ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 9 11 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 16 16 19 19 20 21 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) технической направленности «IT-квантум. Программирования на Python» разработана с учетом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-139 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Образование» и признании утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-27 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы Детского технопарка «Кванториум» МБУ ДО ЦДТ «КРЕАТИВ». Актуальность. В современном мире информационные технологии проникли во все сферы жизни. Дом, работа, улица – везде люди сталкиваются с реалиями нового, цифрового мира. Во многих профессиях требуется умение 4 работника грамотно обращаться с компьютером, не только на пользовательском уровне, но и на уровне начинающего программиста. Технологии, изучаемые в данной программе, наилучшим образом позволяют быстро познакомить учащихся с основами программирования и работы с данными. Отличительная особенность программы состоит в том, что она в краткой форме знакомит учащихся со основами языка программирования Python и его применения при работе с базами данных. В каждом модуле программы присутствует как теоретическая, так и практическая часть, поэтому учащиеся будут видеть конкретный результат освоения предмета. Также программа является практико-ориентированной. Освоение подростками навыков программирования происходит в процессе практической и самостоятельной работы. Это позволяет обучающимся получать не только теоретические знания в области программирования, но и уверенно овладевать IT-технологиями. Новизна программы заключается в изучении специфики работы профессий сферы компьютерных и информационных технологий (IT): программиста, специалиста по тестированию в области IT, разработчика Web и мультимедийных приложений и т.д., а также смежных профессий, например, технического писателя, специалиста по информационным ресурсам, техника по защите информации и многие другие. Адресат программы - обучающиеся от 12 до 18 лет. Наполняемость групп: 10 – 12 человек. Наполняемость групп соответствует санитарногигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует 5 замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Старший школьный возраст от 15 до 17 лет . В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на 6 автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными. Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка. Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление. Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. ДООП «IT-квантум. Программирования на Python» рассчитана на 1 год обучения (120 часов, из них: 53 часа отводится на теорию, а 67– на овладение практическими навыками). Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 2 часа, 1 раз в неделю по 2 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, соревнования, финальный проект. 7 Цель программы: формирование творческой личности, обладающей информационными компетенциями, развитие алгоритмического и логического мышления посредством языка программирования «Python». Задачи: Обучающие: сформировать у учащихся представление об основных элементах программирования; познакомить с синтаксисом языка программирования Python; сформировать навыки работы в интегрированной среде разработки на языке Python; способствовать приобретению навыков разработки эффективных алгоритмов и программ на основе изучения языка программирования Python. Развивающие: совершенствовать аналитические навыки; формировать навык алгоритмического и логического мышления; совершенствовать навык поиска информации в сети интернет, анализа выбранной информации на соответствие запросу, использование информации при решении задач; развивать умение планировать свои действия с учётом фактора времени. Воспитательные: воспитывать в учащихся усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; формировать коммуникативные навыки. 8 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 Название разделов, тем Введение в программирование Установка Python. Среда разработки IDLE. Понятие консольной программы Ввод-вывод данных на языке Python. Переменные Типы данных. Строки и числа Условный оператор. Логический тип. Объединение условий. Циклы. Использование цикла while Цикл for Решение задач на циклические алгоритмы Основы языка Python Строки и списки Кортежи и словари Понятие функции. Использование встроенных функций Создание своих функций Двумерные списки Понятие модуля (библиотеки). Подключение и работа с функциями из модуля. Модуль random. Работа со случайными числами. Работа с файлами Основы ООП. Классы и объекты Наследование Создание оконных приложений. Модуль tkinter Количество часов всего теория практика 21 10 11 2 1 1 3 1 2 3 1 2 3 3 1 1 2 2 3 1 2 4 6 2 2 2 2 65 4 4 4 30 2 2 2 35 2 2 2 5 5 5 2 2 2 3 3 3 4 2 2 4 4 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 9 2.12 2.13 2.14 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Интерфейс. Кнопки. События. Графика с модулем tkinter «Черепашья графика». Модуль turtle Основы проектной деятельности Проектирование и разработка приложения «Тесты». Консольный вариант. «Тесты». Оконное приложение. Разработка игры на клетчатом поле с использованием модуля tkinter Разработка чат-бота для Телеграм. Аттестация итого 5 2 1 6 3 1 7 3 2 33 10 20 2 5 2 5 3 5 3 5 3 53 1 67 1 120 10 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Введение в язык программирования Python Тема 1.1. Установка Python. Среда разработки IDLE. Понятие консольной программы. Теория. Техника безопасности на занятии. Понятие «алгоритм», «исполнитель», «язык программирования», «программа», «интерпретатор». История языка программирования Python и его возможности. Виды окон в IDLE: окно программы и окно консоли. Сравнение этих окон и их возможностей. Практика. Сохранение и запуск python-программ в среде разработки IDLE. Тема 1.2. Ввод-вывод данных на языке Python. Переменные Теория. Основы синтаксиса языка Python. Функция print(). Понятие «переменная». Правила именования переменных в языке Python. Оператор присваивания. Функция input(). Практика. Проект «Символьная графика». Создание определённого рисунка с помощью символов. Отработка функции print(). Проект «Попугай». В данном проекте запомнить введенную строку и несколько раз ее повторить. Тема 1.3. Типы данных. Строки и числа Теория. Арифметические операции с помощью математических операторов +, -, *, /. Порядок выполнения операций. Понятие «выражение», «типы данных». Функции int() и str(). Практика. Проект «Сумматор». При написании данной программы отрабатываются математические операторы и функции int() и str(). Тема 1.4. Условный оператор Теория. Понятие «условный оператор», «вложенные команды», «оператор сравнения». Конструкция if и её синтаксис. Операторы сравнения: , >=, <=, !=, ==. Структура программы. Конструкция «if-else». Команды «if» и «elif». Практика. Решение задач на отработку условного оператора и операторов сравнения. Тема 1.5. Логический тип. Объединение условий. Теория. «True» и «False», операции «and», «or», «not». Порядок выполнения операций. Переменные без значения – «None». Практика. Проект «Калькулятор»: создание приложения по определенным условиям. Тема 1.6. Использование цикла «while» Теория. Понятие «цикл с предусловием». Конструкция «while» и её синтаксис. Зацикливание и выход из цикла с помощью команды «break». Практика. Проект «Бомба взорвалась!». Написание программы по определенным условиям. Тема 1.7. Использование цикла for Теория. Понятие «цикл», «цикл со счётчиком». Конструкция «for» и её синтаксис. 11 Практика. Проект «Таблица умножения»: создание приложения по определенным условиям. Тема 1.8. Решение задач на циклические алгоритмы Теория. Виды циклов и их конструкции. Практика. Решение задач на применение циклов «for» и «while». Раздел 2. Основы языка Python Тема 2.1. Строки и списки Теория. Понятие «строка». Создание строк. Переменные внутри строк. Операции со строками. Понятие «список». Создание списков. Добавление/удаление. Операции со списками. Практика. Решение задач на отработку операций со строками и списками. Тема 2.2. Кортежи и словари Теория. Понятие «кортеж». Создание кортежа. Операции с кортежем. Понятие «словарь». Создание словаря. Практика. Проект «Любимые вещи»: создание списка любимых развлечений и любимых лакомств. Тема 2.3. Понятие функции. Использование встроенных функций. Теория. Понятие «функция», «параметр функции», «значение функции». Функции: «abs», «bool», «dir», «eval», «exec», «float», «int», «len», «max», «min», «range», «sum». Практика. Решение задач на использование математических функций. Тема 2.4. Создание своих функций Теория. Ключевые слова «def» и «lambda». Строение функции: «имя», «аргумент», «тело». Создание и вызов функции. Переменные и область видимости. Практика. Решение задач на отработку понятия «функция», её строение и синтаксис. Тема 2.5. Двумерные списки. Особенности копирования структур данных. Теория. Вложенные списки. Особенности присваивания изменяемых и неизменяемых объектов в Питоне. Методы «copy» и «deepcopy». Практика. Работа с таблицами. Тема 2.6. Применение модулей Теория. Понятие «модуль». Импортирование модуля в программу. Полезные модули: «math», «time» и другие. Практика. Решение задач на применение модулей. Тема 2.7. Модуль random. Работа со случайными числами. Теория. Функции random, randint, choice и другие. Практика. Создание игры «Угадайка». Тема 2.8. Работа с файлами Теория. Понятие «файл». Классификация файлов в зависимости от видов информации. Создание текстового файла. Открытие файла в программе «Python». Запись в файл. 12 Практика. Проект «Блокнот»: создание простейшего текстового редактора в виде приложения. Тема 2.9. Основы ООП. Классы и объекты Теория. Понятие «объект». Концепция объектов. Понятие «класс». Использование классов в программе «Python». Инициализация объектов. Практика. Решение задач на отработку умения создавать классы и объекты. Тема 2.10. Наследование Теория. Понятие предка и потомка. Практика. Создание структуры классов для описания животных. Тема 2.11. Модуль tkinter Теория. Понятие оконной программы. Модуль «tkinter» и его возможности. Практика. Проект «Анимация»: отрисовывание объекта на холсте и программирование анимации. Тема 2.12. Интерфейс. Кнопки. События Теория. Понятие «событие», «подписка на событие», «обработка события». Практика. Проект «Игра кликер». Тема 2.13. Графика с модулем «tkinter». Теория. Модуль «tkinter» и его возможности. Практика. Проект «Анимация»: отрисовывание объекта на холсте и программирование анимации. Проект «Фантастический мир»: рисование фигур, параметры которых задаются пользователем при запуске программы. Тема 2.14. Рисование с помощью «Черепашьей графики» Теория. Модуль «turtle». Импортирование модуля. Создание холста. Перемещение черепашки. Практика. Проект «Я рисую»: рисование изображения, состоящего из линий с помощью команд модуля на холсте. Раздел 3. Игры на «Python» Тема 3.1. Приложение «Тесты». Консольный вариант. Теория. Обсуждение структуры программы: необходимые классы, способы хранения тестов. Работа с json-файлами. Практика. Разработка программы, позволяющей проводить тестирование. В программе должны быть разные роли (администратор, учитель, ученик), возможность добавлять и редактировать тесты по разным предметам, а для учеников – проходить тесты и получать отметки. Тема 3.2. Приложение «Тесты». Оконный вариант. Теория. Проектирование программ, допускающих дальнейшее расширение и переработку. Практика. Добавление к разработанной программе оконного интерфейса. Тема 3.3. Игра «Лабиринт» Теория. Обсуждение сюжета игры: класс Лабиринт, класс Игрок и их роль. Возможные способы реализации игры: хранение уровней в коде программы или в текстовых файлах, динамическое создание уровней 13 Практика. Приложение-игра «Лабиринт»: Задача пользователя: дойти до конца лабиринта, 2D-игра, вид сверху. Реализация чтения и отображения уровней. Реакция на кнопки. Добавление соперников. Добавление и отображения уровня здоровья/оставшихся жизней. Экран победы и поражения. Тема 3.4. Разработка чат-бота для мессенджера «Телеграм». Теория. Модули в программе «Python» для создания ботов. Структура бота. Добавление сценариев диалогов и кнопок. Практика. Написание аналога проекта «Тесты» в виде бота. Раздел 4. Аттестация Практика. Разработка собственного приложения. Создание презентации и подготовка выступления. Защита проекта. 14 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: По окончании программы обучающийся: овладеет основными предметными понятиями и их свойствами; изучит конструкции языка программирования Python (циклы, логические операторы, функции, декораторы, функторы, лямбдафункции); научится работать с принципами и методами функционального и объектно-ориентированного программирования, а именно составлять программы с применением ООП; познакомится с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур; получит навыки разработки эффективных алгоритмов и программ на основе изучения языка программирования Python; освоит парадигму MVC, необходимую для работы с бэкэндом вебсайта; овладеет навыком разработки системы управления вебсайта (CMS), применяя феймворки; получит навыки подключения, записи и извлечения данных из БД. Метапредметные результаты: научится самостоятельно планировать свои действия с учётом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции, предвидеть результат и достигать его; получит технические навыки и развитое логическое мышление; получит навыки исследовательской и проектной деятельности; научится работать с различными источниками информации, извлекать нужную информацию из открытых источников; освоит правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при работе с компьютерной техникой. Личностные результаты: овладеет способностью к саморазвитию и самообразованию, будут развиты любознательность и внимательность при выполнении заданий; овладеет коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и проектной деятельности; воспитает упорство и настойчивость в достижении результата; сформирует целеустремлённость, организованность, ответственное отношение к труду и уважительное отношение к окружающим. 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата Дата Общая обучен начала окончания продолжит ия обучения обучения ельность (календар ных дней) 1 год 1 31 мая сентября 258 Количест во учебных недель 30 Колич ество часов в недел ю Количес Режим тво занятий учебны х часов в год 4 120 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, кабинет № 5. Помещение соответствует санитарным нормам. Оборудование учебного кабинета: Наименование оборудования, программного Штук обеспечения Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Стол ученический 5 4. Стул ученический 10 5. Ноутбук (для педагога) 1 6. Ноутбук для обучающегося 10 7. Магнитно-маркерная доска 1 8. Шкаф книжный 1 Информационное обеспечение. Операционная система Windows 7,8,10 / MacOS; программное обеспечение Microsoft Office; web-камеры; соединение с Интернетом Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование в соответствии с направленностью программы. Методическое обеспечение: В основе организации занятий лежат базовые педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к № п.п 1. 16 сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений и позволяют обучающимся овладеть азами профессий связанных с программированием и IT-технологиями. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к профессиям финансовой сферы используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, открытое занятие. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: выполнение самостоятельной работы. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Методические материалы В процессе реализации программы используются следующие методические материалы: Борисенко, В. В. Основы программирования / В. В. Борисенко. — Москва: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 323 c. Кулямин, В. В. Технологии программирования. Компонентный подход / В. В. Кулямин. — 2-е изд. — Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 590 c. Букунов, С. В. Основы объектно-ориентированного программирования: учебное пособие / С. В. Букунов, О. В. Букунова. — СанктПетербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурностроительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 196 c. Коврижных, А. Ю. Основы алгоритмизации и программирования. Часть 1. Задачи и упражнения. Практикум: учебно-методическое пособие / А. Ю. Коврижных, Е. А. Конончук, Г. Е. Лузина. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 52 c. Коврижных, А. Ю. Основы алгоритмизации и программирования. Часть 2. Расчетные работы. Практикум: учебно-методическое пособие / А. Ю. Коврижных, Е. А. Конончук, Г. Е. Лузина. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 44 c. 17 Разумавская, Е. А. Алгоритмизация и программирование: практическое пособие / Е. А. Разумавская. — Санкт-Петербург: СанктПетербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2015. — 49 c. 18 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: опрос, беседа, наблюдение, викторина. Итоговая аттестация проходит в форме выполнения самостоятельной работы. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные материалы: экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы (Приложение 1). 19 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов 1. Теория и реализация языков программирования / В. А. Серебряков, М. П. Галочкин, Д. Р. Гончар, М. Г. Фуругян. — 2-е изд. — Москва : ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 372 c. 2. Непейвода, Н. Н. Стили и методы программирования / Н. Н. Непейвода. — 2-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 295 c. 3. Шелудько, В. М. Язык программирования высокого уровня Python. Функции, структуры данных, дополнительные модули : учебное пособие / В. М. Шелудько. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 107 c. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся: 1. Банкрашков, А.В. Программирование для детей на языке Python / А.В. Банкрашков. - М.: АСТ, 2018. - 288 c. 2. Воронин, И. Программирование для детей. От основ к созданию роботов / И. Воронин, В. Воронина. - СПб.: Питер, 2019. - 304 c. 3. Уитни, Д. Программирование для детей. Учимся создавать сайты, приложения и игры. HTML, CSS и JavaScript / Д. Уитни. - СПб.: Питер, 2018. - 301 c. 20 Приложение 1 Экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы ФИО обучающегося ________________________________________________ Название контрольной работы ________________________________________ Критерии Отлично – 3 балла Хорошо – 2 балла Удовлетворительно – 1 балл Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Способность к сотрудничеству и коммуникации Итого баллов При выполнении самостоятельной работы каждый этап оценивается отдельно, по сумме набранных балов в каждом этапе определяется оценка. 0-6 баллов – оценка «2» неудовлетворительно, 7-8 баллов – оценка «3» удовлетворительно, 9-10 баллов – оценка «4» хорошо, 11-12 баллов – оценка «5» отлично. 21