СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………7 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….11 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….12 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...12 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..14 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16 2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..18 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Актёрское мастерство» разработана с учетом: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». 3 − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность ДООП обусловлена запросами общества, сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. О необходимости самореализации и развития творческого потенциала говорится и в Концепции развития дополнительного образования. В процессе обучения по программе «Актёрское мастерство» обучающиеся овладевают навыками театрального искусства. Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в том, что посредством театральной деятельности естественным образом происходит формирование личности, складывается определенная система ценностей, развивается чувство ответственности за общее дело, стимулируется развитие основных психофизических процессов обучающихся. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбию. Отличительные особенности данной программы Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей театральной деятельности. При написании программы были рассмотрены программы дополнительного образования по актёрскому мастерству для учащихся 5-11 классов Агапова И.А. «Школьный театр. Создание, организация, пьесы для 4 постановок» и Генералова И.А. «Театр. Пособие для дополнительного образования». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. Новизна программы Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся. Полученные знания позволят подросткам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся разделяются на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2 группа 14-17 лет. В каждой группе 15-20 человек. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл. Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности- В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности- Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. ДООП «Актерское мастерство» рассчитана на 1 год обучения (324 часа, из них: 23 часа отводится на теорию, а 301 час – на овладение практическими навыками). 5 Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 9 часов, 3 раза в неделю по 3 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, творческий показ. Цель программы: формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка средствами театральной педагогики. Задачи программы: Образовательные: 1. Обучать основам сценической грамоты; 2. Расширять знания в области театрального искусства; 3. Вызывать интерес к самостоятельному и творческому поиску; 4. Обучать саморегуляции и самоконтролю; 5. Формировать умение самостоятельно получать знания, применять их в практической деятельности и в новой ситуации; 6. Учить создавать образы с помощью жеста и мимики; Развивающие: 1. Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма; 2. Развивать творческие артистические способности детей; 3. Развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности; 4. Развивать художественный вкус и творческую активность; Воспитательные: 1. Воспитывать эстетический вкус; 2. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему миру, активную жизненную позицию; 3. Прививать любовь к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству; 4. Формировать такие качества как целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность. 6 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1. Тема Раздел 1. Теоретикоаналитическая работа Количество часов Всего Теория Практика 9 9 0 Формы контроля Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства. К.С. Станиславский «Этика». 3 3 0 Педагогическое наблюдение. Устный опрос 3 3 0 3 3 0 105 4 101 2.1. Техника безопасности на занятиях по сценическому движению. Раздел 2. Сценическая речь Дыхание и голос. Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос 12 1 11 2.2. Дикция. 21 1 20 2.3. Орфоэпия. 21 1 20 Педагогическое наблюдение 2.4. Речь в движений. 21 1 20 Педагогическое наблюдение 2.5. Работа над текстом. 30 0 30 Педагогическое наблюдение 3. Раздел 3. Сценическое движение 96 6 90 3.1. Тренинг подготовительный. Сценическая акробатика. Парная акробатика. 12 0 12 42 3 39 42 3 39 105 4 101 4.1 Раздел 4. Актерское мастерство Одиночные этюды. 21 1 20 4.2 Парные этюды. 21 1 20 4.3 Я предмет. 21 1 20 1.1. 1.2. 1.3. 2 3.2. 3.3. 4. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 7 4.4 4.5 5. 5.1 Наблюдение за животными. Актерский анализ роли. 21 1 20 21 0 21 Раздел 5. Концертноисполнительская деятельность Показ спектакля 9 0 9 9 0 9 324 23 301 Итого Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Творческий показ. 8 1.3 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа. 1.1 Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства. Теория: Что такое театр и театральное творчество. Для чего нужен театр в наше время. Виды театров и театральных жанров. 1.2 К.С. Станиславский «Этика». Теория: Разбор и анализ книги К.С. Станиславский «Этика». 1.3 Техника безопасности на занятиях по сценическому движению. Теория: Объяснение техники безопасности на занятиях по сценическому движению. Раздел 2. Сценическая речь. 2.1 Дыхание и голос. Теория: Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь». Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата. Практика: Выявление типа дыхания учащихся. Воспитание навыков смешанно–диафрагмального типа дыхания. Освоение дифференцированного вдоха и выдоха (короткий вдох – длинный выдох). Развитие и укрепление среднего регистра голоса. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком. 2.2 Дикция. Теория: Общие сведения об устройстве и функционировании речевого аппарата. Практика: Развитие артикуляционного аппарата при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики), правильная постановка языка при произношений гласных и согласных звуков. 2.3 Орфоэпия. Теория: Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове. Практика: Отработка правил орфоэпии на примерах, специально подобранных и адаптированных к возрасту прозаических отрывков или стихотворений. 2.4 Речь в движений. Теория: Правила и особенности произношения во время физических действий. Практика: Изучение речевых особенностей при выполнений физических действий, с использованием элементов сценического движения и жонглирования тремя мячами. 2.5 Работа над текстом. Практика: Наработка умения выразительного и осмысленного чтения. Проведение чтений и разборов текстов. Работа над текстом. Чтение простейших нераспространенных предложений. Наработка умения грамотно читать с листа. 9 Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно. Раздел 3. Сценическое движение. 3.1 Тренинг подготовительный. Практика: Улучшение и развитие физических показателей студийцев, по средствам умеренной нагрузки мышечной системы. 3.2 Сценическая акробатика. Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения элементов. Практика: Изучения начальных элементов акробатики таких как: кувырок вперед и назад, кувырок в перышке, кувырок с предметом, кувырок через предмет, рыбка вперед и назад. 3.3 Парная акробатика. Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения элементов. Практика: Изучения начальных элементов парной акробатики таких как: трактор, нло, флажок, титаник, падение, прыжок через партнера. Раздел 4. Актерское мастерство. 4.1 Одиночные этюды. Теория: Изучение особенностей работы над этюдом. Практика: Работа над одиночными этюдами на тему: поставить стул, открыть окно, опоздание, находка, ожидание. 4.2 Парные этюды. Теория: Изучение особенностей работы над парным этюдом. Практика: Работа над этюдами на тему: школа, гости, конфуз, находка, прогулка. 4.3 Я предмет. Теория: Изучение особенностей работы на сцене во время исполнения неодушевленного предмета. Практика: Разработка и показ этюдов «Я предмет», особенностью которых являет показ неодушевленных предметов по правилам сценической формы. 4.4 Наблюдение за животными. Теория: Изучение и наблюдение животных. Практика: Разработка и показ этюдов на тему: «Животные», направленные на освоенные органичной пластики на сцене, а так же актерского внимания. 4.5 Актерский анализ роли. Практика: Проба ножками на сцене и присвоение характера, предлагаемых обстоятельств персонажа. Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность 5.1 Показ спектакля. Практика: Вынесение спектакля на показ зрителю. 10 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей; • умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные универсальные учебные действия: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности – высокие нравственные качества; • воспитать готовность и потребность к театральной деятельности; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты освоения программы. Обучающиеся будут знать: 1. Теоретические основы актёрского мастерства; 2. Этапы работы над спектаклем; 3. Законы сценического действия; 11 4. Принципы построения литературной композиции; 5. Основы сценической речи. Обучающиеся будут уметь: 1. Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; 2. Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; 3. Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; 4. Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; 5. Строить диалог с партнером на заданную тему; 6. Правильно выстроить физическую органику в пространстве. 12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 1 31 мая 272 сентября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 9 288 3 раза в неделю по 3 часа 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, актовый зал; ул. Гастелло, 57а, кабинет №3. Помещения соответствует санитарным нормам. 2. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Образовательные порталы 1. https://www.act-place.com/online - Онлайн школа актерского мастерства «АКТ-ПЛЭЙС». 2. https://oteatre.info/news/ - Всё о театрах России. 3. https://a-a-ah.ru/lists/teatr-online – Театральные постановки онлайн. 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, импровизационные способности. 13 В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются участие в творческих показах. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа. 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень Правильное понимание предлагаемых обстоятельств. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Оценочные материалы - Приложение 1. 2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал 14 излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выступление на сцене. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация публичного выступления на сцене. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговое выступление на творческом показе. 15 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендованной для педагогов Основная литература: 1. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2006. 2. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2010. 3. Втицкая Л.П. Образование в России - стратегия выбора. - СПб.: издво РГПУ им. А И Герцена, 1998. 4. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913. 5. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л, 1948. 6. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. 7. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 8. Пирогов Н.И. Избранные педагогич. сочинения - М., 1953. 9. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. - Спб.: СПбАППО, 2009. 10. Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и работы над ними. - Санкт-Петербург, 2010. 11. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий очерк. - Тула, 1977. 12. Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. - М., 1911. 13. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т Т. 1 - М, 1962. Научные статьи: 14. Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности/ О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №1 - с.49-51. 15. Богданова О.А. Театр ка пример коллективной творческой деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) /О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №3. -с.54-55. 16. Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановления школьной секции съезда. // Школа и жизнь. 1916. № 2. 17. Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2008. - №5. с.84-87. 18. Гук Т.А. Школьный театр «Вдохновение»/ Т.А. Гук// Директор школы. - 2006. - №2. - с.107-108. 19. Зайцев А. О социальной роли театра/ А.Зайцев// Искусство в школе. - 2011. - №4. - с.49-50. 16 20. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и активности школьников/ И.В. Зотова// Искусство и образование. - 2008. - №3. - с.127-132. 21. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г. 22. Машевская С.М. Эволюция идей школьного театра [XVI в.нач.XXв; 30-е гг. XX в. до наших дней]// Я вхожу в мир искусств. - 2012. №2. 23. Нагорный А. Мы выбираем театр// Воспитание школьников. - 1997. - №3 - с.35-39. 24. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С. 20-22. 25. Никитина А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования. 26. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности/ Пеня Т.Г.// Искусство и образование. - 2001. - №1. - с.23-28. 27. Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (По секциям и комиссиям) //Вестник воспитания 1914 №5. 28. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе. - 1994. - №2 - с.39-45. 29. Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного образования детей и его роль в их успешном профессиональном самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2013. - №5. - с.139-141. Список литературы, рекомендованной для обучающихся 1. «Работа актера над собой. О технике актера» К.С. Станиславским,2018. 2. «Не верю! Воспоминания» К.С. Станиславским, 2013. 3. «Искусство актера в его настоящем и будущем» Н. В. Демидов,2004. 4. «Типы актера» Н. В. Демидов,2004. 5. «О действенном анализе пьесы и роли» М.О. Кнебель, 2014 17 Приложение 1 Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса. Выбери один правильный ответ. 1.Первое театрализованное представление состоялось в 534 году до н. э. в? -Афинах -Фивах -Риме -Македонии -Спарте 2.Когда отмечается Международный день театра? -27 апреля -27 марта -27 августа -27 мая 3. Практическая работа. Сыграть этюд. 18