СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………..11 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………..14 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………17 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….19 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...20 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..22 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….22 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….24 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….25 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Изобразительное искусство» разработана с учетом: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 1.1. 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в том, что посредством изобразительного искусства естественным образом 4 происходит формирование личности, складывается определенная система ценностей, развивается творческое мышление, стимулируется развитие основных психофизических процессов обучающихся. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками художественного мастерства, умениями излагать свои мысли, ответственности и трудолюбию. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно- прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Новизна. Новизна программы состоит в комплексном подходе к обучению изобразительному искусству. Обучающиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, композиции, декоративной стилизации форм, осваивают различные графические и живописные техники. Развитие творческих способностей в условиях дополнительного образования предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметнопространственной средой. Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, с народным творчеством, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваем творческий потенциал ребенка. Отличительные особенности данной программы. Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов выдающихся представителей художественной деятельности, таких как Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» и Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». 5 Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 8 до 17 лет. В группе 12-15 человек. Для зачисления ребенка на обучение по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей в возрасте от 8-ти до 17-ти лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат 6 эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивают эмоциональночувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер 7 спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Старший школьный возраст от 15 до 17 лет . В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, – право на автономию от старших. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, 8 юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости. Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными. Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка. Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление. Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. ДООП «Изобразительное искусство» рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю на первую группу (базовой уровень) обучения 4, 2 раз в неделю по 2 часа; на вторую (продвинутый уровень) 6, 2 раз в неделю по 3 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. 9 Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, творческий показ, конкурсы, выставки. Цель и задачи ДООП «Изобразительное искусство». Цель программы: формирование творчески и социально активной личности ребенка, обладающей компетенциями в области художественнотворческой деятельности, готовой к культурному, социальному самоопределению и самореализации. Задачи программы: Образовательные: - знакомить с направлениями живописи; - обучать работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - обучать элементарным приемам рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование); - закрепить художественные термины; - знакомить с некоторыми видами русской народной росписи; - знакомить с творчеством и биографией некоторых художников; Развивающие: - развивать мелкую моторику, память, творческую фантазию, наблюдательность; - развивать колористическое видение; - развивать художественный вкус, понимание прекрасного в окружающем мире; - развивать коммуникативные умения и навыки. Воспитательные: -воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, внимание, организованность; - воспитывать уважительное отношение к искусству и к русскому народному творчеству. 10 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1.2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Тема Количество часов Всего Теория Практика 4 4 0 Формы контроля 1. Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа 1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 0 Беседа. Устный опрос 2 2 0 Беседа. Устный опрос Изучение техники работы с красками Смешивание красок 27 3 24 9 1 8 Освоение работы с прозрачными и полу прозрачными красками Освоение нанесения красок по сухому, по мокрому и влажному способу. Перспектива 9 1 8 9 1 8 27 2 25 Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода Построение кругов и эллипсов в перспективе Композиция «Белый фон» Белый цвет в композиции 10 1 9 17 1 16 27 2 25 10 1 9 4.2 Перспектива тени, полутени композиций 17 1 16 5 Композиция «Цветной фон» 27 2 25 5.1 Цвет в композиции 10 1 9 1.2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4 4.1 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 11 5.2 Перспектива тени и полу тени цвета 17 1 16 6 Натюрморт 28 3 25 6.1 Перспектива и сочетание цветов 9 1 8 6.2 Перспектива и сочетание предметов 9 1 8 6.3 Тени, полутени, блики и объём изображения 10 1 9 7 Выставка работ 4 0 4 Написание собственного художественного произведения 7.2 Выставка изобразительных работ Итого 2 0 0 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 2 0 2 Творческий показ 144 16 128 7.1 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 1.2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Тема Количество часов Всего Теория Практика 2 2 0 Формы контроля 1. Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа 1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 0 Беседа. Устный опрос 1 1 0 Беседа. Устный опрос 2 Перспектива 20 4 16 2.1 Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода Построение кругов и эллипсов в 10 2 8 10 2 8 1.2 2.2 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. 12 перспективе Устный опрос 20 4 16 3.1 Штриховка карандашом Виды штриховки 10 2 8 3.2 Понятие оттенка 10 2 8 4 Композиция «Геометрические фигуры» Эскизный набросок 30 3 27 10 2 8 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 4.2 Выполнение штриховой композиций 20 1 19 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 5 Штриховка цветными карандашами Понятие цвета 18 4 16 6 2 4 12 2 10 6 Использование цвета карандашей в штриховке Композиция «Ваза» 20 4 16 6.1 Эскизный набросок 6 2 4 6.2 Выполнение штриховки цветным карандашом Выставка работ 14 2 12 34 0 34 32 0 32 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 2 0 2 Творческий показ 144 21 123 3 4.1 5.1 5.2 7 Написание собственного художественного произведения 7.2 Выставка изобразительных работ Итого 7.1 Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос Педагогическо е наблюдение. Устный опрос 13 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа. 1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства. Практика: 1.2. Инструктаж по технике безопасности. Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша. Раздел 2. Изучение техники работы с красками 2.1. Смешивание красок Теория: Изучение основ смешивания различных цветов с использование красок Практика: Самостоятельное получения различных цветов из трех предложенных красок 2.2. Освоение работы с прозрачными и полупрозрачными красками . Теория: Изучение основ нанесение прозрачных и полупрозрачных красок. Практика: Самостоятельное нанесение полупрозрачных и прозрачных красок на листок. 2.3. Освоение нанесение красок по сухому, по мокрому и влажному способу. Теория: Изучение техники нанесения красок по сухому, по мокрому и влажному способу. Практика: самостоятельное нанесение красок на лист по изученной технике. Раздел 3. Перспектива 3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек наблюдения. Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками исхода. 3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии горизонта. Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов. Раздел 4. Композиция «Белый фон» 4.1. Белый цвет в композиции Теория: Разбор белого цвета на оттенки. Практика: Самостоятельное изображение белого цвета с оттенками. 4.2. Перспектива тени, полутени композиций Теория: Изучение изменения тени и полутени от освещения. 14 Практика: Самостоятельное выполнение нанесение теней и полутеней на рисунок. Раздел 5. Композиция «Цветной фон» 5.1. Цвет в композиции Теория: Разбор цвета и его оттенков в композиции. Практика: Самостоятельное выполнение нанесения цвета в композиции. 5.2. Перспектива тени и полутени цвета. Теория: Изучение тени и полутени в композиции. Практика: Самостоятельное выполнение нанесения тени и полутени. Раздел 6. Натюрморт. 6.1. Перспектива и сочетание предметов Теория: Изучение сочетания и соотношение в перспективе предметов. Практика: Самостоятельное эскизное построение натюрморта. 6.2. Перспектива и сочетания цвета. Теория: Разбор цвета и темных пятен на натюрморте. Практика: Самостоятельное нанесение темных пятен на натюрморте. 6.3. Тени, полутени, блики и объём изображения. Теория: Изучение цветовых теней, полутеней, бликов, и получение объёма предметов за счет красок. Практика: Самостоятельное нанесение теней, полутеней, бликов, и получение объёма. Раздел 7. Выставка работ. 7.1. Создание собственного художественного произведения. Практика: Самостоятельное создание собственного художественного произведения. 7.2. Выставка изобразительных работ Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ произведений. 1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа. 1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства. Практика: 1.2. Инструктаж по технике безопасности. Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша. Раздел 2. Перспектива 3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек наблюдения. Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками исхода. 15 3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии горизонта. Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов. Раздел 3. Штриховка карандашом 3.1. Виды штриховки Теория: Изучение видов штриховки и правильное нанесение их. Практика: Самостоятельное нанесение штриховки. 3.2. Понятие оттенка Теория: Разбор нанесения штриховки в бликах, тенях и полутенях. Практика: Самостоятельное нанесение бликов, теней и полутеней карандашом (штриховка). Раздел 4. Композиция «Геометрические фигуры» 4.1. Эскизный набросок Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное выполнение эскизного наброска. Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному материалу. 4.2. Выполнение штриховой композиций Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции геометрических фигур. Практика: Самостоятельная штриховка композиции. Раздел 5. Штриховка цветными карандашами 5.1. Понятие цвета. Теория: Разбор сочетания одного цвета на другой при помощи цветных карандашей. Практика: Самостоятельное нанесение одного цвета на другой при помощи цветных карандашей. 5.2. Использование цвета карандашей в штриховке. Теория: Изучение техники цветных карандашей в штриховке и растушёвке. Практика: Самостоятельное выполнение изученного материала. Раздел 6. Композиция «Ваза». 6.1.Экскизный набросок. Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное выполнение эскизного наброска. Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному материалу. 6.2. Выполнение штриховки цветными карандашами. Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции геометрических фигур. Практика: Самостоятельная штриховка композиции. Раздел 7. Выставка работ. 7.1. Создание собственного художественного произведения. 16 Практика: Самостоятельное создание собственного художественного произведения. 7.2. Выставка изобразительных работ Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ произведений. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты прослеживаются в: формировании уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; понимании этических норм поведения; развитии самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; развитии духовных и эстетических потребностей; понимании особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; умении работать в коллективе. Метапредметные результаты прослеживаются в: Регулятивные универсальные учебные действия: проговаривании последовательность действий; высказывании своих предположений (версий) на основе работы с иллюстрацией; работе по предложенному педагогом плану; умении отличать верно выполненное задание от неверного; умении совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные универсальные учебные действия: отличии нового от уже известного с помощью педагога; добыче новых знаний; нахождении ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога; переработке полученной информации; умении делать выводы в результате совместной работы всей группы; Коммуникативные универсальные учебные действия: учете разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формировании воли, дисциплинированности; воспитании настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности – высоких нравственных качеств; 17 умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты: знании теоретической основы изобразительного искусства: этапы работы над картиной; законы художественной деятельности; принципы построения изобразительной композиции; умении пользоваться средствами изобразительного искусства; умении налаживать коммуникацию в коллективе; умении отличать разные виды изобразительного искусства; умении рассовать, используя пропорцию и тени; умении выстраивать художественную композицию; 18 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 2 31 мая сентября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 2 раза в неделю по 2 часа 2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 2 31 мая сентября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 2 раза в неделю по 2 часа 19 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам. № п.п 1. 2. 3. 4. 7. Наименование оборудования, программного обеспечения Стол для педагога Стул педагога Ученический стол Стул ученический Стеллажи с работами, книгами и журналами по искусству -Клеёнки на столы - Кисти (белка, синтетика) - Баночки под воду -Простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель - Точилки - Ластики - Гуашь, акварель, черная тушь. - Ватман - Ножницы Магнитно-маркерная доска 8. Мольберты 5. 6. Штук 1 1 4 16 2 По количеству обучающихся 1 10 Методические материалы - Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов. - Репродукции картин великих художников и мастеров живописи. - Натюрмортный фонд (драпировки, муляжи фруктов, овощей и ягод, посуда, ложки, вазы, цветы и т.д.). - Наборы предметов быта из разного материала (стекло, керамика, дерево, металл, бумага). - Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога). - Репродукции работ мастеров ДПИ. - Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.). - Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.). - Таблицы по цветоведению. - Таблицы последовательности выполнения графических работ. 20 - Таблицы последовательности выполнения живописных работ. - Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.) Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы: Образовательные порталы: 1. https://hudozhka.online - Первая детская художественная онлайн-школа 2. https://www.hudozhnik.online - Художественная школа «Художник Онлайн» 3. https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/onlayn - Третьяковская галерея онлайн Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. Методическое обеспечение. В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выставка художественных работ. Этапы работы обучающегося над итоговой выставкой: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация выставочных работ. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговая выставка художественных работ за год. 21 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры художественной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются участие в выставках работ. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень 22 Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Оценочные материалы - Приложение 1. 23 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендованной для педагогов: 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013 2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015. 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010 4. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ, 5. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г. 6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009 7. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008 8. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. – 2009 9. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта. Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО Воронежской обл. «РМЦ», 2019 10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 11. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012 12. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 13. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003 Список литературы для детей и родителей: 1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с. 2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016 3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В. Калинина. - М.: Сфера, 2009 4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка мастеров. - М.: Альпина Паблишер, 2016 6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018 24 Приложение 1 Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса. Выбери один правильный ответ. 1. Что такое стиль в искусстве? а) художественное отношение художника; б) обобщенное представление о действительности; в) почерк, приемы, особенности 2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка: а) шрифт; б) каллиграфия; в) иллюстрация. 3. Художник, изображающий море. а) маринист б) анималист в) баталист г) портретист 4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст а) репродукция б) иллюстрация в) рисунок г) миниатюра 5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной? а) эскиза б) иллюстрации в) наброска г) рисунка 3. Практическая работа. Нарисовать натюрморт. 25