СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ
1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3
1.2.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………..11
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………..14
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….19
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...20
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..22
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….22
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….25
2
РАЗДЕЛ
1.
КОМПЛЕКС
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) художественной направленности «Изобразительное
искусство» разработана с учетом:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
1.1.
3
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги
в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в
том, что посредством изобразительного искусства естественным образом
4
происходит формирование личности, складывается определенная система
ценностей, развивается творческое мышление, стимулируется развитие
основных психофизических процессов обучающихся. Обучающиеся
овладевают знаниями и навыками художественного мастерства, умениями
излагать свои мысли, ответственности и трудолюбию.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание
и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по
обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным
программам
дополнительного
образования,
выявлению
талантов каждого ребенка.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно- прикладного искусства, фотографии, функции
художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству
являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание
гражданственности и патриотизма, уважения бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Новизна. Новизна программы состоит в комплексном подходе к
обучению изобразительному искусству. Обучающиеся получают знания о
закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах,
композиции, декоративной стилизации форм, осваивают различные
графические и живописные техники.
Развитие творческих способностей в условиях дополнительного
образования предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта
работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с
педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметнопространственной средой.
Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми,
знакомя их с произведениями искусства, с народным творчеством, мы
решаем не только частные задачи художественного воспитания и
образования, но и более глобальные – развиваем творческий потенциал
ребенка.
Отличительные особенности данной программы. Программа
составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной
деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов выдающихся
представителей художественной деятельности, таких как Комарова Т. С.
«Обучение детей технике рисования» и Курочкина Н.А. «Знакомство с
натюрмортом».
5
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 8 до 17 лет.
В группе 12-15 человек. Для зачисления ребенка на обучение по данной
программе предварительной подготовки не требуется.
Возрастные особенности детей в возрасте от 8-ти до 17-ти лет.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место
быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в
младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом
микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно
если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку
как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети
считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся
к одобрению со стороны учителя.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует
к себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность.
Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников,
развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой
точки зрения.
Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
6
эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она
его пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может
сформироваться трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость,
пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в
общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а также увеличивают эмоциональночувственную сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость,
фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и
исследовательский характер познания, конформизм Ценностные
приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение,
получение знаний, но появляется немаловажный элемент –
коммуникативность. Подросток приступает к систематическому
овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К
подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к
изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать
себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или
даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще
всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему
необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким
образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном
статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение
не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его
взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается
реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном
развитии. Он начинает относить себя к определенному слою
микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим,
пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения
(развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в
себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
7
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка,
ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки
часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
Пропадает элемент пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом
отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток
стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают
свои собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность.
В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки,
резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта
(личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск
объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально
окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит
для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки
поведения других людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток
всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время
ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в
стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний.
Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба.
Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут
рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков
является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно
высокие требования, и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственичество.
Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера
становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Старший школьный возраст от 15 до 17 лет .
В
этом
возрасте
обретает
значимость
для
личности
старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной
стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от
подросткового этапа, – право на автономию от старших. С другой стороны,
перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом,
8
юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и
взрослостью.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и
собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап
человеческой близости.
Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет,
независимо
от
темперамента,
выглядят
более
сдержанными,
уравновешенными.
Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка.
Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии
мышления, но в целом для них характерно:
1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление
ими;
2) более контролируемой и управляемой становится речь;
3) интеллектуализация процессов восприятия;
4) формирование установки на размышление.
Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и
одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна
группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей
отношений учителя к подросткам.
В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное
владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к
самостоятельным суждениям учащихся.
ДООП «Изобразительное искусство» рассчитана на 2 года
обучения. Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144
часа.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю на первую
группу (базовой уровень) обучения 4, 2 раз в неделю по 2 часа; на вторую
(продвинутый уровень) 6, 2 раз в неделю по 3 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния
здоровья обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
9
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, творческий показ, конкурсы, выставки.
Цель и задачи ДООП «Изобразительное искусство».
Цель программы: формирование творчески и социально активной
личности ребенка, обладающей компетенциями в области художественнотворческой деятельности, готовой к культурному, социальному
самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить с направлениями живописи;
- обучать работе с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
- обучать элементарным приемам рисования (с натуры, наброски,
сюжетное и декоративное рисование);
- закрепить художественные термины;
- знакомить с некоторыми видами русской народной росписи;
- знакомить с творчеством и биографией некоторых художников;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, память, творческую фантазию,
наблюдательность;
- развивать колористическое видение;
- развивать художественный вкус, понимание прекрасного в окружающем
мире;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение,
внимание, организованность;
- воспитывать уважительное отношение к искусству и к русскому
народному творчеству.
10
1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория Практика
4
4
0
Формы
контроля
1.
Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа
1.1.
Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
изобразительного
искусства.
Инструктаж по
технике безопасности.
2
2
0
Беседа. Устный
опрос
2
2
0
Беседа. Устный
опрос
Изучение техники
работы с красками
Смешивание красок
27
3
24
9
1
8
Освоение работы с
прозрачными и полу
прозрачными красками
Освоение нанесения
красок по сухому, по
мокрому и влажному
способу.
Перспектива
9
1
8
9
1
8
27
2
25
Построение куба в
перспективе одной и с
двумя точками исхода
Построение кругов и
эллипсов в
перспективе
Композиция «Белый
фон»
Белый цвет в
композиции
10
1
9
17
1
16
27
2
25
10
1
9
4.2
Перспектива тени,
полутени композиций
17
1
16
5
Композиция
«Цветной фон»
27
2
25
5.1
Цвет в композиции
10
1
9
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
4
4.1
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
11
5.2
Перспектива тени и
полу тени цвета
17
1
16
6
Натюрморт
28
3
25
6.1
Перспектива и
сочетание цветов
9
1
8
6.2
Перспектива и
сочетание предметов
9
1
8
6.3
Тени, полутени, блики
и объём изображения
10
1
9
7
Выставка работ
4
0
4
Написание
собственного
художественного
произведения
7.2 Выставка
изобразительных
работ
Итого
2
0
0
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
2
0
2
Творческий
показ
144
16
128
7.1
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
1.2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
0
Формы
контроля
1.
Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа
1.1.
Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
изобразительного
искусства.
Инструктаж по
технике безопасности.
1
1
0
Беседа. Устный
опрос
1
1
0
Беседа. Устный
опрос
2
Перспектива
20
4
16
2.1
Построение куба в
перспективе одной и с
двумя точками исхода
Построение кругов и
эллипсов в
10
2
8
10
2
8
1.2
2.2
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
12
перспективе
Устный опрос
20
4
16
3.1
Штриховка
карандашом
Виды штриховки
10
2
8
3.2
Понятие оттенка
10
2
8
4
Композиция
«Геометрические
фигуры»
Эскизный набросок
30
3
27
10
2
8
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
4.2
Выполнение
штриховой
композиций
20
1
19
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
5
Штриховка
цветными
карандашами
Понятие цвета
18
4
16
6
2
4
12
2
10
6
Использование цвета
карандашей в
штриховке
Композиция «Ваза»
20
4
16
6.1
Эскизный набросок
6
2
4
6.2
Выполнение
штриховки цветным
карандашом
Выставка работ
14
2
12
34
0
34
32
0
32
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
2
0
2
Творческий
показ
144
21
123
3
4.1
5.1
5.2
7
Написание
собственного
художественного
произведения
7.2 Выставка
изобразительных
работ
Итого
7.1
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
13
1.3. СОДЕРЖАНИЕ
1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного
искусства.
Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства.
Практика:
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша.
Раздел 2. Изучение техники работы с красками
2.1. Смешивание красок
Теория: Изучение основ смешивания различных цветов с использование
красок
Практика: Самостоятельное получения различных цветов из трех
предложенных красок
2.2. Освоение работы с прозрачными и полупрозрачными красками .
Теория: Изучение основ нанесение прозрачных и полупрозрачных красок.
Практика: Самостоятельное нанесение полупрозрачных и прозрачных
красок на листок.
2.3. Освоение нанесение красок по сухому, по мокрому и влажному
способу.
Теория: Изучение техники нанесения красок по сухому, по мокрому и
влажному способу.
Практика: самостоятельное нанесение красок на лист по изученной
технике.
Раздел 3. Перспектива
3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода
Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек
наблюдения.
Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками
исхода.
3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе
Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии
горизонта.
Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов.
Раздел 4. Композиция «Белый фон»
4.1. Белый цвет в композиции
Теория: Разбор белого цвета на оттенки.
Практика: Самостоятельное изображение белого цвета с оттенками.
4.2. Перспектива тени, полутени композиций
Теория: Изучение изменения тени и полутени от освещения.
14
Практика: Самостоятельное выполнение нанесение теней и полутеней на
рисунок.
Раздел 5. Композиция «Цветной фон»
5.1. Цвет в композиции
Теория: Разбор цвета и его оттенков в композиции.
Практика: Самостоятельное выполнение нанесения цвета в композиции.
5.2. Перспектива тени и полутени цвета.
Теория: Изучение тени и полутени в композиции.
Практика: Самостоятельное выполнение нанесения тени и полутени.
Раздел 6. Натюрморт.
6.1. Перспектива и сочетание предметов
Теория: Изучение сочетания и соотношение в перспективе предметов.
Практика: Самостоятельное эскизное построение натюрморта.
6.2. Перспектива и сочетания цвета.
Теория: Разбор цвета и темных пятен на натюрморте.
Практика: Самостоятельное нанесение темных пятен на натюрморте.
6.3. Тени, полутени, блики и объём изображения.
Теория: Изучение цветовых теней, полутеней, бликов, и получение объёма
предметов за счет красок.
Практика: Самостоятельное нанесение теней, полутеней, бликов, и
получение объёма.
Раздел 7. Выставка работ.
7.1. Создание собственного художественного произведения.
Практика: Самостоятельное создание собственного художественного
произведения.
7.2. Выставка изобразительных работ
Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ
произведений.
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного
искусства.
Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства.
Практика:
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша.
Раздел 2. Перспектива
3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода
Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек
наблюдения.
Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками
исхода.
15
3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе
Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии
горизонта.
Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов.
Раздел 3. Штриховка карандашом
3.1. Виды штриховки
Теория: Изучение видов штриховки и правильное нанесение их.
Практика: Самостоятельное нанесение штриховки.
3.2. Понятие оттенка
Теория: Разбор нанесения штриховки в бликах, тенях и полутенях.
Практика: Самостоятельное нанесение бликов, теней и полутеней
карандашом (штриховка).
Раздел 4. Композиция «Геометрические фигуры»
4.1. Эскизный набросок
Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное
выполнение эскизного наброска.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному
материалу.
4.2. Выполнение штриховой композиций
Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции
геометрических фигур.
Практика: Самостоятельная штриховка композиции.
Раздел 5. Штриховка цветными карандашами
5.1. Понятие цвета.
Теория: Разбор сочетания одного цвета на другой при помощи цветных
карандашей.
Практика: Самостоятельное нанесение одного цвета на другой при
помощи цветных карандашей.
5.2. Использование цвета карандашей в штриховке.
Теория: Изучение техники цветных карандашей в штриховке и
растушёвке.
Практика: Самостоятельное выполнение изученного материала.
Раздел 6. Композиция «Ваза».
6.1.Экскизный набросок.
Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное
выполнение эскизного наброска.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному
материалу.
6.2. Выполнение штриховки цветными карандашами.
Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции
геометрических фигур.
Практика: Самостоятельная штриховка композиции.
Раздел 7. Выставка работ.
7.1. Создание собственного художественного произведения.
16
Практика: Самостоятельное создание собственного художественного
произведения.
7.2. Выставка изобразительных работ
Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ
произведений.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты прослеживаются в:
формировании уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;
понимании этических норм поведения;
развитии самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
развитии духовных и эстетических потребностей;
понимании особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
умении работать в коллективе.
Метапредметные результаты прослеживаются в:
Регулятивные универсальные учебные действия:
проговаривании последовательность действий;
высказывании своих предположений (версий) на основе работы с
иллюстрацией;
работе по предложенному педагогом плану;
умении отличать верно выполненное задание от неверного;
умении совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия:
отличии нового от уже известного с помощью педагога;
добыче новых знаний;
нахождении ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от педагога;
переработке полученной информации;
умении делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учете разных мнений и стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формировании воли, дисциплинированности;
воспитании
настойчивости,
выдержки,
трудолюбия,
целеустремленности – высоких нравственных качеств;
17
умении договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Предметные результаты:
знании теоретической основы изобразительного искусства: этапы
работы над картиной; законы художественной деятельности;
принципы построения изобразительной композиции;
умении пользоваться средствами изобразительного искусства;
умении налаживать коммуникацию в коллективе;
умении отличать разные виды изобразительного искусства;
умении рассовать, используя пропорцию и тени;
умении выстраивать художественную композицию;
18
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Год
обучени
я
1 год
Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
2
31 мая
сентября
Количес
тво
учебны
х недель
Количес
тво
часов в
неделю
Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов
36
4
144
2 раза в
неделю по
2 часа
2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Год
обучени
я
1 год
Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
2
31 мая
сентября
Количес
тво
учебны
х недель
Количес
тво
часов в
неделю
Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов
36
4
144
2 раза в
неделю по
2 часа
19
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам.
№
п.п
1.
2.
3.
4.
7.
Наименование оборудования,
программного обеспечения
Стол для педагога
Стул педагога
Ученический стол
Стул ученический
Стеллажи с работами, книгами и
журналами по искусству
-Клеёнки на столы
- Кисти (белка, синтетика)
- Баночки под воду
-Простые
карандаши,
цветные
карандаши, восковые мелки, фломастеры,
пастель
- Точилки
- Ластики
- Гуашь, акварель, черная тушь.
- Ватман
- Ножницы
Магнитно-маркерная доска
8.
Мольберты
5.
6.
Штук
1
1
4
16
2
По количеству
обучающихся
1
10
Методические материалы
- Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов.
- Репродукции картин великих художников и мастеров живописи.
- Натюрмортный фонд (драпировки, муляжи фруктов, овощей и ягод,
посуда, ложки, вазы,
цветы и т.д.).
- Наборы предметов быта из разного материала (стекло, керамика, дерево,
металл, бумага).
- Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и
педагога).
- Репродукции работ мастеров ДПИ.
- Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.).
- Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.).
- Таблицы по цветоведению.
- Таблицы последовательности выполнения графических работ.
20
- Таблицы последовательности выполнения живописных работ.
- Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.)
Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы:
Образовательные порталы:
1. https://hudozhka.online - Первая детская художественная онлайн-школа
2. https://www.hudozhnik.online - Художественная школа «Художник Онлайн»
3. https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/onlayn - Третьяковская
галерея онлайн
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности образовательной программы.
Методическое обеспечение. В основе организации занятий лежат
основные
педагогические
принципы:
актуальность
(программа
максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность
и систематичность (материал излагается от простого к сложному);
наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися
позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая его интеллектуальные, психологические и физические
особенности для достижения поставленных в образовательной программе
задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выставка художественных работ.
Этапы работы обучающегося над итоговой выставкой:
1. Организационно-подготовительный этап заключается в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
выставочных работ.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговая выставка художественных работ за
год.
21
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
художественной деятельности обучающихся. Главным показателем
успешного освоения программы являются участие в выставках работ.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется
таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания
выполнены с небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
22
Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и
логическое мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.
23
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендованной для педагогов:
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.:
Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки,
2013
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э.
Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
- М.: Академия. – 2010
4. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг.
– М.: АСТ,
5. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь,
Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009
7. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008
8. Погодина С. Художественные техники - классические и
неклассические// Дошкольное воспитание. – 2009
9. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта.
Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО
Воронежской обл. «РМЦ», 2019
10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
11. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия
Лебедева, 2012
12. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по
приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
13. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.:
РОСМЭН, 2003
Список литературы для детей и родителей:
1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник
школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в
вашей семье. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016
3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В.
Калинина. - М.: Сфера, 2009
4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2019
5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка
мастеров. - М.: Альпина Паблишер, 2016
6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018
24
Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного
процесса.
Выбери один правильный ответ.
1. Что такое стиль в искусстве?
а) художественное отношение художника;
б) обобщенное представление о действительности;
в) почерк, приемы, особенности
2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка:
а) шрифт;
б) каллиграфия;
в) иллюстрация.
3. Художник, изображающий море.
а) маринист
б) анималист
в) баталист
г) портретист
4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст
а) репродукция
б) иллюстрация
в) рисунок
г) миниатюра
5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?
а) эскиза
б) иллюстрации
в) наброска
г) рисунка
3. Практическая работа.
Нарисовать натюрморт.
25