлении.
Знакомство с программным обеспечением роботизированных проектов.
Особенности программирования роботов
Теория: Знакомство с программным обеспечением роботизированных
проектов, примеры программирования
Практика: Создание своего роботизированного проекта, работающего
автономно (по программе)
3.2. Презентация результата.
Практика:
Защита
(представление)
созданной
модели
роботизированного проекта. Форма контроля: презентация разработанного
робота
4.
Промышленная робототехника.
4.1. Введение в промышленную робототехнику
Теория: Устройство и кинематика роботов-манипулятора, интерфейс и
функции программного обеспечения, используемого для управления.
4.2.
Возможности робота и особенности работы с разной оснасткой
1.
1.1.

11

Теория: Особенности пульта управления. Режим обучения.
Возможности робота и особенности работы с разной оснасткой.
Практика: Управление с помощью пульта управления. Автоматические
режимы работы робота. Написание управляющей программы. Управление
роботом в режиме переноса объектов. Управление роботом в режиме
рисования. Управление роботом в режиме имитации сварки. Выполнение
перемещения объектов.
5.
Итоговый кейс.
Практика: Разработка решения. Выступление перед публикой,
презентация результата.
Форма контроля: решение одного из предложенных кейсов.
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Социокультурный блок.
1.1. Введение в программу. Инструктаж, ТБ.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности и правила
поведения; основные понятия и концепции современных робототехнических
систем.
Практика: Знакомство с обучающимися, сбор и корректировка
ожиданий.
1.2. Знакомство с новым оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Теория: Знакомство с оборудованием, изучение возможностей и
характеристик.
Настройка, тестирование оборудования.
Форма контроля: собеседование на знание основных понятий
робототехники.
2. Робототехнические системы
2.1. Понятие робототехнической системы
Теория: Типы робототехнических систем и особенности их
применения.
Практика: особенности применения робототехнических систем для
решения задач.
2.2. Принципы действия робототехнических систем
Теория: Датчики и устройства робототехнических систем
Практика: Особенности применения оборудования квантума для
решения задач построения робототехнических систем.
3. Разработка роботизированных проектов.
3.1. Разработка конструкции
Теория: Кинематика роботов, особенности разработки конструкции
робота под различные задачи.
Практика: Построение модели робота под выполнение определенных
задачи из конструктора, запуск и корректировка модели при ручном
управлении.
3.2. Знакомство с программным обеспечением роботизированных
проектов. Особенности программирования роботов
Теория: Знакомство с программным обеспечением роботизированных
12

проектов, примеры программирования
Практика: Создание своего роботизированного проекта, работающего
автономно (по программе)
3.3. Презентация результата.
Практика:
Защита
(представление)
созданной
модели
роботизированного проекта. Форма контроля: презентация разработанного
робота
4. Промышленная робототехника.
4.1. Введение в новые разработки промышленной робототехники
Теория: Устройство и кинематика робототехнических систем,
интерфейс и функции программного обеспечения, используемого для
управления.
4.2. Возможности робота и особенности работы с разной оснасткой
Теория: Особенности пульта управления. Режим обучения.
Возможности робототехнической системы и особенности работы с разной
оснасткой.
Практика: Управление с помощью пульта управления. Автоматические
режимы работы робота. Написание управляющей программы. Управление
роботом. Выполнение задач.
5. Итоговый кейс.
Практика: Разработка решения. Выступление перед публикой,
презентация результата.
Форма контроля: решение одного из предложенных кейсов.
1.4 Планируемые результаты
Достижение
планируемых
результатов освоения
программы
обеспечиваются за счёт выполнения учебного плана и реализации системы
воспитательных, в том числе досуговых, конкурсных, мероприятий за его
рамками.
Планируемые результаты первого года обучения
Предметные результаты:
- будут иметь представления о разработке специализированных
алгоритмов управления и встраиваемого программного обеспечения;
будут иметь представления о разработке и эксплуатации
управляющей электроники, информационных и сенсорных систем;
- будут знакомы с методами проектирования и конструирования
робототехнических систем.
Метапредметные результаты:
- понимание этапов проектной командной деятельности, практики
решения кейс- заданий;
понимание рационального подхода к выбору программного и
аппаратного инструментария через применение логических рассуждений
(находить общее и различное, обобщать, вычленять, структурировать
материал).
Личностные результаты:
13

- умение коммуницировать с членами команды в процессе проектной
деятельности;
- сформированность
этичного поведения по отношению к
сверстникам, детям старшего и младшего возраста, взрослым людям в
процессе образовательной деятельности;
- устойчивая мотивация к продолжению обучения по программам
технической направленности, участию в конкурсных мероприятиях.
Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты:
– уметь составлять сложные алгоритмы робототехнических систем;
– знать образовательные робототехнические конструкторы и
устройства;
– знать современные разработки, информационные и сенсорные
системы;
– уметь проектировать и конструировать узлы и механизмы роботов.
Метапредметные результаты:
- понимание этапов проектной командной деятельности, практики
решения кейс- заданий;
понимание рационального подхода к выбору программного и
аппаратного инструментария через применение логических рассуждений
(находить общее и различное, обобщать, вычленять, структурировать
материал).
Личностные результаты:
- умение коммуницировать с членами команды в процессе проектной
деятельности;
- сформированность
этичного поведения по отношению к
сверстникам, детям старшего и младшего возраста, взрослым людям в
процессе образовательной деятельности;
- устойчивая мотивация к продолжению обучения по программам
технической направленности, участию в конкурсных мероприятиях.

14

II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график

Год
Дата начала Дата
Общая
обучения обучения
окончания продолжит
обучения ельность
(календар
ных дней)

Количест
во
учебных
недель

Колич
ество
часов
в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебных
часов в
год

1 год

1 сентября

31 мая

258

36

4

144

2 год

1 сентября

31 мая

258

36

4

144

2 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе детского технопарка «Кванториум»
структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ «Креатив», ул. Ленина, 7,
кабинет № 6, в специально оборудованном помещении «Промробоквантум».
Помещение соответствует санитарным нормам.
№

Наименования объектов и
Необходимое Примечания
количество
средств материальнотехнического обеспечения
1 Расходные материалы
1.1 Бумага формата А4
500 листов
2 Технические средства обучения
Компьютер (ноутбук) с монитором,
Персональный компьютер –
рабочее место педагога (РМП)
клавиатурой имышкой, на который
установлено программное
обеспечение.
2.1
1
Компьютеры (ноутбуки) и
смартфоны(планшеты) должны быть
подключены к единой Wi-Fi-сети с
доступомв Интернет.

15

Персональный компьютер –
рабочее место обучающегося

2.2

2.3
2.4
2.5

2.6
2.7

2.8

12

Презентационное
оборудование
Флипчарт с комплектом
листов/маркерная доска
Базовый робототехнический
набор
Ресурсный робототехнический
набор
Набор для быстрого
прототипирования
электронных устройств на
основе микроконтроллерной
платформы со встроенным
интерпртатором базового
уровня «Эвольвектор Умный
Мир»
Набор для сборки и
программирования
робототехнических систем

1
1

Компьютер (ноутбук) с монитором,
клавиатурой имышкой, на который
установлено программное
обеспечение.
Компьютеры (ноутбуки) и
смартфоны(планшеты) должны быть
подключены к единой Wi-Fi-сети с
доступомв Интернет.

Интерактивная панельподключаемая
к РМП.
Соответствующий набор письменных
принадлежностей

7

7
7

7

Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
обладающим профессиональными знаниями и компетенциями в организации
и проведении образовательной деятельности. Уровень образования
соответствует профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», без требований к квалификационной
категории по должности.
Методические материалы
Организация занятий и выбор методов обучения опирается на
современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики,
учитывающие основные положения нормативно-правовых документов
Российского
образования:
личностно
ориентированное
обучение,
гуманизацию
и
гармонизацию
образовательной
деятельности,
интегрированность предметов и методик, дифференцированный подход. В
ходе образовательной деятельности особое внимание уделяется
индивидуализации, при применении которой во время выполнения
практических заданий у обучающихся поощряется свобода выбора методов
16

решения поставленной задачи и творческий подход. Программа реализуется
на основе практико-ориентированного подхода, что предполагает активную
самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит
активное овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
В ходе обучения, обучающиеся принимают участие в соревнованиях и
реализации различных проектов. Компетенции обучающегося по ДООП
включает в себя целый спектр умений и навыков: это работа в различных
графических редакторах, работа в программах для трехмерного
моделирования, работа в конструкторе виртуальной и дополненной
реальности, включающая в себя навыки написания программного кода.
В процессе образовательной деятельности используется работа
индивидуально, в парах, в проектных командах; осуществляется
взаимодействие с помощью социальных сетей и облачных сервисов. На
занятиях используются: беседа, опрос, дискуссия и т.д.; приемы игровой
деятельности; демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; просмотр
кино- и телепрограмм, обучающие видеоролики.
Методы проведения занятий: метод проблемного изложения
(постановка проблемы и решение ее самостоятельно или группой); метод
кейсов; «Вытягивающая модель» обучения; Метод Scrum; Метод фокальных
объектов. В программе используются элементы технологий: ТРИЗ, SMART и
других.
№п/п Название раздела,
темы

МатериальноФормы, методы,
техническое
приемы обучения.
оснащение, дидактико- Педагогические
методический
технологии
материал

1

Социокультурный
блок

Презентации, план
беседы.
Компьютеры,
конструкторы

2

Робототехнические
системы

Презентации, план
беседы.
Компьютеры,
интерактивнаяпанель,
конструкторы,
практические
задания.

Формы
учебного
занятия

Беседа, объяснительно- фронтальная
иллюстративный метод.
Технологии
развивающего
обучения,
игровые
,компьютерные
технологии, технологии
личностноориентированного
обучения.
Технологии
Фронтальная,
развивающего
групповая,
обучения;
индивидуальна
компьютерные
технологии, технологии я
личностноориентированного
обучения.
17

3

Разработка
роботизированных
проектов

Презентации.
Компьютеры,
конструкторы,
интерактивнаяпанель
практическое
задание.

4

Промышленная
робототехника

Презентации.
Компьютеры,
конструкторы,
интерактивнаяпанель
практические задания.

6

Итоговый кейс

Компьютер,
интерактивнаяпанель,
практическое задание.

Демонстрация
Фронтальная,
материала.
групповая,
Наглядны
индивидуальна
епрактические,
я
интерактивные.
Технологии
развивающего
обучения;
компьютерные
технологии, технологии
личностноориентированного
обучения.
Демонстрация
Фронтальная,
материала.
групповая,
Наглядны
индивидуальна
епрактические,
я
интерактивные.
Технологии
развивающего
обучения;
компьютерные
технологии, технологии
личностноориентированного
обучения.
Кейс-метод. Технологии Групповая
развивающего
обучения;
компьютерные
технологии, технологии
личностноориентированного
обучения.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На
основании
проведенной
педагогической
диагностики
разрабатываются индивидуальные образовательные траектории, которые
способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение
вперед и успешное обучение, пробуждают творчество обучающихся.
В программе предусматриваются следующие виды контроля: вводный,
текущий, итоговый, проводимый после завершения всей программы.
Планируемыерезультаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля/ Диагностический
промежуточной
инструментарий
аттестации
(формы,
методы
диагностики)

18

Личностныерезультаты

Сформированность
Приложение 1 Входной
этичного поведения по
отношению к сверстникам,
Промежуточный
детям старшего и
младшеговозраста,
взрослым людям в
Итоговый
процессе образовательной
деятельности

Собеседование
Практическаяработа
Презентация и
защита итогового
кейса

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Устойчивая мотивация к
продолжению обучения по
программам технической
направленности,участию в
конкурсных
мероприятиях

Приложение 1 Входной
Понимание
этапов
проектной командной
деятельности, практики
Промежуточный
решения
кейс-заданий
Итоговый
Понимание рационального
подхода к выбору
программного и
аппаратного
инструментария через
применение логических
рассуждений (находить
общее и различное,
обобщать,вычленять,
структурироватьматериал)

Собеседование

Приложение 1 Входной
Сформированность
представлений о
разработке
Промежуточный
специализированных
алгоритмов управления и
встраиваемого
Итоговый
программного обеспечения

Собеседование

Практическаяработа
Презентация и
защита итогового
кейса

Практическаяработа
Презентация и
защита итогового
кейса

19

Сформированность
представлений о
разработке и эксплуатации
управляющей электроники,
информационных и
сенсорных систем

Ознакомление с методами
проектирования и
конструирования
робототехнических
систем

20

III.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3.1 Литература для педагога
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016)
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
(дата
обращения: 24.03.2021).
2.
Зенкевич
С.Л.,
Ющенко
А.С.
Основы
управления
манипуляционными роботами: учебник для вузов // 2-е изд., исправ. и
доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 480 с.
3.
Иванов В.А., Медведев В.С. Математические основы теории
оптимального и логического управления — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 2011. — 600 с.
4.
Крейг Д. Введение в робототехнику.
Механика
и
управление // Изд-во «Институт компьютерных исследований», 2013. —
564 с.
5.
Основы теории исполнительных механизмов шагающих
роботов / А.К. Ковальчук, Д.Б. Кулаков, Б.Б. Кулаков и др. — М.: Изд-во
«Рудомино», 2010. —170 с.
6.
Проектирование систем приводов шагающих роботов с
древовидной кинематической системой: учебное пособие для вузов / Л.А.
Каргинов, А.К. Ковальчук, Д.Б. Кулаков и др. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 2013. — 116 с.
7.
Робототехнические системы и комплексы / Под ред. И.И.
Мачульского — М.: Транспорт, 1999. – 446 с.
8.
Справочник по промышленной робототехнике т.1 / Под ред. Ш.
Нофа — М.: Машиностроение, 1989. — 480 с.
9.
Бурдаков С.Ф., Дьяченко В.А., Тимофеев А.Н. Проектирование
манипуляторов промышленных роботов и роботизированных комплексов —
М.: Высшая школа, 1986. — 264 с.
10.
Шахинпур М. Курс робототехники: учебник для вузов / Под ред.
С.Л. Зенкевича — М.: Мир, 1990. — 527 с.
11.
Воротников С.А. Информационные устройства
робототехнических систем — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. —
384 с.
12.
Пупков К.А., Коньков В.Г. Интеллектуальные системы — М.:
Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.
13.
Математическое моделирование систем приводов роботов с
древовидной кинематической структурой: учебное пособие для вузов / Д.Б.
Кулаков и др. — М.: Изд-во
«Рудомино», 2008. — 64 с.
3.2 Литература для обучающихся и родителей
1.
Егоров О.Д., Подураев Ю.В., Бубнов М.А. Робототехнические
мехатронные системы. Станкин, 2015. - 328 с.
21

Йошихито Исогава; [пер. с англ. Обручева О.В.] Книга идей
LEGO MINDSTORMS EV3. 181 удивительный механизм и устройство. Москва: Издательство "Э", 2017. - 232 с.
3.
Копосов Д.Г. Робототехника 5-6-7-8 класс 2017. Учебное пособие.
4.
Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение.
Управление. 2-е изд., испр. и доп. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176
с.
5.
Юревич Е. И. Основы робототехники. - 4-е изд., перераб. и доп.
изд. - СПб.: БХВ- Петербург, 2017. - 304 с.
6.
Никулин С.К., Полтавец Г.А., Полтавец Т.Г. Содержание
научно-технического творчества учащихся и методы обучения. М.: Изд.
МАИ. 2004.
2.

22

Приложение 1
Оценочные материалы
№
п/п

ФИ
обучающегося

Оценочный лист по предметным результатам
Результаты
Предметные
Личностн
Метапред
ые
метные

1.
2.
3…

№ Фамилия имя
п\п учащегося
1.
2.
3…

Оценочный лист по предметным результатам
Уровень
Предметные результаты Среднее
значение
обученности
1
2
3

Градация показателей
Уровень обученности
Начальный
Уровень
Уровень
уровень
освоения
совершенствования
Баллы 1-4
Баллы 5-7
Баллы 8-10
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
избегает
сочетает
специальные
употреблять
специальную
термины
специальные
терминологию с употребляет
термины,
бытовой,
осознанно и в
испытывает
работает с
полном
затруднения
оборудованием с соответствии с их
при работе с
помощью
содержанием,
оборудованием, педагога,
работает с
в состоянии
выполняет
оборудованием
выполнять
задания на
самостоятельно, не
лишь
основе образца
испытывает особых
простейшие
трудностей,
практические
выполняет
задания
практические
педагога
задания с
элементами
творчества

Наименование
показателя

№
п\п

Сформированность
представлений о
1.
разработке
специализированных
алгоритмов
управления и
встраиваемого
программного
обеспечения

23

Обучающийся
не знает
интерфейсы и
датчики, путает
инструменты, не
умеет ими
пользоваться.
При работе с
ними требуется
помощь и
контроль
педагога
Обучающийся
знает основные
особенности
конструирования
и устройств
робота, но
объяснить их
назначение и
принцип работы
не может

№
п\п

Фамилия имя
учащегося

Знает
предназначение
интерфейсов и
датчиков,
неуверенно с
ними работает, не
совсем владеет
правильным
подбором

Хорошо знает
интерфейсы,
логику и
инструментарий
работы датчиков,
правильно
применяет их в
работе

Сформированность
представлений о
разработке и
эксплуатации
управляющей
электроники,
информационных и
сенсорных систем

Обучающийся
владеет основами
знаний об
особенностях
конструирования
распространенных
устройств
роботов, но
принципы работы
использует при
незначительной
подсказке извне

Обучающийся
разбирается в
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов

Ознакомление с
методами
проектирования и
конструирования
робототехнических
систем

2.

3.

Оценочный лист по метапредметным результатам
Среднее
Уровень
Метапредметные
значение
обученности
результаты
1
2

1.
2.
3
…
Градация показателей
Уровень обученности
Уровень освоения Уровень
Начальный
совершенствовани
уровень
я
Баллы 1-4
Баллы 5-7
Баллы 8-10
Обучающийся не
Частично знает, но Знает
знает
требуется помощь
последовательность
последовательности педагога при
и использует на
, выполняет кейссоставлении
практике.
задание только по
последовательност Обучающийся
предложенному
и
Способен построить
алгоритму
систему разделения
и контроля труда в
команде.

Наименовани
е показателя

№
п\
п

Понимание
этапов
1.
проектной
командной
деятельности,
практики
решения кейсзаданий

24

Обучающийся не
владеет анализом,
обобщением, не
умеет сравнивать,
допускает
рядоналожение.
Перерабатывает
информацию с
помощью педагога.
Обучающийся не
способен
перерабатывать
и адаптировать
критику в адрес
собственной
деятельности

№ Фамилия имя
п\п учащегося
1.
2.
3…

Обучающийся
дает теоретическое
обоснование, но
анализ источников
недостаточен.
Умеет находить
общее и отличное
в изучаемом, но
допускает
незначительные
ошибки.
При работе над
информацией
частично
обращается за
консультацией к
педагогу, умеет
работать с
текстами

Обучающийся
использует
широкий набор
информации для
построения и
развития
аргументации.
Демонстрирует
полное понимание
возможного
применения
полученных
данных. Умеет
находить общее и
отличное в
изучаемом. Умеет
найти черты
сходства и отличия
в существенных
признаках явлений.
Обучающийся
умеет работать с
реальными
объектами как
источниками
информации.
Опираясь на
информацию,
способен гибко
применять
разнообразные пути
решения проблемы.
Определение
приоритетов задач
на разных этапах
разработки

Понимание
рационального
2.
подхода к
выбору
программного и
аппаратного
инструментария
через
применение
логических
рассуждений
(находить общее
и различное,
обобщать,
вычленять,
структурировать
материал)

Оценочный лист по личностным результатам
Уровень
Личностные результаты Среднее
значение
обученности
1
2
3

Градация показателей
Начальный
уровень
Баллы 1-4

Уровень обученности
Уровень
Уровень
освоения
совершенствования
Баллы 5-7
Баллы 8-10

Наименование
показателя

№
п\п

25

Обучающийся
участвует в
обсуждении
командной
работы при
побуждении
извне. Не может
определиться –
зачем ему это
надо.
Обучающийся
замкнут, не
стремится к
общению. С
участниками
образовательной
деятельности
может
допустить не
тактичные
высказывания
Пассивное
участие в делах
объединения.
Находится на
занятиях без
желания. Не
принимает
участия в
коллективном
творческом
процессе

Обучающийся
признает
только свое
лидерство, не
привлекает к
обсуждению
проблем других
участников
команды.

Обучающийся
инициативен в
групповой работе.
Принимает во
внимание
высказывания всех
членов команды.
Может возглавить
творческую группу

Умение
коммуницировать
с членами
команды в
процессе
проектной
деятельности

Обучающийся
не всегда
соблюдает
общепринятые
нормы и
правила
поведения. Не
постоянно
контролирует
свое поведение.

Обучающийся
тактичен, соблюдает
общепринятые нормы
и правила поведения.
Активно участвует в
коллективной работе.

Активное
участие в делах
Кванториума,
МАУ ДО
«СЮТ». В
объединение
привели
родители, под
влиянием
внешних
факторов,
проявляет
частичный
интерес

Устойчивые,
значительные
результаты на уровне
города, области,
России. Обучающийся
демонстрирует
интерес к освоению
новых технологий,
отстаиванию
точки зрения по
вопросам, связанным с
использованием
передовых
технологий
робототехники

Сформированность
этичного
2.
поведения по
отношению к
сверстникам,
детям старшего и
младшего возраста,
взрослым людям в
процессе
образовательной
деятельности
Устойчивая
мотивация к
3.
продолжению
обучения по
программам
технической
направленности,
участию в
конкурсных
мероприятиях

1.

Карта наблюдения при выполнении практического задания, кейса
Уровень
обученности
Баллы

I уровень

II уровень

III уровень

1-4
5-7
Предметные результаты

8-10

26

Сформированность
представлений о
разработке
специализированных
алгоритмов
управления и
встраиваемого
программного
обеспечения

Обучающийся
избегает употреблять
специальные
термины,
испытывает
затруднения при
работе с
оборудованием, в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога

Обучающийся
сочетает
специальную
терминологию с
бытовой, работает с
оборудованием с
помощью педагога,
выполняет задания
на основе образца

Сформированность
представлений о
разработке и
эксплуатации
управляющей
электроники,
информационных и
сенсорных систем

Обучающийся не
знает интерфейсы и
датчики, путает
инструменты, не
умеет ими
пользоваться. При
работе с ними
требуется помощь и
контроль педагога

Знает
предназначение
интерфейсов и
датчиков,
неуверенно с ними
работает, не совсем
владеет
правильным
подбором

Ознакомление с
методами
проектирования и
конструирования
робототехнических
систем

Обучающийся знает
основные
особенности
конструирования и
устройств робота, но
объяснить их
назначение и
принцип работы не
может

Обучающийся
владеет основами
знаний об
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов,
но принципы
работы использует
при
незначительной
подсказке извне

Обучающийся
специальные
термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием,
работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей,
выполняет
практические
задания с
элементами
творчества
Хорошо знает
интерфейсы,
логику и
инструментарий
работы датчиков,
правильно
применяет их в
работе
Обучающийся
разбирается в
особенностях
конструирования
распространенных
устройств роботов

27

Уровень
обученности
Баллы
Понимание этапов
проектной
командной
деятельности,
практики решения
кейс-заданий

Понимание
рационального
подхода к выбору
программного и
аппаратного
инструментария
через применение
логических
рассуждений
(находить общее и
различное,
обобщать,
вычленять,
структурировать
материал)

I уровень

II уровень

1-4
5-7
Метапредметные результаты
Обучающийся не
Частично знает, но
знает
требуется помощь
последовательности, педагога при
выполняет кейссоставлении
задание только по
последовательности
предложенному
алгоритму
Обучающийся не
владеет анализом,
обобщением, не
умеет сравнивать,
допускает
рядоналожение.
Перерабатывает
информацию с
помощью педагога.
Обучающийся не
способен
перерабатывать
и адаптировать
критику в адрес
собственной
деятельности

Обучающийся дает
теоретическое
обоснование, но
анализ источников
недостаточен.
Умеет находить
общее и отличное в
изучаемом, но
допускает
незначительные
ошибки.
При работе над
информацией
частично
обращается за
консультацией к
педагогу, умеет
работать с текстами

III уровень
8-10
Знает
последовательность
и использует на
практике.
Обучающийся
Способен построить
систему разделения
и контроля труда в
команде.
Обучающийся
использует
широкий набор
информации для
построения и
развития
аргументации.
Демонстрирует
полное понимание
возможного
применения
полученных
данных. Умеет
находить общее и
отличное в
изучаемом. Умеет
найти черты
сходства и отличия
в существенных
признаках явлений.
Обучающийся
умеет работать с
реальными
объектами как
источниками
информации.
Опираясь на
информацию,
способен гибко
применять
разнообразные пути
решения проблемы.
Определение
приоритетов задач
на разных этапах
разработки

28

Уровень
обученности
Баллы
Умение
коммуницировать с
членами команды в
процессе проектной
деятельности

Сформированность
этичного поведения
по отношению к
сверстникам, детям
старшего и
младшего возраста,
взрослым людям в
процессе
образовательной
деятельности
Устойчивая
мотивация к
продолжению
обучения по
программам
технической
направленности,
участию в
конкурсных
мероприятиях

I уровень

II уровень

1-4
5-7
Личностные результаты
Обучающийся
Обучающийся
участвует в
признает только
обсуждении
свое лидерство, не
командной работы
привлекает к
при побуждении
обсуждению
извне. Не может
проблем других
определиться – зачем участников
ему это надо.
команды.
Обучающийся
замкнут, не
стремится к
общению. С
участниками
образовательной
деятельности может
допустить не
тактичные
высказывания
Пассивное участие в
делах объединения.
Находится на
занятиях без
желания. Не
принимает участия в
коллективном
творческом процессе

Обучающийся не
всегда соблюдает
общепринятые
нормы и правила
поведения. Не
постоянно
контролирует свое
поведение.
Активное участие в
делах
образовательного
учреждения. В
объединение
привели родители,
под влиянием
внешних факторов,
проявляет
частичный интерес

III уровень
8-10
Обучающийся
инициативен в
групповой работе.
Принимает во
внимание
высказывания всех
членов команды.
Может возглавить
творческую группу
Обучающийся
тактичен,
соблюдает
общепринятые
нормы и правила
поведения.
Активно участвует
в коллективной
работе.
Устойчивые,
значительные
результаты на
уровне города,
области, России.
Обучающийся
демонстрирует
интерес к освоению
новых технологий,
отстаиванию
точки зрения по
вопросам,
связанным с
использованием
передовых
технологий
робототехники

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».