ОП Наураша в стране Наурандии 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3
9
10
11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

12
12
14
14
15
16

2

РАЗДЕЛ 1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Наураша в стране Наурандии» разработана с учётом:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 678-p.
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Указ Президента Российской Федерации от09.11.2022 №809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм».
 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием
сетевых
форм реализации образовательных
программ».
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022
№АБ-3924/06
«О
направлении
методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
 Письма Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
4

Актуальность
Актуальность данной программы основывается на современных
ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного
учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке
подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в
области науки и техники.
В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к
познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство,
взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых
впечатлениях.
Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук
становится основой для осуществления проектной деятельности
обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.
К
сожалению,
исследовательская
деятельность,
детское
экспериментирование как форма деятельности используются на практике
недостаточно широко.
В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и
экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой
деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок
сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и
явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за
счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность
дает детям возможность самостоятельного нахождения решения,
подтверждения или опровержения собственных представлений, управления
теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как
исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и
освоения.
Направленность.
Программа
имеет
естественнонаучную
направленность.
Новизной и отличительной особенностью программы является то,
что ведущей формой организации педагогического процесса является
интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр,
наблюдении, использование детской цифровой лаборатории «Наураша»,
экологических инсценировок, исследовательской и трудовой деятельности.

5

Адресат. В объединение принимаются все желающие дети в возрасте
от 5 до 7 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение
по данной программе предварительной подготовки не требуется.
Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного
возраста.
Группа обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить
преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после
пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению
приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей),
совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг,
в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы
отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет
детям
сочинять
достаточно
оригинальные
и
последовательно
разворачивающиеся истории.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок
стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие
произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно
преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.
Также развивается соподчинение мотивов.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок
уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или
скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую
принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в
усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает
возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок
применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет
сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно
самостоятельным.
Группа обучающихся подготовительной к школе группы (6-7лет).
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он
способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний,
умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение
6

к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность
и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение
формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности
и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок
осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает
необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного
возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются
действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ
воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое
внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в
управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов,
внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к
деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер:
перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем
выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые
виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
- для детей старшей группы с 5 до 6 лет – 25 минут;
- для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет – 30 минут.
Общее количество часов в неделю для одного года обучения – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объём программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество детей в группе 8-10 человек.
7

Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного
года обучения.
Уровень программы – стартовый - изучение исторического материала,
интеграции естественных наук в рамках изучаемых разделов, использование
ИКТ, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и
трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего
общения обучающихся.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятий: парные, групповые.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, практическая игра.
Цель программы: формирование знаний и умений работы с набором
«Наураша в стране Наурандии».
Задачи:
1. Обучающие:
 формировать знания о правилах безопасности работы с набором
«Наураша в стране Наурандии»;
 формировать знания о комплектации набора «Наураша в стране
Наурандии», их видах и значениях;
 формировать знания о живой природе, естествознании, математике;
 формировать знания о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.)
 формировать оперативную память, внимание, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
2. Развивающие:
 развивать познавательный интерес к занятиям «Наураша в стране
Наурандии»;
 развивать умение анализировать и систематизировать информацию;
 развивать коммуникативные способности;
 развивать творческую активность.
8

3. Воспитательные:
 воспитывать у обучающихся ответственность, дисциплину;
 воспитывать у обучающихся адекватное отношение к командной
работе.
1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/
п

Название темы

Всего
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Введение в образовательную программу
Экспериментирование с песком
Свет
Электричество
Кислотность
Магнитное поле
Экспериментирование с водой
Занимательные опыты и эксперименты
Звук
Сила
Температура
Закрепление
ИТОГО

5
7
5
5
5
5
7
15
5
5
5
3
72

Теорети
ческие
занятия
2
1
1
1
1
1
2
3
1
1
1
1
16

Практи
ческие
занятия
3
6
4
4
4
4
5
12
4
4
4
2
56

Формы
аттестации
/ контроля
Беседа,
наблюдение,
практическа
я игра.

9

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
Тема 1.1. Вводное занятие «Экспериментирование»
Теория: Задачи и план учебной группы. Демонстрация некоторых
экспериментов. Правила поведения на занятиях.
Практика: Проведение элементарных опытов с водой.
Тема 1.2. «Детская цифровая лаборатория «Наураша»
Теория: Знакомство с детской цифровой лабораторией.
Тема 1.3. «Управление программой»
Теория: Познакомить детей с датчиком в виде Божьей коровки.
Практика: Подключение датчика.
Раздел 2. Экспериментирование с песком.
Тема 2.1. «Удивительный песок»
Теория: Познакомить со свойствами песка, его качеством и
происхождением.
Практика: Проведение элементарных опытов с песком.
Тема 2.2. «Свойство сухого и мокрого песка»
Теория: Обучить детей возможным действиям обследования, учить
проводить несложные опыты.
Практика: Проведение опытов с мокрым и сухим песком.
Тема 2.3. «Своды и тоннели»
Теория: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 2.4. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.
Теория: Познакомить детей со свойствами песка: песок сухой,
сыпучий; из него нельзя построить куличики.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 2.5. «Почему не получился куличик?»
Теория: Познакомить детей со свойствами песка: песок сухой,
сыпучий; из него нельзя построить куличики.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 2.6. «Магия песка»
Теория: Закрепляем свойство песка.
Практика: Проведение элементарных опытов с песком.
Раздел 3. Свет.
3.1. «Можно ли измерить свет?».
Теория: Ознакомить детей с изменением и представлением
возможности измерения силы света с помощью датчика освещённости.
Практика: Эксперимент «светло» и «темно».
3.2. «Создание комфортного света»
10

Теория: Ознакомление с понятием «свет», его свойствами и влиянием
на комфорт и здоровье человека.
Практика: Работа в лаборатории.
3.3. «Цветные пластинки»
Теория: Формирование знаний о преломлении света и появлении
цветов через призму и работы светофильтров.
Практика: Работа в лаборатории.
3.4. «Свет в разных комнатах»
Теория: Формирование знаний о том, как освещённость помещения
влияет на восприятие предметов и цветов, а также научиться определять
источники естественного и искусственного освещения.
Практика: Работа в лаборатории.
Раздел 4. Электричество.
Тема 4.1. «Электрическое яблоко»
Теория: Ознакомление с процессом проводимости электричества у
яблока.
Практика: Эксперимент «Электрояблоко».
Тема 4.2. «Батарейка»
Теория: Формирование знания о том, что количество батареек влияет
на напряжение в электрической цепи.
Практика: Эксперименты «Три батарейки»
Тема 4.3. «Электричество рядом».
Теория: Ознакомление с принципом
выработки электричества,
формирование знания о том что влияет на мощность и величину напряжения
электрического тока.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 4.4. «Старая батарейка – новая батарейка»
Теория: Демонстрация зависимости яркости свечения лампочки от
силы тока, который вырабатывают разные по степени заряда батарейки.
Практика: Работа в лаборатории.
Раздел 5. Кислотность.
Тема 5.1. «Обычная и газированная вода»
Теория: Ознакомление с понятием кислотности, формирование
представления о том, сколько кислотности содержат в себе газированная и
обычная вода.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 5.2. «Кислотность фруктов»
Теория: Ознакомление с понятием кислотности, формирование
представления о том, сколько кислотности содержат в себе яблоко, лимон и
апельсин, а также о том, в каком фрукте содержится наибольшее количество
кислотности.
Практика: Эксперименты «Апельсин», «Яблоко», «Вода», «Лимон».
11

Тема 5.3. «Кислотность фруктовых соков»
Теория: Ознакомление с понятием кислотности, формирование
представления о том, сколько кислотности содержат в себе лимонный сок и
яблочный.
Практика: Эксперименты «Лимонный сок», «Яблочный сок».
Тема 5.4. «Разбавление яблочного сока водой»
Теория: Формирование представления о том, что вода способствует
снижению кислотности яблочного сока при разбавлении.
Практика: Работа в лаборатории.
Раздел 6. Магнитное поле.
Тема 6.1. «Притягивает – не притягивает»
Теория: Определение материалов, притягиваемых магнитов и
выявление связи между материалом предмета и его взаимодействием с
магнитом.
Практика: Элементарные опыты с магнитом.
Тема 6.2. «Действия магнита через материалы»
Теория: Ознакомление с понятием «магнитное поле», формирование
знаний о свойстве магнитного поля (проникновение).
Практика: Эксперименты через картон, бумагу, воду.
Тема 6.3. «Магнитные полюса»
Теория: Формирование знаний о магнитных полюсах и их свойстве
притягиваться разноименными полюсами и отталкиваться одноименными.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 6.4. «Магнитное поле у разных материалов»
Теория: Демонстрация различий в распределении магнитного поля у
кольцевого и плоского магнита.
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование
Раздел 7. Экспериментирование с водой.
Тема 7.1. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Теория: Познакомить с процессом растворения краски в воде
(произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность,
сообразительность.
Практика: Работа в лабораторни. Экспериментирование
Тема 7.2. «Ходит капелька по кругу».
Теория: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в
природе.
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование
Тема 7.3. «Куда делась вода?».
Теория: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости
испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование
Тема 7.4. «Играем с красками».
12

Теория: Познакомить с процессом растворения краски в воде
(произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность,
сообразительность.
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование.
Тема 7.5. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?»
Теория: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами
разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила
безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование.
Тема 7.6. «Водяная мельница»
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование.
Раздел 8. Занимательные опыты и эксперименты.
Тема 8.1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Теория: Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный
шарик так, чтобы он не лопнул.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.2. Куда делись чернила? Превращения.
Теория: Продолжать знакомить детей со свойствами воды
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.3. Подводная лодка из винограда
Теория: Показать, как всплывает и поднимается подводная лодка,
рыбка.
Практика: Работа в лаборатории. Экспериментирование.
Тема 8.4. «Песочная страна - страна чудес»
Теория: Развитие познавательной активности в процессе опытно экспериментальной деятельности с песком.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.5. «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Теория: Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни
человека.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.6. «Цветное молоко»
Теория: Расширить знания о молоке и продуктах, из него
изготавливаемых.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.7. «Мы - геологи»
Теория: Познавать «наощупь» свойства вещества: твердость, мягкость,
плавучесть.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.8. «Путешествие в сказку»
Теория: Учить проводить несложные опыты с использованием
подручных средств и предметов.
Практика: Работа в лаборатории.
13

Тема 8.9. «Чудесный мешочек»
Теория: Научить определять температуру веществ и предметов.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.10. «Как развивается растение?»
Теория: Выделить циклы развития растения: семя -> росток —
растение —> цветок —> плод -> семя.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.11. «Уличные тени»
Теория: Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от
источника света и предмета, их взаиморасположение.
Практика: Экспериментирование.
Тема 8.12. «Умный нос»
Теория: Определить по запаху предметы, познакомиться с
особенностями работы носа.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 8.13. «Металл, его качества и свойства»
Теория: Узнавать предметы из металла, определять его качественные
характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства.
Практика: Экспериментирование в лаборатории.
Тема 8.14. «Компас»
Теория: Познакомить с устройством, работой компаса и его
функциями.
Практика: Экспериментирование в лаборатории.
Тема 8.15. «Исчезающий мелок»
Теория: Познакомить детей со свойствами мела.
Практика: Экспериментирование в лаборатории.
Раздел 9. Звук.
Тема 9.1. Познакомить с понятием «звук».
Теория: Формирование первичных представлений о звуке как о
физическом явлении, ознакомление с понятиями «звук», «звуковая волна».
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 9.2. «Есть ли в космосе звуки?»
Теория: Формирование знаний о причинах отсутствия слышимых
звуков в космосе или в вакууме.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 9.3. «Исследуем звуки»
Теория: Формирование представления о причинах издавания разного
звука у различных музыкальных инструментов (свисток, флейта, ксилофон).
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 9.4. «Такие разные голоса»
Теория: Определение причин различий частоты звуковых волн
взрослых и детей.
Практика: Работа в лаборатории.
14

Раздел 10. Сила.
Тема 10.1. «Сила воздействия на воздушный шар»
Теория: Ознакомление с понятием «сила», «давление», демонстрация
закона взаимодействия сил.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 10.2. «Сила воздействия на манжет»
Теория: Ознакомление с понятием «сила», «давление», демонстрация
закона взаимодействия сил.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 10.3. «Кто сильней?»
Теория: Определение наиболее сильного участника среди группы
путем замера силового показателя датчиком силы.
Практика: Работа в лаборатории.
Тема 10.4. «Сила в единстве»
Теория: Ознакомление с понятием «сила». «давление», демонстрация
закона воздействия сил.
Практика: Работа в лаборатории.
Раздел 11. Температура.
Тема 11.1. «Горячо или холодно»?
Теория: Знакомство с процессом изменения температуры воды с
помощью термометра.
Практика: Работа лаборатории.
Тема 11.2. «Комфортная температура воды»
Теория: Познакомить с понятием «комфортная температура воды»,
отработка навыка создавать комфортную для себя температуру воды.
Практика: Работа лаборатории.
Тема 11.3. «Какая бывает вода»
Теория: Ознакомление детей с различными агрегатными состояниями
воды (жидкость, лед, пар), а также показать ее свойства (прозрачность,
способность менять форму).
Практика: Работа лаборатории.
Тема 11.4. «Как влиять на температуру?»
Теория: Познакомить с изменением влияния различных факторов на
изменение температуры воды, воздуха и тела, а также выявление взаимосвязи
между этими изменениями.
Практика: Работа лаборатории.
Тема 11.5. «Вкусные опыты»
Теория: Формирование представления о влиянии температуры воды на
скорость растворения сахара и ознакомление с понятием растворимости
веществ.
Практика: Работа лаборатории.
15

Раздел 12. Моделирование.
Тема 12.1. «Гравитационный робот»
Теория: Знакомим детей с гравитационной силой Земли.
Практика: Конструируем гравитационного робота.
Тема 12.2. «Парашютист»
Теория: Продолжаем знакомим детей с гравитационной силой Земли.
Практика: Изготавливаем модуль парашютиста из синельной
проволоки.
Тема 12.3 «Маленькие человечки»
Теория: Формировать у детей представления о свойствах дерева и
производных от него материалах (стружке, опилках, угле)
Практика: Работа лаборатории с деревом и его свойствами.
Раздел 13. Закрепление.
Тема 1.1. В гости к Наураше
Практика: Работа в лаборатории. Эксперименты по выбору детей.

16

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
 знают о правилах безопасности работы с набором «Наураша в
стране Наурандии»;
 знают о комплектации набора «Наураша в стране Наурандии», их
видах и значениях;
 знают о живой природе, естествознании, математике;
 знают о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.)
 демонстрируют оперативную память, внимание, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
Метапредметные результаты:
 демонстрируют познавательный интерес к занятиям «Наураша в
стране Наурандии»;
 демонстрируют умение анализировать и систематизировать
информацию;
 демонстрируют коммуникативные способности;
 демонстрируют творческую активность.
Личностные результаты:
 демонстрируют ответственность, дисциплину;
 демонстрируют адекватное отношение к командной работе.

17

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучения начала
обучения

Дата
Общая Количес
окончания продол тво
обучения жител учебных
ьность недель
(кален
дарны
х дней)
1 сентября 31 мая
258
36

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Количест
во
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

2

72

1 раз в
неделю
по 2

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят на базе дошкольных общеобразовательных
организаций МО Богданович.
Оборудование учебного кабинета:
1. стол детский – 5 штук;
2. стул детский – 10 штук;
3. ноутбук – 1 штука;
4. проектор – 1 штука;
5. интерактивная доска – 1 штука.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
образование в соответствии с направленностью программы. Владеет
индивидуальным инструментом педагога дополнительного образования, с
помощью которого он выбирает оптимальные и наиболее эффективные для
каждого состава обучающихся (определенной возрастной категории)
содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса
в
соответствии
с
определенной
в
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе целью и результатами
обучения, а также формы аттестации и последовательность изучения тем.
Методическое обеспечение:
В основе организации занятий лежат базовые педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
18

комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений. Для формирования умений
используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа,
практическое занятие, открытое занятие.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
практическая игра. Это позволяет судить о сформированности предметных
компетенций.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие
методические материалы:
- Программа дополнительного образования . «Наураша в стране
Наурандии». URL: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyanaurasha-v-strane-naurandii-7328019.html (дата обращения (08.09.2025)
- Программа модуля познавательно-исследовательской деятельности
«Наураша
в
стрне
Наурандии».
URL:
https://ds-veselinkanorilsk.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/Programma_Naurasha.pdf (дата обращения
08.09.2025)
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью
выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне,
определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные
ЗУН. Форма проведения – беседа.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдения,
практические игры.
Итоговая аттестация проходит в форме проведения экспериментов,
которые захотят дети.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
19

Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: форма подведения итогов (Приложение 1).
2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1.
Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. - 128 с.
2.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты
занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 320 с. - (Библиотека
журнала «Дошкольная педагогика»).
3.
Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое
руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. - Тольятти, 2015. - 87 с.
4.
Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая
лаборатория для дошкольникови младших школьников. Методическое
руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. -М.: издательство «Ювента»,
2015. - 76 с. : ил.
5.
5. О. В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для
дошкольников. - м.: Сфера, 2011. - 192 с.
2. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия
длядошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной
деятельностидетей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - М.: Академия,
2011. - 256 с. 365 научных экспериментов. - Hinkler, 2010 г. - 200 с.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг личностного развития детей
в процессе освоения дополнительных образовательных программ
Таблица № 1

Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
-терпения хватает
меньше чем на ½
занятия

1.Организационноволевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность
выдерживать
нагрузки,
преодолевать
трудности

%/
кол-во

Методы
диагностики

чел.
Наблюдение,
опрос, беседа

- терпения хватает
больше чем на ½
занятия
- терпения хватает
на все занятие

Способность
активно побуждать
себя
к
практическим
действиям

Умение
контролировать
свои поступки

- волевые усилия
побуждаются извне
- иногда
детьми

самими

- всегда
детьми

самими

находятся
постоянно
под
воздействием
контроля извне

Самостоятельная
работа,
наблюдение

Наблюдение

периодически
контролируют себя
сами
постоянно
контролируют себя
сами
2. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка

- завышенная
Способность
оценивать
адекватно
реальным

-заниженная
себя

Беседа,
наблюдение

- нормальная

21

достижениям
2.2. Интерес к
занятиям в д/о

Осознанное
интерес
участие детей в продиктован извне
освоении
интерес
образовательной
периодически
программы
поддерживается
самим

Самостоятельная
работа, опрос

интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно
3. Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность

периодически
провоцируют
Отношение детей к конфликты
столкновению
интересов (спору) в - в конфликтах не
процессе
участвуют,
взаимодействия
стараются
их
избегать

Беседа,
наблюдение

пытаются
самостоятельно
уладить
3.2. Тип
сотрудничества
(отношение детей к
общим делам д/о)

Умение
- избегают участия
воспринимать
в общих делах
общие дела, как
- участвуют при
свои собственные
побуждении извне
- инициативны
общих делах

Беседа,
наблюдение,
самостоятельная
работа

в

Мониторинг результатов:
- количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу,
освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
- совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и
воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
- перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы;
- рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик
преподавания

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Объединение Образовательная программа Количество детей по списку Фактически аттестованных Мониторинг результатов обучения
образовательным программам

детей

по

дополнительным
Таблица № 2

Показатели (оцениваемые
параметры)

1.Теоретическая
подготовка детей:
1.1.
Теоретические
знания (по основным
разделам
учебнотематического плана
программы)

1.2.
Владение
специальной
терминологией

2.
Практическая
подготовка детей:
2.1.
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

минимальный
уровень
(овладели
менее чем ½ объема
знаний);
средний
уровень
(объем
освоенных
знаний составляет более
½);
максимальный
уровень (дети освоили
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой)
Осмысленность минимальный
и правильность уровень
(избегают
использования
употреблять
специальные термины);
средний
уровень
(сочетают специальную
терминологию
с
бытовой);
максимальный
уровень
(термины
употребляют осознанно
и в полном соответствии
с их содержанием)
минимальный
уровень
(овладели
Соответствие
менее
чем
½
практических
предусмотренных
умений
и умений и навыков);
навыков
средний
уровень
программным
(объем
освоенных
требованиям
умений
и
навыков
составляет более ½);
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

% / кол-во
чел.

Методы
диагностики

Собеседован
ие,
соревновани
я,
тестировани
е,
анкетирован
ие,
наблюдение,
итоговая
работа

Собеседован
ие,
тестировани
е,
Опрос,
анкетирован
ие,
наблюдение

Наблюдения,
соревновани
я,
итоговые
работы

23

2.2.
Владение Отсутствие
специальным
затруднений в
оборудованием
и использовании
оснащением

2.3.
навыки

Творческие Креативность в
выполнении
практических
заданий

3.
Обшеучебные
умения и навыки
ребенка:
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу
3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3.
Умение
осуществлять учебно исследовательскую
работу
(рефераты,
самостоятельные
учебные

Самостоятельно
сть в подборе и
анализе
литературы

Самостоятельно
сть
в
пользовании

Самостоятельно
сть в учебноисследовательск
ой работе

максимальный
уровень (дети овладели
практически
всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой)
минимальный
уровень (испытывают
серьезные затруднения
при
работе
с
оборудованием)
средний
уровень
(работает с помощью
педагога)
максимальный
уровень
(работают
самостоятельно)
начальный
(элементарный,
выполняют
лишь
простейшие
практические задания)
репродуктивный
(выполняют задания на
основе образца)
творческий
(выполняют
практические задания с
элементами творчества)
минимальный
(испытывают серьезные
затруднения, нуждаются
в помощи и контроле
педагога)
- средний (работают с
литературой с помощью
педагога и родителей)
максимальный
(работают
самостоятельно)
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный

Наблюдение

Наблюдение,
итоговые
работы

Наблюдение,
анкетирован
ие

Наблюдение,
опрос

Наблюдение,
беседа,
инд. работа

-средний
24

исследования,
проекты и т.д.)
3.2. Учебно коммуникативные
Адекватность
умения:
3.2.1. Умение слушать восприятия
и слышать педагога
информации,
идущей
от
педагога
3.2.2.
Умение Свобода
выступать
перед владения
и
аудиторией
подачи
подготовленной
информации

-максимальный

3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее
(учебное)
место
3.3.2.
Навыки
соблюдения ТБ в
процессе
деятельности

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

Самостоятельно
готовят
и
убирают рабочее
место
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения ТБ
программным
требованиям

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный

Наблюдения,
опрос

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

Наблюдения

-максимальный
Наблюдение

-максимальный

минимальный
уровень
(овладели
менее чем ½ объема
навыков
соблюдения
ТБ);
средний
уровень
(объем
освоенных
навыков
составляет
более ½);
максимальный
уровень
(освоили
практически весь объем
навыков)
3.3.3.
Умение Аккуратность и - удовлетворительно
аккуратно выполнять ответственность
работу
в работе
- хорошо

Наблюдение

Наблюдение,
итоговые
работы

-отлично

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».