ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 9 10 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 12 12 14 14 15 16 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника для маленьких» разработана с учётом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность Актуальность программы заключается в том, что она направлена на реализацию творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным. На занятиях робототехникой дети развивают техническое мышление, 4 творческий подход к реализации задач дисциплины, способность к комплексному подходу решения технических задач. Направленность Программа имеет техническую направленность. Программа ориентирована на развитие интеллектуальных способностей. Новизной программы является использование нетрадиционных способов обучения, в том числе: широкое использование в учебном процессе роботизированного конструктора; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей конструктора. Адресат В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 5 до 7 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение по данной программе предварительной подготовки не требуется. Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Группа обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или 5 скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным. Группа обучающихся подготовительной к школе группы (6-7лет). К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания. Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых 6 поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Режим занятий Продолжительность одного академического часа: - для детей старшей группы с 5 до 6 лет – 25 минут; - для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет – 30 минут. Общее количество часов в неделю для одного года обучения – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объём программы – 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе 10-12 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного года обучения. Программа предусматривает реализацию обучения на двух уровнях: 1. Стартовый (первый год обучения) – знакомство с робототехникой, основами конструирования и программирования роботов. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятий: групповые. Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, практическая игра. Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка в процессе изучения основ робототехники. Задачи стартового уровня: 1. Обучающие: знакомить с правилами безопасной работы с конструктором; знакомить с деталями конструктора, их видами и значением; знакомить с основами программирования LEGO Education WeDo 2.0; формировать умения и навыки конструирования; формировать оперативную память, внимание, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику. 7 2. Развивающие: развивать познавательный интерес к робототехнике; развивать умение собирать, анализировать и систематизировать информацию; развивать коммуникативные способности; развивать творческую активность. 3. Воспитательные: воспитывать ответственность, дисциплину; воспитывать у обучающихся адекватное отношение к командной работе. 8 1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБУЧЕНИЯ №п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Название темы История робототехники Детали конструктора Сборка по схемам Построение конструкции Программирование ИТОГО ПЛАН Всего часов 1 4 20 28 19 72 ПЕРВОГО Теорети ческие занятия 1 2 8 5 9 25 Практи ческие занятия 2 12 23 10 47 ГОДА Формы аттестации / контроля Беседа, наблюдение, практическа я игра. 9 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. История робототехники Теория: Просмотр мультфильма «Роботы вокруг нас», беседа по содержанию. Тема 2. Детали конструктора Теория: Изучение деталей конструктора. Практика: Выполнение практических заданий, соединение деталей, конструирование простых фигур. Тема 3. Сборка по схемам Теория: Знакомство со схемами сборки. Изучение способов использования схем. Практика: Сборка фигур и строений по схемам. Тема 4. Построение конструкции Теория: Знакомство с технологиями свободного конструирования. Практика: Конструирование уникальных творческих проектов, соответствующих заданной тематике. Тема 5. Программирование Теория: Знакомство с программированием роботов и его возможностями. Практика: Создание и программирование простых роботов. 10 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (СТАРТОВОГО УРОВНЯ) Предметные результаты: знать правила безопасности работы с конструктором; знать детали конструктора, их виды и значение; знать способы сборки узлов из деталей, назначение узлов и применение их в технике; уметь собирать модели по схемам; уметь программировать в компьютерной среде LEGO Education WeDo 2.0; Метапредметные результаты: уметь ориентироваться в информационном пространстве; уметь концентрироваться на работе, логически и образно мыслить. Личностные результаты: уметь добиваться своей цели; уметь организовывать свою работу; уметь самостоятельно принимать решения. 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучения начала обучения Дата Общая Количес окончания продол тво обучения жител учебных ьность недель (кален дарны х дней) 1 сентября 31 мая 258 36 Колич ество часов в недел ю Количест во учебных часов Режим занятий 1 год 2 72 2 раза в неделю по 1 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят на базе дошкольных общеобразовательных организаций ГО Богданович. Оборудование учебного кабинета: 1. стол детский – 5 штук; 2. стул детский – 10 штук; 3. ноутбук – 1 штука; 4. проектор – 1 штука; 5. интерактивная доска – 1 штука; 6. набор LEGO Education WeDo 2.0 – 5 штук. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование в соответствии с направленностью программы. Методическое обеспечение: В основе организации занятий лежат базовые педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений. Для формирования умений используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. 12 Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: практическая игра. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Методические материалы В процессе реализации программы используются следующие методические материалы: Злаказов А.А. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие/ А.С. Злказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120 с. : ил. – (ИКТ в работе учителя); Литвин А.В. Организация детского лагеря по робототехнике. Методическое пособие для педагогов. М.: – 2013. 13 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдения, практические игры. Итоговая аттестация проходит в форме шахматного турнира среди обучающихся группы. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные материалы: форма подведения итогов (Приложение 1). 14 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагогов: 1. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил.; 2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил.; 3. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебнометодическое пособие. – СПб, 2001; 4. ПервоРобот EV3 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий, ЭОР; 5. Гайсина С.В., Князева И.В., Огановская Е.Ю. Робототехника, 3Dмоделирование, прототипирование: Реализация современных направлений в дополнительном образовании: методические рекомендации для педагогов. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. Литература для обучающихся и родителей: 1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. 15 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Приложение 1 Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительных образовательных программ Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества -терпения хватает меньше чем на ½ занятия 1.Организационноволевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности %/ кол-во Методы диагностики чел. Наблюдение, опрос, беседа - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки - волевые усилия побуждаются извне - иногда детьми самими - всегда детьми самими находятся постоянно под воздействием контроля извне Самостоятельная работа, наблюдение Наблюдение периодически контролируют себя сами постоянно контролируют себя сами 2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка - завышенная Способность оценивать адекватно -заниженная себя Беседа, наблюдение - нормальная 16 реальным достижениям 2.2. Интерес к занятиям в д/о Осознанное интерес участие детей в продиктован извне освоении интерес образовательной периодически программы поддерживается самим Самостоятельная работа, опрос интерес постоянно поддерживается самостоятельно 3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность периодически провоцируют Отношение детей к конфликты столкновению интересов (спору) в - в конфликтах не процессе участвуют, взаимодействия стараются их избегать Беседа, наблюдение пытаются самостоятельно уладить 3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о) Умение - избегают участия воспринимать в общих делах общие дела, как - участвуют при свои собственные побуждении извне - инициативны общих делах Беседа, наблюдение, самостоятельная работа в Мониторинг результатов: - количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты); - совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном); - перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы; - рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик преподавания. 17