СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………2 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………6 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………..9 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….10 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..13 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16 2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..17 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Звонкий голосок» разработана с учетом: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность ДООП обусловлена запросами общества, сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. О необходимости самореализации и развития творческого потенциала говорится и в Концепции развития дополнительного образования. В процессе обучения по программе «Звонкий голосок» обучающиеся овладевают навыками вокального искусства. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.). ДООП ориентирована на детей от 5 до 7 лет. В группе не менее 12 человек. Возрастные особенности детей 5-7 лет Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, 4 несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре – до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5-7 лет чаще всего являются (ми) фа – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать. Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи. Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкальнотворческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 5 месяцев обучения (84 часа, из них: 1 час отводятся на теорию, а 83 часов – на овладение практическими навыками). Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. В процессе реализации программы «Звонкий голосок» основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Цель программы: формирование музыкальной культуры, развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке и раскрытие их. Задачи программы: Образовательные 1. Овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса). Развивающие 1. Развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей. Воспитательные Приобщение обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкальносценического искусства. 1. Воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей. 5 2. Воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело. 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Тема Количество часов Всего Теория Практика 63 0 63 Формы контроля 1. Раздел 1. Вокальнохоровая работа 1.1. Прослушивание голосов 1 0 1 Педагогическое наблюдение 1.2. Певческая установка. Дыхание. 10 0 10 Педагогическое наблюдение. Устный опрос 1.3. Распевание 20 0 10 Педагогическое наблюдение 1.4. Унисон 15 0 10 Педагогическое наблюдение 1.5. Вокальная позиция 10 0 10 Педагогическое наблюдение 1.6 Дикция 7 0 7 Педагогическое наблюдение 2. Раздел 2. Теоретикоаналитическая работа 1 1 0 2.1 Беседа о гигиене певческого голоса 1 1 0 3. Раздел 3. Концертноисполнительская деятельность Диапазон. Развитие силы, объёма и яркости. 20 0 20 10 0 10 Сценическое движение 10 0 10 84 1 83 3.1 3.2 Итого Педагогическое наблюдение. Устный опрос Выступление 6 1.3. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Вокально-хоровая работа Теория и практика: Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра. Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному. «Рупор». «Зевок» и «полузевок». Регулировочный образ: место и роль в пении. Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия, связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук». Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная функция трахеи. Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос. Звук и механизм его извлечения. Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, чёткое произношение. Ровность тембров всех звуков при выполнении упражнений. Правила великих мастеров Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О. Исаев с.158). Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Нотные примеры в «до мажора» условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки. История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомодрок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолкрок, этническая музыка. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. 7 Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего голоса - представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие. Многоголосное пение. Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи. Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения. Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа. Практика: 1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению. 2. Координационно-тренировочные занятия. Дыхательная гимнастика. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить обучающихся правильно выполнять распевки. Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнителя. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова – с. 161); Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В. Емельянова с.166-167); Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172); Дыхательные упражнения по методике И.О. Исаевой (стр.78-80); Тренажер самоконтроля развития дикции; 8 Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О. Исаевой (с.81-83). Раздел 2. Теоретико-аналитическая работа Теория: Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля. Запреты: - грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (редиез) первой октавы; - использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; - переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса. Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность 3.1Диапазон. Развитие силы, объёма и яркости. Практика: Упражнения для развития диапазона. Упражнения для развития силы, объёма и яркости звука. 3.2 Сценическое движение. Практика: Изучение простейших сценических движений (повороты влевовправо, приставные шаги и т.д.). Практика: Репетиции на сцене. Выступления на конкурсах/концертах. 9 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: ● формирование активной гражданской позиции и патриотизма; ● формируется чуткость и восприимчивости к красоте, культуры поведения, общения, умения работать в коллективе; ●сформируются духовно нравственные качества личности, чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности; Метапредметные результаты: ● развитие музыкального слуха, всех его составляющих: чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, воображение; ● развитие творческих наклонностей, обогащающих личность в целом. Предметные результаты освоения программы. должны знать: особенности и возможности певческого голоса; - дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), равномерный выдох; - звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации; должны уметь: пользоваться вокальной артикуляцией, музыкальной памятью; совершенствовать речевой аппарат; пользоваться вокальным слухом; пользоваться певческим дыханием; 10 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата Дата Общая обучения начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 5 месяцев 9 января 31 мая 134 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 21 4 84 4 раза в неделю по 1 часу 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, кабинет №2. Помещение соответствует санитарным нормам. № Наименование оборудования, Штук программного обеспечения п.п 1. Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Ученический стол 2 4. Стул ученический 4 5. Микрофон 2 6. Удлинитель 1 7. Музыкальный центр 1 8. Колонки для компьютера 1 9. Принтер 1 10. Магнитно-маркерная доска 1 11. 12. Шкаф книжный Полка 1 1 2. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Список литературы, рекомендованной для педагогов 1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 3. Белоброва Е. Ю., "Рок-вокалист" §6 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 11 8. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 9. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998 Образовательные порталы 1.http://www.artscenter1.com- Школа музыки «АРТИСТ» 2.https://kobzev-sv.ru –Все о музыке и вокале; 3.http://music-fantasy.ru – Музыкальная фантазия (музыкальное и художественное развитие детей). 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов (анкетирование, опрос, участие в мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.), общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метроритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются концертная деятельность, участие в творческих конкурсах. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. 12 Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме исполнения выученной песни. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Музыкальная память недостаточно развита. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень музыкальная память средне развита. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень правильно берёт певческое дыхание. Музыкальная память достаточно развита. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Приложении 1. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выступление на сцене. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит изучение песенного материала. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговое исполнение изученной песни. 13 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с. 2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989. 3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с. 4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с. 5. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: «Музыка», 1972.-30с. 6. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с. 7. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г 8. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с. 9. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.152с. 10. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с. 11. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с. 12. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с. 13. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с. 14. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с. 15. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.М.: «Академия», 2002.-352с. 16. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1 17. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с. 18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947. Литература для детей (родителей): 1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.142с. 2. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.244с. 14 Приложение 1 Контрольный срез (тестирование) за первое полугодие 1. Выбери правильный ответ. Исполнение музыки голосом: -Пение -Дуэт -Песня 2. Отметь правильное утверждение. Певческий голос это: -способность человека издавать музыкальные звуки при помощи голосовых складок -одна из форм вокальной музыки, широко распространённая в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. 3. Практическая работа. Спеть звукоряд. 15