ОП Изобразительное искусство

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………7

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….11
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..12
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….12
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..13
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….13
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..15

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа (ДООП) художественной направленности «Изобразительное
искусство» разработана с учётом:
−
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепции развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3

−
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
−
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказа Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность ДООП обусловлена формированием творческой
личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и
работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного
доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного
образования, выявлению талантов каждого ребенка.
О необходимости самореализации и развития творческого потенциала
говорится и в Концепции развития дополнительного образования.
Изобразительное искусство способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Программа по изобразительному
искусству обусловлена своей доступностью в развитии детского творчества.
Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития
образного мышления.
Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в
том, что посредством изобразительного искусства естественным образом
происходит формирование личности, складывается определенная система
4

ценностей, развивается творческое мышление, стимулируется развитие
основных психофизических процессов
обучающихся. Обучающиеся
овладевают знаниями и навыками художественного мастерства, умениями
излагать свои мысли, ответственности и трудолюбию.
Отличительные особенности данной программы
Программа составлена на основе индивидуального педагогического
опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей художественной деятельности.
При написании программы мною были рассмотрены программы
дополнительного образования по изобразительному искусству для учащихся
школы Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» и Курочкина
Н.А. «Знакомство с натюрмортом».
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что для изучения,
объяснения и понимания терминов и понятий изобразительного искусства,
для понимания характера изображаемого предмета активно используется
разнообразие художественных материалов и техник, используемых на
занятиях, поддерживает интерес обучающихся к художественному
творчеству.
ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся
разделяются на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2
группа 14-17 лет. В каждой группе 12-15 человек.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я
концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл.
Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности- В учебной деятельности используются
разнообразные виды наглядного материала.
Принцип систематичности и последовательности- Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
5

самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
ДООП «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 год обучения
(144 часа, из них: 12 часов отводится на теорию, а 132 часа – на овладение
практическими навыками).
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 4, 2 раза в
неделю по 2 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, творческий показ.
Цель программы: обучать детей основам изобразительной грамоты.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить с жанрами изобразительного искусства;
- обучать работе с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- обучать элементарным приемам рисования (с натуры, наброски, сюжетное и
декоративное рисование);
- знакомить с художественными терминами;
- знакомить с некоторыми видами русской народной росписи;
- знакомить с творчеством некоторых художников;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, память, творческую фантазию,
наблюдательность;
- развивать колористическое видение;
- развивать художественный вкус, понимание прекрасного в окружающем
мире;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
6

-воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, внимание,
организованность;
- воспитывать уважительное отношение к искусству и к русскому народному
творчеству.
1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1.

Тема
Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа

Количество часов
Всего
Теория Практика
4
3
1

Формы
контроля

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
изобразительного
искусства.
Инструктаж по технике
безопасности.

2

1

1

Беседа. Устный
опрос

2

2

0

Беседа. Устный
опрос

Раздел 2. Композиция
«Белый фон»
Белый цвет в
композиции

40

3

37

4

1

3

2.2

Форма объекта

8

1

7

2.3

Перспектива и тени,
полутени цвета

28

1

27

3.

Раздел 3. Композиция
«Цветной фон»

40

3

37

3.1

Цвет в композиции

4

1

3

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3.2

Форма цветного
объекта

8

1

7

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3.2

Перспектива и тени,
полутени цвета

28

1

27

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

4.

Раздел 4. Натюрморт

56

3

53

1.1.

1.2

2.
2.1

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

7

4.1

Перспектива и
сочетания предметов

8

1

7

4.2

Перспектива и
сочетания цвета

14

1

13

4.3

Тени, полутени, блики
драпировки и объектов
изображения
Раздел 5. Выставка
работ

34

1

33

4

0

4

Создание собственного
художественного
произведения
Выставка собственных
изобразительных работ

2

0

2

2

0

2

144

12

132

5.
5.1

5.2

Итого

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Творческий
показ.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного
искусства.
Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства.
Практика: Произвольная тема самостоятельного создания изобразительной
работы, целью которой является понимания умений студийцев.
1.2. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство студийцев с правилами безопасности при рабате с
предметами для изобразительного искусства.
Раздел 2. Композиция «Белый фон».
2.1. Белый цвет в композиции.
Теория: Познакомить учеников с особенностями работы с белым цветом.
Практика: Изображение цвета белого фона.
2.2. Форма объекта.
Теория: Знакомство с разными формами объектов: шар, куб, конус.
Практика: Набросок карандашом разных форм и объектов.
2.3. Перспектива и тени, полутени цвета.
Теория: Знакомство с особенности перспективы, тени и полутени.
Практика: Прорисовка композиции в черно-белом цвете с изображением
тени, полутени и объема.
Раздел 3. Композиция «Цветной фон».
3.1. Цвет в композиции.
Теория: Знакомство с сочетанием цветов в композиции.
Практика: Определение бликов в другом цвете.
3.2. Форма цветного объекта.
8

Теория: Повторение материала «Форма объекта».
Практика: Изображение цветных форм и объектов на ватмане.
3.3. Перспектива и тени, полутени цвета.
Теория: Знакомство с особенности использования перспективы, тени,
полутени и бликов, с цветными объектами.
Практика: Прорисовка композиции акварелью в цвете с изображением тени,
полутени и объема.
Раздел 4. Натюрморт
4.1. Перспектива и сочетания предметов.
Теория: Изучение ближнего и дальнего предмета.
Практика: Изображение предмета в перспективе.
4.2. Перспектива и сочетания цвета.
Теория: Ознакомление с особенностями изменения цвета в перспективе.
Практика: Прорисовка драпировки с нанесением тени и полутени.
4.3. Тени, полутени, блики драпировки и объектов изображения.
Теория: Знакомство с сочетанием теней, полутеней и бликов на натюрморте.
Практика: Изображение акварелью натюрморта.
Раздел 5. Выставка работ
5.1. Создание собственного художественного произведения.
Практика: Написание самостоятельной художественной работы.
5.2. Выставка собственных изобразительных работ.
Практика: Оформление художественной выставки, работ нарисованных за
учебный год.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
• сформировано уважительное отношение к творчеству как своему, так и
других людей;
• понимают этические норм поведения;
• развита
самостоятельность
в
поиске
решения
различных
изобразительных задач;
• развиты духовные и эстетические потребности;
• умеют работать в коллективе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умеют проговаривать последовательность действий;
• умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
• умеют работать по предложенному педагогом плану;
• умеют отличать верно выполненное задание, от неверного;
9

умеют совместно с педагогом и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умеют отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• умеют добывать новые знания;
• умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от педагога;
• умеют перерабатывать полученную информацию;
• умеют делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• учитывают разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• сформированы высокие нравственные качества - настойчивость,
выдержка, трудолюбие, целеустремленность;
• умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся будут знать:
1. Теоретические основы изобразительного искусства.
2. Этапы работы над картиной.
3. Законы художественной деятельности.
4. Принципы построения изобразительной композиции.
•

Обучающиеся будут уметь:
1. Пользоваться средствами изобразительного искусства.
2. Налаживать коммуникацию в коллективе.
3. Отличать разные виды изобразительного искусства.
4. Рассовать, используя пропорцию и тени.
5. Выстраивать художественную композицию.

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
1
31 мая
258
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

4

144

2 раза в
неделю по
2 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы:

Образовательные порталы:
1. https://hudozhka.online - Первая детская художественная онлайн-школа
2. https://www.hudozhnik.online - Художественная школа «Художник Онлайн»
3. https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/onlayn - Третьяковская
галерея онлайн

3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности
образовательной программы.

11

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
художественной деятельности обучающихся. Главным показателем
успешного освоения программы являются участие в выставках работ.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица,
отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
12

Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний.
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое
мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в
полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выставка художественных работ.
Этапы работы обучающегося над итоговой выставкой:
1.
Организационно-подготовительный
этап
заключается
в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
выставочных работ.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговая выставка художественных работ за
год.

13

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендованной для педагогов:
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Издво Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г.
Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия. – 2010
4. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. –
М.: АСТ,
5. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь,
Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009
7. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008
8. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические//
Дошкольное воспитание. – 2009
9. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта.
Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО Воронежской
обл. «РМЦ», 2019
10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
11. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия
Лебедева, 2012
12. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по
приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
13. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН,
2003
Список литературы для детей и родителей:
1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник
школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей
семье. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016
3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В. Калинина.
- М.: Сфера, 2009
4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2019
5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка
мастеров. - М.: Альпина Паблишер, 2016
6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018

14

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование)

Выбери один правильный ответ.
1. Что такое стиль в искусстве?
а) художественное отношение художника;
б) обобщенное представление о действительности;
в) почерк, приемы, особенности

2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка:
а) шрифт;
б) каллиграфия;
в) иллюстрация.
3. Художник, изображающий море.
а) маринист
б) анималист
в) баталист
г) портретист
4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст
а) репродукция
б) иллюстрация
в) рисунок
г) миниатюра
5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?
а) эскиза
б) иллюстрации
в) наброска
г) рисунка
3. Практическая работа.
Нарисовать натюрморт.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».