ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 10 12 14 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 15 15 18 18 19 20 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный стилист» (далее – программа) разработана с учетом: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Программа «Юный стилист» имеет социально-гуманитарную направленность. В ходе программы осваивается сфера профессиональной деятельности: «человек – художественный образ». Программа ориентирована на развитие художественных способностей и склонности к парикмахерскому искусству, на развитие чувства стиля и умение создать индивидуальный образ. Актуальность программы обусловлена запросами общества, сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В современных условиях у детей достаточно много теории и доступа к информации, но слишком мало практической деятельности. Для профессионального самоопределения детям необходимо попробовать на практике работу в выбранном ими направлении. Художественное творчество объединяет духовное и практическое начало. Это способствует гармонизации развития личности и развитию творческих способностей и творческого потенциала каждого обучающегося, который испытывает потребность в самовыражении. Именно этим и объясняется присущая тяга к художественному творчеству через освоение парикмахерского искусства. Парикмахерское искусство - это одно из древнейших ремесел, имеющих многовековую историю. Причёска - это форма придаваемая волосам, которая помогает создать индивидуальный образ. Программа предусматривает обучение детей и подростков искусству плетения кос и созданию причесок на их основе, а также маникюру и уходу за кожей лица. Адресат программы. Программа рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся: в объединение принимаются все желающие дети в 4 возрасте от 10 до 17 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей в возрасте от 10-ти до 17-ти лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого 5 зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивают эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. 6 Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Количество детей в группе 12-15 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 360. Программа рассчитана на два года обучения, первый год обучения - 180 часов и второй год обучения – 180 часов. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю для первого года обучения 5 часов, для второго – 5 часов, 2 раза в неделю по 2-3 часа. 7 Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. Программа является разноуровневой, предполагает два уровня сложности. Первый год обучения – стартовый уровень. Предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний в области парикмахерского искусства. Второй год обучения – базовый уровень. Предполагает более глубокое изучение теоретического материала, усложнение практических заданий, расширение спектра умений и навыков парикмахерского искусства. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, мастерские. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, готовое изделие, контрольное упражнение, творческие отчеты, конкурсные мероприятия, выполнение творческой самостоятельной работы. Цель: развитие творческого потенциала обучающихся средствами парикмахерского искусства. Задачи первого года обучения (стартового уровня): Обучающие: • познакомить с историей развития парикмахерского искусства; • познакомить с инструментами, материалами и средствами по уходу за волосами, ногтями и кожей; • научить приемам плетения кос; • научить основным приемам выполнения маникюра. Развивающие: • формирование устойчивого интереса детей и подростков к парикмахерскому искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; • развитие художественно-эстетические способностей у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; • развитие индивидуальности личности у детей и подростков. Воспитательные: 8 • воспитание устойчивого интереса к творчеству как эталону красоты; • воспитание аккуратности, самостоятельности; • воспитание дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении поставленных целей. Задачи второго года обучения (базового уровня): Обучающие: • познакомить с историей прически; • научить выполнять «исторические» прически; • сформировать у обучающихся базовые умения и навыки парикмахерского искусства; • расширить знания, умения и навыки выполнения маникюра. Развивающие: • формирование устойчивого интереса детей и подростков к парикмахерскому искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; • развитие художественно-эстетические способностей у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Воспитательные: • воспитание устойчивого интереса к творчеству как эталону красоты; • воспитание аккуратности, самостоятельности; • воспитание дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении поставленных целей. 9 1.2. №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы ВВЕДЕНИЕ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ВОЛОС САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА КОЖИ ПЛЕТЕНИЕ КОС ПРИЧЕСКИ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» ПРИЧЕСКА УХОД ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА МАНИКЮР ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Всего: Общее количество часов 1 год – стартовый уровень 2 год – базовый уровень Всего Теория Практи Всего Теория Прак ка тика 2 2 0 1 1 0 10 6 4 0 0 0 0 0 0 8 3 5 86 0 0 18 0 0 68 0 0 0 76 31 0 13 7 0 63 24 27 53 2 180 6 13 0 45 21 40 2 135 0 61 3 180 0 11 0 35 0 50 3 145 Всего по программе 360 часов Первый год обучения №п/п Название темы Всего часов Теорет Практ Формы ически ически контроля е е заняти заняти я я 2 0 Беседа 6 4 Беседа 2 10 3 ВВЕДЕНИЕ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ВОЛОС ПЛЕТЕНИЕ КОС 86 18 68 4 УХОД ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА 27 6 21 5 МАНИКЮР 53 13 40 6 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2 1. 2. Всего: 180 2 45 Выполнение творческой самостоятельно й работы Беседа, контрольные упражнения Контрольные упражнения Творческий отчет 135 10 Второй год обучения №п/п Название темы Всего часов Теорет Практ ически ически е е заняти заняти я я 1 0 3 5 3 ВВЕДЕНИЕ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА КОЖИ ПРИЧЕСКИ 76 13 63 5 «ИСТОРИЧЕСКАЯ» ПРИЧЕСКА 31 7 24 6 МАНИКЮР 61 11 50 7 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 3 1 2 ИТОГО 1 8 180 3 35 Формы контроля Беседа Беседа Выполнение творческой самостоятельно й работы Выполнение творческой самостоятельно й работы Контрольные упражнения Творческий отчет 145 11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения – стартовый уровень Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. Теория: Ознакомление детей и подростков с особенностями работы объединения «Шпильки». Организация рабочего места. Краткий экскурс в историю парикмахерского искусства, зарождение умения приумножать и сохранять женскую красоту. Проведение инструктажей по технике безопасности. Раздел 2: САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА. Теория: Изучение строения волоса его состав. Рассмотрение болезней таких как: жирная и сухая себорея, педикулез, методы борьбы с ними. Обучение элементарному массажу головы и правильному расчесыванию волос двумя руками одновременно. Ознакомление с народными средствами лечению волос в домашних условиях, составление рецептов. Практика: Ознакомление с народными средствами лечению волос в домашних условиях, составление рецептов. Практическое упражнение по правильному расчесыванию волос двумя руками одновременно. Раздел 3 ПЛЕТЕНИЕ КОС. Теория: Демонстрация презентации по историческому возникновению кос. Обучение основным способам плетения из двух, трех, четырех прядей. Особенности выполнения жгута из волос, их виды и способы закрепления. Варианты проборов. Особенности плетения косы «Рыбий хвост» из двух прядей. Французская коса ее история возникновения и происхождения названия. Практика: Отработка способов плетения французской косы с односторонним прихватом, двухсторонним прихватом и вывернутую косу. Выполнение косы «Снизу – вверх» особенности плетения и положения головы во время плетения. Выполнения кос из 4 и более прядей, особенности плетения и закрепления кос. Изготовления украшений для волос из текстильных материалов, полимерной глины или пластики, бисера. Изготовление пастижерных изделий. Раздел 4: УХОД ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА. Теория: Изучение строение кожи особенности разных типов кожи. Ознакомления с особенностями ухода за жирной, нормальной и сухой кожей лица. Обучение основным приемам нанесения аквагрима, таких как: роспись кистью, ватной палочкой, губкой. Практика: Определение типа кожи, нанесение рисунков на тело, выполнение аквагримма. Нанесение макияжа. Раздел 5 МАНИКЮР. Теория: Изложение краткой истории развития маникюра и найлдизайна. Рассмотрение видов маникюра, таких как: европейский маникюр, обрезной маникюр, французский маникюр и др. Ознакомление с инструментами для маникюра и способами держания инструмента. Изучение выполнения правильного массажа кистей рук. Изучение особенностей 1.3. 12 выполнения европейского и классического маникюра. Правильное нанесение декоративного лака на ногтевую пластину. Практика: Выполнение массажа кистей рук. Нанесение декоративного покрытия на ногтевую пластину. Выполнение дизайна ногтей с помощью зубочисток, губки и др. Второй год обучения – базовый уровень Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. Теория: Организация рабочего места. Проведение инструктажей по технике безопасности. Раздел 2: САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА КОЖИ. Теория: Изучение болезней кожи головы, пути заражения и методы борьбы с ними. Ознакомление с народными средствами по уходу за кожей лица. Практика: Способы изготовления экологической косметики. Составление рецептов. Изготовление экокосметики. Раздел 3: ПРИЧЕСКИ. Теория: Изучение инструментов, приборов и приспособлений для укладки волос. Обучение основным приемам работы с приборами и для укладки волос. Освоение выполнения причесок на основе различных кос и их комбинаций. Выполнять прически на разной длине волос для школьниц. Освоение мастерства выполнения вечерних и праздничных причесок на разной длине волос. Способы закалывания волос. Понятия симметрии и ассимметрии в прическе. Практика: Отработка приемов работы с инструментами, приборами и приспособлениями для укладки. Закрепление полученного материала, выполнение причесок различной сложности. Раздел 5: «ИСТОРИЧЕСКАЯ» ПРИЧЕСКА. Теория: Демонстрация презентации по историческому возникновению причесок. Демонстрация создания прически. Практика: Создание каркаса. Тупирование и начес. Закрепление каркаса. Создание прически. Раздел 6: МАНИКЮР. Теория: Гигиена рук. Изучение классического обрезного маникюра, пирсинга ногтей. Изучение дизайна ногтей. Обучение рисованию плоской кистью на ногтевой пластине. Рассмотрение особенностей мужского маникюра как средство личной гигиены. Практика Выполнение классического обрезного маникюра, пирсинга ногтей. Выполнение различной сложности дизайна ногтей. Практическое закрепление полученного материала. 13 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Предметные результаты: Обучающиеся первого года (стартового уровня) должны знать : историю развития парикмахерского искусства; инструменты, материалы и средства по уходу за волосами, ногтями и кожей; приемы плетения кос; разные виды маникюра; типы кожи. Должны уметь: плести косы из двух и более прядей; определять типы кожи; наносить макияж; самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях. Обучающиеся второго года (базового уровня) должны знать: историю развития прически; виды причесок; болезни кожи, профилактику кожных заболеваний; научить выполнять «исторические» прически; сформировать у обучающихся базовые умения и навыки парикмахерского искусства; расширить знания, умения и навыки выполнения маникюра. Должны уметь: различать и называть прически; самостоятельно выполнить рисунок на ногтевой пластине; создавать прически на основе кос; создавать «исторические» прически; выполнять аквагрим. применять в работе полученные знания, умения и навыки. Личностные и метапредметные результаты указаны за весь срок реализации программы. Личностные результаты: дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; устойчивый интерес к творчеству как эталону красоты; аккуратность, самостоятельность; умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия: 1.4. 14 умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям педагога; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные универсальные учебные действия: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; Коммуникативные универсальные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября Дата Общая окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 31 мая 258 31 мая 258 Количес Количес Количес Режим тво тво тво занятий учебны часов учебны х недель х часов 36 180 180 36 180 180 2 раза в неделю по 2-3 часа 2 раза в неделю по 2-3 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 7, кабинет №6. Помещение соответствует санитарным нормам. Оборудование учебного кабинета: − тумбы с зеркалами 3шт. − стол педагога 1шт. − стул педагога 1шт. − ученические столы 3 шт. − стулья 15 шт. − расчески 20 шт. − ноутбук 1шт. − шкаф книжный 1шт. 2. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, реализующий программу должен иметь высшее педагогическое образование соответствующее направленности программы, высшую квалификационную категорию. 3. Методическое обеспечение В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. 16 На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений и позволяют обучающимся овладеть азами профессий – парикмахер, визажист, стилист. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к профессиям парикмахерского искусства используются формы занятий: групповые и виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, мастерские. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: контрольное упражнение, выполнение творческой самостоятельной работы. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Методические материалы: − Технологические карты (Приложение 2); − схемы плетения кос; − журналы: ANIMA особенный журнал о красоте; − книги: «Длинные волосы. Причёски от классики до гламура»; «Стильные прически», «Прически для девочек в школу, 9-11лет: 35 вариантов на каждый день и для праздника». 17 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдение, готовое изделие, контрольное упражнение, конкурсные мероприятия, выполнение творческой самостоятельной работы. Итоговая аттестация проходит в форме творческого отчета, необходимо представить свой индивидуальный образ. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные материалы: экспертный лист оценки контрольного упражнения (Приложение 1). 18 2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1. ANIMA особенный журнал о красоте -2015.№2 (26). 2. Вольфе Б. Аквагрим.25 необычных образов/ Пер. с англ.-М:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.-64с. 3. Константинов А.В. Как стать парикмахером. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей. М.:2002.-215 с. 4. Кудинова Л.А. Длинные волосы. Причёски от классики до гламура. М.: Издательство «Эскимо», 2008-86с. 5. Ногтевой сервис //журнал- 2005/3 6. «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.- 400с.:ил. 7. Спецвыпуск «1001 совет и секрет»//журнал-2015.№ 12 8. Спецвыпуск «1001 совет и секрет»//журнал-2015.№70 9. Спецвыпуск «1001 совет и секрет»//журнал -2015. №106 10. Спецвыпуск «1001 совет и секрет»//журнал-2015,№ 108 11. Сыромятникова И.С. История причёски. М.:2008 -50с. 12. Торлецкая Т.А. Парикмахерское искусство, СПб, 2010-248с. 13. Стильные прически //журнал -2015№ 11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ 1. Десятки идей для ваших ногтей//журнал- 2015.№3 2. Красивые косички для девочек от 7 до 10лет. – М.:Эксмо, 2014. 64с.:ил. 3. Прически для девочек в школу, 9-11лет:35 вариантов на каждый день и для праздника. - М.:Эксмо,2015.-64с.: ил. 4. Романенко.С., Тарасова Т. Причёски, стрижки, маникюр, педикюр своими руками М.: Издательство «Эскимо», 2011-106с. 5. Снегивева А. Все для девочек. О дружбе и любви. – М.:ООО 19 Экспертный лист оценки контрольного упражнения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФИО обучающегося _________________________________________ Название контрольного упражнения ____________________________ Критерии Отлично балла – 3 Хорошо – 2 Удовлетворите балла льно – 1 балл Соответствие контрольному упражнению Техника выполнения Работа с инструментами Аккуратность выполнения Итого баллов При выполнении контрольного упражнения каждый этап оценивается отдельно, по сумме набранных балов в каждом этапе балов определяется оценка. 0-6 баллов – оценка «2» неудовлетворительно, 7-8 баллов – оценка «3» удовлетворительно, 9-10 баллов – оценка «4» хорошо, 11-12 баллов – оценка «5» отлично. 20 Кроссворд на тему «Парикмахерское искусство» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 По горизонтали: 1.Героиня сказки братьев Гримм. 3.Легкий начес волос. 4.Хожу брожу не по лесам, а волосам и по усам. И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. 5. Косметическая процедура по обработке ногтей и уход за руками. 6. Разновидность заколки для моделирования прическ. 7. Средство для мытья волос. 8. Сплетенные вместе три и более прядей волос. 9. Растение из семян которого изготавливают масло для укрепления волос. 10. Электрический прибор для укладки и сушки волос. 11.Частичное окрашивание волос тонкими прядками. По вертикали: 2. Профессия по созданию модного и стильного образа. 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 22 23 24 25