СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………4 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………8 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………11 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….15 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...15 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..17 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….18 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..18 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….19 2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….20 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» разработана с учетом: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996р); Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р; Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Статьи 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утвержденных Министерством просвещения России 28.06.2019г №МР-81/02вн; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»); Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив»; Положения МБУ ДО ЦДТ «Креатив» о сетевой форме реализации образовательных программ; Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Программа является модифицированной, разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры», Электронный ресурс/авт. – сост. Березина А.Н./, 2013г. - Режим доступа: http://nsportal.ru; Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности», Электронный ресурс/ авт. – сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010г. Режим доступа: http://lib.convdocs.org. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию. Программа «Основы организации волонтерской деятельности» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Актуальность программы. Стремительные политические, социально- экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебновоспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественносоциальной жизни и волонтерской деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических акциях и обучающих форумах, на тренинговых занятиях. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять уважение к окружающим. Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности ребенка. Задачи: Предметные: обучать психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; обучать методикам проведения некоторых досуговых форм; знакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел; обучать основам работы с различными видами информации; знакомить с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; обучать методике социального проектирования; расширять навыки работы с информацией. Метапредметные: формировать первичные организаторские умения и навыки; развивать коммуникативные качества, умения работать в команде. развивать уверенность в себе; расширять опыт общения, развивать навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развивать рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности. Личностные: воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушного отношения к жизни; воспитывать такие качеств, как милосердие, доброта, отзывчивость; формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, воспитание активной гражданской позиции; воспитывать потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность; формировать общественную активность, реализацию в социуме. Отличительная особенность программы заключается в развитии молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:10-17 лет. Оптимальная наполняемость группы – не менее 15 человек. Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 108. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 108 учебных часа, продолжительность одного занятия 40 минут. ДООП состоит из двух модулей. Модуль 1 реализует педагог дополнительного образования МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив». Продолжительность модуля 1 – 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа. Модуль 2 реализуют педагоги-кураторы школьных отрядов волонтеров внутри своих образовательных учреждений. Продолжительность модуля 2 – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение 1 года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые, всем составом объединения. Виды занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, практикум, лекция. Основные формы и методы организации учебного процесса Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность наставника и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебнопознавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие, беседа, контрольное задание, наблюдение, презентация. 1.2. № п/п Название раздела, темы УЧЕБНЫЙ ПЛАН МОДУЛЬ 1 Количество часов Всего Теория Практик а Формы аттестации/конт роля 1. Волонтерская деятельность 1.1 Введение. Правила 2 2 0 Педагогическое техники наблюдение безопасности и Тестирование противопожарной Диагностика защиты, санитарии и Диагностическая гигиены игра 2. Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения 2.1 Социальная работа и 2 2 0 Анкетирование социальное Опрос служение. История добровольчества. 2.2 Волонтёрство как 2 2 0 Тестирование институт Диагностика формирования и развития социальной активности молодёжи 2.3 Мотивация 4 2 2 Анкета волонтёрской Педагогическое деятельности. Роль наблюдение Волонтёрство в Беседа личностном развитии 3.Игровые технологии в работе волонтёра 3.1 Игробаза 4 2 2 Контрольное упражнение Педагогическое наблюдение 3.2 Игровая программа 4 1 3 Творческая работа Педагогическое наблюдение 3.3 Организация 4 1 3 Организация и игровых досуговопроведение массовых благотворитель мероприятий, детских праздников 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 6.1 6.2 ных акций Педагогическое наблюдение 4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ Искусство говорить 4 2 2 Беседа «Нет». Возможные Тестирование способы отказа от не Педагогическое желательного наблюдение предложения, действия. Встреча с психологом Разработка и 6 2 4 Беседа проведение игр, Анкетирование викторин и презентаций по профилактике зависимостей. Компьютерная, 2 1 1 Опрос игровая зависимости. Анкетирование Разработка и Педагогическое проведение наблюдение мероприятий по профилактике. 5.Информационные технологии в работе волонтёров Презентация. 2 1 1 Творческое Принципы создания, задание способы и правила демонстрации Информационный 2 1 1 Конкурс работ буклет. Принципы и алгоритм создания. Листовка-флаер. 2 1 1 Творческое Принципы и задание алгоритм создания. 6.Основы проведения социальных дел Организация 6 2 4 Проведение социальных дел акций гражданскоМоделирование патриотической ситуаций направленности Социальная акция. 6 2 4 Организация Разработка и мероприятия. проведение Защита проекта 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8.1 8.2 социальных акций. 7.Психологическая подготовка волонтёра Особенности работы 6 2 4 Опрос с младшими Тестирование школьниками Тренинг личностного 2 0 2 Беседа роста Педагогическое наблюдение Диагностика Тестирование Тренинг 2 0 2 Опрос коммуникативных Тестирование навыков Тренинг 2 0 2 толерантности Особенности работы 6 2 4 с младшими школьниками 8.Специальная подготовка волонтёров Особенности работы 4 0 4 Организация с ветеранами и мероприятия пожилыми людьми Устный анализ самостоятельно й деятельности Особенности работы 4 0 4 Организация с людьми ОВЗ мероприятия Педагогическое наблюдение Устный анализ самостоятельно й деятельности 72 26 46 Итого МОДУЛЬ 2. Школьное волонтерство № 1. Количество часов Формы Тема Практи контроля Всего Теория ка Раздел 1. Информационные технологии в работе волонтеров Особенности работы Педагогическое 5 2 3 с младшими наблюдение школьниками Создание информационных 5 2 3 буклетов Организация социальных дел патриотической направленности. 5 2 3 Организация и проведение патриотических мероприятий 2. Раздел 2. Основы проведения социальных дел Тренинг личностного роста, 5 2 3 коммуникативных навыков Социальная акция. Разработка и проведение 6 2 4 социальных акций ИТОГО 26 10 16 ОБЩЕЕ 39 17 22 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1.3. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Педагогическое наблюдение Практическая работа Практическая работа Содержание программы Модуль 1 1. Волонтерская деятельность Теория. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социальной работы. Теория. Социальное работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. Практика: социальные проекты, акции 3. Игровые технологии в работе волонтера. Теория. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Практика: проведение игр. 4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ Теория: Навыки работы с информационными системами. Поиск актуальной информации. Проведение социологических опросов. Разработка социальных видео роликов по пропаганде здорового образа жизни. Практика: проведение игр на популяризацию здорового образа жизни. 5. Информационные технологии в работе волонтеров Теория. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Создание информационных листовок. Практика: создание буклета, листовки. 6. Основы проведения социальных дел Теория. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров» и тд. Социальная акция. Практика. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства - День матери - Письмо солдату - Акция «Ветеран живет рядом» - Акции по пропаганде ЗОЖ - Благотворительные акции. 7.Психологическая подготовка волонтёра. Теория. Разработка тренингов на сплочение, уверенность, поднятие социальной активности волонтеров. Популяризация волонтерства среди детей и молодежи. Практика. Проведение тренингов. 8.Специальная подготовка волонтёров. Практика Организация и проведение тренингов, обучения, рефлексия для волонтеров. МОДУЛЬ 2. ШКОЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО Раздел 1. Информационные технологии в работе волонтеров Теория. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Создание информационных листовок. Практика: создание буклета, листовки. Раздел 2. Основы проведения социальных дел Теория. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров» и тд. Социальная акция. Практика. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства - День матери - Письмо солдату - Акция «Ветеран живет рядом» - Акции по пропаганде ЗОЖ - Благотворительные акции. 1.4 . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала представлены двумя группами планируемых результатов. 1. Сетевые результаты: формирование сообщества субъектов сетевой программы как социальной основы осваиваемого профиля деятельности; создание образовательной сети как системы образовательных и организационных структур, обеспечивающих формирование метакомпетенций и субъектной позиции у участников программы; построение механизмов взаимодействия и влияния субъектов программы на среду. 2. Компетентностные результаты обучающихся представлены предметными, метапредметными и личностными компетенциями обучающихся. Предметные результаты освоения программы. должны знать: - историю волонтерского движения в России и в мире; - права и обязанности волонтеров; - основные направления деятельности волонтерских отрядов; - основные формы работы волонтеров. должны уметь: -организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; -проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек; -проводить профилактическую работу; -аргументировано отстаивать свою позицию; -издавать агитационную печатную и видеопродукцию; -принимать общечеловеческие ценности. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: - определяет наиболее эффективные способы достижения результата; - находит ошибки при выполнении заданий и умеет их исправлять; - объективно оценивает результаты собственного труда, находит возможности и способы их улучшения; - следует при выполнении задания инструкциям педагога; - понимает цель выполняемых действий. Познавательные универсальные учебные действия: - осуществляет поиск информации с помощью ИКТ; - составляет и защищает социальные мини-проекты. Коммуникативные универсальные учебные действия: - договаривается и приходит к общему решению, работая в паре, группе; - координирует различные позиции во взаимодействии с одноклассниками, принимает общее решение; - контролирует действия партнёра в парных упражнениях; - участвует в диалоге, соблюдает нормы речевого этикета, передает в связном повествовании полученную информацию. Личностные результаты: - дисциплинированность, трудолюбие, упорство поставленных целей; - управляет своими эмоциями в различных ситуациях; - оказывает помощь своим сверстникам. в достижении РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения/модуль Дата начала Дата обучения окончани я обучения Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Режим занятий 1 Колич ество учебн ых часов 108 1 год обучения 02 сентября 31 мая 36 1 раз в неделю 2 часа 1 раз в неделю 1 часу Модуль 1 02 сентября 31 мая 36 1 72 Модуль 2 02 сентября 31 мая 36 1 36 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло, 57а, кабинет №3. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: доска для записей; ноутбуки; Занятия проходят в МОУ-СОШ №1. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: ноутбуки; доска для записей. Занятия проходят в МАОУ-СОШ №2. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: ноутбуки; доска для записей. Занятия проходят в МОУ-СОШ №3. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: ноутбуки; компьютеры; доска для записей. Занятия проходят в МОУ-СОШ №4. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: нетбуки; фотоаппарат; доска для записей. Занятия проходят в МАОУ-СОШ №5. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: проектор; доска для записей. 2. Информационное обеспечение: Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных пособий, информационную, справочную литературу. 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, а также педагоги- кураторы волонтеров в ОУ. Также программу реализуют сетевые партнеры, деятельность которых соответствует тематике программы (формат мастер-классов, экскурсий). 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение периода реализации программы. Развитие предметных компетенций обучающихся анализируются по каждому разделу отдельно. Входной контроль – диагностика предметных компетенций и личностных качеств обучающихся. Текущий контроль – диагностика развития предметных компетенций обучающихся по определенному разделу. Итоговый контроль – проводится по результатам освоения программы в форме защиты социальных-проектов. Предметные результаты выявляются путем проведения практических работ. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень - знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания; 2. базовый уровень - знает, понимает и применяет на практике; 3. повышенный уровень - знает, понимает и применяет на практике, осуществляет самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к общественным вопросам используются традиционные формы занятий (лекция, беседа) и нетрадиционные, интегрированные занятия, на которых отрабатывается взаимодействие социальной группы и другие. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся на занятии. Результатом данной работы является социальный проект. 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 5. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 6. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 8. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3 9. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 10. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3 11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 Для обучающихся: 12. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 13. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996 14. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7 Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1 «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ социально-гуманитарной направленности «Основы организации волонтерской деятельности» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………..……………22 1.2. СОДЕРЖАНИЕ …………..……………………………………………23 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ……….…28 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………….……..28 2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….29 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности ребенка; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. Задачи: Предметные: обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; обучение методикам проведения некоторых досуговых форм; знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел; обучение основам работы с различными видами информации; знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; обучение методике социального проектирования; расширение навыков работы с информацией. Метапредметные: формирование первичных организаторских умений и навыков; развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. развитие уверенности в себе; дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Личностные: воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; воспитание таких качеств, как милосердие, доброта, отзывчивость; формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, воспитание активной гражданской позиции; воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развитие активной деятельности; формирование общественной активности, реализацию в социуме. Возраст детей:10-17 лет. Сроки реализации модуля дополнительной образовательной программы Программа модуля 1. «Волонтерская деятельность» разработана на 1 год обучения, всего 72 часа: по 2 часа в неделю. Планируемые знания, умения, навыки по программе модуля за период обучения Обучающиеся должны знать: историю развития волонтерского движения; основные добровольческие организации России; понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; правила составления информационного буклета; методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД; возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста; правила выхода из конфликтной ситуации; Учащиеся должны уметь: владеть навыками планирования и самоанализа; уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office; организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах; уметь разрабатывать игровые программы на различные темы; устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. 1.2 № п/п УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела, темы Количество часов Всего 1.1 Теория Практика 1. Волонтерская деятельность Введение. Правила 2 2 0 техники безопасности и противопожарной Формы аттестации/ко нтроля Педагогическ ое наблюдение защиты, санитарии и гигиены Тестирование Диагностика Диагностичес кая игра 2. Волонтёрская деятельность как одна из форм социального служения 2.1 Социальная работа и 2 2 0 Анкетировани социальное служение. е Опрос История добровольчества. 2.2 Волонтёрство как 2 2 0 Тестирование институт Диагностика формирования и развития социальной активности молодёжи 2.3 Мотивация 4 2 2 Анкета волонтёрской Педагогическ деятельности. Роль ое Волонтёрство в наблюдение личностном развитии Беседа 3.Игровые технологии в работе волонтёра 3.1 Игробаза 4 2 2 Контрольное упражнение Педагогическ ое наблюдение 3.2 Игровая программа 4 1 3 Творческая работа Педагогическ ое наблюдение 3.3 Организация игровых 4 1 3 Организация и досугово-массовых проведение мероприятий, детских благотворител праздников ьных акций Педагогическ ое наблюдение 4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ 4.1 Искусство говорить 4 2 2 Беседа «Нет». Возможные Тестирование способы отказа от не Педагогическ желательного ое 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 6.1 6.2 7.1 7.2 предложения, наблюдение действия. Встреча с психологом Разработка и 6 2 4 Беседа проведение игр, Анкетировани викторин и е презентаций по профилактике зависимостей. Компьютерная, 2 1 1 Опрос игровая зависимости. Анкетировани Разработка и е проведение Педагогическ мероприятий по ое профилактике. наблюдение 5.Информационные технологии в работе волонтёров Презентация. 2 1 1 Творческое Принципы создания, задание способы и правила демонстрации Информационный 2 1 1 Конкурс работ буклет. Принципы и алгоритм создания. Листовка-флаер. 2 1 1 Творческое Принципы и алгоритм задание создания. 6.Основы проведения социальных дел Организация 6 2 4 Проведение социальных дел акций гражданскоМоделирован патриотической ие ситуаций направленности Социальная акция. 6 2 4 Организация Разработка и мероприятия. проведение Защита социальных акций. проекта 7.Психологическая подготовка волонтёра Особенности работы с 6 2 4 Опрос младшими Тестирование школьниками Тренинг личностного 2 0 2 Беседа роста Педагогическ 7.3 7.4 7.5 8.1 8.2 Тренинг 2 0 2 коммуникативных навыков Тренинг 2 0 2 толерантности Особенности работы с 6 2 4 младшими школьниками 8.Специальная подготовка волонтёров Особенности работы 4 2 2 с ветеранами и пожилыми людьми Особенности работы с людьми ОВЗ 4 2 4 Итого 72 30 42 ое наблюдение Диагностика Тестирование Опрос Тестирование Организация мероприятия Устный анализ самостоятельн ой деятельности Организация мероприятия Педагогическ ое наблюдение Устный анализ самостоятельн ой деятельности 1.3 Содержание модуля 1 1. Волонтерская деятельность Теория. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены 2. Волонтерская деятельность как одна из форм социальной работы. Теория. Социальное работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. Практика: социальные проекты, акции 3. Игровые технологии в работе волонтера. Теория. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Практика: проведение игр. 4.Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ Теория: Навыки работы с информационными системами. Поиск актуальной информации. Проведение социологических опросов. Разработка социальных видео роликов по пропаганде здорового образа жизни. Практика: проведение игр на популяризацию здорового образа жизни. 5. Информационные технологии в работе волонтеров Теория. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Создание информационных листовок. Практика: создание буклета, листовки. 6. Основы проведения социальных дел Теория. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров» и тд. Социальная акция. Практика. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства - День матери - Письмо солдату - Акция «Ветеран живет рядом» - Акции по пропаганде ЗОЖ - Благотворительные акции. 7.Психологическая подготовка волонтёра. Теория. Разработка тренингов на сплочение, уверенность, поднятие социальной активности волонтеров. Популяризация волонтерства среди детей и молодежи. Практика. Проведение тренингов. 8.Специальная подготовка волонтёров. Практика Организация и проведение тренингов, обучения, рефлексия для волонтеров. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение периода реализации программы. Развитие предметных компетенций обучающихся анализируются по каждому разделу отдельно. Входной контроль – диагностика предметных компетенций и личностных качеств обучающихся. Текущий контроль – диагностика развития предметных компетенций обучающихся по определенному разделу. Итоговый контроль – проводится по результатам освоения программы в форме защиты социальных-проектов. Предметные результаты выявляются путем проведения практических работ. Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: минимальный уровень - знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания; базовый уровень - знает, понимает и применяет на практике; повышенный уровень - знает, понимает и применяет на практике, осуществляет самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности. 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло, 57, кабинет №3. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: доска для записей; ноутбуки; 2. Информационное обеспечение: Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных пособий, информационную, справочную литературу. 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ «Креатив». 2.3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 15. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 16. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 17. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 18. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 19. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 20. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 21. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 22. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3 23. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 24. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3 25. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 Для обучающихся: 26. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 27. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996 28. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7 Приложение 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ 2 «ШКОЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО» К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ социально-гуманитарной направленности «Основы организации волонтерской деятельности»» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………. …………………………32 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………..……………………………………………33 РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ….………34 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………….……..36 2.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….36 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности ребенка; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. Задачи: Предметные: обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; обучение методикам проведения некоторых досуговых форм; знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел; обучение основам работы с различными видами информации; знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; обучение методике социального проектирования; расширение навыков работы с информацией. Метапредметные: формирование первичных организаторских умений и навыков; развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде. развитие уверенности в себе; дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Личностные: воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; воспитание таких качеств, как милосердие, доброта, отзывчивость; формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, воспитание активной гражданской позиции; воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества; развивать активную деятельность; формировать общественную активность, реализацию в социуме. Возраст детей:10-16 лет. Сроки реализации модуля 2 дополнительной образовательной программы Программа модуля 2 «Школьное волонтерство» разработана на 1 год обучения, всего 36 часов: по 1 часу в неделю. Планируемые знания, умения, навыки по программе модуля за период обучения К окончанию программы учащиеся должны знать: историю развития волонтерского движения; основные добровольческие организации России; понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; правила составления информационного буклета; методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД; возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста; правила выхода из конфликтной ситуации; Учащиеся должны уметь: владеть навыками планирования и самоанализа; уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office; организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах; уметь разрабатывать игровые программы на различные темы; устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; владеть навыками поведения в конфликтной ситуации. 1.2 Учебный план МОДУЛЬ 2. ШКОЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО № 1. 2. Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика Раздел 1. Информационные технологии в работе волонтеров Особенности Педагогическое работы с младшими 5 2 3 наблюдение школьниками Практическая работа Создание Практическая работа информационных 5 2 3 буклетов Организация Практическая работа социальных дел патриотической направленности. 5 2 3 Организация и проведение патриотических мероприятий Раздел 2. Основы проведения социальных дел Тренинг Педагогическое личностного роста, наблюдение 5 2 3 коммуникативных Практическая работа навыков Социальная Практическая работа акция. Разработка и проведение 6 2 4 социальных акций Тема ИТОГО 26 10 16 1.3 Содержание Раздел 1. Информационные технологии в работе волонтеров Теория. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Создание информационных листовок. Практика: создание буклета, листовки. Раздел 2. Основы проведения социальных дел Теория. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров» и тд. Социальная акция. Практика. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства - День матери - Письмо солдату - Акция «Ветеран живет рядом» - Акции по пропаганде ЗОЖ - Благотворительные акции. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам перманентного мониторинга достижений обучающихся в течение периода реализации программы. Развитие предметных компетенций обучающихся анализируются по каждому разделу отдельно. Входной контроль – диагностика предметных компетенций и личностных качеств обучающихся. Текущий контроль – диагностика развития предметных компетенций обучающихся по определенному разделу. Итоговый контроль – проводится по результатам освоения программы в форме защиты социальных-проектов. Предметные результаты выявляются путем проведения практических работ. Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: минимальный уровень - знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания; базовый уровень - знает, понимает и применяет на практике; повышенный уровень - знает, понимает и применяет на практике, осуществляет самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, кабинет №6. Помещения соответствуют санитарным нормам. Требования к помещению: помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин для учреждений образования; столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога. Оборудование: доска для записей; ноутбуки; 2. Информационное обеспечение: Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных пособий, информационную, справочную литературу. 3. Кадровое обеспечение: Программу реализуют педагоги- кураторы волонтеров в ОУ. 2.3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 29. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 30. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 31. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 32. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 33. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 34. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 35. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 36. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3 37. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 38. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3 39. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 Для обучающихся: 40. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 41. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996 3. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7