ОП Шахматы для начинающих 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3
10
12
14

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

16
16
17
18
19
20

2

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Шахматы для начинающих» физкультурно-спортивной
направленности разработана с учетом:
−
Федеральный за кон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
3

−
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так
как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание
шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность
личности, способствует общему развитию и воспитанию детей школьного
возраста.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности
действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс
наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную
значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,
когда-либо придуманных человечеством.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к
обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет
два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с
каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых,
учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в
процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности
ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и
психических свойств личности.
Направленность
Программа
имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Программа ориентирована на развитие интеллектуальных способностей.
Новизной программы является использование нетрадиционных
способов обучения, в том числе:
4

 широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах
шахматной доски;
 применение нестандартных дидактических заданий и игр;
 детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
 преимущественное использование в учебном процессе игровых
положений с ограниченным количеством фигур.
Адресат
В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 15
лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение по
данной программе необходимо знание основ игры в шахматы.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть
игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший
школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом
микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно
если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как
оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что
если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со
стороны учителя.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к
себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность.
Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников,
развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой
точки зрения.
Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
5

Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она
его пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться
трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость,
пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в
общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоциональночувственную сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия,
эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский
характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста:
игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение, получение
знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук.
Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более
высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями,
выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит
снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с
личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно
выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в
той или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе
собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не
собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд,
более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается
реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии.
Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума,
демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается
продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их).
6

Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе
элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка,
смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют
распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает
элемент пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует
фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к
самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои
собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В
эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки,
резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта
(личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск
объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный,
переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него
образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми
средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения
полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным
факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по
сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем
школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят
за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность
интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования,
и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются
прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более
хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 5 часов.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2-3 часа.
7

Объём программы – 180 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Количество детей в группе 12-15 человек.
Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятий: групповые.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, разбор сыгранных партий, решение задач и этюдов, анализ
сыгранных партий, анализ партий мастеров, тематические доклады.
Цель программы: развитие способной детей к логическому и
аналитическому мышлению, через овладение общеразвивающими и
спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Обучающие:
 знакомить с историей шахмат;
 обучать правилам игры в шахматы;
 формировать у обучающихся навыки игры в шахматы;
 знакомить с правилами поведения партеров во время шахматной
игры, обучать детей во время шахматной партии действовать в соответствие
с эти правилами.
 обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий;
 содействовать активному использованию полученных знаний в
процессе игровой практики за шахматной доской.
2. Развивающие:
 развивать
все
сферы
мышления,
память,
внимание,
наблюдательность, воображение;
 способствовать
активизации
мыслительной
деятельности
дошкольника;
 развивать у обучающихся умения сравнивать, выявлять и
устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и
объяснять ход решения учебной задачи.
8

3. Воспитательные:
 воспитание
усидчивости,
целеустремленности,
воли,
организованности, уверенности в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
1.2.

№п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.
4.1.
4.2.
4.3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Всего
часов

Общие сведения о шахматной игре
История шахмат
Сила шахматных фигур
Ходы шахматных фигур
Шахматная доска
Шахматная нотация
Шах, мат, пат, ничья
Практическая ига
Анализ сыгранных партий
Анализ партий мастеров
Законы дебюта
Центр, мобилизация
Безопасность, ловушки
Дебютный репертуар

64
4
4
6
2
8
2
18
10
10
33
19
6
8

Законы миттельшпиля
Комбинация
Связка
Двойной удар
Отвлечение, завлечение
Перезагрузка
План игры
Законы эндшпиля
Реализация материального перевеса
Правило квадрата
Оппозиция
ИТОГО

43
6
6
6
8
4
13
40
32
4
4
180

Теорети
ческие
занятия
30
4
2
2
1
4
1

Практи
ческие
занятия
34

8
8
16
10
2
4

2
4
1
4
1
18
2
2
17
9
4
4

26
4
4
4
5
3
6
28
24
2
2
100

17
2
2
2
3
1
7
12
8
2
2
80

Формы
аттестации /
контроля
Опрос
Запись партий

Опрос, анализ
сыгранных
партий,
практическая
игра
Опрос, анализ
партий
мастеров

Опрос, анализ
сыгранных
партий,
наблюдение

9

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: Общие сведения о шахматной игре
Теория: Знакомство с зарождением возникновением древней игры –
шахматы. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра.
Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями.
Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Знакомство с
шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Учить сравнивать фигуры между собой. Находить фигуры в ряду
остальных. Рассказ о позициях «мат» и «пат». Варианты ничьей. Примеры на
пат.
Практика: Игры «Шахматные поля», «Почтальон», «Горизонталь»,
«Вертикаль» Дидактические игры - задания: «Атака неприятельской
фигуры», «Взятие», «Защита». Дидактическое задание "Пат или не пат".
Раздел 2: Законы дебюта
Теория: Познакомить детей с новыми понятиями «дебюд». Учить детей во
время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами
поведения партнеров во время шахматной игры. Познакомить с новыми
понятиями «ловушка», «детский мат».
Практика: Игра всеми фигурами из начального положения (без объяснения
как лучше начинать шахматную партию). Закреплять знания детей
полученные на предыдущих занятиях. Отработка точности расчета
правильных ходов. Практические упражнения. Игра детей друг с другом.
Дидактическая игра «Два хода»
Раздел 3: Законы миттельшпиля
Теория: Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в
эндшпиль.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
Раздел 4: Законы эндшпиля
Теория: Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций, решение задач. Анализ партий лучших шахматистов.

10

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
По итогам реализации программы первого года обучения дети должны:
 знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали,
диагонали, центр;
 знать правильное название шахматных фигур и правила их хода и
взятия каждой фигуры;
 уметь ставить шах, мат, пат, и защищаться от них;
 уметь применять в игре простейшие тактические удары;
 уметь решать простые шахматные задачи;
 уметь взаимодействовать фигурами в игре.
Метапредметные результаты:
 уметь сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения;
 уметь самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи;
 уметь применять тактики в игре.
Личностные результаты:
 знать значимость усидчивости и терпения;
 уметь добиваться своей цели;
 уметь организовывать свою тактику игры;
 уметь самостоятельно принимать решения.

11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
Дата
обучения начала
обучения

Дата
Общая Количес
окончания продол тво
обучения жител учебных
ьность недель
(кален
дарны
х дней)
1 сентября 31 мая
258
36

Колич
ество
часов
в
недел
ю

Количест
во
учебных
часов в
год

Режим
занятий

1 год

5

180

2 раза в
неделю
по 2-3
часа

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 2, кабинет №2.
Оборудование кабинета:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1
штука;
• шахматные часы – 6 штуки;
• вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками –10 штук;
• стол учителя;
• столы ученические;
• стулья;
• шкаф.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
образование в соответствии с направленностью программы.
Методическое обеспечение
Методики преподавания:
Словесные методы обучения
•
Рассказ - этот метод предполагает устное повествовательное
изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. В
работе используется рассказ-вступление который подготавливает учащихся к
восприятию нового учебного материала, а так же рассказ-заключение обычно
проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные
12

мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей
самостоятельной работы по этой теме.
•
Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы
вопросов, постепенно подводящих обучающихся к усвоению системы
фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает
разговор преподавателя с обучающимися.
Наглядные методы обучения
•
Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих
визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует
наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности,
позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так
же развивающего эффекта.
Практические методы обучения
Во время использования практических методов обучения применяются
приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного
стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической
работы, выявления причин недостатков, корректирования обучения для
полного достижения цели.
Дидактические игры и игровые задания:
• «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
«Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
• «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и
просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так,
чтобы суммы очков в армиях преподавателя и ребенка были равны.
• «Выигрыш
материала». Педагог на демонстрационной доске
расставляет положения, в которых белые должны достичь
материального перевеса.
• «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
• «Шах или мат». Шах или мат черному королю?
• «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
• «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
• «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король
отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
• «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел
на угловое поле.
• «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у
черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов
материалы: тестовое задание (Приложение 1).

разработаны

оценочные

13

2.4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
3. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
6. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк:
2004.
7. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
8. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда
Севера, 1997- 2000.
9. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.:
Высшая школа, 1990.
10.Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия,
1990.
11.Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт»,
1966.
Для обучающихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль,
1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.:
РиПДЛ-Классик, 2006.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоги педагогической диагностики обследования детей по программе «Шахматы для
начинающих»
№

ФИ
ребенка

Знание
шахматных
фигур
Название
шахматных
фигур

Шахматная
доска

Умеют играть
по
частям,
знают
правила
Правила хода Расположение
и
взятия между
каждой
партнерами;
фигуры
расстановка
фигур

Увлечение
игрой

Итог

Горизонталь
вертикаль,
диагональ

Условные обозначения:
2 - высокий уровень.
1 – средний уровень
0 – низкий уровень
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень: Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали
и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает
важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли,
выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие,
внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия,
обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить,
анализировать. Умеет записывать шахматные партии.
Средний уровень: Интерес у детей к шахматной игре не
продолжительный. Ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Шахматные партии записывает с помощью взрослого.
Низкий уровень: Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной
игре. Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не
называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их
отличия. Не умеет записывать шахматные партии.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».