ОП Основы шахматной игры 2023 (45)

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3
9
9
11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

13
13
15
15
16
17

2

РАЗДЕЛ 1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Основы шахматной игры» разработана с учётом:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р).
 Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
 Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
3

 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ
«Креатив»).
 Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
 Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность
Комплекс шахматных занятий в системе дополнительного образования,
способствует общему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста,
выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную
направленность личности. Занятия шахматами укрепляют память, развивают
аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие
черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Шахматы для детей дошкольного возраста положительно влияют на
совершенствование многих психических процессов и таких качеств как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Направленность
Программа
имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Программа ориентирована на развитие интеллектуальных способностей.
Новизной программы является использование нетрадиционных
способов обучения, в том числе:
 широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах
шахматной доски;
 применение нестандартных дидактических заданий и игр;
 детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
 преимущественное использование в учебном процессе игровых
положений с ограниченным количеством фигур.
Адресат
В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 5 до 7
лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение по
данной программе предварительной подготовки не требуется.
Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного
возраста.
Группа обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
4

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить
преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после
пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению
приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей),
совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг,
в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы
отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет
детям
сочинять
достаточно
оригинальные
и
последовательно
разворачивающиеся истории.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой
багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок
стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками,
что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие
произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно
преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.
Также развивается соподчинение мотивов.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок
уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или
скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую
принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в
усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает
возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок
применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет
сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно
самостоятельным.
Группа обучающихся подготовительной к школе группы (6-7лет).
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая
компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он
способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний,
умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность
и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение
5

формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности
и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок
осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает
необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного
возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются
действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ
воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое
внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в
управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов,
внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к
деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер:
перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем
выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые
виды монологической речи.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
- для детей старшей группы с 5 до 6 лет – 25 минут;
- для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет – 30 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объём программы – 54 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество детей в группе 10-12 человек.
Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного
года обучения.
6

Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятий: групповые.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, практическая игра.
Цель программы: развитие способной детей к логическому и
аналитическому мышлению, через овладение общеразвивающими и
спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
1. Обучающие:
 знакомить обучающихся с игрой в шахматы;
 формировать у обучающихся навыки игры в шахматы;
 знакомить с правилами поведения партеров во время шахматной
игры;
 обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные
знания о шахматных фигурах в процессе игры;
 содействовать активному использованию полученных знаний в
процессе игровой практики за шахматной доской.
2. Развивающие:
 развивать
все
сферы
мышления,
память,
внимание,
наблюдательность, воображение;
 способствовать
активизации
мыслительной
деятельности
дошкольника;
 развивать у обучающихся умения сравнивать, выявлять и
устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и
объяснять ход решения учебной задачи.
3. Воспитательные:
 воспитание усидчивости, целеустремленности, уверенности в своих
силах.
 воспитание воли, организованности, самостоятельности в принятии
решений.

7

1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ОБУЧЕНИЯ
№п/
п
1.
2.
3.
4.
5.

Название темы
История шахмат
Шахматная доска
Ходы шахматных фигур
Сила шахматных фигур
Шах, мат, пат, ничья
ИТОГО

ПЛАН
Всего
часов
1
4
14
22
13
54

ПЕРВОГО

Теорети
ческие
занятия
1
2
4
12
4
23

Практи
ческие
занятия
2
10
10
9
31

ГОДА
Формы
аттестации
/ контроля
Беседа,
наблюдение,
практическа
я игра.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. История шахмат
Теория: Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце».
Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию.
Тема 2. Шахматная доска
Теория: Слушание сказки «Волшебная доска». Просмотр сказки
«Удивительные приключения шахматной доски» с опорой на
иллюстративный материал учебника. Чтение - инсценировка дидактической
сказки «Котята-хвастунишки». Расположение доски. Формирование понятий
«горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
Практика: Выполнение практических заданий предусмотренных
содержанием: шахматные задачи-шутки, д/и «Да и нет», д/и «Поиграемугадаем», д/и «Горизонтально-вертикальная игра» (упражнение в
нахождении заданных вертикалей, диагоналей и горизонталей, с
использованием
буквенно-цифровых
обозначений),
д/и
«Адреса»,
«Лабиринт».
Тема 3. Ходы шахматных фигур
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в
начальном положении, ходами. Показать позиции фигуры, различные ходы.
Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», месте слона в
начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные
слоны. Понятием легкая и тяжелая фигуры. Знакомство с шахматной
фигурой «ферзь», местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя,
взятием. Введение понятия «ферзь - тяжелая фигура». Знакомство с
шахматной фигурой «конь», местом коня в начальном положении, ходами.
Развитие внимания. Знакомство с местом пешки в начальном положении;
понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Рассказ о волшебном
8

квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Ограничение подвижности».
Практика: Отработка практических навыков игры ладьей.
Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. Ход
пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Отрабатывать
умение «сражаться пешками».
Тема 4.Сила шахматных фигур
Теория: Изучение шахматных фигур сравнение фигур между собой.
Находить фигуры в ряду остальных.
Практика: Отработка практических навыков игры.
Д\и «Кто
сильнее?». Д/и «Волшебный мешочек». Задания «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар».
Решение шахматных задач: «Взятие», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»,
«Ограничение подвижности».
Тема 5. Шах, мат, пат, ничья
Теория: Формировать представление о позиции «шах». Шах ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной
шах. Формирование представлений о том, что мат - цель игры. Объяснение
материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход:
сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Понятие «связка»,
решение шахматных задач и этюдов. Чтение сказки «До свидания,
Шахматная страна». Слушание сказки «Непобедимый», беседа по
содержанию, решение шахматных задач. Чтение сказки «Мат и пат», рассказ
о позициях «мат» и «пат». Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций».
Практика: отработка шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах»,
«Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактические задания «Дай открытый
шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение
игры всеми фигурами из начального положения. Дидактическое задание
«Мат или не мат». Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Д/и
«Расставь на доске», «Пройди и назови поле». Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пропавшая фигура», «Пат или не пат».
Дидактическое задание «Рокировка». Разыгрывания дебюта на примере
«Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную
партию. Решение шахматных этюдов. Дидактическая игра «Два хода». Игра
всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше
начинать шахматную партию.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9

Предметные результаты
По итогам реализации программы обучающиеся должны:
 знать историю шахмат;
 знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали,
диагонали, центр;
 знать правильное название шахматных фигур и правила их хода и
взятия каждой фигуры;
 уметь ставить шах, мат, пат, и защищаться от них;
 уметь применять в игре простейшие тактические удары;
 уметь решать простые шахматные задачи;
 уметь взаимодействовать фигурами в игре.
Метапредметные результаты:
 уметь сравнивать, выявлять и устанавливать сложные связи и
отношения;
 уметь самостоятельно решать учебные задачи;
 уметь применять простые тактические приемы в игре.
Личностные результаты:
 знать значимость усидчивости и терпения;
 уметь добиваться своей цели;
 уметь быть уверенным в себе.
РАЗДЕЛ
2.
КОМПЛЕКС
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучения начала
обучения

1 год

20 ноября

Дата
Общая Количес
окончания продол тво
обучения жител учебных
ьность недель
(кален
дарны
х дней)
31 мая
196
27

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Количест
во
учебных
часов

Режим
занятий

2

54

2 раза в
неделю
по 1
часу

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят на базе дошкольных общеобразовательных
организаций ГО Богданович.
Оборудование учебного кабинета:
1. стол детский – 6 штук;
2. стул детский – 12 штук;
10

3. ноутбук – 1 штука;
4. проектор – 1 штука;
5. интерактивная доска – 1 штука;
6, комплекты шахматных фигур с досками – 6 штук.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
образование в соответствии с направленностью программы.
Методическое обеспечение:
В основе организации занятий лежат базовые педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений. Для формирования умений
используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа,
практическое занятие, открытое занятие.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
практическая игра. Это позволяет судить о сформированности предметных
компетенций.
Методические материалы
В процессе реализации программы используются следующие
методические материалы:
Справочники:
Энциклопедия шахматных дебютов. Том I - Белград, 1974 – 348с.
Энциклопедия шахматных дебютов. Том II - Белград, 1975 – 398с.
Энциклопедия шахматных дебютов. Том III - Белград, 1976 – 402с.
Энциклопедия шахматных дебютов. Том IV - Белград, 1978 – 464с.
Учебные пособия:
В.Костров, П. Рожков – Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 200496с.
В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания.
Методическая литература:
Ю.Авербах – Как научиться играть в шахматы. Р-Д, Владис, 2015г.
11

М.Чендлер – Шахматы для детей. Питер, 2015г.
И.Романова – Шахматы для начинающих. М., АСТ, 2015г.
И.Г.Сухин – Шахматы для самых маленьких. М., 2015г.
Дидактические игры и игровые задания:
 «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и
спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
 «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур
и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы
суммы очков в армиях преподавателя и ребенка были равны.
 «Выигрыш материала». Педагог на демонстрационной доске
расставляет положения, в которых белые должны достичь материального
перевеса.
 «Защита».
В учебных положениях требуется найти ход,
позволяющий сохранить материальное равенство.
 «Шах или мат». Шах или мат черному королю?
 «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске
Наглядные средства обучения:
демонстрационная доска, фигуры.
презентация «шахматы в картинках».
портреты шахматистов.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью
выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне,
определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные
ЗУН. Форма проведения – беседа.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдения,
практические игры.
Итоговая аттестация проходит в форме шахматного турнира среди
обучающихся группы.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: форма подведения итогов (Приложение 1).
12

2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань,
Учебное издание. 1994.
3. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
4. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев:
Мысль, 1991.
5. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
6. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
7. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
8. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986.
9. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
10. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт,
1986.
11. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
12. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
13. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.:
РиПДЛ-Классик, 2006.
14. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. Донецк: 2004.
15. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
16. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7,
Правда Севера, 1997- 2000.
17. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.:
Высшая школа, 1990.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
Авербах, Юрий Львович. Путешествие в шахматное королевство
[Текст] / Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТерраСпорт, 2000. - 255 с. : ил.
2.
Весела, Инна. Шахматный букварь [Текст] : доп. пособие для
совмест. чтения детей и взрослых: [Пер. с чеш.] / И. Весела, Иржи Веселы. Петрозаводск : Кругозор, 1994. - 109,[1] с. : ил
3.
Габбазова, Асыл Якуповна. Интеллектуальное развитие детей
младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре [Текст] :
автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Я. Габбазова . - М., 2005. 22 с. : ил.
4.
15. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.:
Физкультура и спорт, 2012. - 232 c.
13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоги педагогической диагностики
программе «Шахматы для маленьких»

№

обследования

Знание
шахматных
фигур

Шахматная
доска

Умеют
играть по
частям, знают
правила

Название
шахматных
фигур

Правила
хода и взятия
каждой
фигуры

Расположение
между
партнерами;
расстановка
фигур

ФИО ребенка

детей

по

Увлечение
игрой

Горизонталь
вертикаль,
диагональ

Итог

Условные обозначения: 2 - высокий уровень; 1 – средний уровень; 0 –
низкий уровень.
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные
фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность
первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно
выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в
более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая
моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать,
искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Средний уровень
Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный. Ребенок
затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных
фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Низкий уровень
Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Ребенок не
умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать
и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».