СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ……………………………………………………….....9 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………...10 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ………………………………………13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….15 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...15 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..17 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….18 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….19 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….20 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 2 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) туристско-краеведческой направленности «Следопыты» разработана с учетом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ). Федерального закона Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-p. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН). Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок). Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Приказа МВД России от 23.06.2021 N 469 «Об утверждении формы уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами». Типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 года № 2230). Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). Приказа МЧС России от 29 марта 2023 г. № 270 "Об утверждении Порядка информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, и Порядка хранения, использования и снятия с учета территориальными органами МЧС России информации о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, 4 водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает детям специфические черты природной среды, истории и культуры малой Родины, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Данная программа предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста, проявляющих интерес к истории родного края, его многонациональной культуре и направлена на то, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к малой Родине и стране, ведь деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления подростков. Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996-р г.), направленных на формирование гармоничной личности, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. В современных условиях массового проникновения в быт граждан России западной культуры и одновременного дефицита исторических и общекультурных знаний у подрастающего поколения, особое внимание необходимо уделять воспитанию чувства патриотизма у него, закладывать понимание личной причастности к великой стране и чувство гордости к малой Родине. Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании и построена по модульному принципу, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Отличительные особенности общеобразовательной (общеразвивающей) программы является применение конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей, материалы из предметных областей, таких как история и литература, а также техник декоративно-прикладного творчества. За счет чего ученики: раньше приобщаются к краеведческой работе; включаются в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей; 5 изучают особенностей истории своей местности; учатся самостоятельной деятельности, в которая является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств. Новизна программы заключается в осознании родного края обучающимися путём активной практической деятельности под руководством педагога. Исследовательская деятельность осуществляется коллективом детей с учётом их индивидуальных наклонностей. Собранные ребятами материалы систематизируются и ложатся в основу краеведческих материалов для детей об городском округе Богданович. Адресат программы. 9-13 лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают 6 немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Количество детей в группе. В группе 12-20 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. ДООП «Следопыты» рассчитана на 1 год обучения (60 часов, из них: 31часов отводится на теорию, а 29– на овладение практическими навыками). Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 2 часа, 1 раз в неделю по 2 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. 7 Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, поход выходного дня, финальный проект. Цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании ценностей культуры и бережного отношения к природе ГО Богданович, через изучение исторического наследия родного края. Задачи программы: Образовательные: 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Сформировать знания об истории ГО Богданович; Сформировать знания о культурных особенностях народов Урала; Познакомить с растительным и животным миром ГО Богданович; Обучить навыкам исследовательской работы через выполнение проектов; Научить правильному поведению в природе. Развивающие: Развивать духовную культуру и эмоциональное отношение к истории родного края; Развивать творческие способности учащихся; Развивать коммуникативные навыки совместной деятельности; Развивать умение работать с разнообразными информационными источниками; Воспитательные: Способствовать воспитанию терпимости и уважения к истории, традициям, обрядам наций и народностей, проживающих в родном крае; Способствовать формированию культуры и здорового образа жизни; Способствовать воспитанию гордости за свой край, эмоциональноцелостного отношения к природе родного края, Желания сохранить и преумножить историческое наследие родного края; Воспитывать уважение к труду; Воспитывать ответственность за состояние растительного мира и памятников природы. 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 8 № Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля 24 14 10 Беседа, мини- по 2 2 0 Родословие. Введение 4 2 2 4 2 в 4 2 2 семейных 4 2 2 4 2 2 36 26 10 2 0 Тема 1 Я уже часть истории 1.1 Инструктаж технике доклад, проект. безопасности. 1.2 в генеалогию. 1.3 Гордость семьи, 6 гордость России. 1.4 История страны истории семьи. 1.5 Музей реликвий. 1.6 Создание генеалогического дерева. 2 Краеведение 2.1 Введение в 2 краеведение родного экскурсия, проект, открытый края. 2.2 Беседа, урок. История родного края 6 6 0 и 6 4 2 4 4 0 с 6 4 2 (ГО Богданович) 2.3 Памятники памятные места края 2.4 Великая Отечественная Война на территории нашего района 2.5 Работа краеведческой литературой. 9 2.6 Общая 6 4 2 альбома 6 2 4 40 20 характеристика туристских возможностей родного края. 2.7 Создание «Мой любимые места в городе» Итого 60 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 10 Раздел 1. Я уже часть истории. Раздел 1.1. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 1.2. Родословие. Введение в генеалогию. Теория: Дети знакомятся с генеалогией, понятиями родовых корней, с семьей, как основной ячейкой общества, с однородным и разнородным родством. Практика: Составление словарика краеведа-туриста. Раздел 1.3. Гордость семьи, гордость России. Теория: Знакомство с биографией знаменитых земляков нашего края Практика: Вопросно-ответная беседа, вопросно – ответный (проблемные вопросы). .Ведется словарик краеведа-туриста. метод Раздел: 1.4. История страны в истории семьи. Теория: Краткое изучение истории России. Учащиеся подготавливают рассказ о своих предках. Практика: Ведется словарик краеведа-туриста. Раздел 1.5. Музей семейных реликвий. Теория: Лекция на тему, почему важно сохранять историю своей семьи и как в этом способствуют вещи. Практика: Учет и выставка семейных экспонатов. Обучающиеся по предметам, принадлежащих их родственникам, готовят информацию о своих родственниках. Раздел 1.6. Создание генеалогического дерева. Теория: Обучение как составить генеалогическое дерева, где искать информацию и как его оформить. Практика: Ведется словарик краеведа-туриста. Обучающиеся подготавливаю генеалогические деревья своей семьи. Раздел 2. Краеведение. Раздел 2.1. Введение в краеведение родного края. Теория: Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Раздел 2.2. История родного края (ГО Богданович) 11 Теория: Как появился ГО Богданович. Изучения памятных дат и истории города. Развитие района. Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство. Раздел 2.3. Памятники и памятные места края. Теория: Изучение памятников и памятных мест ГО Богданович. Практика: Экскурсия по памятным местам в черте г. Богданович. Раздел 2.4. Великая Отечественная Война на территории нашего района. Теория: Изучение истории, что происходило в г. Богданович во времена Великой Отечественной Войны, и его значение в истории этого периода. Раздел 2.5. Работа с краеведческой литературой. Теория: Изучение краеведческой литературы, как ее правильно подбирать и где искать. Практика: Экскурсия в городскую библиотеку. Раздел 2.6. Общая характеристика туристских возможностей родного края. Теория: Изучение маршрутов в черте города. Практика: Экскурсия по ГО Богданович. Раздел 2.7. Создание альбома «Мой любимые места в городе». Теория: Изучение краеведческой литературы о ГО Богданович. Практика: Доклад об одном из мест города. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 12 Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру; Владение навыками работы и поведения в группе и в социуме; Формирование нравственных качеств личности, познавательных потребностей, способности к саморазвитию, мотивации к творчеству; Умение проявлять активность. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности – высокие нравственные качества; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты освоения программы. Обучающиеся будут знать: 1. Теоретические основы краеведения; 2. Основы генеалогии; 3. Историю родного края (ГО Богданович); 4. Как использовать и подбирать краеведческую литературу; 5. Освоение алгоритма разработки и защиты своего проекта. Обучающиеся будут уметь: 1. Пользоваться литературой о краеведении; 13 2. Составлять свое генеалогическое древо; 3. Проводить исследовательскую работу по краеведению; 4. Собирать библиотеку книг, публикаций периодической краеведческого характера о родном крае, его жителях; 5. Работать с архивными документами и фотографиями. печати РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 14 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата Дата Общая Количес Количес Количес Режим обучени начала окончания продолжит тво я обучения обучения тво тво ельность учебны (календар х недель неделю х часов 30 60 занятий часов в учебны ных дней) 1 год 9 31 мая 2 сентября 1 раз в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, актовый зал; Ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Образовательные порталы 1. https://www.gobogdanovich.ru/index.php/city-district/istoriya-goroda 2. https://uraloved.ru/bogdanovich 3. https://scienceforum.ru/2016/article/2016024669 Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, с опытом работы с данной возрастной категорией, умеющий работать с архивами и краеведческой литературой. Методическое обеспечение: В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал 15 излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является активное участие в походе и самостоятельная проектная деятельность. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит обучение и отработка навыков необходимых для проведения похода. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится выход в поход выходного дня. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 16 Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и демонстрации образовательных результатов, обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы и подготовка индивидуального проекта. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, отчёты перед родителями. Главным показателем успешного освоения программы являются готовый проект обучающегося. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме защиты проекта. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 17 Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Оценочные материалы - Приложение 1. 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18 Для педагога: 1.Альманах «Отечество». Родословие-М.:1998. (Вып.5) 2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведенеия.- Минск, 1988. 3. Дзюбинский Л.И., Корелин А.А, Клепиков В.Н., Клтмов В.К., Лежнин В.В., Редиккульцова Е.Н. Кто в имени твоем. Казань, 2012. 4. Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли.-Москва,2007. 5. Пичугин Б.В., Фисуненко О.П. Школьные геологические экскурсии. Москва, 1981. 6. Чернышева Л.Г., Чернышев В.П. Подвижные игры в физической подготовке детей и подростков. Хабаровск 1993. Для обучающихся: 1.Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области.Средне-уральское книжное издательство,1984. 2. Некоммерческая организация ГО Богданович «Станическое казачье общество Станица Богдановическая». Каталог памятников ГО Богданович. Богданович, 2015. 3. Карпов Г.В. Энцеклопедический словарь юного географа- краеведа. Педагогика, 1981. Приложение 1 19 Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса. 1.15 августа 1924 года образован Богдановичский район с центром в селе: Троицкое: Байны; Бараба; Каменное озеро. 2. В июле 1931-го Богдановичский и Курьинский районы объединены в один: Свердловсий; Камышловский; Сухоложский; Богдановический. 3. В 1944 году на карте Свердловской области вновь появился наш район. На сегодняшний день в его состав, помимо районного центра-города Богданович, входят : 10 населенных пунктов; 20 населенных пунктов; 30 населенных пунктов; 40 населенных пунктов. 4. Самое большое озеро в ГО Богданович: Куртугуз ; Кукуян; Болдятское озеро. 5. Какой поэт родился в ГО Богданович: Александр Пушкин; Самуил Маршак; Степан Щипачов. 20