Программа ИЗО 2024

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………..11

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………..14

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………17

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….19
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...20
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..22
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….22
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….25

2

РАЗДЕЛ
1.
КОМПЛЕКС
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) художественной направленности «Изобразительное
искусство» разработана с учетом:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 № 678-p.
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
1.1.

3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении
информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
 Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги
в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в
том, что посредством изобразительного искусства естественным образом
4

происходит формирование личности, складывается определенная система
ценностей, развивается творческое мышление, стимулируется развитие
основных психофизических процессов обучающихся. Обучающиеся
овладевают знаниями и навыками художественного мастерства, умениями
излагать свои мысли, ответственности и трудолюбию.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание
и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по
обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным
программам
дополнительного
образования,
выявлению
талантов каждого ребенка.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно- прикладного искусства, фотографии, функции
художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству
являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание
гражданственности и патриотизма, уважения бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Новизна. Новизна программы состоит в комплексном подходе к
обучению изобразительному искусству. Обучающиеся получают знания о
закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах,
композиции, декоративной стилизации форм, осваивают различные
графические и живописные техники.
Развитие творческих способностей в условиях дополнительного
образования предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта
работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с
педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметнопространственной средой.
Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми,
знакомя их с произведениями искусства, с народным творчеством, мы
решаем не только частные задачи художественного воспитания и
образования, но и более глобальные – развиваем творческий потенциал
ребенка.
Отличительные особенности данной программы. Программа
составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной
деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов выдающихся
представителей художественной деятельности, таких как Комарова Т. С.
«Обучение детей технике рисования» и Курочкина Н.А. «Знакомство с
натюрмортом».
5

Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 8 до 17 лет.
В группе 12-15 человек. Для зачисления ребенка на обучение по данной
программе предварительной подготовки не требуется.
Возрастные особенности детей в возрасте от 8-ти до 17-ти лет.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место
быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в
младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом
микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно
если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку
как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети
считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся
к одобрению со стороны учителя.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует
к себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность.
Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников,
развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой
точки зрения.
Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
6

эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она
его пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может
сформироваться трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость,
пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в
общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а также увеличивают эмоциональночувственную сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость,
фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и
исследовательский характер познания, конформизм Ценностные
приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение,
получение знаний, но появляется немаловажный элемент –
коммуникативность. Подросток приступает к систематическому
овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К
подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к
изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать
себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или
даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще
всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему
необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким
образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном
статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение
не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его
взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается
реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном
развитии. Он начинает относить себя к определенному слою
микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим,
пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения
(развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в
себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
7

спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка,
ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки
часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
Пропадает элемент пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом
отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток
стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают
свои собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность.
В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки,
резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта
(личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск
объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально
окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит
для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки
поведения других людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток
всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время
ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в
стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний.
Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба.
Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут
рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков
является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно
высокие требования, и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственичество.
Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера
становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Старший школьный возраст от 15 до 17 лет .
В
этом
возрасте
обретает
значимость
для
личности
старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной
стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от
подросткового этапа, – право на автономию от старших. С другой стороны,
перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом,
8

юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и
взрослостью.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и
собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап
человеческой близости.
Повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет,
независимо
от
темперамента,
выглядят
более
сдержанными,
уравновешенными.
Для детей 15-17 лет - период больших перемен для ребенка.
Далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии
мышления, но в целом для них характерно:
1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление
ими;
2) более контролируемой и управляемой становится речь;
3) интеллектуализация процессов восприятия;
4) формирование установки на размышление.
Появляется дифференцированное отношение к педагогам, и
одновременно развиваются средства познания другого человека. Одна
группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей
отношений учителя к подросткам.
В этом возрасте дети очень ценят эрудицию педагога, свободное
владение предметом, и не любят тех, кто отрицательно относится к
самостоятельным суждениям учащихся.
ДООП «Изобразительное искусство» рассчитана на 2 года
обучения. Первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144
часа.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю на первую
группу (базовой уровень) обучения 4, 2 раз в неделю по 2 часа; на вторую
(продвинутый уровень) 6, 2 раз в неделю по 3 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния
здоровья обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
9

Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, творческий показ, конкурсы, выставки.
Цель и задачи ДООП «Изобразительное искусство».
Цель программы: формирование творчески и социально активной
личности ребенка, обладающей компетенциями в области художественнотворческой деятельности, готовой к культурному, социальному
самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить с направлениями живописи;
- обучать работе с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
- обучать элементарным приемам рисования (с натуры, наброски,
сюжетное и декоративное рисование);
- закрепить художественные термины;
- знакомить с некоторыми видами русской народной росписи;
- знакомить с творчеством и биографией некоторых художников;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, память, творческую фантазию,
наблюдательность;
- развивать колористическое видение;
- развивать художественный вкус, понимание прекрасного в окружающем
мире;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение,
внимание, организованность;
- воспитывать уважительное отношение к искусству и к русскому
народному творчеству.

10

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Тема

Количество часов
Всего
Теория Практика
4
4
0

Формы
контроля

1.

Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа

1.1.

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
изобразительного
искусства.
Инструктаж по
технике безопасности.

2

2

0

Беседа. Устный
опрос

2

2

0

Беседа. Устный
опрос

Изучение техники
работы с красками
Смешивание красок

27

3

24

9

1

8

Освоение работы с
прозрачными и полу
прозрачными красками
Освоение нанесения
красок по сухому, по
мокрому и влажному
способу.
Перспектива

9

1

8

9

1

8

27

2

25

Построение куба в
перспективе одной и с
двумя точками исхода
Построение кругов и
эллипсов в
перспективе
Композиция «Белый
фон»
Белый цвет в
композиции

10

1

9

17

1

16

27

2

25

10

1

9

4.2

Перспектива тени,
полутени композиций

17

1

16

5

Композиция
«Цветной фон»

27

2

25

5.1

Цвет в композиции

10

1

9

1.2

2
2.1

2.2

2.3

3
3.1

3.2

4
4.1

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
11

5.2

Перспектива тени и
полу тени цвета

17

1

16

6

Натюрморт

28

3

25

6.1

Перспектива и
сочетание цветов

9

1

8

6.2

Перспектива и
сочетание предметов

9

1

8

6.3

Тени, полутени, блики
и объём изображения

10

1

9

7

Выставка работ

4

0

4

Написание
собственного
художественного
произведения
7.2 Выставка
изобразительных
работ
Итого

2

0

0

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

2

0

2

Творческий
показ

144

16

128

7.1

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

1.2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Тема

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
0

Формы
контроля

1.

Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа

1.1.

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
изобразительного
искусства.
Инструктаж по
технике безопасности.

1

1

0

Беседа. Устный
опрос

1

1

0

Беседа. Устный
опрос

2

Перспектива

20

4

16

2.1

Построение куба в
перспективе одной и с
двумя точками исхода
Построение кругов и
эллипсов в

10

2

8

10

2

8

1.2

2.2

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
12

перспективе

Устный опрос
20

4

16

3.1

Штриховка
карандашом
Виды штриховки

10

2

8

3.2

Понятие оттенка

10

2

8

4

Композиция
«Геометрические
фигуры»
Эскизный набросок

30

3

27

10

2

8

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

4.2

Выполнение
штриховой
композиций

20

1

19

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

5

Штриховка
цветными
карандашами
Понятие цвета

18

4

16

6

2

4

12

2

10

6

Использование цвета
карандашей в
штриховке
Композиция «Ваза»

20

4

16

6.1

Эскизный набросок

6

2

4

6.2

Выполнение
штриховки цветным
карандашом
Выставка работ

14

2

12

34

0

34

32

0

32

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

2

0

2

Творческий
показ

144

21

123

3

4.1

5.1

5.2

7

Написание
собственного
художественного
произведения
7.2 Выставка
изобразительных
работ
Итого
7.1

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос
Педагогическо
е наблюдение.
Устный опрос

13

1.3. СОДЕРЖАНИЕ
1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного
искусства.
Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства.
Практика:
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша.
Раздел 2. Изучение техники работы с красками
2.1. Смешивание красок
Теория: Изучение основ смешивания различных цветов с использование
красок
Практика: Самостоятельное получения различных цветов из трех
предложенных красок
2.2. Освоение работы с прозрачными и полупрозрачными красками .
Теория: Изучение основ нанесение прозрачных и полупрозрачных красок.
Практика: Самостоятельное нанесение полупрозрачных и прозрачных
красок на листок.
2.3. Освоение нанесение красок по сухому, по мокрому и влажному
способу.
Теория: Изучение техники нанесения красок по сухому, по мокрому и
влажному способу.
Практика: самостоятельное нанесение красок на лист по изученной
технике.
Раздел 3. Перспектива
3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода
Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек
наблюдения.
Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками
исхода.
3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе
Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии
горизонта.
Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов.
Раздел 4. Композиция «Белый фон»
4.1. Белый цвет в композиции
Теория: Разбор белого цвета на оттенки.
Практика: Самостоятельное изображение белого цвета с оттенками.
4.2. Перспектива тени, полутени композиций
Теория: Изучение изменения тени и полутени от освещения.
14

Практика: Самостоятельное выполнение нанесение теней и полутеней на
рисунок.
Раздел 5. Композиция «Цветной фон»
5.1. Цвет в композиции
Теория: Разбор цвета и его оттенков в композиции.
Практика: Самостоятельное выполнение нанесения цвета в композиции.
5.2. Перспектива тени и полутени цвета.
Теория: Изучение тени и полутени в композиции.
Практика: Самостоятельное выполнение нанесения тени и полутени.
Раздел 6. Натюрморт.
6.1. Перспектива и сочетание предметов
Теория: Изучение сочетания и соотношение в перспективе предметов.
Практика: Самостоятельное эскизное построение натюрморта.
6.2. Перспектива и сочетания цвета.
Теория: Разбор цвета и темных пятен на натюрморте.
Практика: Самостоятельное нанесение темных пятен на натюрморте.
6.3. Тени, полутени, блики и объём изображения.
Теория: Изучение цветовых теней, полутеней, бликов, и получение объёма
предметов за счет красок.
Практика: Самостоятельное нанесение теней, полутеней, бликов, и
получение объёма.
Раздел 7. Выставка работ.
7.1. Создание собственного художественного произведения.
Практика: Самостоятельное создание собственного художественного
произведения.
7.2. Выставка изобразительных работ
Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ
произведений.
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного
искусства.
Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства.
Практика:
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: установка мольберта, закрепление бумаги, заточение карандаша.
Раздел 2. Перспектива
3.1. Построение куба в перспективе одной и с двумя точками исхода
Теория: Изучение что такое перспектива, точки исхода, смена точек
наблюдения.
Практика: Самостоятельное построение куба в перспективе с точками
исхода.
15

3.2. Построение кругов и эллипсов в перспективе
Теория: Изучение построения кругов и эллипсов к главной оси и к линии
горизонта.
Практика: Самостоятельное построение кругов и эллипсов.
Раздел 3. Штриховка карандашом
3.1. Виды штриховки
Теория: Изучение видов штриховки и правильное нанесение их.
Практика: Самостоятельное нанесение штриховки.
3.2. Понятие оттенка
Теория: Разбор нанесения штриховки в бликах, тенях и полутенях.
Практика: Самостоятельное нанесение бликов, теней и полутеней
карандашом (штриховка).
Раздел 4. Композиция «Геометрические фигуры»
4.1. Эскизный набросок
Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное
выполнение эскизного наброска.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному
материалу.
4.2. Выполнение штриховой композиций
Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции
геометрических фигур.
Практика: Самостоятельная штриховка композиции.
Раздел 5. Штриховка цветными карандашами
5.1. Понятие цвета.
Теория: Разбор сочетания одного цвета на другой при помощи цветных
карандашей.
Практика: Самостоятельное нанесение одного цвета на другой при
помощи цветных карандашей.
5.2. Использование цвета карандашей в штриховке.
Теория: Изучение техники цветных карандашей в штриховке и
растушёвке.
Практика: Самостоятельное выполнение изученного материала.
Раздел 6. Композиция «Ваза».
6.1.Экскизный набросок.
Теория: Разбор геометрических фигур в перспективе и правильное
выполнение эскизного наброска.
Практика: Самостоятельное выполнение работы по изученному
материалу.
6.2. Выполнение штриховки цветными карандашами.
Теория: Изучение правильного нанесения штриховки в композиции
геометрических фигур.
Практика: Самостоятельная штриховка композиции.
Раздел 7. Выставка работ.
7.1. Создание собственного художественного произведения.
16

Практика: Самостоятельное создание собственного художественного
произведения.
7.2. Выставка изобразительных работ
Практика: Подготовка и оформление помещения к выставке работ, показ
произведений.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты прослеживаются в:
 формировании уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;
 понимании этических норм поведения;
 развитии самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
 развитии духовных и эстетических потребностей;
 понимании особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
 умении работать в коллективе.
Метапредметные результаты прослеживаются в:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 проговаривании последовательность действий;
 высказывании своих предположений (версий) на основе работы с
иллюстрацией;
 работе по предложенному педагогом плану;
 умении отличать верно выполненное задание от неверного;
 умении совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия:
 отличии нового от уже известного с помощью педагога;
 добыче новых знаний;
 нахождении ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от педагога;
 переработке полученной информации;
 умении делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 учете разных мнений и стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формировании воли, дисциплинированности;
 воспитании
настойчивости,
выдержки,
трудолюбия,
целеустремленности – высоких нравственных качеств;
17

 умении договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Предметные результаты:
 знании теоретической основы изобразительного искусства: этапы
работы над картиной; законы художественной деятельности;
принципы построения изобразительной композиции;
 умении пользоваться средствами изобразительного искусства;
 умении налаживать коммуникацию в коллективе;
 умении отличать разные виды изобразительного искусства;
 умении рассовать, используя пропорцию и тени;
 умении выстраивать художественную композицию;

18

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Год
обучени
я

1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
2
31 мая
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

4

144

2 раза в
неделю по
2 часа

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Год
обучени
я

1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
2
31 мая
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

4

144

2 раза в
неделю по
2 часа

19

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам.
№
п.п
1.
2.
3.
4.

7.

Наименование оборудования,
программного обеспечения
Стол для педагога
Стул педагога
Ученический стол
Стул ученический
Стеллажи с работами, книгами и
журналами по искусству
-Клеёнки на столы
- Кисти (белка, синтетика)
- Баночки под воду
-Простые
карандаши,
цветные
карандаши, восковые мелки, фломастеры,
пастель
- Точилки
- Ластики
- Гуашь, акварель, черная тушь.
- Ватман
- Ножницы
Магнитно-маркерная доска

8.

Мольберты

5.

6.

Штук

1
1
4
16
2

По количеству
обучающихся

1
10

Методические материалы
- Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов.
- Репродукции картин великих художников и мастеров живописи.
- Натюрмортный фонд (драпировки, муляжи фруктов, овощей и ягод,
посуда, ложки, вазы,
цветы и т.д.).
- Наборы предметов быта из разного материала (стекло, керамика, дерево,
металл, бумага).
- Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и
педагога).
- Репродукции работ мастеров ДПИ.
- Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.).
- Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.).
- Таблицы по цветоведению.
- Таблицы последовательности выполнения графических работ.
20

- Таблицы последовательности выполнения живописных работ.
- Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.)
Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы:
Образовательные порталы:
1. https://hudozhka.online - Первая детская художественная онлайн-школа
2. https://www.hudozhnik.online - Художественная школа «Художник Онлайн»
3. https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/onlayn - Третьяковская
галерея онлайн

Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности образовательной программы.
Методическое обеспечение. В основе организации занятий лежат
основные
педагогические
принципы:
актуальность
(программа
максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность
и систематичность (материал излагается от простого к сложному);
наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися
позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая его интеллектуальные, психологические и физические
особенности для достижения поставленных в образовательной программе
задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выставка художественных работ.
Этапы работы обучающегося над итоговой выставкой:
1. Организационно-подготовительный этап заключается в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
выставочных работ.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговая выставка художественных работ за
год.

21

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
художественной деятельности обучающихся. Главным показателем
успешного освоения программы являются участие в выставках работ.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется
таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания
выполнены с небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
22

Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и
логическое мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.

23

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендованной для педагогов:
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.:
Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки,
2013
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э.
Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
- М.: Академия. – 2010
4. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг.
– М.: АСТ,
5. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь,
Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009
7. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008
8. Погодина С. Художественные техники - классические и
неклассические// Дошкольное воспитание. – 2009
9. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта.
Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО
Воронежской обл. «РМЦ», 2019
10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
11. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия
Лебедева, 2012
12. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по
приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
13. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.:
РОСМЭН, 2003
Список литературы для детей и родителей:
1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник
школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в
вашей семье. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016
3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В.
Калинина. - М.: Сфера, 2009
4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2019
5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка
мастеров. - М.: Альпина Паблишер, 2016
6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018

24

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного
процесса.

Выбери один правильный ответ.
1. Что такое стиль в искусстве?
а) художественное отношение художника;
б) обобщенное представление о действительности;
в) почерк, приемы, особенности

2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка:
а) шрифт;
б) каллиграфия;
в) иллюстрация.
3. Художник, изображающий море.
а) маринист
б) анималист
в) баталист
г) портретист
4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст
а) репродукция
б) иллюстрация
в) рисунок
г) миниатюра
5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?
а) эскиза
б) иллюстрации
в) наброска
г) рисунка
3. Практическая работа.
Нарисовать натюрморт.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».