ОП Эстрадный вокал 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………8

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….13
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...14
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..15
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….16
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..17
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….18
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..20

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) художественной направленности «Эстрадное вокальное
мастерство» разработана с учетом:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).

Концепции развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.

Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол
от 30 ноября 2016 г. № 11).

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».

Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).

Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».

Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к
современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних
способностей. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью и т.п.).
Отличительные особенности данной программы
Программа составлена на основе индивидуального педагогического
опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастер-классов
выдающихся представителей вокальной традиции.
При написании программы мною были рассмотрена программа
дополнительного образования по эстрадному вокалу для учащихся 1-11
классов Усачёвой Н.П. «Палитра детских голосов», а также методические
материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий
«Чистый голос» под ред. Билля А.М.
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Новизна программы
Особенность данной программы в том, что она разработана для детей,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети
имеют разные стартовые способности.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена
структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
4

Программа позволяет расширить возможности образовательной области
«Вокальное искусство»;
 она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных
способностей детей разных возрастных групп за 7 месяцев обучения;
 включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
 содержание программы «Эстрадный вокал» может быть основой для
организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной
траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся,
так и отдельно взятых учеников.
ДООП ориентирована на детей от 5 до 17 лет. Обучающиеся разделяются
на группы в зависимости от возраста 1 группа 5-8 лет – детские голоса, 2
группа 9-13 лет - формирующиеся голоса, 3 группа 14-17 летсформировавшиеся голоса. В каждой группе не более 10 человек.
Возрастные особенности детей 5- 8лет
В этот период у детей в гортани только начинают образовываться достаточно мощные скопления нервных разветвлений именно — это
обстоятельство и влияет на ее подвижность, так как связь дыхательной,
защитной и голосообразовательной функций осуществляется через нервную
систему. Особенно важно отметить, что в возрасте 5—8 лет образуются
нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым
прикрепляются сухожильные волокна почту всех мышц гортани.
Диапазон голоса у детей в 5—8 лет обычно охватывает октаву ре1—
ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой
октавы (си и ля), но, как правило, они звучат неярко и напряженно. У другой
же группы ребят можно встретить довольно красивое звучащие ми2 и
даже фа2. Но для основной массы все же наиболее характерными будут
звуки ре1—ре2.
Возрастные особенности детей 9-13 лет
Старший домутационный возраст — это возраст от 9 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего
домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки
уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает
силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и
становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется
тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более
эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного
звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры:
головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах).
Диапазон голоса в этом возрасте от си малой-фа2 октавы.
Возрастные особенности детей 14-17 лет
5

Для этого возраста характерно появление признаков, указывающих на
происходящие изменения в их организме. Физический рост учащихся и, в
частности, рост их голосового аппарата перестает быть плавным. Голос теряет
яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его
объеме: некоторые учащиеся, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают
избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо.
Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у
мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. При еще чисто
детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение
голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность
откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок. Эти признаки
наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только
гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и
поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно
следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в
голосе и правильно строить занятия. В период мутации у мальчиков голосовые
связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит
в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма
мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если
же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать.
Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают
прохождение мутации. Девочки, у которых уже появилась менструация,
должны каждый раз прекращать пение в первые ее 3—4 дня. Этот режим надо
строго выполнять. К 16 годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре
проявляется оттенок будущего взрослого голоса — ученик то поет «новым»
голосом, то переходит снова на прежний. Голосовые связки юноши становятся
вдвое длиннее детских, но гортань еще продолжает расти. В 17—18 лет сила
голоса молодых певцов только начинает приближаться к силе взрослого
голоса. Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и
девушки почти сформировалась, но все же наблюдаются остаточные явления
мутации (покраснение, слизь), продолжает еще развиваться дыхательный
аппарат.
Диапазон голоса в этом возрасте си малой октавы-фа2, соль2 октавы.
Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на
принципах
интегрированного
подхода
к
музыкально-творческой
деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального
искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с
искусством речи.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа
призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и
навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкальнотворческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации
6

развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной
творческой личности.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа рассчитана на 1 год обучения (159 часов, из них: 7 часов
отводятся на теорию, а 152 часов – на овладение практическими навыками).
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
В процессе реализации программы «Эстрадное вокальное мастерство»
основной формой образовательного процесса является занятие, которое
включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная
деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Цель программы: формирование музыкальной культуры, развитие
потенциальных способностей, заложенных в ребёнке и раскрытие их.
Задачи программы:
Образовательные
1. Овладение техникой вокального исполнительства (певческое
устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и
ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего
диапазона голоса).
2. Овладение навыками художественной выразительности исполнения,
работа над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой,
нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ,
сценической, мимической выразительности).
3. Изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение
знаний, умений и навыков им управлять.
4. Освоения сольной вокальной техники и навыков пения в ансамбле.
Развивающие
1. Развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и
регистровых возможностей.
2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и
творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как
певца в вокальном ансамбле.
3. Развитие артистической смелости и непосредственности ребёнка, его
самостоятельности.
4. Развитие у обучающихся эмоциональной устойчивости к публичным
выступлениям.
5. Развитие у обучающихся художественного и музыкального слуха.
Воспитательные
1. Приобщение обучающихся к музыкально-художественной культуре
через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного
музыкально-сценического искусства.
2. Воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей.
3. Воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело.
7

1.2.
№
1.
1.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема

Раздел 1. Вокальнохоровая работа
Певческая установка.
Дыхание.

Количество часов
Практи
Всего
Теория
ка
145
4
141
30

1

29

1

29

1.2.

Распевание

30

1.3.

Унисон

10

1.4.

Вокальная позиция

20

1

19

1.5.

Дикция

15

1

14

1.6.

Двухголосие

20

20

1.7.

Работа с солистами

20

20

2

Раздел 2. Теоретикоаналитическая
работа
Беседа о гигиене
певческого голоса

3

3

3

3

2.1.

Раздел 3. Концертноисполнительская
деятельность
3.1. Диапазон. Развитие
силы, объёма и
яркости.
3.2. Сценическое движение
Итого
3.

Платформа
«Zoom»
«Skype»
Платформа
«Zoom»

10

11

6

6

7

Платформа
«Zoom»
«Skype»
Платформа
«Zoom»

Платформа
«Zoom»

Формы контроля

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

11

5
159

Форма
обучения

5
152

Концерт

8

1.3 СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
1.1 Прослушивание голосов.
Практика: прослушать голос каждого ученика, определить тембр, диапазон и
начальный уровень ученика.
1.2 Певческая установка. Дыхание.
Теория: Что такое певческая установка. Для чего она нужна в пении. Виды
дыханий. Важность дыхания в пении. Упражнения дыхательной гимнастики
по методике А.Н. Стрельниковой.
1.3 Распевание.
Теория: Виды распеваний. Для чего нужны распевания.
Практика: Пение распеваний (пение гласной «О», пение слогов «МИ-МЭМА-МО-МУ» и т.д.).
1.4 Унисон.
Практика: Упражнение для постановки унисона (пение звука «Я» на одной
ноте и т.д.).
1.5 Вокальная позиция
Теория: Что такое вокальная позиция. Роль вокальной позиции в вокале.
Практика: Упражнения для постановки вокальной позиции (вырабатывать
произвольный (скрытый зевок) без звука, проговаривание на «скрытом зевке»,
и т.д.).
1.6 Звуковедение.
Практика: Упражнение на постановку звуковедения (распевания на legato и
stakkato).
1.7 Дикция.
Теория: Что такое дикция и артикуляция в вокале с использованием
методического материала.
Практика: Упражнения на разогрев артикуляционного аппарата («трубочкаулыбка», «высунуть язык», «укольчик» и т.д.). Упражнения для работы над
дикцией (чтение скороговорок и упражнения на развитие дикции).
1.8 Двухголосие.
Практика: Упражнения направленные на развитие двухголосия.
1.9 Работа с солистами.
Практика: Работа над сольным репертуаром.
1.10
Сводные репетиции
Практика: Разбор репертуара для ансамбля. Работа с ансамблем.
Раздел 2. Теоретико-аналитическая работа.
2.1 Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория: Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены
певческого голоса.
9

Беседа о вреде курения на голосовые связки. Обращение к врачу фониатру по
проблемам голоса.
2.2 Беседа о творчестве композиторов-классиков.
Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность.
1.4Диапазон. Развитие силы, объёма и яркости.
Практика: Упражнения для развития диапазона. Упражнения для развития
силы, объёма и яркости звука.
1.5Сценическое движение.
Практика: Изучение простейших сценических движений (повороты влевовправо, приставные шаги и т.д.).
Практика: Репетиции на сцене.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей;
 умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами;
 воспитать
настойчивость,
выдержку,
трудолюбие,
целеустремленности – высокие нравственные качества;
 воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты освоения программы.
должны знать:
 особенности и возможности певческого голоса;
 строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского
голоса;
1.3.

11

основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза).
 Элементарные теоретические певческие навыки:
- дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед
началом пения (люфт-пауза), равномерный выдох;
- звукообразование: правильное певческое формирование гласных
звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т,
Р, Л, Н; и губных – Б, П, В, М;
 звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;
 различия между сольным и ансамблевым пением;
 основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их
авторах;
должны уметь:
 использовать при пении мягкую атаку;
 пользоваться вокальной артикуляцией, музыкальной памятью;
 сформировать стереотип координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса;
 совершенствовать речевой аппарат;
 пользоваться гармоническим и мелодическим слухом;
 совершенствовать речевой аппарат;
 пользоваться вокальным слухом;
 пользоваться певческим дыханием;
 преодоления мышечных зажимов;
 преодолевать артистическую смелость и самостоятельность;
 держаться на сцене;


12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
22
31 мая
125
ноября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

27

6

159

3 раза в
неделю по
2 часа

13

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, кабинет №2. Помещение соответствует санитарным нормам.
№
Наименование оборудования,
Штук
программного обеспечения
п.п
1. Стол для педагога
1
2. Стул педагога
1
3. Ученический стол
2
4. Стул ученический
4
5. Микрофон
2
6. Удлинитель
1
7. Музыкальный центр
1
8. Колонки для компьютера
1
9. Принтер
1
10. Магнитно-маркерная доска
1
11. Шкаф книжный
1
12. Полка
1
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы
Список
литературы,
рекомендованной
для
педагогов
1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского
голоса. – М., 2007.
3. Белоброва Е. Ю., "Рок-вокалист" §6
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5.
Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным
репертуаром. – С.П., 1997.
8. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.
— М, 2000.
9. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998
Образовательные порталы
1.http://www.artscenter1.com- Школа музыки «АРТИСТ»
2.https://kobzev-sv.ru –Все о музыке и вокале;
3.http://music-fantasy.ru – Музыкальная фантазия (музыкальное и
художественное развитие детей).
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
средне-специальное образование, соответствующее направленности
образовательной программы.
14

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их
личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов (анкетирование, опрос,
участие в мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.), общие
параметры оценивания включают: музыкальные способности (метроритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие
музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое
искусство, пластические способности.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным
показателем успешного освоения программы являются концертная
деятельность, участие в творческих конкурсах.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется
таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме отчётного концерта.

15

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
испытывает затруднения при выполнении творческих заданий.
Музыкальная память недостаточно развита. Творческая активность
отсутствует.
2. базовый уровень
музыкальная память средне развита. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
правильно берёт певческое дыхание. Музыкальная память достаточно
развита. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и
логическое мышление.
Приложении 1.

16

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность
(материал излагается от простого к сложному); наглядность,
индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися
позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая его интеллектуальные, психологические и физические
особенности для достижения поставленных в образовательной программе
задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выступление на сцене.
Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением:
1. Организационно-подготовительный этап заключается в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
публичного выступления на сцене.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговое выступление на выпускном концерте.

17

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский
композитор», 1989.
3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к
изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального
воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
5. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: «Музыка», 1972.-30с.
6. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. –
Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
7. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
8. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
9. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.244с.
10. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка»,
1972.152с.
11. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
12. Попов С.В. Организационные и методические основы работы
самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
13. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.:
«Музыка», 1981.-68с.
14. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
15. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
16. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.М.: «Академия», 2002.-352с.
17. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987.
Вып. 2. Разд.1
18. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских
хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.142с.

18

Список литературы для детей:
1. «100 великих композиторов» М.,1999.
2. «Советы начинающему вокалисту» (сборник рекомендаций) В.
Семенова. Кировск: ЦДТ «Хибины» 2010.30с.
3. «Полезные советы молодым певцам и певицам» Глинка-Измайлов А. Н.
4. «Там, где музыка живет» А. Кленов. М.,1986

19

Приложение 1
Контрольный срез (тестирование) за первое полугодие
1. Выбери правильный ответ.
Исполнение музыки голосом:
-Пение
-Дуэт
-Песня
2.Установи соответствие.
-Самый высокий по звучанию женский голос

- Бас

-Самый низкий по звучанию мужской голос

- Сопрано

-Самый высокий по звучанию мужской голос

- Тенор

3. Отметь правильное утверждение.
Певческий голос это:
-способность человека издавать музыкальные звуки при помощи
голосовых связок
-одна из форм вокальной музыки, широко распространённая в народном
музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной
музыке.
4. Практическая работа.
Спеть звукоряд.

.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».