ОП Швейное дело 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………6

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………8

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ……………………………………..9

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….10
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...10
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..12
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….12
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..13
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….13
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..15

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) художественной направленности «Швейное дело»
разработана с учетом:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).

Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».

Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».

Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).

Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».

Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность заключается в том, что ребенок, освоив навыки
моделирования, конструирования и технологии изготовления основных
видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой
неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без
лишних затрат.
Отличительные особенности данной программы
Программа составлена на основе индивидуального педагогического
опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей швейного дела.
При написании программы мною были рассмотрены программы
дополнительного образования по швейному делу для учащихся школы от
ведущих специалистов этой области: Анастасия Корфиати «Кройка и Шитье
для начинающих» и Тереза Жилевска «Я строю выкройку. Для детей с 7 до
16 лет».
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие материки рук,
накопление знаний о швейном деле, которые переплетаются, дополняются
друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию
нравственных качеств у обучающихся. Полученные знания развить
творческую
активность,
способность
сравнивать,
анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
4

ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся разделяются
на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2 группа 14-17 лет.
В каждой группе 10-15 человек.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я
концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл.
Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности- В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности- Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
ДООП «Швейное дело» рассчитана на 1 год обучения (216 часов, из
них: 73 часа отводится на теорию, а 143 часов – на овладение практическими
навыками.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 6, 2 раза в
неделю по 3 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, творческий показ.
5

Цель программы: Развить у детей активность и творческий интерес к
рукоделию на тематической и технологической основе.
Задачи программы:
Личностные:
1. развивать художественное мышление;
2. способствовать развитию навыков сотрудничества у студийцев;
2. воспитывать чувство любви и уважения к народному творчеству;
3. способствовать формированию чувства ответственности;
4. мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих
творческих способностей и самореализации;
5. социализация учащихся (взаимодействие с друг другом в ходе
учебного процесса) и формирование норм социально-положительного
поведения.
Развивающие:
1. содействовать развитию основ теоретического и практического
мышления, памяти;
2. развивать самостоятельность при выборе и изготовлении изделий;
3. развивать способности к самостоятельному поиску и использованию
информации для решения практических задач в сфере технологической
деятельности;
4. развивать художественный вкус, творческую инициативу, активность,
воображение.
Образовательные:
1. ознакомить с минимальные сведения о профессии швеи;
2. обучить устройству применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
3. обучить основам моделирования и конструирования швейных
изделий;
4. обучить технологии и последовательности изготовления швейных
изделий;
5. научить читать чертежи и самостоятельно изготавливать чертеж
выкройки швейного изделия;
6. научить выполнять разнообразные виды ручных швов, машинных
швов и отделок изделий;
7. научить подбирать материал для изготовления швейного изделия,
соблюдать последовательность операций по изготовлению изделий.

6

1.2.
№

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема

Количество часов
Всего
Теория Практика
6
6
0

Формы
контроля

1.

Раздел 1. Теоретикоаналитическая работа

1.1.

Вводное занятие.
Знакомство с швейным
делом.
Инструктаж по технике
безопасности.

3

3

0

Беседа. Устный
опрос

3

3

0

Беседа. Устный
опрос

Раздел 2. Технология
работы со швейной
машиной
Знакомство со швейной
машиной

49

23

26

6

3

6

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

2.2

Особенность работы со
швейной машиной

18

13

8

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

2.3

Виды стишков и швов

18

7

12

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3.

Раздел 3. Работа с
тканью

50

17

33

3.1

Определение на ткани
долевых нитей

14

4

12

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3.2

Правильная подготовка
ткань к раскрою

14

7

10

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3.3

Художественный эскиз
модели

14

6

11

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

4.

Раздел 4. Выкройка

52

18

34

4.1

Мерки и их значение

14

8

10

1.2

2.

2.1

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
7

4.2

Правильное снятие
мерок

14

5

12

4.3

Построение выкройки

14

5

12

5.

Раздел 5. Раскрой
модели и шитьё

53

9

44

5.1

Правильный раскрой
модели

10

5

11

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

5.2

Смётка и шитье модели

32

4

33

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

6.

Раздел 6. Выставка
работ

6

0

6

6.1

Подготовка к выставке
изготовленных
изделий.
Выставка работ

3

0

3

3

0

3

216

73

143

6.2

Итого

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Творческий
показ.

1.3 СОДЕРАНИЕ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводное занятие. Знакомство с швейным делом.
Теория: Рассказ про необходимые инструментом (иглы, нитки,
сантиметровая лента, бумага для выкроек, портновский мел, портновские
ножницы, вспарыватель для петель).
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство студийцев с правилами безопасности при рабате с
предметами швейного мастерства и утюгом.
Раздел 2. Технология работы со швейной машиной.
2.1. Знакомство со швейной машиной.
Теория: Рассказ про виды швейных машин и их особенности при выборе.
Практика: Правильная замена иглы, настройка натяжения нитей, быстрая
смена нитки.
2.2. Особенность работы со швейной машиной.
Теория: Знакомство со строением швейной машины и работы с ней.
Практика: Самостоятельная работа со швейной машиной.
2.3. Виды стишков и швов.
Теория: Ознакомление с применением машинных и ручных швов.
8

Практика: Освоение ручных стежков (прокладочного, сметочнонаметочного, копировального и др.), машинных стежков (настрочного,
расстрочный, двойной и др.)
Раздел 3. Работа с тканью.
3.1. Определение на ткани долевых нитей.
Теория: Беседа о определение лицевой стороны, долевой нити и типах
тканей.
Практика: Самостоятельное определение лицевой стороны, долевой нити и
типа ткани.
3.2. Правильная подготовка ткань к раскрою.
Теория: Знакомство с правильной подготовкой ткани к раскрою,
нахождению дефектов и определение тканей на усадку.
Практика: Применение полученных знаний на практике.
3.3. Художественный эскиз модели.
Теория: Ознакомление с эскизами моделей и с особенностями его создании.
Практика: Самостоятельное создание технической модели эскиза.
Раздел 4. Выкройка.
4.1. Мерки и их значение.
Теория: Беседа об определении размера по меркам.
Практика: Самостоятельное снятие мерок для высчитывания размеров.
4.2. Правильное снятие мерок.
Теория: Рассказ о последовательности и методах снятия мерок для
построения выкройки.
Практика: Снятие мерок для построения выкройки.
4.3. Построение выкройки
Теория: Знакомство с конструированием основных чертежей.
Практика: Построение чертежей на основе снятых мерок.
Раздел 5. Раскрой модели и шитьё.
5.1. Правильный раскрой модели.
Теория: Рассказ о вариантах раскладки выкройки на ткани и о необходимых
припусках на швах.
Практика: Самостоятельный раскрой выкройки модели с припусками на
швы.
5.2. Смётка и шитье модели.
Теория: Объяснение этапности смётки и примерки модели.
Практика: Смётывание, примерка, стачивание на машинке швов и примерка
готового изделия.
Раздел 6. Выставка работ.
6.1. Подготовка к выставке изготовленных изделий.
Практика: Отбор готовых изделий за учебный год.
6.2. Выставка работ.
Практика: Подготовка, оформление помещения к выставке работ и показ
изделий.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Метапредметные:
1. обучающиеся имеют основы теоретического и практического мышления,
памяти;
2. проявляют самостоятельность при выборе и изготовлении изделий;
3. осуществляют самостоятельный поиск и используют информацию для
решения практических задач в сфере технологической деятельности;
4. проявляют творческую инициативу, активность, воображение,
художественный вкус.
Предметные:
1. знают минимальные сведения о профессии швеи;
2. знают назначение и технологические свойства материалов; назначение и
устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
3. знают основы моделирования и конструирования швейных изделий;
4. применяют технологии и последовательности изготовления швейных
изделий;
5. умеют читать чертежи и самостоятельно изготавливать чертеж выкройки
швейного изделия;
6. умеют выполнять разнообразные виды ручных швов, машинных швов и
отделок изделий;
7. подбирать материал для изготовления швейного изделия, соблюдать
последовательность операций по изготовлению изделий.
Личностные качества:
1. развивают художественное мышление;
2. развивают навыки сотрудничества, умения работать в группе, в команде;
10

3. проявляют ответственность за результаты своей деятельности
4. проявляют трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость,
замотивированы на достижение успеха в развитии своих творческих
способностей и самореализации.
5. взаимодействуют с друг другом в ходе учебного процесса, соблюдая
нормы социально-положительного поведения.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
1
31 мая
258
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

6

216

2 раза в
неделю по
3 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7. Помещения соответствует санитарным нормам.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы
Образовательные порталы
1. https://loskutspace.com/ - Онлайн школа кройки и шитья с нуля.
2. https://zolotoshveya.com/- Онлайн музей швейного дела.
3. https://shei-sama.ru/load/– Онлайн библиотека о швейном деле.
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности
образовательной программы.

11

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями. Главным
показателем успешного освоения программы являются участие в выставке
работ.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица,
отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме выставки работ.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
12

Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое
мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выставка работ.
Этапы работы обучающегося над выставкой работ:
1.
Организационно-подготовительный
этап
заключается
в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
публичной выставки работ за год.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Вязанкина. ШЬЮ САМА. Смоленск,1996 г.
2. Культура быта. ПРОГРАММЫ, (кружки по прикладному искусству и
обслуживанию труда). Москва «Просвещение» 1982 г.
3. А.Ю. Андреева, П.И.Богомолова. ИСТОРИЯ КЮСТЮМА. С-П.,
Паритет.2000г.
4. А. Януш. ПОЛНЫЙ КУРС ШИТЬЯ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
5. «Курсы кройки и шитья на дому». Автор: Л.В. Мартопляс, Г.В.
Скачкова С- П 1992г.
6. Полный курс кройки и шитья. Стасенко-Закаревкая М.Н.
7. Полный курс кройки и шитья. Автор: Корфиати
8. Технология изготовления машинных швов. Кожина О.А.
9. Иллюстрированное пособие по изготовлению легкой летней одежды.
Труханова А.Т. год изд. 2000 Москва «Высшая школа».
10.Техника аппликации. Тепляева Л.Н.
13

11.К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо: 2008 г.
12.Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из
бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
13.Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного
картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
14.Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАОПресс»: 2006.
15.Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П.
"Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
16.К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо: 2008 г.
17. Диски «Леко» школа В.Зайцева.
18. Декор в интерьере. Журнал № 1,2. Изд., Москва 2010г.

14

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса.

Выбери один правильный ответ.
1.При работе на швейной машине:
а) волосы распустить;
б) убрать волосы под косынку;
в) сделать нарядную причёску.
2.Под прижимную лапку подставляют:
а) пальцы;
б) нос;
в) одежду;
г) изделие, которое шьёте.
3.Во время работы за машинкой нужно?
а) болтать;
б) отвлекаться по пустякам;
в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.
4.Чистят и смазывают швейную машинку:
а) при полной остановке;
б) на холостом ходу;
в) на рабочем ходу.
15

5.Ножницы кладут:
а) к ремню передачи;
б) в стороне от привода и движущихся частей машины;
в) на изделие, во время работы на машине.

6. Практическая работа.
Сшить изделие на свободную тему.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».