ОП Программирование на PyThon 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3
9
11
15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

16
16
19
19
20
21

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
(ДООП)
технической
направленности
«IT-квантум.
Программирования на Python» разработана с учетом:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-139 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию детских
технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результата
федерального проекта «Образование» и признании утратившим силу
распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-27 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию и
функционированию детских технопарков «Кванториум».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы Детского технопарка «Кванториум» МБУ
ДО ЦДТ «КРЕАТИВ».
Актуальность. В современном мире информационные технологии
проникли во все сферы жизни. Дом, работа, улица – везде люди сталкиваются
с реалиями нового, цифрового мира. Во многих профессиях требуется умение
4

работника грамотно обращаться с компьютером, не только на
пользовательском уровне, но и на уровне начинающего программиста.
Технологии, изучаемые в данной программе, наилучшим образом позволяют
быстро познакомить учащихся с основами программирования и работы с
данными.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она в
краткой форме знакомит учащихся со основами языка программирования
Python и его применения при работе с базами данных. В каждом модуле
программы присутствует как теоретическая, так и практическая часть,
поэтому учащиеся будут видеть конкретный результат освоения предмета.
Также
программа
является
практико-ориентированной.
Освоение
подростками навыков программирования происходит в процессе
практической и самостоятельной работы. Это позволяет обучающимся
получать не только теоретические знания в области программирования, но и
уверенно овладевать IT-технологиями.
Новизна программы заключается в изучении специфики работы
профессий сферы компьютерных и информационных технологий (IT):
программиста, специалиста по тестированию в области IT, разработчика Web
и мультимедийных приложений и т.д., а также смежных профессий, например,
технического писателя, специалиста по информационным ресурсам, техника
по защите информации и многие другие.
Адресат программы - обучающиеся от 12 до 18 лет. Наполняемость
групп: 10 – 12 человек. Наполняемость групп соответствует санитарногигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере
дополнительного образования.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение, получение
знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук.
Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более
высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями,
выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит
снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с
личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно
выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той
или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе
собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не
собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд,
более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать
потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает
относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует
5

замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем
вокруг свои навыки и умения (развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе
элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка,
смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют
распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент
пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует
фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к
самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои
собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В
эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость
в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для
подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный,
переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него
образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми
средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения
полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным
факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по
сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем
школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за
одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность
интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования,
и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются
прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более
хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Старший школьный возраст от 15 до 17 лет .
В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников
неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают
волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на
6

автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи
жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает
как своеобразная черта между детством и взрослостью.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного
мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой
близости.
Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет,
независимо
от
темперамента,
выглядят
более
сдержанными,
уравновешенными.
Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка.
Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии
мышления, но в целом для них характерно:
1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление
ими;
2) более контролируемой и управляемой становится речь;
3) интеллектуализация процессов восприятия;
4) формирование установки на размышление.
Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и
одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа
критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений
учителя к подросткам.
В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное
владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к
самостоятельным суждениям учащихся.
ДООП «IT-квантум. Программирования на Python» рассчитана на 1
год обучения (120 часов, из них: 53 часа отводится на теорию, а 67– на
овладение практическими навыками).
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 2 часа, 1 раз в
неделю по 2 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, соревнования, финальный проект.
7

Цель программы: формирование творческой личности, обладающей
информационными
компетенциями,
развитие
алгоритмического
и
логического мышления посредством языка программирования «Python».
Задачи:
Обучающие:
 сформировать у учащихся представление об основных элементах
программирования;
 познакомить с синтаксисом языка программирования Python;
 сформировать навыки работы в интегрированной среде разработки на
языке Python;
 способствовать приобретению навыков разработки эффективных
алгоритмов и программ на основе изучения языка программирования
Python.
Развивающие:
 совершенствовать аналитические навыки;
 формировать навык алгоритмического и логического мышления;
 совершенствовать навык поиска информации в сети интернет, анализа
выбранной информации на соответствие запросу, использование
информации при решении задач;
 развивать умение планировать свои действия с учётом фактора времени.
Воспитательные:
 воспитывать в учащихся усидчивость, аккуратность, умение доводить
начатое дело до конца;
 формировать коммуникативные навыки.

8

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1
1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
2.2
2.3

2.4
2.5
2.6

2.7
2.8
2.9
2.10
2.11

Название разделов, тем
Введение
в
программирование
Установка Python. Среда
разработки IDLE.
Понятие консольной
программы
Ввод-вывод данных на
языке Python.
Переменные
Типы данных. Строки и
числа
Условный оператор.
Логический тип.
Объединение условий.
Циклы. Использование
цикла while
Цикл for
Решение задач на
циклические алгоритмы
Основы языка Python
Строки и списки
Кортежи и словари
Понятие функции.
Использование
встроенных функций
Создание своих функций
Двумерные списки
Понятие модуля
(библиотеки).
Подключение и работа с
функциями из модуля.
Модуль random. Работа
со случайными числами.
Работа с файлами
Основы ООП. Классы и
объекты
Наследование
Создание оконных
приложений. Модуль
tkinter

Количество часов
всего теория практика
21
10
11
2

1

1

3

1

2

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

4
6

2
2

2
2

65
4
4
4

30
2
2
2

35
2
2
2

5
5
5

2
2
2

3
3
3

4

2

2

4
4

2
2

2
2

4
4

2
2

2
2

9

2.12
2.13
2.14
3
3.1

3.2
3.3

3.4
4

Интерфейс. Кнопки.
События.
Графика с модулем
tkinter
«Черепашья графика».
Модуль turtle
Основы проектной
деятельности
Проектирование и
разработка приложения
«Тесты». Консольный
вариант.
«Тесты». Оконное
приложение.
Разработка игры на
клетчатом поле с
использованием модуля
tkinter
Разработка чат-бота для
Телеграм.
Аттестация
итого

5

2

1

6

3

1

7

3

2

33

10

20

2

5

2

5

3

5

3

5

3
53

1
67

1
120

10

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в язык программирования Python
Тема 1.1. Установка Python. Среда разработки IDLE. Понятие
консольной программы.
Теория. Техника безопасности на занятии. Понятие «алгоритм»,
«исполнитель», «язык программирования», «программа», «интерпретатор».
История языка программирования Python и его возможности. Виды окон в
IDLE: окно программы и окно консоли. Сравнение этих окон и их
возможностей.
Практика. Сохранение и запуск python-программ в среде разработки
IDLE.
Тема 1.2. Ввод-вывод данных на языке Python. Переменные
Теория. Основы синтаксиса языка Python. Функция print(). Понятие
«переменная». Правила именования переменных в языке Python. Оператор
присваивания. Функция input().
Практика. Проект «Символьная графика». Создание определённого
рисунка с помощью символов. Отработка функции print(). Проект «Попугай».
В данном проекте запомнить введенную строку и несколько раз ее повторить.
Тема 1.3. Типы данных. Строки и числа
Теория. Арифметические операции с помощью математических
операторов +, -, *, /. Порядок выполнения операций. Понятие «выражение»,
«типы данных». Функции int() и str().
Практика. Проект «Сумматор». При написании данной программы
отрабатываются математические операторы и функции int() и str().
Тема 1.4. Условный оператор
Теория. Понятие «условный оператор», «вложенные команды»,
«оператор сравнения». Конструкция if и её синтаксис. Операторы сравнения: ,
>=, <=, !=, ==. Структура программы. Конструкция «if-else». Команды «if» и
«elif».
Практика. Решение задач на отработку условного оператора и
операторов сравнения.
Тема 1.5. Логический тип. Объединение условий.
Теория. «True» и «False», операции «and», «or», «not». Порядок
выполнения операций. Переменные без значения – «None».
Практика. Проект «Калькулятор»: создание приложения по
определенным условиям.
Тема 1.6. Использование цикла «while»
Теория. Понятие «цикл с предусловием». Конструкция «while» и её
синтаксис. Зацикливание и выход из цикла с помощью команды «break».
Практика. Проект «Бомба взорвалась!». Написание программы по
определенным условиям.
Тема 1.7. Использование цикла for
Теория. Понятие «цикл», «цикл со счётчиком». Конструкция «for» и её
синтаксис.
11

Практика. Проект «Таблица умножения»: создание приложения по
определенным условиям.
Тема 1.8. Решение задач на циклические алгоритмы
Теория. Виды циклов и их конструкции.
Практика. Решение задач на применение циклов «for» и «while».
Раздел 2. Основы языка Python
Тема 2.1. Строки и списки
Теория. Понятие «строка». Создание строк. Переменные внутри строк.
Операции со строками. Понятие «список». Создание списков.
Добавление/удаление. Операции со списками.
Практика. Решение задач на отработку операций со строками и
списками.
Тема 2.2. Кортежи и словари
Теория. Понятие «кортеж». Создание кортежа. Операции с кортежем.
Понятие «словарь». Создание словаря.
Практика. Проект «Любимые вещи»: создание списка любимых
развлечений и любимых лакомств.
Тема 2.3. Понятие функции. Использование встроенных функций.
Теория. Понятие «функция», «параметр функции», «значение функции».
Функции: «abs», «bool», «dir», «eval», «exec», «float», «int», «len», «max»,
«min», «range», «sum».
Практика. Решение задач на использование математических функций.
Тема 2.4. Создание своих функций
Теория. Ключевые слова «def» и «lambda». Строение функции: «имя»,
«аргумент», «тело». Создание и вызов функции. Переменные и область
видимости.
Практика. Решение задач на отработку понятия «функция», её строение
и синтаксис.
Тема 2.5. Двумерные списки. Особенности копирования структур
данных.
Теория. Вложенные списки. Особенности присваивания изменяемых и
неизменяемых объектов в Питоне. Методы «copy» и «deepcopy».
Практика. Работа с таблицами.
Тема 2.6. Применение модулей
Теория. Понятие «модуль». Импортирование модуля в программу.
Полезные модули: «math», «time» и другие.
Практика. Решение задач на применение модулей.
Тема 2.7. Модуль random. Работа со случайными числами.
Теория. Функции random, randint, choice и другие.
Практика. Создание игры «Угадайка».
Тема 2.8. Работа с файлами
Теория. Понятие «файл». Классификация файлов в зависимости от
видов информации. Создание текстового файла. Открытие файла в программе
«Python». Запись в файл.
12

Практика. Проект «Блокнот»: создание простейшего текстового
редактора в виде приложения.
Тема 2.9. Основы ООП. Классы и объекты
Теория. Понятие «объект». Концепция объектов. Понятие «класс».
Использование классов в программе «Python». Инициализация объектов.
Практика. Решение задач на отработку умения создавать классы и объекты.
Тема 2.10. Наследование
Теория. Понятие предка и потомка.
Практика. Создание структуры классов для описания животных.
Тема 2.11. Модуль tkinter
Теория. Понятие оконной программы. Модуль «tkinter» и его
возможности.
Практика. Проект «Анимация»: отрисовывание объекта на холсте и
программирование анимации.
Тема 2.12. Интерфейс. Кнопки. События
Теория. Понятие «событие», «подписка на событие», «обработка
события».
Практика. Проект «Игра кликер».
Тема 2.13. Графика с модулем «tkinter».
Теория. Модуль «tkinter» и его возможности.
Практика. Проект «Анимация»: отрисовывание объекта на холсте и
программирование анимации. Проект «Фантастический мир»: рисование
фигур, параметры которых задаются пользователем при запуске программы.
Тема 2.14. Рисование с помощью «Черепашьей графики»
Теория. Модуль «turtle». Импортирование модуля. Создание холста.
Перемещение черепашки.
Практика. Проект «Я рисую»: рисование изображения, состоящего из
линий с помощью команд модуля на холсте.
Раздел 3. Игры на «Python»
Тема 3.1. Приложение «Тесты». Консольный вариант.
Теория. Обсуждение структуры программы: необходимые классы,
способы хранения тестов. Работа с json-файлами.
Практика. Разработка программы, позволяющей проводить
тестирование. В программе должны быть разные роли (администратор,
учитель, ученик), возможность добавлять и редактировать тесты по разным
предметам, а для учеников – проходить тесты и получать отметки.
Тема 3.2. Приложение «Тесты». Оконный вариант.
Теория. Проектирование программ, допускающих дальнейшее
расширение и переработку.
Практика. Добавление к разработанной программе оконного
интерфейса.
Тема 3.3. Игра «Лабиринт»
Теория. Обсуждение сюжета игры: класс Лабиринт, класс Игрок и их
роль. Возможные способы реализации игры: хранение уровней в коде
программы или в текстовых файлах, динамическое создание уровней
13

Практика. Приложение-игра «Лабиринт»: Задача пользователя: дойти до
конца лабиринта, 2D-игра, вид сверху. Реализация чтения и отображения
уровней. Реакция на кнопки. Добавление соперников. Добавление и
отображения уровня здоровья/оставшихся жизней. Экран победы и
поражения.
Тема 3.4. Разработка чат-бота для мессенджера «Телеграм».
Теория. Модули в программе «Python» для создания ботов. Структура
бота. Добавление сценариев диалогов и кнопок.
Практика. Написание аналога проекта «Тесты» в виде бота.
Раздел 4. Аттестация
Практика.
Разработка
собственного
приложения.
Создание
презентации и подготовка выступления. Защита проекта.

14

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:










По окончании программы обучающийся:
овладеет основными предметными понятиями и их свойствами;
изучит конструкции языка программирования Python (циклы,
логические операторы, функции, декораторы, функторы, лямбдафункции);
научится работать с принципами и методами функционального и
объектно-ориентированного программирования, а именно составлять
программы с применением ООП;
познакомится с основными структурами данных и типовыми методами
обработки этих структур;
получит навыки разработки эффективных алгоритмов и программ на
основе изучения языка программирования Python;
освоит парадигму MVC, необходимую для работы с бэкэндом вебсайта;
овладеет навыком разработки системы управления вебсайта (CMS),
применяя феймворки;
получит навыки подключения, записи и извлечения данных из БД.

Метапредметные результаты:
 научится самостоятельно планировать свои действия с учётом фактора
времени, в обстановке с элементами конкуренции, предвидеть результат
и достигать его;
 получит технические навыки и развитое логическое мышление;
 получит навыки исследовательской и проектной деятельности;
 научится работать с различными источниками информации, извлекать
нужную информацию из открытых источников;
 освоит правила индивидуального и коллективного безопасного
поведения при работе с компьютерной техникой.





Личностные результаты:
овладеет способностью к саморазвитию и самообразованию, будут
развиты любознательность и внимательность при выполнении заданий;
овладеет коммуникативной компетентностью в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и проектной деятельности;
воспитает упорство и настойчивость в достижении результата;
сформирует целеустремлённость, организованность, ответственное
отношение к труду и уважительное отношение к окружающим.

15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
Дата
Общая
обучен начала
окончания продолжит
ия
обучения обучения ельность
(календар
ных дней)

1 год

1
31 мая
сентября

258

Количест
во
учебных
недель

30

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов
в год

4

120

2 раза в
неделю
по 2 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, кабинет № 5.
Помещение соответствует санитарным нормам.
Оборудование учебного кабинета:
Наименование оборудования, программного
Штук
обеспечения
Стол для педагога
1
2.
Стул педагога
1
3.
Стол ученический
5
4.
Стул ученический
10
5.
Ноутбук (для педагога)
1
6.
Ноутбук для обучающегося
10
7.
Магнитно-маркерная доска
1
8.
Шкаф книжный
1
Информационное обеспечение. Операционная система Windows 7,8,10
/ MacOS; программное обеспечение Microsoft Office; web-камеры; соединение
с Интернетом
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
образование в соответствии с направленностью программы.
Методическое обеспечение:
В основе организации занятий лежат базовые педагогические принципы:
актуальность (программа максимально приближена к современным условиям
жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к
№
п.п
1.

16

сложному);
наглядность,
индивидуальность
и
комплексность
(взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений и позволяют обучающимся овладеть
азами профессий связанных с программированием и IT-технологиями. Для
формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с
целью пробуждения у обучающихся интереса к профессиям финансовой
сферы используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа,
лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, открытое занятие.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
выполнение самостоятельной работы.
Это позволяет судить о
сформированности предметных компетенций.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие
методические материалы:
 Борисенко, В. В. Основы программирования / В. В. Борисенко. —
Москва: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ),
2016. — 323 c.
 Кулямин, В. В. Технологии программирования. Компонентный
подход / В. В. Кулямин. — 2-е изд. — Москва: Интернет-Университет
Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 590 c.
 Букунов,
С.
В.
Основы
объектно-ориентированного
программирования: учебное пособие / С. В. Букунов, О. В. Букунова. — СанктПетербург:
Санкт-Петербургский
государственный
архитектурностроительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 196 c.
 Коврижных, А. Ю. Основы алгоритмизации и программирования.
Часть 1. Задачи и упражнения. Практикум: учебно-методическое пособие / А.
Ю. Коврижных, Е. А. Конончук, Г. Е. Лузина. — Екатеринбург: Уральский
федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 52 c.
 Коврижных, А. Ю. Основы алгоритмизации и программирования.
Часть 2. Расчетные работы. Практикум: учебно-методическое пособие / А. Ю.
Коврижных, Е. А. Конончук, Г. Е. Лузина. — Екатеринбург: Уральский
федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 44 c.
17

Разумавская, Е. А. Алгоритмизация и программирование:
практическое пособие / Е. А. Разумавская. — Санкт-Петербург: СанктПетербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной
прокуратуры РФ, 2015. — 49 c.


18

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью
выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет
его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма
проведения – беседа.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений. Формы: опрос, беседа,
наблюдение, викторина.
Итоговая аттестация проходит в форме выполнения самостоятельной
работы.
На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет
взаимоконтроль и взаимооценка.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы
(Приложение 1).

19

2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов
1. Теория и реализация языков программирования / В. А. Серебряков,
М. П. Галочкин, Д. Р. Гончар, М. Г. Фуругян. — 2-е изд. — Москва : ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 372 c.
2. Непейвода, Н. Н. Стили и методы программирования / Н. Н.
Непейвода. — 2-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных
Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 295 c.
3. Шелудько, В. М. Язык программирования высокого уровня Python.
Функции, структуры данных, дополнительные модули : учебное пособие / В.
М. Шелудько. —
Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного
федерального университета, 2017. — 107 c.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся:
1. Банкрашков, А.В. Программирование для детей на языке Python / А.В.
Банкрашков. - М.: АСТ, 2018. - 288 c.
2. Воронин, И. Программирование для детей. От основ к созданию
роботов / И. Воронин, В. Воронина. - СПб.: Питер, 2019. - 304 c.
3. Уитни, Д. Программирование для детей. Учимся создавать сайты,
приложения и игры. HTML, CSS и JavaScript / Д. Уитни. - СПб.: Питер, 2018.
- 301 c.

20

Приложение 1
Экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы
ФИО обучающегося ________________________________________________
Название контрольной работы ________________________________________
Критерии

Отлично – 3 балла

Хорошо – 2
балла

Удовлетворительно –
1 балл

Способность и
готовность к освоению
систематических знаний,
их самостоятельному
пополнению, переносу и
интеграции
Способность к решению
личностно и социально
значимых проблем и
воплощению найденных
решений в практику
Способность к
самоорганизации,
саморегуляции и
рефлексии
Способность к
сотрудничеству и
коммуникации
Итого баллов

При выполнении самостоятельной работы каждый этап оценивается отдельно,
по сумме набранных балов в каждом этапе определяется оценка.
0-6 баллов – оценка «2» неудовлетворительно,
7-8 баллов – оценка «3» удовлетворительно,
9-10 баллов – оценка «4» хорошо,
11-12 баллов – оценка «5» отлично.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».