СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………..11 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………..13 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….16 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………...16 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………………..19 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………….20 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..21 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….22 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Швейное дело» разработана с учетом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 1.1. 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся. Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой стороны 4 произведение декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующее облик человека. Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта, одежда отражает развитие производительных сил определенного исторического периода, климатические условия страны обитания, национальные особенности жизни народа и его представление о красоте. Это очень важный аспект в формировании личности ребенка. Отличительные особенности данной программы. Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов выдающихся представителей швейного дела, таких как Анастасия Корфиати «Кройка и Шитье для начинающих» и Тереза Жилевска «Я строю выкройку. Для детей с 7 до 16 лет». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. Новизна программы. Новизна образовательной программы состоит в том, что предполагает обучение не только навыкам шитья, моделирования и конструирования по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и обучение навыкам самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделия с учетом особенности своей фигуры. Применение знаний и навыков, полученных на занятиях, даст возможность учащимся шить любые изделия, а также способствует профориентированию. Адресат программы. Программа рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся: в объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 10 до 17 лет, вне зависимости от пола. Возрастные особенности детей в возрасте от 10-ти до 17-ти лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, 5 выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоциональночувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. 6 Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения 7 полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Старший школьный возраст от 15 до 17 лет . В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными. Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка. Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление. Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. Количество детей в группе 10-12 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. 8 Рекомендуемое количество часов на освоение программы «Швейное дело» – 216. Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 6, 2 раза в неделю по 3. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, творческий показ. Цель и задачи общеразвивающей программы «Швейное дело». Цель программы: развитие творческого самовыражения личности ребенка через приобретения умений и навыков технологии шитья. Задачи программы: Воспитательные: 1. развивать художественное мышление; 2. способствовать развитию навыков сотрудничества у студийцев; 2. воспитывать чувство любви и уважения к народному творчеству; 3. способствовать формированию чувства ответственности; 4. мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации; 5. социализация учащихся (взаимодействие с друг другом в ходе учебного процесса) и формирование норм социально-положительного поведения. Развивающие: 1. содействовать развитию основ теоретического и практического мышления, памяти; 2. развивать самостоятельность при выборе и изготовлении изделий; 3. развивать способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности; 4. развивать художественный вкус, творческую инициативу, активность, воображение. Образовательные: 1. учить детей работать с оборудованием, инструментами, тканями. 9 2. учить технологиям и особенностям изготовления отдельных узлов и изделий любого ассортимента. 3. знакомить с историей костюма и направлениями моды. 4. знакомить с историей и технологией лоскутного шитья. 5. учить скоростным навыкам работы с иглой, швейной машиной, утюгом. 6. содействовать в профессиональном самоопределении детей 10 1.2. № УЧЕБНЫЙ ПЛАН Тема Количество часов Всего Теория Практика 3 3 0 Формы аттестации/контроля 1. Раздел 1. Теоретикоаналитическая работа 1.1. Вводное занятие. Знакомство с швейным делом. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 0 Беседа. Устный опрос. 2 2 0 Беседа. Устный опрос. Раздел 2. Технология ручных сяжков. Виды ручных стежков и их применение. 39 13 26 2.2 Выполнение изделия с применением ручных стежков. 24 3. Раздел 3. Технология работы со швейной машинкой. Знакомство со швейной машинкой. 3.2 1.2 2. 9 Педагогическое наблюдение. Устный опрос. 6 18 Педагогическое наблюдение. Устный опрос. 45 12 33 15 4 11 Педагогическое наблюдение. Устный опрос Особенности работы со швейной машинкой. 15 4 11 Педагогическое наблюдение. Устный опрос. 3.3 Виды стежков и швов на швейной машинке. 15 4 11 Педагогическое наблюдение. Устный опрос. 4. Раздел 4. Работа с тканью. Выкройка и шитьё Определение на ткани долевых нитей. 126 28 98 6 2 4 4.2 Правильная подготовка ткани к раскрою. 6 2 4 4.3 Мерки и их значение. 12 6 6 2.1 3.1 4.1 15 6 Педагогическое наблюдение. Устный опрос. Педагогическое наблюдение. Устный опрос. Педагогическое наблюдение. Устный опрос. 11 4.4 Построение выкройки. 18 6 12 4.5 Смётка и шитьё модели. 84 12 72 5. Раздел 5. Выставка работ. 3 0 3 5.1 Выставка работ. 3 0 3 216 56 160 Итого Педагогическое наблюдение. Устный опрос. Педагогическое наблюдение. Устный опрос. Творческий показ. 12 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа. 1.1. Вводное занятие. Знакомство с швейным делом. Теория: Рассказ про необходимые инструментом (иглы, нитки, сантиметровая лента, бумага для выкроек, портновский мел, портновские ножницы, вспарыватель для петель). 1.2. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство студийцев с правилами безопасности при рабате с предметами швейного мастерства и утюгом. Раздел 2. Технология работы ручных стежков. 2.1. Виды ручных стежков и их применение. Теория: Рассказ про виды ручных стежков и их особенности при выборе. Практика: Правильное выполнение ручных стежков. 2.2. Выполнение изделия с применением ручных стежков. Теория: Выбор изделия и ручных стежков. Практика: Самостоятельная работа с изделием. Раздел 3.Технология работы со швейной машинкой. 3.1.Знакомство со швейной машинкой. Теория: Правильная подготовка швейной машинки к работе (установка машинки, подключение, заправление нитей, замена иглы). Практика: Самостоятельная подготовка швейной машинки. 3.2. Особенности работы со швейной машинкой. Теория: Знакомство со строением швейной машины и работы с ней. Практика: Самостоятельная работа со швейной машиной. 3.3. Виды стежков и швов на швейной машинке. Теория: Ознакомление с применением машинных и ручных швов. Практика: Освоение ручных стежков (прокладочного, сметочнонаметочного, копировального и др.), машинных стежков (настрочного, расстрочный, двойной и др.) Раздел 4. Работа с тканью. Выкройка и шитьё. 4.1. Определение на ткани долевых нитей. Теория: Ознакомление с применением машинных и ручных швов. Практика: Освоение ручных стежков (прокладочного, сметочнонаметочного, копировального и др.), машинных стежков (настрочного, расстрочный, двойной и др.) 4.2. Правильная подготовка ткани к раскрою. Теория: Знакомство с правильной подготовкой ткани к раскрою, нахождению дефектов и определение тканей на усадку. Практика: Применение полученных знаний на практике. 4.3. Мерки и их значение. Теория: Беседа об определении размера по меркам. Практика: Самостоятельное снятие мерок для высчитывания размеров. 4.4. Построение выкройки. Теория: Знакомство с конструированием основных чертежей. 13 Практика: Построение чертежей на основе снятых мерок. 4.5. Смётка и шитьё модели. Теория: Объяснение этапности смётки и примерки модели. Практика: Смётывание, примерка, стачивание на машинке швов и примерка готового изделия. Раздел 5. Выставка работ. 4.1. Выставка работ. Практика: Подготовка, оформление помещения к выставке работ и показ изделий. 14 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Метапредметные результаты достигаются через: 1. знание основ теоретического и практического мышления, памяти; 2. проявление самостоятельность при выборе и изготовлении изделий; 3. самостоятельный поиск и используют информацию для решения практических задач в сфере технологической деятельности; 4. проявление творческой инициативы, активности, воображения, художественного вкуса. Предметные результаты достигаются через: 1. знание минимальных сведений о профессии швеи; 2. знание назначения и технологических свойств материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; 3. знание основ моделирования и конструирования швейных изделий; 4. применение технологий и последовательности изготовления швейных изделий; 5. умение читать чертежи и самостоятельно изготавливать чертеж выкройки швейного изделия; 6. умение выполнять разнообразные виды ручных швов, машинных швов и отделок изделий; 7. умение подбирать материал для изготовления швейного изделия, соблюдать последовательность операций по изготовлению изделий. Личностные результаты достигаются через: 1. развитие художественного мышления; 2. развитие навыков сотрудничества, умения работать в группе, в команде; 3. проявление ответственности за результаты своей деятельности; 4.проявление трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, мотивации на достижение успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации; 5. взаимодействие с друг другом в ходе учебного процесса, соблюдая нормы социально-положительного поведения. 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучени я 1 год Дата начала Дата обучения окончани я обучения 1 сентября 31 мая Общая продолжит ельность (календар ных дней) Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 6 216 2 раза в неделю по 3 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло 57А. Помещения соответствует санитарным нормам. № п.п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование оборудования, программного обеспечения Стол для педагога Стул педагога Стол ученический Стул ученический Ноутбук (для педагога) Швейная машинка Утюг Гладильная доска Ножницы, иглы, сантиметровые ленты, карандаши, клей, мел, линейки, лекала, нити, текстиль различной фактуры, фурнитура. 10. Дидактические материалы: наглядные пособия, шаблоны, схемы, журналы, выкройки, раздаточные материалы. 6. 7. 8. 9. Штук 1 1 4 15 1 4 1 1 По количеству учащихся В достаточном количестве Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Образовательные порталы 1. https://loskutspace.com/ - Онлайн школа кройки и шитья с нуля. 2. https://zolotoshveya.com/ - Онлайн музей швейного дела. 16 2. https://shei-sama.ru/load/ – Онлайн библиотека о швейном деле. Список литературы, рекомендованной для педагогов 1. Жихарев А. П., Румянцева Г. П., Кирсанова Е. А. Материаловедение. 2. Швейное производство; Академия - Москва, 2005. - 240 c. Картушина Г. Б., Мозговая Г 3. Технология. Швейное дело. 5, 6, 7 классы; Просвещение - Москва, 2012. 160 c. 4. Горина Г.С. Народные традиции в моде М., 1970. 5. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974. 6. Коблякова Е.Б. Основы конструирования одежды. – М., 1968. 7. Козловская А. Женская мода. – М., 1977. 8. Литвина Л.М. Моделирование и художественное оформление одежды. М., 1968. 9. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М., 1987. 10. Психология. Словарь /сост. Петровский А/. – М., 1987. 11. Труханова А.Г. Основы технологии швейного производства. – М., 1980. 12. Черемных А.И. Основы художественного конструирования. – М., 1977. 13. Чернекова «Основы швейного дела», 2010 14. Януш А. Мы шьём сами. – М., 1992 Литература для обучающихся 1. Технология. Швейное дело. 5, 6, 7 классы; Просвещение - Москва, 2012. – 160 2. Труханова А.Г. Основы технологии швейного производства. – М., 1980. 3. Черемных А.И. Основы художественного конструирования. – М., 1977 Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. Методическое обеспечение: В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выставка работ. 17 Этапы работы обучающегося над выставкой работ: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация публичной выставки работ за год. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. 18 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями. Главным показателем успешного освоения программы являются участие в выставке работ. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме выставки работ. 19 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Оценочные материалы - Приложение 1. 20 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.В. Вязанкина. ШЬЮ САМА. Смоленск,1996 г. 2. Культура быта. ПРОГРАММЫ, (кружки по прикладному искусству и обслуживанию труда). Москва «Просвещение» 1982 г. 3. А.Ю. Андреева, П.И.Богомолова. ИСТОРИЯ КЮСТЮМА. С-П., Паритет.2000г. 4. А. Януш. ПОЛНЫЙ КУРС ШИТЬЯ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 5. «Курсы кройки и шитья на дому». Автор: Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова. С- П 1992г. 6. Полный курс кройки и шитья. Стасенко-Закаревкая М.Н. 7. Полный курс кройки и шитья. Автор: Корфиати 8. Технология изготовления машинных швов. Кожина О.А. 9. Иллюстрированное пособие по изготовлению легкой летней одежды. Труханова А.Т. год изд. 2000 Москва «Высшая школа». 10.Техника аппликации. Тепляева Л.Н. 11.К. Мититело «Чудо – Аппликация». Эксмо: 2008 г. 12.Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г. 13.Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008. 14.Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАОПресс»: 2006. 15.Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. 2Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург, 1998. 16. Диски «Леко» школа В.Зайцева. 17. Декор в интерьере. Журнал № 1,2. Изд., Москва 2010г. 21 Приложение 1 Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса. Выбери один правильный ответ. 1.При работе на швейной машине: а) волосы распустить; б) убрать волосы под косынку; в) сделать нарядную причёску. 2.Под прижимную лапку подставляют: а) пальцы; б) нос; в) одежду; г) изделие, которое шьёте. 3.Во время работы за машинкой нужно? а) болтать; б) отвлекаться по пустякам; в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая. 4.Чистят и смазывают швейную машинку: а) при полной остановке; б) на холостом ходу; в) на рабочем ходу. 22 5.Ножницы кладут: а) к ремню передачи; б) в стороне от привода и движущихся частей машины; в) на изделие, во время работы на машине. 6. Практическая работа. Сшить изделие на свободную тему. 23