СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………8 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….13 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...14 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..15 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….16 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..17 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….18 2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..20 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Эстрадное вокальное мастерство» разработана с учетом: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». 3 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.). Отличительные особенности данной программы Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов выдающихся представителей вокальной традиции. При написании программы мною были рассмотрена программа дополнительного образования по эстрадному вокалу для учащихся 1-11 классов Усачёвой Н.П. «Палитра детских голосов», а также методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий «Чистый голос» под ред. Билля А.М. Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. Новизна программы Особенность данной программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий. 4 Программа позволяет расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных возрастных групп за 7 месяцев обучения; включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; содержание программы «Эстрадный вокал» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников. ДООП ориентирована на детей от 5 до 17 лет. Обучающиеся разделяются на группы в зависимости от возраста 1 группа 5-8 лет – детские голоса, 2 группа 9-13 лет - формирующиеся голоса, 3 группа 14-17 летсформировавшиеся голоса. В каждой группе не более 10 человек. Возрастные особенности детей 5- 8лет В этот период у детей в гортани только начинают образовываться достаточно мощные скопления нервных разветвлений именно — это обстоятельство и влияет на ее подвижность, так как связь дыхательной, защитной и голосообразовательной функций осуществляется через нервную систему. Особенно важно отметить, что в возрасте 5—8 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почту всех мышц гортани. Диапазон голоса у детей в 5—8 лет обычно охватывает октаву ре1— ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат неярко и напряженно. У другой же группы ребят можно встретить довольно красивое звучащие ми2 и даже фа2. Но для основной массы все же наиболее характерными будут звуки ре1—ре2. Возрастные особенности детей 9-13 лет Старший домутационный возраст — это возраст от 9 до 13 лет. В результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры: головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах). Диапазон голоса в этом возрасте от си малой-фа2 октавы. Возрастные особенности детей 14-17 лет 5 Для этого возраста характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестает быть плавным. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его объеме: некоторые учащиеся, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо. Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. При еще чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия. В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации. Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз прекращать пение в первые ее 3—4 дня. Этот режим надо строго выполнять. К 16 годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре проявляется оттенок будущего взрослого голоса — ученик то поет «новым» голосом, то переходит снова на прежний. Голосовые связки юноши становятся вдвое длиннее детских, но гортань еще продолжает расти. В 17—18 лет сила голоса молодых певцов только начинает приближаться к силе взрослого голоса. Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, но все же наблюдаются остаточные явления мутации (покраснение, слизь), продолжает еще развиваться дыхательный аппарат. Диапазон голоса в этом возрасте си малой октавы-фа2, соль2 октавы. Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи. Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкальнотворческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации 6 развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения (159 часов, из них: 7 часов отводятся на теорию, а 152 часов – на овладение практическими навыками). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. В процессе реализации программы «Эстрадное вокальное мастерство» основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Цель программы: формирование музыкальной культуры, развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке и раскрытие их. Задачи программы: Образовательные 1. Овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса). 2. Овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности). 3. Изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять. 4. Освоения сольной вокальной техники и навыков пения в ансамбле. Развивающие 1. Развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей. 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле. 3. Развитие артистической смелости и непосредственности ребёнка, его самостоятельности. 4. Развитие у обучающихся эмоциональной устойчивости к публичным выступлениям. 5. Развитие у обучающихся художественного и музыкального слуха. Воспитательные 1. Приобщение обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства. 2. Воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей. 3. Воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело. 7 1.2. № 1. 1.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Тема Раздел 1. Вокальнохоровая работа Певческая установка. Дыхание. Количество часов Практи Всего Теория ка 145 4 141 30 1 29 1 29 1.2. Распевание 30 1.3. Унисон 10 1.4. Вокальная позиция 20 1 19 1.5. Дикция 15 1 14 1.6. Двухголосие 20 20 1.7. Работа с солистами 20 20 2 Раздел 2. Теоретикоаналитическая работа Беседа о гигиене певческого голоса 3 3 3 3 2.1. Раздел 3. Концертноисполнительская деятельность 3.1. Диапазон. Развитие силы, объёма и яркости. 3.2. Сценическое движение Итого 3. Платформа «Zoom» «Skype» Платформа «Zoom» 10 11 6 6 7 Платформа «Zoom» «Skype» Платформа «Zoom» Платформа «Zoom» Формы контроля Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение. Устный опрос 11 5 159 Форма обучения 5 152 Концерт 8 1.3 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Вокально-хоровая работа 1.1 Прослушивание голосов. Практика: прослушать голос каждого ученика, определить тембр, диапазон и начальный уровень ученика. 1.2 Певческая установка. Дыхание. Теория: Что такое певческая установка. Для чего она нужна в пении. Виды дыханий. Важность дыхания в пении. Упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. 1.3 Распевание. Теория: Виды распеваний. Для чего нужны распевания. Практика: Пение распеваний (пение гласной «О», пение слогов «МИ-МЭМА-МО-МУ» и т.д.). 1.4 Унисон. Практика: Упражнение для постановки унисона (пение звука «Я» на одной ноте и т.д.). 1.5 Вокальная позиция Теория: Что такое вокальная позиция. Роль вокальной позиции в вокале. Практика: Упражнения для постановки вокальной позиции (вырабатывать произвольный (скрытый зевок) без звука, проговаривание на «скрытом зевке», и т.д.). 1.6 Звуковедение. Практика: Упражнение на постановку звуковедения (распевания на legato и stakkato). 1.7 Дикция. Теория: Что такое дикция и артикуляция в вокале с использованием методического материала. Практика: Упражнения на разогрев артикуляционного аппарата («трубочкаулыбка», «высунуть язык», «укольчик» и т.д.). Упражнения для работы над дикцией (чтение скороговорок и упражнения на развитие дикции). 1.8 Двухголосие. Практика: Упражнения направленные на развитие двухголосия. 1.9 Работа с солистами. Практика: Работа над сольным репертуаром. 1.10 Сводные репетиции Практика: Разбор репертуара для ансамбля. Работа с ансамблем. Раздел 2. Теоретико-аналитическая работа. 2.1 Беседа о гигиене певческого голоса. Теория: Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. 9 Беседа о вреде курения на голосовые связки. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса. 2.2 Беседа о творчестве композиторов-классиков. Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность. 1.4Диапазон. Развитие силы, объёма и яркости. Практика: Упражнения для развития диапазона. Упражнения для развития силы, объёма и яркости звука. 1.5Сценическое движение. Практика: Изучение простейших сценических движений (повороты влевовправо, приставные шаги и т.д.). Практика: Репетиции на сцене. 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные универсальные учебные действия: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности – высокие нравственные качества; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты освоения программы. должны знать: особенности и возможности певческого голоса; строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса; 1.3. 11 основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза). Элементарные теоретические певческие навыки: - дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), равномерный выдох; - звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; - дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н; и губных – Б, П, В, М; звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации; различия между сольным и ансамблевым пением; основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах; должны уметь: использовать при пении мягкую атаку; пользоваться вокальной артикуляцией, музыкальной памятью; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса; совершенствовать речевой аппарат; пользоваться гармоническим и мелодическим слухом; совершенствовать речевой аппарат; пользоваться вокальным слухом; пользоваться певческим дыханием; преодоления мышечных зажимов; преодолевать артистическую смелость и самостоятельность; держаться на сцене; 12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 22 31 мая 125 ноября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 27 6 159 3 раза в неделю по 2 часа 13 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, кабинет №2. Помещение соответствует санитарным нормам. № Наименование оборудования, Штук программного обеспечения п.п 1. Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Ученический стол 2 4. Стул ученический 4 5. Микрофон 2 6. Удлинитель 1 7. Музыкальный центр 1 8. Колонки для компьютера 1 9. Принтер 1 10. Магнитно-маркерная доска 1 11. Шкаф книжный 1 12. Полка 1 2. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Список литературы, рекомендованной для педагогов 1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 3. Белоброва Е. Ю., "Рок-вокалист" §6 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 8. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 9. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998 Образовательные порталы 1.http://www.artscenter1.com- Школа музыки «АРТИСТ» 2.https://kobzev-sv.ru –Все о музыке и вокале; 3.http://music-fantasy.ru – Музыкальная фантазия (музыкальное и художественное развитие детей). 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. 14 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов (анкетирование, опрос, участие в мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.), общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метроритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются концертная деятельность, участие в творческих конкурсах. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме отчётного концерта. 15 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Музыкальная память недостаточно развита. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень музыкальная память средне развита. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень правильно берёт певческое дыхание. Музыкальная память достаточно развита. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Приложении 1. 16 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выступление на сцене. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация публичного выступления на сцене. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговое выступление на выпускном концерте. 17 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с. 2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989. 3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с. 4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с. 5. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: «Музыка», 1972.-30с. 6. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с. 7. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г 8. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с. 9. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.244с. 10. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.152с. 11. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с. 12. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с. 13. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с. 14. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с. 15. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с. 16. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.М.: «Академия», 2002.-352с. 17. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1 18. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с. 19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947. 20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.142с. 18 Список литературы для детей: 1. «100 великих композиторов» М.,1999. 2. «Советы начинающему вокалисту» (сборник рекомендаций) В. Семенова. Кировск: ЦДТ «Хибины» 2010.30с. 3. «Полезные советы молодым певцам и певицам» Глинка-Измайлов А. Н. 4. «Там, где музыка живет» А. Кленов. М.,1986 19 Приложение 1 Контрольный срез (тестирование) за первое полугодие 1. Выбери правильный ответ. Исполнение музыки голосом: -Пение -Дуэт -Песня 2.Установи соответствие. -Самый высокий по звучанию женский голос - Бас -Самый низкий по звучанию мужской голос - Сопрано -Самый высокий по звучанию мужской голос - Тенор 3. Отметь правильное утверждение. Певческий голос это: -способность человека издавать музыкальные звуки при помощи голосовых связок -одна из форм вокальной музыки, широко распространённая в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. 4. Практическая работа. Спеть звукоряд. . 20