Программа Горизонты Открытий

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………..10

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………..14

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………19

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….21
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………...21
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………………….….23
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………….24
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..26

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) туристско-краеведческой направленности «Горизонты
открытий» разработана с учетом:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
 Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
3

 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
 Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
 Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября
2020 г. № 1527 «Об утверждении правил организованной перевозки
группы детей автобусами».
 Приказа МВД России от 23.06.2021 N 469 «Об утверждении формы
уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами».
 Типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе
обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных
территориях регионального и местного значения (Постановление
Правительства РФ от 21 декабря 2023 года № 2230).
 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об
особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.09.2023).
 Приказа МЧС России от 29 марта 2023 г. № 270 "Об утверждении
Порядка информирования территориальных органов МЧС России о
маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности,
водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с
повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов
4

(экскурсантов) и их имуществу, и Порядка хранения, использования и
снятия с учета территориальными органами МЧС России информации о
маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности,
водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с
повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов
(экскурсантов) и их имуществу».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО
ЦДТ «Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма —
это первоочередная задача современного образования. Занятия в туристскокраеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на всех
стадиях занятий (изучения родного края, подготовки, проведения и
подведения итогов походов). Взаимовыручка, как средство решения многих
больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами как
должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий
безопасности её действий, принятия решений при условии заботы о
благополучии всех членов группы, самостоятельность с высокой степенью
ответственности за безопасность собственную, и группы в целом.
Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в
конечном итоге, способствует быстрой адаптации учащихся к условиям
социальной среды, к различным социальным ситуациям, деятельности в
микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим
факторам. При этом у учащихся развиваются личностные качества,
необходимые для работы в коллективе. В таких условиях у них укрепляется
объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на
самосовершенствование и самореализацию.
В целом все эти компоненты – необходимые и достаточные условия
воспитания человека полезного обществу, способного к созидательному
производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины.
Отличительные особенности общеобразовательной (общеразвивающей)
программы: обучающиеся не только изучают теоретические и практические
аспекты походной деятельности, но и развивают ценностные отношения:
 к природе родного края;
 к собственному здоровью;
 к организации собственного отдыха,
 к позитивному общению с окружающими людьми.
Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса
к туризму и краеведению на всю жизнь, а не только на период изучения
5

программы. Закрепление теоретических знаний на практике во время учебнотренировочных выходов и походов, ведет к прочному усвоению материала.
Социальная ориентация программы позволяет по итогам учебной и
творческой деятельности использовать потенциал учащихся при подготовке и
проведении соревнований и массовых мероприятий.
Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения,
активного отдыха и позволяет по окончании курса обучения подготовить
личность, заинтересованную в дальнейших занятиях туризмом и
краеведением. Кроме лекций в ходе которых дается теоретическая часть
программы в обучение входит, и проектная деятельность которая позволяет
обучающимся подойти к организации похода с творческой стороны, что
усиливает их интерес к туристической деятельности на всю жизнь.
Адресат программы. ДООП ориентирована на детей 14-17 лет. В группе
12-20 человек.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение, получение
знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук.
Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более
высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями,
выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит
снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с
личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно
выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той
или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе
собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не
собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд,
более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать
потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает
относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует
замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем
вокруг свои навыки и умения (развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе
элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка,
смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют
распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент
пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
6

коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует
фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к
самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои
собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В
эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость
в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного).
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для
подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный,
переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него
образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми
средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения
полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным
факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по
сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем
школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за
одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность
интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования,
и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются
прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более
хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
ДООП «Горизонты открытий» рассчитана на 1 год обучения (120
часов, из них: 55 часов отводится на теорию, а 65 – на овладение
практическими навыками).
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 4 часа, 2 раза в
неделю по 2 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
7

дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, поход выходного дня, финальный проект.
Цель программы: пропаганда туризма, как средства укрепления
здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков
экологической культуры; ознакомление с историей, привитие навыков
туризма, выживания при вынужденной автономии, оказанию первой
медицинской помощи, удовлетворение естественной потребности учащихся в
непосредственном познании мира, своего края.
Задачи программы:
Образовательные:
 Обучить навыкам туристско-краеведческой деятельности.
 Изучить оказания первой медицинской помощи.
 Обучить правилам поведения при вынужденной автономии.
 Изучать культуру и природу родного края через туристские походы.
Развивающие:
 Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение,
внимание и память.
 Развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные
способности.
 Развивать творческую активность.
 Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной
деятельности.
 Развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности.
 Развивать основные физические качества: координационные и
ориентационно-пространственные.
 Развитие и тренировка моторико –двигательной и логической памяти
обучающихся.
Воспитательные:
 Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему
миру, активную жизненную позицию.
 Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру.
 Способствовать формированию нравственных качеств личности,
познавательных потребностей, способности к саморазвитию, мотивации
к творчеству.
 Способствовать формированию и развитию нравственно –
коммуникативных качеств личности обучающихся.
8

 Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ
жизни.
 Формирование бережного отношения к окружающему миру.

9

1.2.
№
1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема
Основы
туристической
подготовки
Инструктаж по
технике
безопасности.
Туристские
путешествия,
история развития
туризма
Личное и
групповое
туристское
снаряжение
Организация
туристского быта.
Привалы и
ночлеги.
Подготовка к
походу,
путешествию.
Питание в
туристском
походе.
Туристские
должности в
группе.
Правила движения
в походе,
преодоление
препятствий.
Техника
безопасности при
проведении
походов, занятий.
Топография и
ориентирование

2.1 Понятие о
топографии и
спортивной карте

Количество часов
Всего
Теория Практика
30
18
12

12

2

0

2

0

2

2

2

2

1

0

1

0

2

2

4

4

2

2

6

6

2

2

Формы
контроля
Беседа,
минидоклад,
проект.

10

2.2 Ориентирование
по горизонту,
азимут
2.3 Измерение
расстояния.
Знания о
местности и
основы
топографии.
3.1 Понятие о
топографической и
спортивной карте.
3.2 Условные знаки.
3.

3.3 Ориентирование
по горизонту,
азимут.
3.4 Компас. Работа с
компасом.
3.5 Способы
ориентирования.
Действия в случае
потери
ориентировки
4
Сохранность
здоровья во
время похода.
4.1 Личная гигиена
туристов
4.2 Походная
медицинская
аптечка.
4.3 Основные приемы
оказания первой
помощи.
4.4 Приемы
транспортировки
пострадавшего.
4.5 Врачебный
контроль и
самоконтроль,
предупреждение
травм во время

22

18

2

2

2

2

12

10

2

2

2

0

2

2

2

2

4

4

10

8

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

Устный
опрос,
топограф
ический
диктант

Беседа,
устный
опрос,
тестирова
ние.

11

похода.
4.6 Общая физическая
подготовка, и для
чего она вожна.
4.7 Причины
возникновения
аварийных
ситуаций в походе
и меры их
предупреждения.
Психологические
аспекты
взаимоотношений
в группе.
5 Подготовка к
походу выходного
дня
5.1 Темы похода,
какие бывают и
как выбрать его
для себя.
5.2 Составление
списка группы и
распределение
ролей в походе.
5.3 Определение
маршрута и
описание всех
сложных участков.
5.4 Расчет провизии
на группу, с
учетом
длительности
похода.
5.5 Распределение и
сбор снаряжения
для похода.
5.6 Составление
сценария для
похода, с учетом
тематики похода
выходного дня.

38

2

0

1

1

19

19

2

2

2

0

2

2

2

2

2

2

2

2

Устный
опрос,
составлен
ие
маршрута
на карте,
решение
задач,
поход.

12

5.7 Экологическое
поведение в
походе.
5.8 Установка
походного лагеря и
организация быта
на бивуаке
5.9 Выбор даты
похода и
предпахотный
инструктаж
5.1 Рефлексия по
0 завершению
похода выходного
дня.
Итого

120

2

2

4

4

1

1

0

2

55

65

13

1.3. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы туристической подготовки.
Раздел 1.1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка.
Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма.
Теория: История развития туристского движения. Виды и формы туризма.
Туристические возможности России.
Раздел 1.2. Личное и групповое туристское снаряжение.
Теория: Изучение видов снаряжения и его применение.
Практика: Составление списка личного и группового снаряжения для
похода. Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Теория: Изучение быта туриста, обустройство бивуака и правил поведения
во время похода.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста. Тренинг «Я в поход с
собой возьму.»
Раздел 1.4. Подготовка к походу, путешествию.
Теория: Изучение плана подготовки к походу и самого похода.
Раздел 1.5. Питание в туристском походе.
Теория: Изучение продуктов подходящих для однодневного и двухдневного
похода.
Раздел 1.6. Туристские должности в группе.
Теория: Изучение туристических должностей в группе, и их обязанностей.
Практика: Тренинг «Я иду в поход». Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 1.7. Правила движения в походе, преодоление препятствий.
Теория: Изучение правил дорожного движения. Обсуждение какие
препятствия могут возникнуть во время похода.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 1.8. Техника безопасности при проведении походов, занятий.
14

Теория: Изучение техники безопасности во время похода, и как не допустить
травм в походе.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 2. Топография и ориентирование
Раздел 2.1 Понятие о топографии и спортивной карте
Теория: Знакомство с топографической картой и с топографическими
знаками.
Практика: Зарисовка топографических знаков (50 знаков), чтение
топографической карты
Раздел 2.2 Ориентирование по горизонту, азимут.
Теория: Основные направления на стороны горизонта.
Практика: Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на
глазомерную оценку азимутов.
Раздел 2.3 Измерение расстояния
Теория: Способы измерения расстояний на местности и на карте.
Практика: Измерение своего среднего шага (пары шагов). Построение
графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы.
Раздел 3. Знания о местности и основы топографии.
Раздел 3.1. Понятие о топографической и спортивной карте.
Теория: Изучение видов карт, и их отличий.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста. Работа с картами.
Раздел 3.2. Условные знаки.
Теория: Изучение условных знаков, их обозначения и применение.
Раздел 3.3. Ориентирование по горизонту, азимут.
Теория: Изучение определений. Стороны горизонта и азимут.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 3.4 Компас. Работа с компасом.
Теория: Изучение основных понятий. Изучение компаса и правил работы с
ним.

15

Практика: Ведение словарика краеведа- туриста. Работа с компасом,
определение азимута.
Раздел 3.5. Способы ориентирования. Действия в случае потери
ориентировки.
Теория: Изучение способов ориентирования без компаса, и правила
поведения в случае потери ориентировки в походе.
Практика: Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 4. Сохранность здоровья во время похода.
Раздел 4.1. Личная гигиена туристов.
Теория: Изучение личной гигиены туриста, и ее важность во время похода.
Раздел 4.2. Походная медицинская аптечка.
Теория: Изучение необходимого для походной аптечки, и как ей
пользоваться.
Практика: Собираем походную аптечку. Ведение словарика краеведатуриста.
Раздел 4.3. Основные приемы оказания первой помощи.
Теория: Изучение приемов оказания первой помощи, как спасти жизнь
человеку не навредив себе.
Практика: Отработка механики оказанная первой помощи в
смоделированной ситуации. Ведение словарика краеведа- туриста.
Раздел 4.4. Приемы транспортировки пострадавшего.
Теория: Изучение видов транспортировки пострадавшего во время похода.
Практика: Отработка приемов транспортировки пострадавшего в
смоделированной ситуации.
Раздел 4.5. Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение травм во
время похода.
Теория: Основные аспекты самоконтроля перед походом, и для чего он
нужен. Врачебный контроль до похода (каких специалистов рекомендовано
пройти и какие справки нужны для допуска к походу)
Практика: Отработка самоконтроля перед походом, ведение словарика
краеведа- туриста.
Раздел 4.6. Общая физическая подготовка, и для чего она важна.
16

Теория: Изучение факторов валящих на физическую подготовку, и ее
важность в походах.
Раздел 4.7. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их
предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе.
Теория: Изучение причин возникновения аварийных ситуаций в походе и
как их избежать. Важность каждого в группе.
Практика: Отработка поведения в аварийных ситуациях. Тренинг «Наша
дружная команда».
Раздел 5. Подготовка к походу выходного дня.
Раздел 5.1. Темы похода, какие бывают и как выбрать его для себя.
Теория: Изучение видов и тем похода, их сходств и различий. Обсуждение,
почему тема похода важна и как ее выбрать исходя их интересов всей
группы.
Практика: Подготовка сценария похода исходя из его вида.
Раздел 5.2. Составление списка группы и распределение ролей в походе.
Теория: Обязанности постоянные и временные. Зависимость обязанностей,
их перечня от целей и задач, стоящих перед группой.
Раздел 5.3. Определение маршрута и описание всех сложных участков.
Теория: Обсуждение, как определить маршрут, работа с картами.
Практика: Выбор темы похода. Составление маршрута на карте, описание
сложных участков.
Раздел 5.4. Расчет провизии на группу, с учетом длительности похода.
Теория: Повтор пройдённого материала, на тему рациона в походе. Изучение
рекомендаций для расчёта индивидуального и группового питания.
Практика: Расчет провизии для похода.
Раздел 5.5. Распределение и сбор снаряжения для похода.
Теория: Повтор группового и личного снаряжения, его распределение в
зависимости от роли участника в походе.
Практика: Укладка рюкзака. Составление списка необходимого личного
снаряжения. Ведение словарика краеведа-туриста.
Раздел 5.6. Составление сценария для похода, с учетом тематики похода
выходного дня.
17

Теория: Обсуждение основных аспектов сценария, выбор темы похода.
Практика: Составление сценария для похода выходного дня.
Раздел 5.7. Экологическое поведение в походе.
Теория: Как провести операцию «Нас тут не было», экологическое
поведение в походе и последствия его несоблюдения.
Раздел 5.8. Установка походного лагеря и организация быта на бивуаке.
Теория: Как выбрать правильно место для обустройства бивуака, и к чему
может привести выбор неподходящего места.
Практика: Обустройство тренировочного бивуака, установка палатки.
Раздел 5.9. Выбор даты похода и предпахотный инструктаж.
Теория: Как правильно выбрать дату похода, исходя из погодных условий
местности. Инструктаж о техник безопасности во время похода, и правил
поведения во время похода.
Практика: Составление личного списка правил для безопасного похода.
Раздел 5.10. Рефлексия по завершению похода выходного дня.
Практика: Обсуждение итогов похода, разбор всех ситуаций сложившихся в
походе. Закрепление пройдённого материала через тренинг «Идеальный
поход».

18

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
 развитие эмоционально-ценностного отношения к миру;
 владение навыками работы и поведения в группе и в социуме;
 умение понимать ценность здоровья;
 формирование нравственных качеств личности, познавательных
потребностей, способности к саморазвитию, мотивации к творчеству;
 умение проявлять активность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами;
 воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности
– высокие нравственные качества;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся будут знать:
 теоретические основы краеведения и туристической деятельности;
 основы генеалогии;
 историю родного края (ГО Богданович);
 как использовать и подбирать краеведческую литературу;
19

 основы туристической подготовки;
 оказание первой помощи;
 основы топографии;
 освоение алгоритма разработки и защиты своего проекта.
Обучающиеся будут уметь:
 пользоваться литературой о краеведении;
 составлять свое генеалогическое древо;
 собирать снаряжение для похода и правильно его размешать в рюкзаке;
 работать с компасом и картами, самостоятельно прокладывать
маршрут.
 рассчитывать провизию для похода;
 устанавливать палатку и грамотно обустраивать бивак.

20

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучен начала
ия
обучени
я

1 год

Дата
окончани
я
обучения

4
30 мая
сентябр
я

Общая
продолж
ительнос
ть
(календа
рных
дней)

Колич
ество
учебн
ых
недель

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Колич
ество
учебн
ых
часов

Режим
занятий

30

4

120

2 раза в
неделю
по 2
часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, актовый зал; Ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует
санитарным нормам.
Во время практических занятий используются:
 различные тренажеры – расположенные в спортивном зале, для развития
физической подготовки;
 туристское снаряжение – веревка различной длины и толщины,
туристические палатки с тентами и стойками, спусковое устройство,
прусик, страховочная система, карабины, компасы рюкзаки и др.;
медицинские приборы – бинты, вата, жгуты кровоостанавливающие
резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, ватно-марлевые повязки,
респираторы, противогазы, шинный материал и др.
Информационное
обеспечение.
Включает
аудиосредства,
информационную, справочную литературу.
Электронные образовательные ресурсы
1. URL:http://dopedu.ru (27.05.23)
2. URL:www.pedsovet.org (24.05.23)
3. URL:www.uchportal.ru (15.04.23)
4. URL:http://dopedu.ru (25.04.23)
5. URL:www.school-russia.prosv.ru (23.04.23)
6. URL: www.ed.gov.ru (28.01.23)
7. URL: http://www.edu.ru/ (09.04.23)
21

Электронные источники:
1. URL: http://numi.ru/list.php Методический центр. Научные, учебные и
методические издания
2. URL:
http://dop-obrazovanie.com/Внешкольник.
РФ.
Сайт
о
дополнительном (внешкольном) образовании
3. URL:
http://dopedu.ru/voprosi-otveti/obwie.html
Информационный
портал «Дополнительное образование детей»
4. URL: http://periodika.websib.ru Педагогическая периодика: каталог
статей российской образовательной прессы
5. URL: http://www.edik.ru Большой энциклопедический и исторический
словари
6. URL: http://www.wikiznanie.ru Викизнание: гипертекстовая электронная
энциклопедия
7. URL: http://ru.wikipedia.org Википедия: свободная многоязычная
энциклопедия
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного
образования.
Методическое обеспечение. В основе организации занятий лежат
основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально
приближена к современным условиям жизни); постепенность и
систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность,
индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в
полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является активное участие в походе и
самостоятельная проектная деятельность.
Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением:
1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании
рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию
самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит обучение и отработка
навыков необходимых для проведения похода.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется
рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися
принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится выход в поход выходного дня.

22

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение
образовательной программы и подготовка образа для показа его на сцене. В
процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения
проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам,
творческие отчёты перед родителями. Главным показателем успешного
освоения программы являются активное участие в походах выходного дня
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся
выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 9 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 30 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается
и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая
результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме организации и проведения похода
выходного дня.

23

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание
теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое
мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.

24

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Н.В. «Топография и картография. М. Просвещение 1985г.
2. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слѐты и
соревнования» М.: Профиздат, 1984 г.
3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Москва «Физическая культура и
спорт» 1990г.
4. Константинов Ю.С. Туристические слѐты и соревнования учащихся. – М.:
ЦДЮТур МО РФ 2000 г.
5. Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по
туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982 г.
6. Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995
7. Лебединский Ю.В. «Слѐты и соревнования юных туристов». – Горький,
1965 г.
8. Попчиковский В.Ю. «Организация и проведение туристских походов»
«Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987 г.
9. Серба Т.Б. Спортивный туризм. Харьков,2010 г
10. Федотов Ю.Н Спортивно-оздоровительный туризм. С. Петербург 2001г.
11. «Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985 г.

25

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного
процесса.
1.

Соедини стрелками слова с соответствующими определениями:
Турист

– это путешествия по
своей стране или в
другие страны.

Туризм
– это активный способ
передвижения по
маршруту.

Поход
– это человек, который
очень любит, ходить в
походы, путешествовать.

2. Из предложенного списка раздели походное снаряжение на «личное»,
«групповое» и «лишнее»:
Спальный мешок, аптечка, часы, солнцезащитные очки, компас, кружка,
рюкзак, палатка, коврик, тринога, тент для кухни, спички, лыжи, лопата,
поварешка, мочалка, карта, котелок, дождевик, рукавицы, шуба, сапоги
резиновые, веревка, гантели, фонарик налобный, носки, сухое горючее,
термос, ботинки, нож, тросик, тарелка, ложка, куртка, штаны, шапка теплая,
губка для посуды, бинокль, стеклянная посуда.

______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________

______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________

_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
26

3. Из нижеприведенных продуктов подчеркните подходящие для питания
группы в походе:
Мороженое, печенье, крупы, макароны отварные, пирожные, бананы, яблоки,
макароны, карамель, масло сливочное, паштет консервированный, хлеб,
вареный картофель, сгущенка, соль, чай, яйца вареные, арбуз, сахар, молоко
пастеризованное, шпроты, персики, сухари, сухофрукты, сыр, яйца сырые,
шоколад (плитка).
4. Каким сторонам горизонта соответствуют буквы на компасе, соедини
стрелками:
СЕВЕР

ЗАПАД

ЮГ

ВОСТОК

S

E

W

N

5.Соедини, что обозначают топографические знаки.

Река, ручей и
пересыхающий
ручей.

Церковь.
Пешеходный
мостик через
небольшую реку и
тропинка к нему.

Луг.

Памятник.

27

Завод.

Заросли
кустарников.

Колодец.

Железная дорога.

6. Выберите оптимальный режим переходов во время движения в походе:
а) 3 часа движения и 3 часа отдыха на привалах;
б) 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах;
в) 15 минут движения и 15 минут отдыха на малых привалах.

1. Соедини картинки с кострами с соответствующими определениями:

ШАЛАШ

КОЛОДЕЦ

28

ЗВЕЗДНЫЙ

ТАЕЖНЫЙ

НОДЬЯ

2. Каким сторонам горизонта соответствует азимут в градусах,
соедини стрелками:

СЕВЕР

270

ЮГ

0 или 360

ВОСТОК

180

ЗАПАД

90
29

3. Выбери верные утверждения:
 Город Богданович в Свердловской области возник как
железнодорожная станция в 1883–1885 годах.
 Город Богданович в Свердловской области возник как новый
металлургический город в 1904–1905 годах.
 Город получил своё название в честь царского генерала Евгения
Васильевича Богдановича, морского офицера, участника Крымской
войны 1853–1856 годов, автора проекта строительства железной дороги
Казань — Екатеринбург — Тюмень.
 Город получил свое название совершенно случайно путем жеребьевки.

30

Приложение 2

31

32

33

34

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».