СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 9 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 14 РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 15 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 15 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 15 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 18 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 18 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 24 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в сетевой форме (ДООП) технической направленности «Робототехника Lego WeDo 2.0» поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса. Программа разработана с учётом: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». 1.1. 3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Направленность ДООП заключается в популяризации и развитии технического творчества у обучающихся, формировании у них первичных представлений о технике, её свойствах, назначении в жизни человека. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания - от теории механики до психологии, - что является вполне естественным. Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся: освоение базовых понятий и представлений о программировании, а также применение полученных знаний физики, информатики и математики в инженерных проектах. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению. Актуальность ДООП Современное общество – стремительно развивающаяся система, для ориентирования в которой ребятам приходится обладать постоянно растущим кругом дисциплин и знаний. Данный курс помогает обучающимся не только 4 познакомиться с вливающимся в нашу жизнь направлением робототехники, но и интегрироваться в современную систему. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют обучающимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Программа обеспечивает предпрофильную подготовку детей, что способствует их социализации. За счет использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. Данная программа позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. Новизна программы Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014– 2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания даже дошкольников. Педагогическая целесообразность Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Содержание программы «Робототехника Lego WeDo 2.0» выстроено таким образом, чтобы помочь дошкольнику постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности. Основные принципы конструирования простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях. Отличительные особенности программы Программа разработана для обучения детей основам конструирования и моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов Lego WeDo 2.0. Программа предполагает минимальный уровень знаний операционной системы Windows. Курс робототехники является одним из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии, осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при выполнении практических миссий способствует развитию коммуникационных 5 компетенций, а программная среда позволяет легко и эффективно изучать алгоритмизацию и программирование, успешно знакомиться с основами робототехники. Основной идеей программы является командообразование – работа в группах проводится не с каждым конкретным ребенком, а с ребенком как частью команды. Таким образом, уже с первых дней, дети готовы к общему делу. Обучающиеся - коллеги, единомышленники, стремящиеся вместе постичь основы конструирования и программирования, решать сложные задачи, которые им поодиночке были бы не под силу. При решении каждой задачи в команде, безусловно, появляется лидер, который должен руководить работой команды. Но благодаря разнообразию решаемых задач, каждый ребёнок может показать себя в разных сферах, а потому не получается, что кто-то задерживается на «руководящих» местах дольше других. Дети с радостью распределяют между собой подзадачи, зная, кто на что способен. Этот момент тоже является важным в командообразовании. При этом не обязательно, что лидером в каком-то конкретном задании окажется «самый умный» или «самый старший». В связи со спецификой курса «Lego WeDo 2.0», перед педагогом помимо образовательной задачи ставится задача создания хорошей психологической атмосферы в команде, а также психологической подготовки обучающихся к оценке своих возможностей, к построению линии поведения в нестандартных ситуациях. Очень важно сформировать адекватное отношение к соревнованиям, поскольку не существует иного способа проверки командной работы, а потому надо к ним относиться как к плановому контролю, к очередному этапу испытаний созданного робота. Выигрыш в соревнованиях говорит о росте общего уровня ребят и возможности участия в более сложных номинациях. А проигрыш не даёт поводов для расстройства, он позволяет участниками проанализировать свои ошибки, недочеты, создать более совершенных роботов, провести какие-то изменения в распределении подзадач между участниками команды. Любые соревнования – отличный обмен опытом среди разных команд, дающий мощные толчки к дальнейшему развитию. Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи Образовательные: 1. обучать работе с LEGO-оборудованием и программным обеспечением, самостоятельно (в группе) планировать процесс работы с проектом с момента появления идеи или задания и до создания готового продукта; 2. развивать умение собирать, анализировать и систематизировать информацию; 3. обучать навыкам оценки проекта и поиска пути его усовершенствования. Развивающие: 6 1. развивать творческое мышление, конструкторские, инженерные навыки; 2. развивать умение самостоятельно определять цель, для которой должна быть обработана и передана информация; 3. развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; 4. развивать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Воспитательные: 1. формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; 2. формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); 3. формировать у обучающихся адекватное отношение к командной работе, без стремления к соперничеству, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Адресат программы. Обучающиеся, имеющие склонности к технике, конструированию, программированию, а также устойчивое желание заниматься робототехникой в возрасте от 6 до 7 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Возрастные особенности обучающихся. Дети 6-7 лет в играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «чья команда быстрее построит…», «строим лего-робота по схеме по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут. Объем программы: программа рассчитана на 1 год. Сроки реализации освоения программы определяются содержанием программы и обеспечивают достижение планируемых результатов при режиме занятий 32 учебных часа, из которых 10 теоретических часов и 26 часов практических. 7 Продолжительность занятия 30 минут, периодичность – 1 раз в неделю по одному академическому часу. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся в муниципальных и районных конкурсах. Формы организации образовательного процесса – групповая. В группе 10 человек (в соответствии с СанПиН и материальнотехническим оснащением кабинета). Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в одного года обучения. Формы обучения: очная. Формы занятия: групповые. Работа в группах проводится не с каждым конкретным ребенком, а с ребенком как частью команды. Таким образом, уже с первых дней, дети готовы к общему делу. Обучающиеся - коллеги, единомышленники, стремящиеся вместе постичь основы конструирования и программирования, решать сложные задачи, которые им по-одиночке были бы не под силу. При решении каждой задачи в команде, безусловно, появляется лидер, который должен руководить работой команды. Но благодаря разнообразию решаемых задач, каждый ребёнок может показать себя в разных сферах, а потому не получается, что кто-то задерживается на «руководящих» местах дольше других. Дети с радостью распределяют между собой подзадачи, зная, кто на что способен. Этот момент тоже является важным в командообразовании. При этом не обязательно, что лидером в каком-то конкретном задании окажется «самый умный» или «самый старший». В связи со спецификой курса «Lego WeDo 2.0», перед педагогом помимо образовательной задачи ставится задача создания хорошей психологической атмосферы в команде, а также психологической подготовки обучающихся к оценке своих возможностей, к построению линии поведения в нестандартных ситуациях. Очень важно сформировать адекватное отношение к соревнованиям, поскольку не существует иного способа проверки командной работы, а потому надо к ним относиться как к плановому контролю, к очередному этапу испытаний созданного робота. Выигрыш в соревнованиях говорит о росте общего уровня ребят и возможности участия в более сложных номинациях. А проигрыш не даёт поводов для расстройства, он позволяет участниками проанализировать свои ошибки, недочеты, создать более совершенных роботов, провести какие-то изменения в распределении подзадач между участниками команды. Любые соревнования – отличный обмен опытом среди разных команд, дающий мощные толчки к дальнейшему развитию. Виды занятий: практические занятия, мастер-классы. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, устный опрос, наблюдение, упражнение-соревнование, тестирование, выполнение практических заданий, выполнение задания по схеме, викторины, тесты, конкурсы, защита проектов. 8 1.2. № п/п УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование раздела, темы Количество часов Тео Прак Всего рия тика 0 Беседа, устный опрос 0,5 Упражнениесоревнование, тестирование 1. Вводное занятие. 2. Введение. Инструктаж по технике безопасности при работе с констркутором. Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0. Основные детали конструктора. Их название и назначение 3. Меню программного обеспечения LegoWedo 1,5 0,5 1 4. Блоки программы Lego Wedo 1 0,5 0,5 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Мотор, датчики расстояния и наклона. Сборка конструкций: «Улиткафонарик» и «Вентилятор» Тяга. Что заставляет объекты двигаться? Сборка конструкции «Робот-тягач» Скорость. Как заставить машину ехать быстрее? Сборка конструкции «Гоночный автомобиль» Творческая работа «Порхающая птица» Творческая работа «Вертушка» Творческая работа «Обезьянкабарабанщица» Творческая работа «Рычащий лев» 1 1 2 1 0,5 0,5 Формы аттестации/ контроля Выполнение практических заданий Выполнение практических заданий 1,5 Устный опрос, выполнение практических заданий 1,5 0,5 1 Выполнение практических заданий 1,5 0,5 1 Наблюдение 2 0,5 1,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Выполнение задания по схеме 2 0,5 1,5 Выполнение задания по схеме 2 0,5 1,5 Выполнение задания по схеме 9 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 Разработка модели «Танцующие птицы» Творческая работа «Спутник» Сборка и программирование модели «Вездеход» Сборка и программирование модели «Подъемный кран» Сборка и программирование модели «Вертолет» Сортировка отходов. Как улучшить способы переработки, чтобы уменьшить количество отходов? Сборка конструкции: «Машина для сортировки перерабатываемых объектов». Итоговая работа. Конструирование модели по замыслу. Программирование. Презентация. ИТОГО: Выполнение задания по схеме Выполнение задания по схеме 2,5 0,5 2 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 Выполнение задания по схеме 2,5 Выполнение практических заданий 1,5 Выполнение практических заданий 2,5 Выполнение практических заданий 3 2 3 0,5 0,5 0,5 2 0 2 Викторины, тесты, конкурсы, защита проектов 32 9 23 - 10 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Вводное занятие. (1 час) Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы. Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (1 час) Теория: Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0. Практика: Конструирование по замыслу. Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (1,5 часа) Теория: Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ. палитра, Раздел 4. Блоки программы Lego Wedo (1 час) Теория. Работа мотора с датчиком наклона и расстояния. Фон экрана и изменение фона экрана. Блоки «Послать сообщение» и «Текст». Блоки «Прибавить к экрану», «Вычесть из экрана», «Умножить на экран». Практика. Изучение процесса работы датчиков наклона и расстояния. Раздел 5. Мотор, датчики расстояния и наклона (2 часа) Теория. Мотор: определение, назначение. Способы соединения мотора с механизмом. Подключение к компьютеру. Маркировка моторов. Датчик расстояния: определение, назначение, процесс подключения к компьютеру. Датчик наклона: определение, назначение, процесс подключения к компьютеру. Практика. Составление элементарной программы работы мотора и датчиков расстояния и наклона. Запуск программы и ее проверка. Раздел 6. Тяга. Что заставляет объекты двигаться? (1,5 часа) Теория. Зубчатые колеса, понижающая и повышающая зубчатые передачи. Передача движения двигателя модели: промежуточная передача, коронное зубчатое колесо. Практика. Сборка конструкции «Робот-тягач» Раздел 7. «Скорость. Как заставить машину ехать быстрее?» (1,5 часа) Теория. Изучение факторов, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения. Практика. Сборка конструкции «Гоночный автомобиль» Раздел 8. Творческая работа «Порхающая птица» (2 часа) 11 Теория. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Практика. Создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. Раздел 9. Творческая работа «Умная вертушка» (1 час) Теория. Беседа с детьми. Обсуждение элементов модели. Практика. Дети создают и испытывают модель устройства для запуска волчка. Раздел 10. Творческая работа «Обезьянка-барабанщица» (2 часа) Теория. Беседа с детьми, как построить модель механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Практика. Выполнение работы по инструкции. Раздел 11. Творческая работа «Рычащий лев» (2 часа) Теория. Просмотр мультфильма «Установление взаимосвязей», ответы на вопросы воспитателя. Практика: Выполнение работы по инструкции. Раздел 12. Разработка модели «Танцующие птицы» (2,5 часа) Теория. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Практика. Сборка модели. Раздел 13. Творческая работа «Спутник» (1 час) Теория. Беседа с детьми, как собрать спутник. Практика. Дети программируют спутник так чтобы он крутился с разной скоростью по часовой стрелки и против часовой стрелки. Раздел 14. Сборка и программирование модели «Вездеход» (2 часа) Теория: Конструкция, процесс работы и особенности программы модели. Разработка простейшей программы для модели. Практика: Сборка модели с использованием инструкции по сборке, набор на компьютере программы, подключение модели к компьютеру и запуск программы. Обсуждение работы модели. Раздел 15. Сборка и программирование модели «Подъемный кран» (3 часа) Теория: Конструкция, процесс работы и особенности программы модели. Разработка простейшей программы для модели. 12 Практика: Сборка модели с использованием инструкции по сборке, набор на компьютере программы, подключение модели к компьютеру и запуск программы. Обсуждение работы модели. Раздел 16. Сборка и программирование модели «Вертолет» (2 часа) Теория: Конструкция, процесс работы и особенности программы модели. Разработка простейшей программы для модели. Практика: Сборка модели с использованием инструкции по сборке, набор на компьютере программы, подключение модели к компьютеру и запуск программы. Обсуждение работы модели. Раздел 17. Сортировка отходов. Как улучшить способы переработки, чтобы уменьшить количество отходов? Сборка конструкции: «Машина для сортировки перерабатываемых объектов». (3 часа) Теория. Конструкция, процесс работы и особенности программы модели. Разработка простейшей программы для модели. Изменение программы работы готовой модели. Практика. Сборка модели с использованием инструкции по сборке, набор на компьютере программы, подключение модели к компьютеру и запуск программы. Обсуждение работы модели. Раздел 18. Итоговая работа. (2 часа) Теория: Программирование. Презентация. Практика: Конструирование модели по замыслу. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: Знать: - технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего места; - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; - различные приёмы работы с конструктором «Lego WeDo 2.0»; - начальные навыки линейного программирования сконструированных роботов; - решать задачи практического содержания, моделировать и исследовать процессы; - переходить от обучения к учению. Уметь: - конструировать и создавать реально действующие модели роботов; - управлять поведением роботов при помощи простейшего линейного программирования; - применять на практике изученные конструкторские, инженерные и вычислительные умения и навыки; 13 - проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавая модели реальных объектов и процессов; -пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками. Личностные результаты: - обучающиеся мотивированы на достижение результатов, на успешность и способны к дальнейшему саморазвитию; - совместно обучаться в рамках одного коллектива, распределяя обязанности в своей команде; - проявлять повышенное внимание культуре и этике общения: слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе; - обучающиеся освоили необходимые способы деятельности, применяемые ими как в образовательном процессе, так и при решении реальных жизненных ситуаций, могут научить другого; - приобрели в совокупности универсальные учебные действия и коммуникативные навыки, которые обеспечивают способность обучающихся к дальнейшему усвоению новых знаний и умений, личностному самоопределению. 14 РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 27 октября Дата окончания обучения 31 мая 2024 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 32 1 32 1 раз в неделю по 1 часу 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в МАДОУ детский сад № 19, групповое помещение подготовительной к школе группы. Помещение соответствует санитарным нормам. № п.п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование оборудования, программного обеспечения Стол для педагога Стул педагога Стол ученический Стул ученический Ноутбук (для педагога) Штук 6. 7. 8. 9. Ноутбук для обучающегося Базовый набор LEGO Education WeDo 2.0 45300 Магнитно-маркерная доска Шкаф книжный 5 5 1 1 1 1 5 10 1 2. Информационное обеспечение Включает комплекс дидактических, наглядных пособий, набор инструктивнотехнологических карт, информационную, справочную литературу. Образовательные порталы 1. http://www.redline.ru - Российская образовательная сеть; 2. http://www.dod.miem.edu.ru - Дополнительное образование; 3. http://www.alledu.ru - Все образование. Сайты электронных изданий. 1. http://www.ug.ru - Учительская газета; 2. http://www.1september.ru - 1 сентября. 15 Сайты информационных ресурсов для студентов и школьников. 1. http://www.referat.ru - рефераты; 2. http://www.edunews.ru - Все для поступающих. 3. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог, имеющий высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. 4. Методическое обеспечение На занятиях используются различные методы обучения: - Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у обучающихся первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека. - Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у обучающихся умений и навыков. - Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые, исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей обучающихся. - Пооперационный метод (презентации), метод проектов – необходимо сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные динамические средства обучения. Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, технология решения изобретательских задач, проектная и здровьесберегающая технологии. Основными формами работы в объединении является учебнопрактическая деятельность: - 80% практических занятий, - 20% теоретических занятий. На занятиях используются различные формы работы: - беседа, выставка, защита проектов, игра, профессиональный конкурс, мастер-класс, викторины, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, праздники и мероприятия, эстафета, ярмарка, презентация, техническая мастерская; - индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель-группаобучающийся»; парная (или командная), которая может быть представлена парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный контроль перед группой. Тематика и формы методических и дидактических материалов, используемых педагогом: 16 - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Методические рекомендации. На первых занятиях следует продемонстрировать работу всех инструментов и приспособлений, необходимых для работы в течение года. Детально проработать правила техники безопасности. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ремённые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ. Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров. Группы второго года обучения комплектуются из обучающихся, прошедших начальную подготовку. Работа в кружке расширяет круг знаний обучающихся. Они способны конструировать и моделировать самостоятельно. Изготовив любую модель робота, необходимо проверить её запрограммированные свойства, провести пробные запуски, корректировать. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы. Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить 17 схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Собираем робота из конструктора Lego WeDo 2.0 (программируемые роботы). Основной предметной областью являются естественно-научные представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить обучающихся с основами построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует представления обучающихся о взаимосвязи программирования и механизмов движения. 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, устный опрос, наблюдение, упражнение-соревнование, тестирование, выполнение практических заданий, выполнение задания по схеме, викторины, тесты, конкурсы, защита проектов. Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта (участия в соревнованиях). 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания 2. базовый уровень знает, понимает и применяет на практике 3. повышенный уровень знает, понимает и применяет на практике, осуществляет самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности Таблицы мониторинга представлены в Приложении 1. Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол, чтобы можно было отнести обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий. 18 Оценочными критериями результативности обучения также являются: - критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии; - критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; - критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей. 19 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. «Базовый набор Перворобот» Книга для учителя. Перевод на русский язык Института новых технологий образования, М., 1999 г. 2. «Введение в Робототехнику», справочное пособие к программному обеспечению ПервороботNXT, ИНТ, 2007г. 3. «Государственные программы по трудовому обучению 1992-2000 гг.» Москва.: «Просвещение». 4. Безбородова Т.В. «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. 5. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009. 6. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976 7. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group. 8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил. 9. Книги для учителя по работе с конструктором «Перворобот LEGO WeDo» 10. Козлова В.А. Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г. 11. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001 12. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/-lego13. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебнометодическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с. 14. Литвиненко В.М., Аксёнов М.В. ЛЕГО МАСТЕР. Санкт-Петербург..: «Издательство «Кристалл»». 1999г. 15. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у учащихся с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003 16. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.М.: Инт, 1998. 1. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. -150 стр. 17. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001г. 18. Сборник «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей». Москва: Издательский дом «Школьная книга», 2006г. 19. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г. 20. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». Москва.: «Издательство Аркти», 2003г. 20 21.Справочное пособие к программному обеспечению Robolab. Москва.: ИНТ. 22. Сухомлинсий В.А. Воспитание коллектива. – М.: Просвещение, 1989. 23. Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «ПЕРВОРОБОТ. Методическое учебное пособие для учителя». Москва.: ИНТ. 24. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика» Список источников для педагога 1. Волохова Е.А. Дидактика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 2. Дуванов А.А. Азы информатики. Книга 4. Рисуем на компьютере. Урок 4, 5, 6, 7 / Информатика, № 1, 2 / 2004 г. 3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование учащихся. - М.: Владос, 2004. 4. Задачник-практикум, 1-2 том / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 5. Золотарева А.В. Дополнительное образование учащихся: теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с. 6. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования учащихся: новыеподходы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с. 7. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования учащихся. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 288 с. 8. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2007. – 106 с. 9. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Питер, 2004. – 384 с. 10.Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 11.Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хенкер Е.К. Методика преподавания информатики. - М.: АСАЭЕМА, 2003. 12.Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. НТМ1. 4.0. - СПб.: БХВ, 2003. 13.Основы компьютерных сетей: - MicrosoftCorporation: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г. 14.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 15.Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. - Минск: ТетраСистемс, 2001. 16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: Аркти, 2007 г. 17.Фостер Джефф. Использование Ас1оЬе Рпо1озЬор 7. - М.- СПб. - Киев, 2003. 21 Интернет ресурсы 1. http://int-edu.ru Институт новых технологий 2. http://7robots.com/ 3. http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 Школа "Технологии обучения" 4. http://roboforum.ru/ Технический форум по робототехнике. 5. http://www.robocup2010.org/index.php 6. http://www.NXTprograms.com. Официальный сайт NXT 7. http://www.membrana.ru . Люди. Идеи. Технологии. 8. http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке 9. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника. 10.http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение. 11.http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника. 12.http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. 13.zavuch.info ЗАВУЧ.инфо Учитель - национальное достояние 14.https://www.uchportal.ru Учительский портал – международное сообщество учителей 15.https://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка -презентации, планы-конспекты уроков, тесты для учителей. 16.http://klyaksa.net/htm/kopilka/ Информатика и информационнокоммуникационные технологии в школе 17.http://lbz.ru/metodist/ Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» Рекомендуемый список источников для обучающихся 1. Александров В.В. Диаграммы в Ехсе1: Краткое руководство. - М. - СПб. -Киев: Диалектика, 2004. 2. Беккерман Е.Н. Работа с электронной почтой с использованием ClawsMail и MozillaThunderbird (ПО для управления электронной почтой). Учебное пособие – М: Альт Линукс, 2009 г. 3. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007. 4. Волков В., Черепанов А., группа документаторов ООО «Альт Линукс». Комплект дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Руководство пользователя. – М: Альт Линукс, 2009 г. 5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006. 6. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. 7. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004. 22 8. Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев – 2-е издание – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. 9. Лукин С.Н. Самоучитель для начинающих: Практические советы. - М.: Диалог-МИФИ, 2004. 10.Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и QuantaPlus (ПОдля создания и редактирования Интернет-приложений). Учебное пособие – М: Альт Линукс 2009 г. 11.Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию KTurtle). Учебное пособие. – М: Альт Линукс, 2009 г. 12.Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМАПРЕСС,2003.-920 с.:ил. 13.Филиппов С.А. Робототехника для учащихся и родителей СанктПетербург «Наука» 2010г. 14.Фролов М. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для учащихся и родителей. - М.: Бином Лаборатория знаний, 2004 г. 15.Хахаев И. Первые шаги в GIMP. – М: Альт Линукс, 2009 г. 16.Хахаев И., Машков В. и др. OpenOffice.Org Теория и практика. – М: Альт Линукс, 2009 г. 17.Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000. Список web-сайтов для дополнительного образования обучающихся 1. http://www.unikru.ru Сайт – Мир Конкурсов от УНИКУМ 2. http://infoznaika.ru Инфознайка. Конкурс по информаике и информационным технологиям 3. http://edu-top.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет 4. http://new.oink.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=670&I temid=177 Единое окно доступа к образовательным ресурсам 5. https://mirchar.ru Мирачар – одевалка, квесты, конкурсы, виртуальные питомцы! 6. https://www.razumeykin.ru Сайт-игра для интеллектуального развития детей «Разумейкин» 7. http://www.filipoc.ru Детский журнал «Наш Филиппок» - всероссийские конкурсы для детей. 8. http://leplay.com.ua Сайт для маленьких и взрослых любителей знаменитого конструктора Lego. 9. https://www.lego.com/ru-ru/games Игры - Веб- и видеоигры - LEGO.com RU 23 Приложение 1 Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам Показатели (оцениваемые параметры) 1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) Критерии Соответствие теоретических знаний программным требованиям Степень выраженности оцениваемого качества минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); - средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) Осмысленность и минимальный правильность уровень (избегают использования употреблять специальные термины); - средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) минимальный уровень (овладели Соответствие менее чем ½ практических предусмотренных умений и навыков умений и навыков); программным - средний уровень требованиям (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); %/ кол-во чел. Методы диагностики Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, 24 2.2. Владение Отсутствие специальным затруднений оборудованием и использовании оснащением 2.3. навыки Творческие Креативность выполнении практических заданий 3. Обшеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебноинтеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.1.3. Умение осуществлять учебно в в Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании Самостоятельность в учебно- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) - средний уровень (работает с помощью педагога) - - максимальный уровень (работают самостоятельно) начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) репродуктивный (выполняют задания на основе образца) творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) - средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей) максимальный (работают самостоятельно) Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний -максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. наблюдение Наблюдение, Итоговые работы Наблюдение, Анкетирование, Наблюдение, Опрос, Наблюдение, Беседа, 25 - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) 3.2. Учебно коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. выступать аудиторией исследовательской работе - минимальный Инд. Работа, -средний -максимальный Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Умение Свобода владения перед и подачи подготовленной информации Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний -максимальный Наблюдения, Опрос, Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний наблюдения -максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний наблюдение минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); - средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) 3.3.3. Умение Аккуратность и - удовлетворительно аккуратно выполнять ответственность в работу работе - хорошо наблюдение 3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности Самостоятельно готовят и убирают -максимальный рабочее место Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям Наблюдение, Итоговые работы -отлично 26 Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительных образовательных программ Показатели (оцениваемые параметры) 1.Организационноволевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль 2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в д/о 3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность Критерии Степень выраженности оцениваемого качества % / колво чел. Методы диагностики Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности -терпения хватает меньше чем на ½ занятия - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие Способность - волевые усилия активно побуждать побуждаются извне себя к практическим - иногда самими действиям детьми - всегда самими детьми Умение находятся контролировать постоянно под свои поступки воздействием контроля извне периодически контролируют себя сами постоянно контролируют себя сами - завышенная Способность -заниженная оценивать себя - нормальная адекватно реальным достижениям Осознанное участие интерес детей в освоении продиктован извне образовательной интерес программы периодически поддерживается самим - интерес постоянно поддерживается самостоятельно периодически Отношение детей к провоцируют столкновению конфликты 27 3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о) интересов (спору) в - в конфликтах не процессе участвуют, взаимодействия стараются их избегать пытаются самостоятельно уладить Умение - избегают участия в воспринимать общих делах общие дела, как свои - участвуют при собственные побуждении извне - инициативны в общих делах Мониторинг результатов: - количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты); - совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном процессе (совпадают полностью; совпадают в основном); - перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы; - рекомендации по коррекции образовательной программы, изменению методик преподавания. 28