1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………..10 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………..10 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………...……….12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………………….14 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………...14 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………………..17 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………………….18 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….20 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………...………………………..21 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» разработана с учетом: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность ДООП «Школа безопасности» в том, что вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, укрепления здоровья, безопасность от криминальных проявлений в обществе, умение грамотно вести себя в экстремальных ситуациях волнуют сегодня школу, 4 педагогов, родителей и на сегодняшний день остаются одними из самых важных. Также актуальность программы обусловлена необходимостью формировать у детей базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Программа направлена на формирование поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья учащихся. Новизна программы ДООП программа ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации, а также основ оказания первой помощи пострадавшим. В содержание ДООП «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них развитию цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки, самостоятельно действовать, что в дальнейшем позволит им использовать полученный опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях. Дополнительные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. Основу занятий по ДООП «Школа безопасности» составляет подготовка и участие школьников в районных конкурсах, движениях, марафонах и т.д. Программа предполагает применение здоровье - сберегающих приемов и методов. Адресат программы. ДООП ориентирована на детей от 9 до 15 лет. В группе 12-15 человек. Для зачисления ребенка на обучение по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей в возрасте от 9-ти до 15-ти лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, 5 любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. 6 Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое место в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. 7 На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. ДООП «Школа безопасности» рассчитана на 1 год обучения (72 часов, из них: 40 часов отводится на теорию, а 32 часа – на овладение практическими навыками). Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю на группу обучения 2, 1 раз в неделю по 2 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия, занятиесоревнование, экскурсия, занятие-игра, соревнования, проблемно-поисковое занятие, генерация идей, диспут, дискуссия Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, творческий показ. Цель реализации программы: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья. 8 Задачи: Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе; Образовательные: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. 9 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов № Название разделов/тем 1 2 3 4 5 Введение 6 6 0 Безопасность в информационном пространстве 14 9 5 Юные инспекторы дорожного движения 24 12 12 Основы медицинских знаний 24 13 11 4 - 4 всего Итоговое занятие Всего 72 теория 40 практика 32 1.3. СОДЕРЖАНИЕ Введение Теория. Сбор участников. Знакомство с курсом «Школа безопасности». Обсуждение плана работы. Выбор актива команды, название команды. Девиз команды. Входная диагностика: «Викторина безопасности» Модуль 1 «Безопасность в информационном пространстве» Теория. Что такое информационная среда. Безопасное использование информационных ресурсов. Компьютерная игромания. Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не стать жертвой кибербуллинга. Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях. Практика: 1. Составление памятки: «Правила работы за компьютером»; 2. Разработка и проведение сценки для начальной школы: «Сохрани свои персональные данные»; 3. Создаем страницу в социальной сети по всем правилам.; 4. Викторина «Что делать если…» Модуль 2: Юные инспекторы дорожного движения. Теория. Правила поведения для пешеходов. Правила поведения для пассажиров. Если вы водитель велосипеда. Устройство велосипеда. Безопасность участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и аварийные ситуации. Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Дорожные знаки. Практика: 1. Составление плана «Безопасная дорога школа-дом, дом-школа» 2. Викторина «Знатоки ПДД»; 3. Сценка для начальной школы «Азбука дорожного движения»; 10 4. Обновление инвентаря для уголка БДД ; 5. Мастер-класс для начальной школы «светоотражающие значки своими руками»; 6. Решение задач по ПДД; 7. Фигурное вождение велосипеда. Модуль 3 «Основы медицинских знаний» Теория. Основные правила оказания первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при травмах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме. Первая помощь при кровотечении. Первая помощь при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. Практика: 1. Отработка навыков оказания ПП к каждой теме; 2. Викторина «Что делать если…» 11 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 12 формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. Предметные результаты: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умения оказывать первую медицинскую помощь; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Год обучения 1 год Дата начала Дата Общая обучения окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 02.09.2024 31.05.2025 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 2 72 1 раз в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Информационное и дидактическое обеспечение: дидактический материал: таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, мультимедийные презентации по разделам программы, видеоматериал и др.; литература по безопасности жизнедеятельности, методики преподавание дисциплин данной направленности, методические разработки, рекомендации (см. Список литературы); компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочно-поисковым системам. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. Методическое обеспечение программы: Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностноориентированного обучения, дифференцированного обучения, игрового обучения и здоровьесберегающих технологий. Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ) при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога. Форма организации учебной деятельности – групповая. Использование ДОТ дает возможность освоения программы непосредственно по месту пребывания (нахождения) учащихся. Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для учащихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала. 14 Электронные ресурсы: 1. allforchildren.ru/scivideo/obzh.php Учебные фильмы по основам безопасности жизнедеятельности. 2. http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал Дополнительное образование. 3. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo МЧС России. Безопасность граждан. 4. https://spas-extreme.mchs.gov.ru/themes/ Портал детской безопасности МЧС России. 5. http://xn--90akw.xn--p1ai/video-obzh/video-obzh-dlya-uchiteley/ Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях. Плакаты по разделам ДООП: Безопасность дорожного движения Пожарная безопасность Безопасность в быту Активный отдых на природе Безопасность на воде Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты Средства защиты дыхания Ватно-марлевые повязки Респираторы Противогазы Средства медицинской защиты Аптечка индивидуальная Индивидуальный перевязочный пакет Индивидуальный противохимический пакет бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м x 14 см бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м x 10 см вата медицинская компрессная косынка медицинская (перевязочная) булавка безопасная 15 шина проволочная (лестничная) для ног шина проволочная (лестничная) для рук жгут кровоостанавливающий эластичный носилки санитарные 16 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. В течение каждого года обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводная, промежуточная, текущая и итоговая аттестации. 1. Входной контроль (сентябрь - октябрь). Проводится в форме тестирования для выявления сформированности (обще учебных умений и навыков). 2. Промежуточный контроль (декабрь - январь). Проводится в форме игр, викторин, учебно-тренировочных соревнований. 3. Текущий контроль (в течение года). Осуществляется в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях как внутри объединения, так и совместно с другими объединениями, проведение контрольных знаний после изучения каждого основного раздела программы. 4. Итоговый контроль (май - июнь). Проводится в форме тестирования. 17 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в соревнованиях. Кроме этого, прямыми формами подведения итогов по каждому блоку и разделу программы и росту достижений, предусмотрены следующие формы: творческие работы, участие учащихся в районных, областных соревнованиях, конференциях, которые позволяют отследить уровень интеллектуального роста и творческого потенциала воспитанников. Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся минисоревнования, зачеты, викторины, конкурсы. Самым важным критерием освоения программы является достижение воспитанников объединения в муниципальных, региональных, всероссийских и международных соревнованиях и конкурсах. Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность обучающихся, развитие чувства ответственности и товарищества. Основные методы диагностики: наблюдение, самонаблюдение, самооценка, анкетирование, беседа, тестирование. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на сформированности его личных качеств. На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного, а также тестирование по пройденной теме (Приложение 1). Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы, викторины, конкурсы – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования. Важная оценка — отзывы обучаемых, их родителей, педагогов коллег по социально-педагогической направленности. Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучающихся позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия, по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и к нуждающимся людям. Результаты пройденной 18 программы прослеживаются через достижения групп, обучающихся в районных и областных соревнованиях. 19 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. 2. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программнометодическое пособие для педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2008. 3. Воробцова Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 4. Жатин С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011. 5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 6. Надеждина В. Правила дорожного движения для детей. – М.: АСТ, 2006. 7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Система работы в образовательном учреждении / Авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007. 8. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2008. 9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М., 2012. 20 Приложение 1 Примерный перечень заданий итогового теста 1. В доме отключили свет. Чем наиболее безопасно воспользоваться для освещения? А) фонариком; Б) свечой; В) зажигалкой; Г) спичками. 2. Если остановился лифт, что надо делать? А) кричать и плакать; Б) громко звать на помощь; В) нажать кнопку связи с диспетчером; Г) позвонить в службу спасения. 3. В квартире начался пожар. Что необходимо сделать? А) быстро выйти на улицу и вызвать спасателей; Б) постараться потушить пожар самостоятельно; В) открыть все окна в квартире; Г) все способы правильны. 4. Как действовать, если для пешехода горит зеленый свет, а в это время приближается машина с сиреной и включенным маячком? А) перебежать дорогу; Б) пропустить машину и потом перейти дорогу; В) не обращать внимание на сигналы машины и идти вперед. 5. Какое сидение в автомобиле могут занимать дети до 12 лет? А) рядом с водителем; Б) место водителя; В) заднее сидение. 6. Опасно гулять в одиночку с наступлением темноты потому, что: А) скучно; Б) не видно дороги; В) может подстерегать преступник. 7. Почему в школах и других общественных зданиях выходные двери из помещений устраивают открывающимися наружу? А) чтобы в случае возникновения пожара двери не мешали выходу и не создавали скопления людей; Б) чтобы было теплее. 8. Какой вред наносит пожар организму человека? А) ушиб; Б) перелом; В) получение ожогов; Г) вреда нет. 21 9. Единый номер вызова экстренной службы. А) 103; Б) 101; В) 102; Г) 112. 10.Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой: А) Идти кратчайшим путем через дворы, свалки и плохо освещенные места; Б) Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги; В) Воспользуетесь попутным транспортом. 11.Какая служба входит в систему обеспечения безопасности города? А) служба связи; Б) служба газа; В) справочная служба; Г) служба погоды. 12.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия: А) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место; В) остановитесь и уясните причину преследования; В) броситесь бежать к телефонной будке. 13.Причиной пожара в жилых зданиях может стать: А) отсутствие первичных средств пожаротушения; Б) неисправность внутренних пожарных кранов; В) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. 14.Опасными местами в любое время суток могут быть: А) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки; Б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин; В) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника. 15.Что делать, если в квартире прорвало трубу с водой? А) перекрыть воду; Б) мыть пол. 16.Что ты будешь делать, если вдруг дома загорится телевизор? А) выдерну вилку из розетки и накрою прибор одеялом; Б) буду тушить водой; В) буду звать на помощь; Г) ничего делать не буду. 17.Что такое «Опасная ситуация»? А) крупномасштабная опасность; Б) чрезвычайная ситуация в природе; 22 В) экстремальная ситуация в городе; Г) в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. 18.Как расшифровать «ДПС»? А) дорожно-патрульная служба; Б) дом постового сержанта; В) дорожно-поливальная система. 19.При вызове службы безопасности сообщите следующие сведения: А) адрес соседей; Б) адрес, объект (во дворе, в квартире, в подвале и т. д), номер дома, подъезда, квартиры, свою фамилию и телефон; В) только причину обращения в службу безопасности; Г) только номер дома. 20.Возникновение опасной ситуации в жилище может возникнуть из-за: А) неосторожного обращения с огнем и химическими препаратами; Б) отключения электричества; В) сломанных игрушек; Г) отключения воды. Система оценивания Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 20. 23