ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 8 9 11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 12 12 13 14 15 16 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» разработана с учётом: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность: Для учащихся в возрасте 9-11 лет обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы финансовой грамотности» (далее – Программа) имеет особое значение. В наше время по достижению 14 лет наступает гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних, это означает, что человеку с письменного согласия своих законных представителей становятся доступны права на самостоятельное осуществление финансовых операций и осуществление прав, связанных с экономической деятельностью, кроме того многие учащиеся оканчивают школу уже в 15-16 лет. Очень важно, чтобы подросток вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Направленность: Программа имеет социально-гуманитарную направленность. В ходе Программы осваиваются сферы профессиональной деятельности: «Человекзнаковая система» и «Человек-человек». Программа ориентирована на развитие интеллектуальных способностей, склонности к экономическим видам деятельности, а также на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительные особенности программы, новизна: Новизной данной Программы является её направленность на формирование финансовой грамотности в возрасте 9-11 лет, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. Адресат: Программа рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся: в объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 9 до 11 лет, вне 4 зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение по данной программе, предварительной подготовки не требуется. Характеристика возрастных особенностей обучающихся: Младший школьный возраст — от 9 до 11 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего 5 мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объём программы: Объём программы – 42 часа. Программа рассчитана на 5 месяцев обучения. Количество детей в группе 12-15 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Особенности организации образовательного процесса: Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятий: групповые. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, открытое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: опрос, беседа, наблюдение, викторина, выполнение самостоятельной работы. Цель программы: обучать финансовой грамотности детей. 1. Обучающие: знакомить обучающихся с историей денег; знакомить обучающихся с финансовым планированием; 6 формировать у обучающихся навыки обращения с деньгами; обучать обучающихся расчётам основных финансовых показателей; формировать у обучающихся навыки предотвращения финансовых рисков; формировать навыки экономического мышления; 2. Развивающие: развивать аналитические способности; мотивировать к труду. 3. Воспитательные: формировать общественную активность личности, гражданскую позицию; воспитывать стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. 7 1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Название темы Всего часов Раздел 1. Управление денежными средствами семьи 1 Введение. 2 2 Что такое деньги? 2 3 Какие бывают источники доходов 2 4 Семейные расходы 2 5 Формирование семейного бюджета 6 Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния 6 Для чего нужны финансовые 2 организации 7 Финансовое планирование 16 Раздел 3. Риски в мире денег 8 Страхование 9 Финансовые риски 2 4 Раздел 4. Человек и государство: как они взаимодействуют 10 Что такое налоги и зачем их платить 2 11 Что такое пенсия 2 ИТОГО 42 Теорети ческие занятия Практи ческие занятия Формы аттестации / контроля 1 1 1 1 2 1 1 1 1 4 Беседа Опрос, беседа, наблюдение, викторина 1 1 2 14 Беседа, наблюдение, выполнение самостоятел ьной работы 1 2 1 2 Беседа, наблюдение, викторина, выполнение самостоятел ьной работы 1 1 1 1 Опрос, наблюдение, выполнение самостоятел ьной работы 14 28 8 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Тема 1. Введение. Теория: Проведение инструктажей. Просмотр мультфильма «Финансовая грамотность». Тема 2. Что такое деньги? Теория: Знакомство с деньгами. История появления денег. Виды денег. Какими бывают и как выглядят современные деньги. Деньги разных стран. Подлинность денег. Практика: Творческий проект «Новые деньги». Игра «Коллекционер». Тема 3. Какие бывают источники доходов Теория: Знакомство с источниками доходов. Просмотр видеоролика «Доходы». Практика: Создание тематических плакатов. Тема 4. Семейные расходы Теория: Изучение семейных расходов. Просмотр мультфильма «Расходы» Практика: Викторина «Расходы». Разгадка кроссвордов. Создание тематических буклетов. Тема 5. Формирование семейного бюджета Теория: Краткое повторение основ формирования семейного бюджета. Практика: Создание проектов семейного бюджета. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния Тема 6. Для чего нужны финансовые организации Теория: Знакомство с финансовыми организациями. Просмотр Мультфильма «Финансовые организации». Изучение вкладов и инвестиций. Практика: Разгадка кроссвордов. Игра «Организатор». Тема 7. Финансовое планирование Теория: Знакомство с финансовым планированием. Просмотр презентации «Способы финансового планирования». Практика: Создание проекта финансового плана. Раздел 3. Риски в мире денег Тема 8. Страхование Теория: Изучение страхования. Практика: Решение ребусов. Игра «Страховая компания». Тема 9. Финансовые риски Теория: Изучение финансовых рисков. Изучение способов защиты от риска. Распространённые схемы финансовых мошенников. Практика: Выявление способов предотвращения финансовых рисков. Разгадка кроссвордов. Игра «Монополия». Раздел 4. Человек и государство: как они взаимодействуют Тема 10. Что такое налоги и зачем их платить? 9 Теория: Изучение самых распространенных налогов. Просмотр презентации «Налоговые ставки». Практика: Разгадка кроссвордов. Игра «Налогоплательщик» Тема 11. Что такое пенсия? Теория: Знакомство с видами пенсий. Практика: Расчёт пенсии. Игра «Пенсионер». 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: знать историю денег, способы обращения с деньгами, основные финансовые показатели, финансовые риски, теорию экономического мышления; уметь обращаться с деньгами, рассчитывать основные финансовые показатели, контролировать и предотвращать финансовые риски, мыслить экономически. Метапредметные результаты: уметь анализировать финансовые показатели и ситуации, принимать решения на основе сравнительного анализа. Личностные результаты: знать рамки ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства; уметь проявлять себя, как личность, проявлять свою гражданскую позицию; уметь строить своё будущее на основе целеполагания и планирования. Таким образом, Программа способствует самоопределению обучающегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика. 10 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО- 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата Дата Общая обучения начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) Первый год 9 января 31 мая 134 Количест во учебных недель 21 Колич ество часов в недел ю Количес Режим тво занятий учебны х часов в год 2 42 2 раза в неделю по 1 часу 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят на базе средних общеобразовательных организаций ГО Богданович. Оборудование учебного кабинета: 1. школьная парта – 6 штук; 2. стул – 15 штук; 3. ноутбук – 1 штука; 4. проектор – 1 штука; 5. интерактивная доска – 1 штука. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование в соответствии с направленностью программы. Методическое обеспечение: В основе организации занятий лежат базовые педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений и позволяют обучающимся овладеть азами профессий – бухгалтер, экономист, финансовый аналитик. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к профессиям финансовой 11 сферы используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, открытое занятие. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: выполнение самостоятельной работы. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Методические материалы В процессе реализации программы используются следующие методические материалы: Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с. Гловели Г., Гоппе Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс; Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. 440 с. Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 416 с. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс; Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс; 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой 12 теме и на формирование практических умений. Формы: опрос, беседа, наблюдение, викторина. Итоговая аттестация проходит в форме выполнения самостоятельной работы. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные материалы: экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы (Приложение 1). 13 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов 1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018. 5. Канторович Г.Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10, 11 классы, математический профиль. М. ВИТА-ПРЕСС, 2015. 6. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для родителей Основные направления развития финансовых технологий на период 2019-2014 гг. Центральный банк РФ, 2018 7. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 8. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 9. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся: 1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10, 11 классы. 2. Гловели Г., Гоппе Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс; 3. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс; 14 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экспертный лист оценки выполнения самостоятельной работы ФИО обучающегося ________________________________________________ Название контрольной работы ________________________________________ Критерии Отлично – 3 балла Хорошо – 2 балла Удовлетворительно – 1 балл Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии Способность к сотрудничеству и коммуникации Итого баллов При выполнении самостоятельной работы каждый этап оценивается отдельно, по сумме набранных балов в каждом этапе определяется оценка. 0-6 баллов – оценка «2» неудовлетворительно, 7-8 баллов – оценка «3» удовлетворительно, 9-10 баллов – оценка «4» хорошо, 11-12 баллов – оценка «5» отлично. 15