ОП Актёрское мастерство 2023 Сетевая (1)

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………7

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….12
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...12
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..14
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..18

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
(ДООП)
художественной
направленности
«Актёрское
мастерство», реализуемая в сетевой форме разработана с учетом:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).

Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».

Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).

Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».

Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность
ДООП
обусловлена
запросами
общества,
сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация
проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена
на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
О необходимости самореализации и развития творческого потенциала
говорится и в Концепции развития дополнительного образования. В процессе
обучения по программе «Актёрское мастерство» обучающиеся овладевают
навыками театрального искусства.
Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в
том, что посредством театральной деятельности естественным образом
происходит формирование личности, складывается определенная система
ценностей, развивается чувство
ответственности
за
общее
дело,
стимулируется
развитие
основных
психофизических
процессов
обучающихся. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками
выразительности,
умения излагать свои
мысли, эмоциональной
устойчивости, ответственности и трудолюбию.
Отличительные особенности данной программы
Программа составлена на основе индивидуального педагогического
опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей театральной деятельности.
При
написании
программы
были
рассмотрены
программы
дополнительного образования по актёрскому мастерству для учащихся 5-11
классов Агапова И.А. «Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
4

постановок» и Генералова И.А. «Театр. Пособие для дополнительного
образования».
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Новизна программы «Актерское мастерство» заключается в сетевой
форме
реализации.
Программа
предусматривает
взаимодействие
специалистов следующих организаций: МБУ ДО ЦДТ «Креатив», МОУСОШ №4.
ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся
разделяются на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2
группа 14-17 лет. В каждой группе 15-20 человек.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я
концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл.
Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности- В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности- Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 392.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на 1 год обучения.
ДООП состоит из двух модулей. Модуль 1 реализует педагог
дополнительного образования МБУ ДО Центр детского творчества
«Креатив». Продолжительность модуля 1 – 324 часа (23 – теория, 301 –
практика). Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 3 часа.
Модуль 2 реализуют педагог МОУ-СОШ №4 на базе образовательного
учреждения. Продолжительность модуля 2 – 68 часов (15 – теория, 53 –
практика). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 час.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут.
5

Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, творческий показ.
Цель программы: формирование и раскрытие творческой
индивидуальности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Обучать основам сценической грамоты;
2. Расширять знания в области театрального искусства;
3. Вызывать интерес к самостоятельному и творческому поиску;
4. Обучать саморегуляции и самоконтролю;
5. Формировать умение самостоятельно получать знания, применять их
в практической деятельности и в новой ситуации;
6. Учить создавать образы с помощью жеста и мимики;
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение,
внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство
ритма;
2. Развивать творческие артистические способности детей;
3. Развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные
способности;
4. Развивать художественный вкус и творческую активность;
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус;
2. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему
миру, активную жизненную позицию;
3. Прививать любовь к духовным и культурным ценностям мировой
культуры, к искусству;
4. Формировать
такие
качества
как
целеустремленность,
дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.

6

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Тема

Количество часов
Всего
Теория Практика
МОДУЛЬ 1. ТЕАТР 3D
9
9
0

Формы
контроля

1.

Раздел 1. Теоретикоаналитическая работа

1.1.

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
театрального искусства
К.С. Станиславский
«Этика»

3

3

0

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3

3

0

3

3

0

105

4

101

2.1.

Техника безопасности
на занятиях по
сценическому
движению
Раздел 2. Сценическая
речь
Дыхание и голос

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

12

1

11

2.2.

Дикция

21

1

20

2.3.

Орфоэпия

21

1

20

Педагогическое
наблюдение

2.4.

Речь в движений

21

1

20

Педагогическое
наблюдение

2.5.

Работа над текстом

30

0

30

Педагогическое
наблюдение

3.

Раздел 3. Сценическое
движение

96

6

90

3.1.

Тренинг
подготовительный
Сценическая
акробатика
Парная акробатика

12

0

12

42

3

39

42

3

39

105

4

101

4.1

Раздел 4. Актерское
мастерство
Одиночные этюды

21

1

20

4.2

Парные этюды

21

1

20

4.3

Я предмет

21

1

20

1.2.

1.3.

2

3.2.
3.3.
4.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7

4.4
4.5
5.

5.1

Наблюдение за
животными
Актерский анализ роли

21

1

20

21

0

21

Раздел 5. Концертноисполнительская
деятельность
Показ спектакля

9

0

9

9

0

9

324

23

301

Итого

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Творческий
показ.

МОДУЛЬ 2. ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
1.

Раздел 1. Азбука театра

3

3

0

1.1.

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
театрального искусства.
К.С. Станиславский
«Этика».

1

1

0

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

1

1

0

Техника безопасности
на занятиях по
сценическому
движению.
Раздел 2. Сценическая
речь
Предмет сценической
речи

1

1

0

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

12

2

10

2

2

0

Художественное
чтение
Выразительное чтение

2

0

2

2

0

2

Дикционные
упражнения
Развитие навыка
логического анализа
текста
Игры со словами и
звуками
Раздел 3. Актерская
грамота
Работа актера над
собой
Особенности
сценического внимания

2

0

2

2

0

2

2

0

2

13

3

10

1

0

1

3

1

2

1.2.

1.3.

2
2.1.

2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

2.6.
3.
3.1.
3.2.

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
8

Значение дыхания в
актерской работе
Мышечная свобода

3

1

2

2

0

2

Понятие о
предлагаемых
обстоятельствах
Сценическая задача и
чувство
Раздел 4.
Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные игры)
Понятие “Театральная
игра”

2

1

1

2

0

2

8

4

4

2

2

0

2

2

0

4.3

Понятие
“Предлагаемые
обстоятельства”
Составление этюдов

2

0

2

4.4

Импровизация

2

0

2

5.

Раздел 5.
Ритмопластика
Пластика

11

0

11

2

0

2

Тренировка суставномышечного аппарата
Речевая и двигательная
гимнастика
Музыкальный образ
средствами пластики и
пантомимы
Пластическая
импровизация на
музыку разного
характера
Раздел 6. Работа над
инсценировка
Чтение литературного
произведение. Разбор

2

0

2

2

0

2

2

0

2

3

0

3

20

3

17

4

2

2

3.3.
3.4.
3.5.

3.6
4.

4.1

4.2

5.1
5.2.
5.3.
5.4.

5.5.

6.
6.1.

6.2.

Читка по ролям

3

1

2

6.3.

Разучивание текстов.
Этюдные репетиции на
площадке. Разбор
мизансцен. Этюдные

4

0

4

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

9

репетиции на площадке
2

0

2

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

4

0

4

Педагогическое
наблюдение

3

0

3

Педагогическое
наблюдение

7.

Разбор мизансцен.
Выполнение
сценического действия,
своей задачи.
Выполнение
сценического действия,
своей задачи. Прогон.
Сценическая оценка.
Прогон.
Творческий отчет

1

0

1

7.1.

Премьерный показ

1

0

1

Итого

68

15

53

392

38

354

6.4.

6.5.

6.6.

ИТОГО

Педагогическое
наблюдение

10

1.3

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ 1. ТЕАТР 3D
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1 Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Теория: Что такое театр и театральное творчество. Для чего нужен театр в
наше время. Виды театров и театральных жанров.
1.2 К.С. Станиславский «Этика».
Теория: Разбор и анализ книги К.С. Станиславский «Этика».
1.3 Техника безопасности на занятиях по сценическому движению.
Теория: Объяснение техники безопасности на занятиях по сценическому
движению.
Раздел 2. Сценическая речь.
2.1 Дыхание и голос.
Теория: Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь».
Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене
дыхательного и голосового аппарата.
Практика: Выявление типа дыхания учащихся. Воспитание навыков
смешанно–диафрагмального типа дыхания. Освоение дифференцированного
вдоха и выдоха (короткий вдох – длинный выдох). Развитие и укрепление
среднего регистра голоса. Выработка ровности, плавности и длительности
выдоха со звуком.
2.2 Дикция.
Теория: Общие сведения об устройстве и функционировании речевого
аппарата.
Практика: Развитие артикуляционного аппарата при помощи специальных
упражнений (артикуляционной гимнастики), правильная постановка языка
при произношений гласных и согласных звуков.
2.3 Орфоэпия.
Теория: Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие
сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.
Практика: Отработка правил орфоэпии на примерах, специально
подобранных и адаптированных к возрасту прозаических отрывков или
стихотворений.
2.4 Речь в движений.
Теория: Правила и особенности произношения во время физических
действий.
Практика: Изучение речевых особенностей при выполнений физических
действий, с использованием элементов сценического движения и
жонглирования тремя мячами.
2.5 Работа над текстом.
Практика: Наработка умения выразительного и осмысленного чтения.
Проведение чтений и разборов текстов. Работа над текстом.
11

Чтение простейших нераспространенных предложений.
Наработка умения грамотно читать с листа.
Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно.
Раздел 3. Сценическое движение.
3.1 Тренинг подготовительный.
Практика: Улучшение и развитие физических показателей студийцев, по
средствам умеренной нагрузки мышечной системы.
3.2 Сценическая акробатика.
Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения
элементов.
Практика: Изучения начальных элементов акробатики таких как: кувырок
вперед и назад, кувырок в перышке, кувырок с предметом, кувырок через
предмет, рыбка вперед и назад.
3.3 Парная акробатика.
Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения
элементов.
Практика: Изучения начальных элементов парной акробатики таких как:
трактор, нло, флажок, титаник, падение, прыжок через партнера.
Раздел 4. Актерское мастерство.
4.1 Одиночные этюды.
Теория: Изучение особенностей работы над этюдом.
Практика: Работа над одиночными этюдами на тему: поставить стул,
открыть окно, опоздание, находка, ожидание.
4.2 Парные этюды.
Теория: Изучение особенностей работы над парным этюдом.
Практика: Работа над этюдами на тему: школа, гости, конфуз, находка,
прогулка.
4.3 Я предмет.
Теория: Изучение особенностей работы на сцене во время исполнения
неодушевленного предмета.
Практика: Разработка и показ этюдов «Я предмет», особенностью которых
являет показ неодушевленных предметов по правилам сценической формы.
4.4 Наблюдение за животными.
Теория: Изучение и наблюдение животных.
Практика: Разработка и показ этюдов на тему: «Животные», направленные
на освоенные органичной пластики на сцене, а так же актерского внимания.
4.5 Актерский анализ роли.
Практика: Проба ножками на сцене и присвоение характера, предлагаемых
обстоятельств персонажа.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность
5.1 Показ спектакля.
12

Практика: Вынесение спектакля на показ зрителю.
МОДУЛЬ 2. ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Раздел 1. «Азбука театра»
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с
режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и
программой. Устав и название коллектива. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в
автобусе, правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр
вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». О профессии актера и его
способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то
же по-разному».
Тема 1.2 Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства.
Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра.
Театральные профессии. Актер – главное «чудо».
Раздел 2. «Сценическая речь»
Тема 2.1. Предмет сценической речи
Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика,
фонационная (звуковая) гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Гигиенический массаж, вибрационный массаж.
Тема 2.2. Художественное чтение.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом
Тема 2.3. Выразительное чтение.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи, посыл звука в
зрительный зал. Участие в играх на выразительность и громкость голоса:
«Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение».
Тема 2.4. Дикционные упражнения.
Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок.
Голосовой тренинг. Выразительное чтение по ролям. Разучивание и
инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов.
Тема 2.5. Развитие навыка логического анализа текста.
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков).
Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения.
Тема 2.6. Игры со словами и звуками .
Участие в играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик», «Мишень»,
«Сочиняю я рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»;
двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п.
Раздел 3. Актерская грамота.
Тема 3.1. Работа актера над собой.
Тема 3.2. Особенности сценического внимания.
13

Особенности сценического внимания. Тренинги на внимания
Тема 3.3. Значение дыхания в актерской работе.
Значение дыхания в актерской работе. Выполнение упражнений: на развитие
сценического внимания. Работа над дыхание.
Тема 3.4. Мышечная свобода.
Мышечная свобода. Зажим. Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации
Тема 3.5. Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на
достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова, этюдовнаблюдений.
Тема 3.6. Сценическая задача и чувство.
Сценическая задача и чувство. Выполнение упражнений на коллективную
согласованность действий
Раздел 4. Предлагаемые обстоятельства. (Театральные игры)
Тема 4.1. Понятие «театральная игра».
Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве.
Воображение и вера в вымысел.
Тема 4.2. Понятие «Предлагаемые обстоятельства».
Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Выполнение упражнений на
предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играхпревращениях, сюжетных играх.
Тема 4.3. Составление этюдов.
Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Обыгрывание
бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и
представление этюдов по сказкам.
Тема 4.4. Импровизация. (2 часа)
Выполнение музыкальных этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки».
Раздел 5. Ритмопластика.
Тема 5.1. Пластика. (2 часа) Мышечная свобода. Жесты. Выполнение
основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами
(уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач,
прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть,
радость, гнев)
Тема 5.2. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности,
проблемы и ограничения. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела.
Тема 5.3. Речевая и двигательная гимнастика.
Речевая и двигательная гимнастика. Выполнение упражнений при
произнесении элементарных стихотворных текстов. Произношение текста в
14

движении. Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов,
прозы
Тема 5.4. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Перестроение в
указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме.
Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического
рисунка, для развития актерской выразительности
Тема 5.5. Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх
на определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание
музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц,
наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Раздел 6. Работа над инсценировками.
Тема 6.1. Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведение. Разбор.
Тема 6.2. Работа над инсценировками. Разбор. Читка по ролям.
Тема 6.3. Работа над инсценировками. Разучивание текстов. Этюдные
репетиции на площадке. Разбор мизансцен.
Тема 6.4. Работа над инсценировками. Разбор мизансцен. Выполнение
сценического действия, своей задачи.
Тема 6.5. Работа над инсценировками. Выполнение сценического действия,
своей задачи. Прогон.
Тема 6.6. Работа над инсценировками. Сценическая оценка. Прогон.
Раздел 7. Творческий отчет.
Тема 7.1. Премьерный показ.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей;
 умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
15

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами;
 воспитать
настойчивость,
выдержку,
трудолюбие,
целеустремленности – высокие нравственные качества;
 воспитать готовность и потребность к театральной деятельности;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся будут знать:
1. Теоретические основы актёрского мастерства;
2. Этапы работы над спектаклем;
3. Законы сценического действия;
4. Принципы построения литературной композиции;
5. Основы сценической речи.


Обучающиеся будут уметь:
1. Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
2. Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах;
3. Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
4. Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
5. Строить диалог с партнером на заданную тему;
6. Правильно выстроить физическую органику в пространстве.

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

1 год

1 год

Дата
Дата
Общая
Количес
начала
окончания продолжит тво
обучения обучения
ельность
учебны
(календар х недель
ных дней)
Модуль 1. Театр 3D
1
31 мая
258
36
сентября

1
сентября

31 мая

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

9

324

3 раза в
неделю по
3 часа

68

2 раза в
неделю по
1 часу

Модуль 2. Школьный театр
258
36
2

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят:
Модуль 1. Театр 3D в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, актовый зал; ул. Гастелло, 57а, кабинет №3.
Модуль 2. Школьный театр в МОУ-СОШ №4, ул. Школьная, 2, кабинет 112.
Помещения соответствует санитарным нормам.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы
Образовательные порталы
1. https://www.act-place.com/online - Онлайн школа актерского мастерства
«АКТ-ПЛЭЙС».
2. https://oteatre.info/news/ - Всё о театрах России.
3. https://a-a-ah.ru/lists/teatr-online – Театральные постановки онлайн.
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности
образовательной программы.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
17

Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство,
импровизационные способности.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным
показателем успешного освоения программы являются участие в творческих
показах.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица,
отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень

18

Правильное понимание предлагаемых обстоятельств. Высокий уровень
теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет
творческое и логическое мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися
позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности
для достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выступление на сцене.
Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением:
1.
Организационно-подготовительный
этап
заключается
в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
публичного выступления на сцене.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговое выступление на творческом показе.

19

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список
литературы,
рекомендованной
для
педагогов
Основная литература:
1. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как
социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2006.
2. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в
самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2010.
3. Втицкая Л.П. Образование в России - стратегия выбора. - СПб.: издво РГПУ им. А И Герцена, 1998.
4. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в
России - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913.
5. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л, 1948.
6. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх,
тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001.
8. Пирогов Н.И. Избранные педагогич. сочинения - М., 1953.
9. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие
творческой личности: монография. - Спб.: СПбАППО, 2009.
10. Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и
работы над ними. - Санкт-Петербург, 2010.
11. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий
очерк. - Тула, 1977.
12. Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в
очерках и монографиях. - М., 1911.
13. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т Т. 1 - М,
1962.
Научные статьи:
14. Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной
театральной деятельности/ О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №1 - с.49-51.
15. Богданова О.А. Театр ка пример коллективной творческой
деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) /О.А.
Богданова// Методист. - 2006. - №3. -с.54-55.
16. Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве.
Постановления школьной секции съезда. // Школа и жизнь. 1916. № 2.
17. Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная
ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2008. - №5. с.84-87.
18. Гук Т.А. Школьный театр «Вдохновение»/ Т.А. Гук// Директор
школы. - 2006. - №2. - с.107-108.
19. Зайцев А. О социальной роли театра/ А.Зайцев// Искусство в школе.
- 2011. - №4. - с.49-50.
20

20. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и
активности школьников/ И.В. Зотова// Искусство и образование. - 2008. - №3.
- с.127-132.
21. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт
междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия
«Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2002г.
22. Машевская С.М. Эволюция идей школьного театра [XVI в.нач.XXв; 30-е гг. XX в. до наших дней]// Я вхожу в мир искусств. - 2012. №2.
23. Нагорный А. Мы выбираем театр// Воспитание школьников. - 1997.
- №3 - с.35-39.
24. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и
развитие личности учащегося [Текст] / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов //
Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г.
Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С.
20-22.
25. Никитина А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте
современного российского образования.
26. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности/ Пеня
Т.Г.// Искусство и образование. - 2001. - №1. - с.23-28.
27. Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного
образования (По секциям и комиссиям) //Вестник воспитания 1914 №5.
28. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых//
Искусство в школе. - 1994. - №2 - с.39-45.
29. Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного
образования детей и его роль в их успешном профессиональном
самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2013. - №5. - с.139-141.
Список литературы, рекомендованной для обучающихся
1. «Работа актера над собой. О технике актера» К.С.
Станиславским,2018.
2. «Не верю! Воспоминания» К.С. Станиславским, 2013.
3. «Искусство актера в его настоящем и будущем» Н. В. Демидов,2004.
4. «Типы актера» Н. В. Демидов,2004.
5. «О действенном анализе пьесы и роли» М.О. Кнебель, 2014

21

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса.

Выбери один правильный ответ.
1.Первое театрализованное представление состоялось в 534 году до н. э. в?

-Афинах
-Фивах
-Риме
-Македонии
-Спарте
2.Когда отмечается Международный день театра?
-27 апреля
-27 марта
-27 августа
-27 мая
3. Практическая работа.
Сыграть этюд.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».