ОП Мастерство без границ (адаптированная)

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………

3

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН …………………………………………………… 11
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………… 13
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………….

18

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………...

18

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………..

20

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………….

20

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

2

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мастерство без границ» (далее – программа) разработана с
учетом:
−
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3

−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
−
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
−
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально
–
психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Художественное творчество объединяет духовное и практическое
начало. Это способствует гармонизации развития личности и развитию
творческих способностей и творческого потенциала каждого обучающегося,
который испытывает потребность в самовыражении. Именно этим и
объясняется присущая тяга к художественному творчеству через освоение
декоративно-прикладного творчества. В ходе программы осваивается сфера
профессиональной деятельности: «человек – художественный образ».
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении
осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических
проблем психологами и педагогами всего мира.
Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп:
нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии
различной степени, в том числе дети- инвалиды.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой
психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия
обучения, которые могут быть обеспечены, где наряду с общими задачами
решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
Актуальность программы обусловлена вовлечением детей с
ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую
деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их
4

физического
и
психического
здоровья,
преодоление
комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Новизна программы. Программа опирается на принципы
витагенности
(жизненной
определенности),
доступности,
здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую
реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь
декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода
состоит в гармонизации развития личности через развитие способности
самовыражения и самопознания.
Отличительной
особенностью
данной
программы является
ее
адаптированность под запросы конкретного ребенка. Программа
ориентирована на создание условий для творческого развития личности
обучающейся. Изучение различных приемов декоративно - прикладного
творчества на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика
лечения при помощи художественного творчества, трудовой деятельности)
направлено на повышение уверенности ребенка в себе, в своих силах, что
позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих
особенностей.
Данная
программа
адаптирована
для ребенка
с
признаками задержкой психического развития (ЗПР). Сущность воспитания и
обучения ребенка с ЗПР состоит из всестороннего развития личности,
которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает
целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все
потенциальные возможности конкретного ребенка – психические,
физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется
возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Реализация
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Мастерство без границ» позволяет разрешить проблему социальной
адаптации детей с ЗПР. В программе учитываются индивидуальные
потребности ребенка с ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах
ее реализации.
Адресат программы. Программа рассчитана ребенка с ЗПР. В самом
общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления,
памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы
личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
Ограничение психических и познавательных возможностей не
позволяют ребенку успешно справляться с заданиями и требованиями,
которые предъявляет к нему общество.
Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы
торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень
возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует
5

с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего
подвергается насмешкам со стороны детей.
Младший школьный возраст детей с ЗПР — от 7 до 11—12 лет. У
такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в
начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в
минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой
произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание,
усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок очень
быстро устает, истощается.
Общие черты детей с ЗПР:
1. Низкая работоспособность детей в результате повышенной
истощаемости.
2. Незрелость эмоций и воли.
3. Ограничен запас общих сведений и представлений.
4. Примитивный словарный запас.
5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
6. Неполная сформированность игровой деятельности.
7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
8. Неумение планировать свою деятельность.
Особенности психических процессов у детей с ЗПР
Особенности мышления.
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них
наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека,
характеризующийся
обобщенным
и
опосредованным
отражением
действительности.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт,
отличающих детей ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Оно
проявляется во всех компонентах структуры мышления:
1.В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой
познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения
вплоть до отказа от задания.
2.Нерациональности регуляционно - целого компонента, обусловленной
отсутствием потребности ставить цель.
3.В длительной несформированности операционного компонента, т.е.
умственных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
4.В нарушении динамически сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее
выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем
представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню
нормального развития находится наглядно – действенное мышление
(связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Особенности памяти и внимания
6

Внимание является одной из важных предпосылок всех видов
сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное
(целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется
комплексом основных его характеристик: объем, концентрацией,
переключаемостью.
Объем внимания - это его информационная ёмкость, т. е. Количеством
одновременно отчётливо осознаваемых при восприятии объектов.
Средненормативный объем внимания при одновременном восприятии не
превышает пяти – семи не связанных одним с другими объектов. При
восприятии чем - то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции)
объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает.
Концентрация и устойчивость внимания – это способность не
отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать
сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивость
внимания
являются
важной
энергетической
базой
умственной
работоспособности школьника. Переключение внимания – способность
перемещать его с одного объекта на другой – лежит в основе перехода от
одного вида деятельности к другому.
Противоположным внимания состоянием является рассеянность,
которая
характеризуется
неустойчивостью,
отвлекаемостью,
несосредоточенностью внимания.
При задержке психического развития, недостаточный уровень
внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной
деятельности.
Дети с ЗПР на уроке крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны
сосредоточенно слушать или работать более 5 – 10 минут.
Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации
наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный
материал, в результате чего в знаниях образуется значительные пробелы.
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании
вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы.
Для большинства детей ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной
(словесной) информации. Даже во время интересного рассказа такие дети
начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела. Особенно ярко это
проявляется эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют
отвлекающие факторы.
Память – психический процесс, обеспечивающий организацию,
хранение и повторное использование прошлого опыта.
Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность
познавательной деятельности.
У детей ЗПР память значительно ослаблена, они склонны к бездумному
механическому заучиванию материала, но и этот способ мнемической
деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены.
7

Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они
быстро забывают изученное.
Дети ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят
на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти
не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко
применяют для этого вспомогательные приёмы.
Заметно страдает у детей ЗПР самоорганизация мнемонической
деятельности. Они не умеют использовать рациональные приёмы
запоминания, не могут и не стремятся контролировать свои действия и
результаты запоминания.
Особенности речи.
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.
Готовность к школьному обучению включает определённый уровень
речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и
дифференцировать акустические признаки звуков, достаточный для
полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря
и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывания,
речевую активность.
Речь детей ЗПР обладает рядом особенностей, куда входят: низкий
уровень ориентировки в звуковой деятельности речи; недостаточность
произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная
вялость артикулирования, приводящий к их неотчетливому звучанию.
В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо
им известным значением. В основном они пользуются такими категориями,
как существительное, глагол. Из прилагательных в основном употребляют в
основном качественные, обозначающие признаки.
В речи дети недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие
дети замедленно включаю в свою речь новые слова, понятия, полученные в
процессе обучения.
Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Особенности речевого развития данной категории учащихся могут
проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические
расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами
звукоразличения), у других – лексико-грамматические.
Особенности моторики.
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей ЗПР
наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение
произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и
чёткость непроизвольных движений, трудность переключения и
автоматизации.
Наиболее страдает у таких детей моторика кистей и пальцев рук.
Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают
определённые трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно
влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
8

Учебная мотивация.
Сформированная мотивация – одна из основных движущих сил учения
ребёнка.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное
время ведущей деятельностью продолжает оставаться ига в её элементарной
форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры сюжетно –
ролевого характера с правилами, запретами.
Интеллектуальное
отставание
сильно
тормозит
развитие
познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для
них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в
качестве защиты к отказу от задания, посещение школы.
Эмоциональная сфера.
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она
помогает внутренней регуляции поведения.
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно
испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их
эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем другие
дети нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в
специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.
Особенности поведения.
Поведение в широком смысле слова – система взаимосвязанных
реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления в среде.
Отклонение в поведении индивида отрицательно сказываются на
развитии самой личности.
Выделяют несколько групп детей с ЗПР в зависимости от их
психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и
возбудимые.
В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки
развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваются
головной болью, повышением температуры, состоянием усталости.
Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР
показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по
структуре дефекта.
Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные,
отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально –
волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный
уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно
сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
Серьезные ограничения в социально – личностных и учебных
возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию
учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной
коррекционно-педагогической поддержке.
Количество детей в группе
9

Данная категория детей может обучатся в группе с
норматепичными детьми, при наполнении группы в 15 человек из них 2
с ОВЗ.
Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
Программа рассчитана на один год обучения - 180 часов, из них на
теорию – 49 часов, на практику – 131 час, по 5 часов в неделю.
Продолжительность занятия 40 минут, в день 2-3 занятия, перерыв между
занятиями 10 минут (по необходимости увеличивается количество
перерывов).
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания программы.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: беседа, практические занятия, мастер-классы,
мастерские.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, готовое изделие, творческие отчеты, конкурсные мероприятия,
выполнение творческой самостоятельной работы.
Цель: развитие художественных способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Задачи:
Обучающие:
 освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления
изделий, декоративно - прикладного искусства;
 приобретение умений применять полученные знания на практике;
 приобретение знаний правил техники безопасности;
 формирование умений добывать информацию;
 развитие практических умений и навыков по созданию творческих
работ с помощью педагога;
 формирование специальных компетенций (освоение инструментария
декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с
различными материалами, навыки оформления творческих, проектных
работ с помощью педагога);
 формирование трудовых навыков и умений, технологических знаний;
10

•

 знакомство
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;
 формирование умения самостоятельно планировать свою работу;
 изучение свойств различных материалов;
Развивающие:
 формирование первоначальных умений работать с различными
источниками информации;
 формирование рефлексивных умений;
 формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
 развитие возможностей для самореализации личности обучающегося;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 формирование умения вести диалог;
 развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
 развитие творческой активности, проявление инициативы и
любознательности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
 привитие любви к культуре, воспитание вкуса;
 воспитание аккуратности.

11

1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1

Вводное занятие

2

Теорети
ческие
занятия
2

2

Бисероплетение

88

24

64

10

6

4

2.2
2.3
2.4
3

Изготовление изделий на проволоке.
Схемы плетения
Изготовление цветов
Плетение в одну нить. Виды цепочек
Плетение в две нити
Вышивка

26
26
26
88

6
6
6
23

20
20
20
65

3.1
3.2

Изонить. Вышивка по картону
Ручные швы

10
26

5
6

5
20

3.3
3.4
4

Вышивка лентами
Вышивка бисером
Итоговое занятие

26
26
2

6
6

20
20
2

Итого

180

49

131

2.1

Название темы

Всего
часов

Практи
ческие
занятия

Формы
аттестации /
контроля
Беседа
Готовое
изделие
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Готовое
изделие
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Творческий
отчет

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: История появления вышивания и бисероплетения. Профессии,
связанные с вышиванием. Необходимые материалы и инструменты. Техника
безопасности при работе с иглами, ножницами.
Раздел 2: Бисероплетение
2.1 Изготовление изделий на проволоке. Схемы плетения
Теория: Инструменты, материалы и приспособления для изготовления
изделий из бисера. Хранение бисера. Организация рабочего места. Хранение
иголок. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Плетение
двумя концами проволоки. Закрепление навыка параллельного, игольного и
петельного способов низания. Чтение схем плоских фигур.
Практика: Плетение фигурок (паучка, змейки, мотылька, жучка,
ёлочки, зайца, черепашки, рыбки). Выполнение изделия, закрепление
проволоки.
2.2 Изготовление цветов
Теория: Знакомство с искусством плетения цветов, разнообразием
форм и расцветок. Составление композиций.
Практика: Плетение лилии, незабудки, ромашки. Составление букета
из сплетённых цветов.
12

2.3 Плетение в одну нить. Виды цепочек
Теория: Техника выполнения цепочки «крестик». Отработка навыков
плетения на проволоке. Чтение схем плоских фигур.
Практика: Параллельный способ низания. Игольный способ низания.
Петельный способ низания. Применение этих способов низания на практике.
2.4 Плетение в две нити
Теория: Техника плетения в две нити.
Практика: Плетение в две нити. Применение всех способов низания на
практике.
Раздел 3: Вышивка
3.1 Изонить. Вышивка по картону
Теория: Подбор игл, нитей, ножниц. Нанесение рисунка на картон.
Приемы вышивания геометрических фигур. Технология запяливания ткани.
Практика: Выполнение вышивки по картону. Практическое
закрепление полученного материала.
3.2 Ручные швы
Теория: Классификация и технология швов. Определение длины
рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Способы закрепления нити
на ткани.
Практика: Выполнение ручных швов. Практическое закрепление
полученного материала.
3.3 Вышивка лентами
Теория: Хранение лент. Уход за вышитыми изделиями. Технология
выполнения вышивки шелковыми лентами.
Практика: Выполнение стежков лентами. Практическое закрепление
полученного материала.
3.4 Вышивка бисером
Теория: Технология выполнения вышивки бисером.
Практика: Выполнение вышивки крестиком. Практическое закрепление
полученного материала.
Раздел 4: Итоговое занятие
Практика: Творческий отчет

13

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
 организацию рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
инструментами;
 историю зарождения вышивки, бисероплетения, как вида декоративноприкладного творчества;
 способы переноса рисунка на ткань;
 основы технологии выполнения вышивки, бисероплетения;
 законы цветовой гармонии, цветовой круг, спектральные цвета.
Должны уметь:
 владеть простыми методами, приемами и способами работы,
инструментами и приспособлениями для вышивания и бисероплетения;
 закреплять ленты в ткани;
 выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами и
использование в композиции изделия;
 составление простой композиции для изделия;
 уметь оформлять готовую работу,
 самостоятельно читать и составлять схемы;
 определить необходимые материалы и инструменты.
Личностные результаты:
 дисциплинированность,
трудолюбие,
упорство
в
достижении
поставленных целей;
 устойчивый интерес к творчеству как эталону красоты;
 аккуратность, самостоятельность;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их
исправлять;
 умение объективно оценивать результаты собственного труда;
 умение следовать при выполнении задания инструкциям педагога;
 умение понимать цель выполняемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,
группе;
 принимать общее решение;
 умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета,
передавать в связном повествовании полученную информацию.
14

РАЗДЕЛ
2.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучен начала
ия
обучения
1 год

1
сентября

Дата
Общая
окончания продолжит
обучения
ельность
(календар
ных дней)
31 мая
258

Количес Количес Количес Режим
тво
тво
тво
занятий
учебны часов
учебны
х недель
х часов
36

180

180

2 раза в
неделю по
2-3 часа

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, кабинет №6.
Помещение соответствует санитарным нормам:
− стол учителя -1;
− стул учителя - 1
− ученические столы - 3;
− стулья - 15;
− наглядные пособия - 20;
− ноутбук - 1.
2. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
соответствующий
установленным
требованиям
к
педагогическим
работникам, имеющий высшее педагогическое образование по профилю
программы, имеющий квалификацию работы с детьми ОВЗ, высшую
квалификационную категорию.
3. Методическое обеспечение
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений. Используются формы занятий:
15

групповые и виды занятий: лекции, беседы, практические занятия, мастерклассы, мастерские.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
выполнение творческой самостоятельной работы. Это позволяет судить о
сформированности предметных компетенций.
Методические материалы:
Для занятий используется методическая литература по декоративноприкладному творчеству, истории искусства дизайна, методические
разработки занятий, в том числе открытых, мастер-классы по различным
техникам вышивки. Обучающиеся на занятиях пользуются книгами и
схемами по вышивке и бисероплетению, схема цветового круга, схемы
композиций готовых изделий и образцы самих изделий, журналами по
рукоделию, образцами вышивки и бисероплетения.
Тематика занятий строится с учетом интереса обучающихся, их
возможностей и желаний.
Методические пособия по бисероплетению
https://educontest.net/ru/467768/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%
D0%B1%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%
D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E/
http://go.mail.ru/redir?src=88e7cc&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkp
KLbS169ILEvMyy9L1MutNNQrKtXPzEtJrdDPTS3JT8lMzkgtzs5PjS_IL85Pykz
VN9A1NGdgMDQ1MzUwNzUyM2FoWRT15sLic0tKyhzroyXigAAMBQfYw&user_type=37
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Формы отслеживания, фиксации, а также формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: беседа,
наблюдение, готовое изделие, творческие отчеты, конкурсные мероприятия,
выполнение творческой самостоятельной работы.
Итоговая аттестация проходит в форме выставки творческих работ
обучающихся.
На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет
взаимоконтроль и взаимооценка.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные
материалы: Приложение 1.
16

2.5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
1. Ануфриева
М.А.
Большая
энциклопедия
рукоделия.М.
АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019
2. Еременко Т. И., Лебедева Л. И. Стежок за стежком. - М.: Малыш, 2008
3. Еременко Т.И. Рукоделие.- М.: 2006
4. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. – Ростов-на-Дону 2004.
5. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
6. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
7. .
8. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
9. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на
проволоке. – Ростов-на-Дону 2004.
10.Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Интернет –ресурсы:
11.Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
12.Cайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
2. ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
3. Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по бисероплетению
Фамилия, имя обучающегося ____________________________________
Задание: подчеркни правильные ответы (их может быть несколько).
1. Из чего изготавливают бисер?
- Бумага;
- Дерево;
- Стекло;
- Железо;
- Пластмасса;
- Пластилин;
- Керамические материалы;
- Ягода.
2. Какого вида бисера НЕ существует?
- матовый;
- глянцевый;
- зеркальный;
- бензиновый;
- перламутровый.

3. Подпишите под картинками
название техник плетения на
проволоке

4.Что везли финикийские купцы из Африки?
- природную соду,
- серу;
- стекло.
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?
- смолу;
- стекло;
- камень.
6. Назовите родину бисера.
7. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
- Ломоносов;
- Менделеев;
- Толстой;
- Мессинг.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».