ОП Чудеса своими руками 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………

3

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН …………………………………………………… 11
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………… 13
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………

16

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………….

18

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………...

18

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………..

20

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………….

20

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

2

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Чудеса своими руками» (далее – программа) разработана с
учетом:
−
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3

−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
−
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Художественное творчество объединяет духовное и практическое
начало. Это способствует гармонизации развития личности и развитию
творческих способностей и творческого потенциала каждого обучающегося,
который испытывает потребность в самовыражении. Именно этим и
объясняется присущая тяга к художественному творчеству через освоение
декоративно-прикладного творчества. В ходе программы осваивается сфера
профессиональной деятельности: «человек – художественный образ».
Актуальность программы обусловлена тем, что в современном мире
стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и
нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративноприкладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает
развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство
стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.
Для большинства девочек характерно инстинктивное желание
создавать в доме уют и заботу о своих близких. Декоративно-прикладное
творчество стимулирует творческий поиск обучающихся, способствует
созданию оптимальных условий для развития личности каждого ребенка в
различных видах трудовой деятельности сообразно его способностям и
возможностям.
Одним из самых гармоничных способов выражения душевных порывов
является рукоделие. Работа с бисером позволяет возродить русские традиции
проведения досуга и воспитания девочек. Неуловимое очарование ручной
вышивки способно сотворить истинное чудо с обыкновенной вещью.
Вышивка остается одним из самых любимых видов творчества. Ее простота и
элегантность подчеркивают вкус и стиль, доставляют радость. Вязание любимое и широко распространенное ремесло. Постигнув его секреты,
4

можно без особых затрат изготовить не только качественный, но и
неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом.
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки
учащихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного
цикла, а также снижением познавательного интереса к предметнопрактической деятельности детей, возникает потребность в создании
дополнительных образовательных программ в области декоративноприкладного творчества.
Адресат программы. Программа рассчитана на широкий возрастной
спектр обучающихся: в объединение принимаются все желающие дети в
возрасте от 8 до 15 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка
на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки
не требуется. Данная программа разработана с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет.
Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть
игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший
школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким
исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом
микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно
если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как
оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что
если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со
стороны учителя.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям
дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в
движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более
приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений,
выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по
большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон.
Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно
выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в
одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную
общественную роль. Обычно потребности младших школьников
первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к
себе большего внимания, чем остальные.
Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их
потребности приобретают еще и общественную направленность.
Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников,
развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой
точки зрения.
5

Познавательная
деятельность
характеризуется
излишней
эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная
совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают
немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки
аналитической деятельности и умение рассуждать.
Качество восприятия информации характеризуется наличием
аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат
эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она
его пугает, то он не будет ее воспринимать.
Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера
ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого
зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он
проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего
мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться
трусость и лживость.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость,
пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в
общении.
Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в
решении жизненных задач, а также увеличивают эмоционально-чувственную
сферу.
Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия,
эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский
характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста:
игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.
Основным видом деятельности подростка является учение, получение
знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук.
Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более
высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению.
Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями,
выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит
снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с
личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно
выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в
той или иной деятельности.
Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач,
активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе
собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не
собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд,
более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается
6

реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии.
Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума,
демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается
продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их).
Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе
элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка,
смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют
распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает
элемент пунктуальности.
Формирование причинно-следственных связей и логических
умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении.
Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить
коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует
фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к
самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои
собственные суждения.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В
эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность,
неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки,
резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта
(личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск
объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный,
переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него
образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
людей.
На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает
половое созревание. Одной из существенных особенностей личности
подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми
средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения
полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным
факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по
сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем
школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят
за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность
интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования,
и дружба носит более длительный характер.
Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная
активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются
прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более
хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Количество детей в группе 12-15 человек.
7

Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 504.
Программа рассчитана на три года обучения, первый год обучения - 144
часов, из них на теорию – 35 часов, на практику – 109 часов, по 4 часа в
неделю, второй год обучения - 180 часов, из них на теорию – 35 часов, на
практику – 145 часов, по 5 часов в неделю, третий год обучения - 180 часов,
из них на теорию – 33 часов, на практику – 147 часов, по 5 часов в неделю.
Продолжительность занятия 40 минут, в день 2-3 занятия, перерыв между
занятиями 10 минут.
Форма реализации программы – традиционная модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение двух лет обучения.
Программа является разноуровневой, предполагает два уровня
сложности.
Первый год обучения – стартовый уровень. Предполагает обеспечение
обучающихся общедоступными и универсальными формами организации
учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий,
приобретение начальных знаний в области декоративно-прикладного
искусства.
Второй и третий год обучения – базовый уровень. Предполагает более
глубокое изучение теоретического материала, усложнение практических
заданий, расширение спектра умений и навыков.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: беседа, практические занятия, мастер-классы,
мастерские.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, готовое изделие, творческие отчеты, конкурсные мероприятия,
выполнение творческой самостоятельной работы.

8

Цель: формирование у детей потребности к саморазвитию через
обучение основам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Задачи первого года обучения (стартового уровня):
Обучающие:
 формирование трудовых навыков и умений, технологических знаний;
 знакомство
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;
 формирование умения самостоятельно планировать свою работу, а
также оказывать взаимопомощь;
 изучение свойств различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами; обучение
приемам самостоятельной разработки изделий.
Развивающие:
 активизация творческой деятельности;
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию обучающихся;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 воспитание трудолюбие, потребности в труде;
 привитие любви к культуре, воспитание вкуса;
 воспитание желания совершенствовать свои знания, стремление к
самообразованию и пополнению новых знаний;
 воспитание аккуратности.
Задачи второго года обучения (базового уровня):
Обучающие:
 закрепление и расширение знаний и умений полученных на первом
году обучения;
 формирование трудовых навыков и умений, технологических знаний;
 изучение свойств различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами;
 обучение приемам самостоятельной разработки изделий.
 закрепление умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
 совершенствовать умения и навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
 активизация творческой деятельности;
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию обучающихся;
9

 развитие мелкой моторики рук;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 воспитание трудолюбие, потребности в труде;
 привитие любви к культуре, воспитание вкуса;
 воспитание желания совершенствовать свои знания, стремление к
самообразованию и пополнению новых знаний;
 воспитание аккуратности.
Задачи третьего года обучения (базового уровня):
Обучающие:
 формирование трудовых навыков и умений, технологических знаний;
 изучение свойств различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами;
 обучение приемам самостоятельной разработки изделий.
 закрепление умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
 совершенствовать умения и навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
 активизация творческой деятельности;
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию обучающихся;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
 воспитание трудолюбие, потребности в труде;
 привитие любви к культуре, воспитание вкуса;
 воспитание желания совершенствовать свои знания, стремление к
самообразованию и пополнению новых знаний;
 воспитание аккуратности.

10

1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№п/п
1

Вводное занятие

2

Теорети
ческие
занятия
2

2

Бисероплетение

70

16

54

6

3

3

2.2
2.3
2.4
3

Изготовление изделий на проволоке.
Схемы плетения
Изготовление цветов
Плетение в одну нить. Виды цепочек
Плетение в две нити
Вышивка

22
21
21
70

4
4
5
17

18
17
16
53

3.1
3.2

Изонить. Вышивка по картону
Ручные швы

10
14

5
4

5
10

3.3
3.4
4

Вышивка лентами
Вышивка бисером
Итоговое занятие

23
23
2

4
4

19
19
2

Итого

144

35

109

Практи
ческие
занятия

Формы
аттестации /
контроля
Беседа
Готовое
изделие
Наблюдение
Наблюдение
Готовое
изделие

2.1

Название темы

Всего
часов

Практи
ческие
занятия

Формы
аттестации /
контроля
Беседа
Готовое
изделие
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Готовое
изделие
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Творческий
отчет

Второй год обучения
№п/п

Название темы

Всего
часов

1

Вводное занятие

1

Теорети
ческие
занятия
1

2

Бисероплетение

95

16

79

2.1
2.2
3

Изготовление цветов
Изготовление деревьев
Вышивка

37
58
81

7
9
18

30
49
63

3.1

Вышивка бисером

27

6

21

Наблюдение

3.2
3.3
4

Вышивка лентами. Стимпанк
Объемная вышивка
Итоговое занятие

27
27
3

6
6

21
21
3

Итого

Наблюдение
Наблюдение
Выставка
работ

180

35

145
11

Третий год обучения
№п/
п

Название темы

1

Вводное занятие

3

Теорети
ческие
занятия
3

2

Пальчиковое вязание

20

2

3

Вязание крючком

62

8

54

4

Вязание на спицах

93

20

73

5

Итоговое занятие

2

Итого

Всего
часов

180

Практи
ческие
занятия

18

2
33

Формы
аттестации /
контроля
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Готовое
изделие
Выставка
работ

147

12

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: История появления вышивания и бисероплетения. Профессии,
связанные с вышиванием. Необходимые материалы и инструменты. Техника
безопасности при работе с иглами, ножницами.
Раздел 2: Бисероплетение
2.1 Изготовление изделий на проволоке. Схемы плетения
Теория: Инструменты, материалы и приспособления для изготовления
изделий из бисера. Хранение бисера. Организация рабочего места. Хранение
иголок. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Плетение
двумя концами проволоки. Закрепление навыка параллельного, игольного и
петельного способов низания. Чтение схем плоских фигур.
Практика: Плетение фигурок (паучка, змейки, мотылька, жучка,
ёлочки, зайца, черепашки, рыбки). Выполнение изделия, закрепление
проволоки.
2.2 Изготовление цветов
Теория: Знакомство с искусством плетения цветов, разнообразием
форм и расцветок. Составление композиций.
Практика: Плетение лилии, незабудки, ромашки. Составление букета
из сплетённых цветов.
2.3 Плетение в одну нить. Виды цепочек
Теория: Техника выполнения цепочки «крестик». Отработка навыков
плетения на проволоке. Чтение схем плоских фигур.
Практика: Параллельный способ низания. Игольный способ низания.
Петельный способ низания. Применение этих способов низания на практике.
2.4 Плетение в две нити
Теория: Техника плетения в две нити.
Практика: Плетение в две нити. Применение всех способов низания на
практике.
Раздел 3: Вышивка
3.1 Изонить. Вышивка по картону
Теория: Подбор игл, нитей, ножниц. Нанесение рисунка на картон.
Приемы вышивания геометрических фигур. Технология запяливания ткани.
Практика: Выполнение вышивки по картону. Практическое
закрепление полученного материала.
3.2 Ручные швы
Теория: Классификация и технология швов. Определение длины
рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Способы закрепления нити
на ткани.
Практика: Выполнение ручных швов. Практическое закрепление
полученного материала.
3.3 Вышивка лентами
13

Теория: Хранение лент. Уход за вышитыми изделиями. Технология
выполнения вышивки шелковыми лентами.
Практика: Выполнение стежков лентами. Практическое закрепление
полученного материала.
3.4 Вышивка бисером
Теория: Технология выполнения вышивки бисером.
Практика: Выполнение вышивки крестиком. Практическое закрепление
полученного материала.
Раздел 4: Итоговое занятие
Практика: Творческий отчет
Второй год обучения
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: Техника безопасности при работе с иглами, ножницами.
Необходимые материалы и инструменты для работы.
Раздел 2: Бисероплетение
2.1 Изготовление цветов
Теория: Технология выполнения параллельного плетения. Технология
выполнения кругового плетения. Составление композиции из цветов.
Практики: Выполнение изделия, закрепление проволоки. Плетение
различных цветов. Практическое закрепление полученного материала.
2.2 Изготовление деревьев
Теория: Технология выполнения параллельного плетения. Технология
выполнения кругового плетения.
Практики: Выполнение изделия, закрепление проволоки. Плетение
различных деревьев. Практическое закрепление полученного материала.
Раздел 3: Вышивка
3.1 Вышивка бисером
Теория: Технология вышивки бисером в разных техниках.
Практика: Выполнение счетной вышивки бисером. Выполнение
вольной техники вышивки бисером. Практическое закрепление полученного
материала.
3.2 Вышивка лентами. Стимпанк
Теория: Технология выполнения вышивки шелковыми лентами.
Технология Стимпанк.
Практика: Выполнение вышивки цветов шелковыми лентами.
Практическое закрепление полученного материала.
3.3 Объемная вышивка
Теория: Технология выполнения объемной вышивки с использованием
проволоки.
Практика: Выполнение вышивки пейзажа в объемной технике
вышивания. Практическое закрепление полученного материала.
Раздел 4: Раздел 4: Итоговое занятие
Практика: Подготовка работ к выставке.
14

Третий год обучения
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: Виды вязания, инструменты и приспособления для вязания.
Техника безопасности при выполнении вязания
Раздел 2: Пальчиковое вязание
Теория: Подбор ниток для вязания. Технология выполнения вязания на
пальцах. Технология соединения деталей.
Практики: Выполнение изделия создание шарфа, подушки пончика.
Соединение деталей.
Раздел 3: Вязание крючком
Теория: Технология выполнения вязания крючком. Условные
обозначения, чтение схем вязания.
Практика: Выполнение воздушных петель, столбики без накида,
столбики с накидом. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с
накидом. Выполнение практической работы вязание салфетки. Вязание
прихватки «Клубнички». Вязание игрушек.
Раздел 3: Вязание на спицах
Теория: Подбор ниток и спиц. Технология выполнения вязания на
спицах. Условные обозначения, чтение схем вязания. Способы убавления и
прибавления петель.
Практика: Выполнение набора петель, вязание изнаночных и лицевых
петель. Выполнение накидов и соединительных петель. Вязание косынки и
шарфа-воротника.

15

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Предметные результаты:
Обучающиеся первого года (стартового уровня) должны знать :
 организацию рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
инструментами;
 историю зарождения вышивки, бисероплетения, как вида декоративноприкладного творчества;
 способы переноса рисунка на ткань;
 основы технологии выполнения вышивки, бисероплетения;
 законы цветовой гармонии, цветовой круг, спектральные цвета.
Должны уметь:
 владеть простыми методами, приемами и способами работы,
инструментами и приспособлениями для вышивания и бисероплетения;
 закреплять ленты в ткани;
 выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами и
использование в композиции изделия;
 составление простой композиции для изделия;
 уметь оформлять готовую работу,
 самостоятельно читать и составлять схемы;
 определить необходимые материалы и инструменты.
Обучающиеся второго года (базового уровня) должны знать:
 организацию рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
инструментами;
 технологии выполнения вышивки, бисероплетения.
Должны уметь:
 владеть основными методами, приемами и способами работы,
инструментами и приспособлениями для вышивания и бисероплетения;
 выполнять все виды швов, элементов вышивки лентами и использование в
композиции изделия;
 составление сложной композиции для изделия;
 уметь оформлять готовую работу,
 самостоятельно читать и составлять схемы;
 определить необходимые материалы и инструменты.
Обучающиеся третьего года (базового уровня) должны знать:
 организация рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
инструментами;
 историю зарождения вязания, как вида декоративно-прикладного
творчества;
 технологии выполнения вязания крючком и спицами;
 виды петель.
Должны уметь:
16

 владеть методами, приемами и способами работы, инструментами и
приспособлениями для вязания;
 вязать спицами и крючком;
 уметь оформлять готовую работу;
 самостоятельно читать и составлять схемы,
 определить необходимые материалы и инструменты.
Личностные и метапредметные результаты указаны за весь срок
реализации программы.
Личностные результаты:
 дисциплинированность,
трудолюбие,
упорство
в
достижении
поставленных целей;
 устойчивый интерес к творчеству как эталону красоты;
 аккуратность, самостоятельность;
 умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
 умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их
исправлять;
 умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
 умение следовать при выполнении задания инструкциям педагога;
 умение понимать цель выполняемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,
группе;
 координировать
различные
позиции
во
взаимодействии
с
одноклассниками;
 принимать общее решение;
 контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
 умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета,
передавать в связном повествовании полученную информацию.

17

РАЗДЕЛ
2.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучен начала
ия
обучения

Дата
Общая
окончания продолжит
обучения
ельность
(календар
ных дней)
31 мая
258

1 год

1
сентября

2 год

1
сентября

31 мая

3 год

1
сентября

31 мая

Количес Количес Количес Режим
тво
тво
тво
занятий
учебны часов
учебны
х недель
х часов
36

144

144

258

36

180

180

258

36

180

180

2 раза в
неделю по
2-3 часа
2 раза в
неделю по
2-3 часа
2 раза в
неделю по
2-3 часа

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
− Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, кабинет №6.
− Помещение соответствует санитарным нормам.
− стол учителя -1;
− стул учителя - 1
− ученические столы - 3;
− стулья - 15;
− наглядные пособия - 20;
− ноутбук - 1.
2. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования,
соответствующий
установленным
требованиям
к
педагогическим
работникам, имеющий высшее педагогическое образование по профилю
программы, высшую квалификационную категорию.
3. Методическое обеспечение
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
18

На
занятиях
используются
объяснительно-иллюстративные,
практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При
комплексном использовании все эти методы способствуют формированию
метапредметных и личностных умений. Используются формы занятий:
групповые и виды занятий: лекции, беседы, практические занятия, мастерклассы, мастерские.
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся.
Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной
мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его
интеллектуальные, психологические и физические особенности для
достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся:
выполнение творческой самостоятельной работы. Это позволяет судить о
сформированности предметных компетенций.
Методические материалы:
Для занятий используется методическая литература по декоративноприкладному творчеству, истории искусства дизайна, методические
разработки занятий, в том числе открытых, мастер-классы по различным
техникам вышивки. Обучающиеся на занятиях пользуются книгами и
схемами по вышивке, вязанию и бисероплетению, схема цветового круга,
схемы композиций готовых изделий и образцы самих изделий, журналами по
рукоделию, образцами вышивки.
Тематика занятий строится с учетом интереса обучающихся, их
возможностей и желаний.
Методические пособия по бисероплетению
https://educontest.net/ru/467768/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%
D0%B1%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BB%
D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E/
http://go.mail.ru/redir?src=88e7cc&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkp
KLbS169ILEvMyy9L1MutNNQrKtXPzEtJrdDPTS3JT8lMzkgtzs5PjS_IL85Pykz
VN9A1NGdgMDQ1MzUwNzUyM2FoWRT15sLic0tKyhzroyXigAAMBQfYw&user_type=37
методические
пособия
по
вышивке
лентами
http://go.mail.ru/redir?src=65570e&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLX
z07M1qvKSyxJ1Ssq1U_JTy7Wz8xLSa3QNTYwMzPTyyjJzWFgMDQ1MzUwN
zU1MWSYG_yrqCfNxTLtZJ0yk6pONQA5kBaZ&user_type=37
методические пособия по вышивке
http://go.mail.ru/redir?src=8264fc&via_page=1&type=sr&redir=eJwVyjEK
wjAUgOFs3sStvqQaFRfRzcETOKX2QR5J80ISCxXcvYW3c3NzECfr9PPBb0uJe
QMQcuRUjJlC2Tr2BtoObIPVNAHxoqbZK7cm0AInkakAWqpalAS5hI6LNzS2WJ24xw5c0P_
Vv2QLfUOK4hmI6EUHqp5Urr9ULs9t_363R_fJ6HyfR42_4AtEs0fA&user_type=37
19

методическое пособие по вынивке по картону «Изонить»
http://go.mail.ru/redir?src=3ca7ac&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1
8_MS8svLcrP1isq1c9NLclPyUzOSC3Ozk_VLcgvzk_KBNG6mVX5eZklmbqZJY
k5uYnFusYmRobGlmZ6GSW5OQwMhqZmpgbmphbmlgzHV69rTQxMPAWg92KqzF2jACI1yR0&user_type=37
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: беседа,
наблюдение, готовое изделие, творческие отчеты, конкурсные мероприятия,
выполнение творческой самостоятельной работы.
Итоговая аттестация проходит в форме выставки творческих работ
обучающихся.
На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет
взаимоконтроль и взаимооценка.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для изучения образовательных результатов
материалы: Приложение 1.

разработаны

оценочные

20

2.5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
1. Ануфриева
М.А.
Большая
энциклопедия
рукоделия.М.
АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019
2. Волшебная изонить/Т.В.Ивановская.- М.:РИПОЛ классик, 2013
3. Вышивка ленточками/ Людмила Деньченкова. – М.: Эксмо,2010.-64 с.:
ил. – (Азбука рукоделия).
4. Еременко Т. И., Лебедева Л. И. Стежок за стежком. - М.: Малыш, 2008
5. Еременко Т.И. Рукоделие.- М.: 2006
6. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. – Ростов-на-Дону 2004.
7. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
8. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
9. Моя энциклопедия вышивки: Шелковые ленты/Пер. с фран. – М.:
Издательская группа «Контент»,2015. – 80 с.; цв. ил.
10.Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
11.Третьякова Е. И. Русское кружево. - СП б.: Лениздат,2009
12.Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на
проволоке. – Ростов-на-Дону 2004.
13.Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Интернет –ресурсы:
14.Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
15.Cайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
2. ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
3. Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по разделу «Ручные швы»
Вариант 1
Отметьте все правильные ответы.
1. Прямыми ручными стежками выполняют строчки:
А) сметочные
Б) наметочные
В) копировальные
Г) подшивочные
Д) для образования сборок
2. Строчки временного назначения:
А) сметочная
Б) обметочная
В) копировальная
Г) подшивочная
Отметьте один правильный ответ
3. Пуговица пришивается с ниточной ножкой, если
А) ткань толстая
Б) ткань тонкая
4. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен быть:
А) контрастные
Б) соответствует цвету ткани
В) любой

5. К какой терминологии относится данное графическое

изображение?
А) обметать
Б) заметать
В) выметать
6. Установите соответствие между термином и его определением.
Термин

1. Шов
2. Строчка
3. Стежок
4. Длина стежка
5. Ширина шва
6. Срез

Значение термина
А - переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Б - место соединения деталей
В - расстояние от среза детали до строчки
Г - ряд повторяющихся стежков.
Д – край ткани
Е - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

22

Тест по разделу «Ручные швы»»
Вариант 2
Отметьте один правильный ответ
1. Укажите название терминологии
Временно соединить две детали сметочными стежками, накладывая одну деталь на
другую
А) приметать
Б) наметать
В) сметать
2. Отделку на изделие пришивают нитками
А) любыми
Б) в цвет ткани
В) контрастными
3. Как закрепляют нитку при выполнении ручных работ?
А) не имеет значения, как закрепить нитку
Б) с помощью узелка в начале и в конце строчки
В) в начале с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя-тремя стежками

4. Как называется данный шов?
А) сметочный
Б) копировальный
В) петлеобразный
5. Для предохранения от осыпания срезов детали используется шов:
А) обметочный (косой)
Б)подшивочный (косой)
В) обметочный (петельный)
6. Установите соответствие между термином и его определением.
Термин
Определение
1 – сметать
А – временно соединить две детали сметочными стежками, наложив одну деталь на
другую
2 – наметать
Б – временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочной строчкой
3 – заметать
В – временно соединить две или несколько деталей сметочными стежками

23

Тест по разделу «Ручные швы»
Вариант 3
Отметьте все правильные ответы
1. Косыми стежками выполняют строчки:
А) обметочные
Б) копировальные
В) для образования сборок
Г) подшивочные
Д) наметочные
2. По способу выполнения ручные швы делятся:
А) ручные
Б) машинные
В) механические
Отметьте один правильный ответ
3. Укажите название терминологии – временно закрепить подогнутый край изделия
или детали сметочными стежками
А) сметать
Б) выметать
В) заметать

изображение?
А) обметать
Б) заметать
В) выметать

4. К какой терминологии относится данное графическое

5. Какие требования предъявляют при выполнении копировального шва?
А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см, высота 0,5 см
Б) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см, высота 1 см
В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 1 см, высота 0,7…1 см
6. Установите соответствие между названием
и изображением

24

Тест по разделу «Ручные швы»

Вариант 4
Отметьте один правильный ответ
1. Какие строчки удаляют после стачивания изделия?
А) временного назначения
Б) постоянного назначения
В) их не убирают совсем

2. Укажите применение данного шва
А) для отделки изделия
Б) для подшива низа изделия
В) для предохранения изделия от осыпания
1. Укажите название терминологии – соединить части деталей или мелкие части
детали с основной деталью сметочной строчкой
А) наметать
Б) приметать
В) пришить
4. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) приметать
Б) пришить
В) наметать
Г) заметать
Отметьте все правильные ответы
5. Строчки постоянного назначения
А) стачные
Б) обметочные
В) копировальные
Г) петельные
6. Установите соответствие между названием и
обозначениями

25

Тест по разделу «Ручные швы

Вариант 5
Отметьте один правильный ответ
1. Каким образом удаляют сметочную строчку после стачивания?
А) выдергивают нить, обрывая ее руками
Б) разрезают ножницами через каждые 10-15см и вынимают с помощью колышка
В) разрезают ножницами в начале и в конце строчки и выдергивают
1. Меловые линии проводят:
А) с одной стороны
Б) с двух сторон

1.
Как называется данный шов?
А) обметочный (косой стежок)
Б) обметочный (прямой стежок)
В) обметочный (петельный)
4. Какие требования предъявляют при выполнении сметочной строчки?
А) длина стежка 2см, расстояние между стежками 2 см
Б) длина стежка 1…1,5см, расстояние между стежками 1…1,5см
В) длина стежка 1см, расстояние между стежками 2 см
5. К какой терминологии относится данное графическое
изображение?
А) приметать
Б) наметать
В) пришить
6. Установите соответствие между термином и его определением.
Термин
Определение
1 – пришить
А – обработать срезы детали предохраняя их от осыпания
2 – выметать
Б – соединить части деталей или мелкие части с основной деталью сметочной
строчкой
3 – обметать
В – выправить и временно закрепить сметочной строчкой края деталей
4 - приметать
Г – прикрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение

26

Тест по разделу «Ручные работы»

Вариант 6
Отметьте один правильный ответ
1. К какой терминологии относится данное описание – подогнуть срез детали на 1см и
проложи строчки прямыми стежками на расстоянии 0,5 см от сгиба
А) обметать
Б) заметать
В) выметать
2. К какой терминологии относится данное графическое изображение?

А) приметать

Б) наметать
В) пришить
3. Установите соответствие между термином и его определением.
Термин
Значение термина
1. Шов
А - край ткани.
2. Строчка
Б - расстояние от среза детали до строчки
3. Стежок
В - ряд повторяющихся стежков
4. Длина стежка
Г - место соединения деталей.
5. Ширина шва
Д – переплетение ниток между двумя проколами иглы
6. Срез
Е - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Отметьте один правильный ответ
4. Какие требования предъявляют при выполнении обметочной строчки?
А) расстояние от среза 1см, расстояние между стежками 1 см
Б) расстояние от среза 0,5см, расстояние между стежками 0,7…1см
В) расстояние от среза 0,5см, расстояние между стежками 0,5 см
5. Для чего применяется копировальный шов?
А) для временного соединения деталей одежды
Б) для переноса линий с одной стороны детали на другую
В) для отделки изделия
Отметьте все правильные ответы
6. Прямыми ручными стежками выполняют строчки:
А) сметочные
Б) наметочные
В) копировальные
Г) подшивочные
Д) для образования сборок

27

Тест по бисероплетению
Фамилия, имя обучающегося ____________________________________
Задание: подчеркни правильные ответы (их может быть несколько).
1. Из чего изготавливают бисер?
- Бумага;
- Дерево;
- Стекло;
- Железо;
- Пластмасса;
- Пластилин;
- Керамические материалы;
- Ягода.
2. Какого вида бисера НЕ существует?
- матовый;
- глянцевый;
- зеркальный;
- бензиновый;
- перламутровый.
3. Подпишите под картинками название техник плетения на проволоке

4.Что везли финикийские купцы из Африки?
- природную соду,
- серу;
- стекло.
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?
- смолу;
- стекло;
- камень.
6. Назовите родину бисера.
7. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?
- Ломоносов;
- Менделеев;
- Толстой;
- Мессинг.

28

Тест по теме «вышивка лентами»
1. Вышивка лентами имеет довольно долгую историю, берущую своё начало в?
а) Исландии;
б) Франции;
в) Древней Греции;
г) Африке
2. В каком году до нашей эры изготовила ткань из шелковых нитей?
а)в 2640;
б) 1158;
в)3894;
г)550
3. В какой стране король любил украшать лентами одежду и предметы интерьера?
а) Людовик XIV;
б) Людовик X;
б) Людовик I;
г) Людовик III;
4. Когда произошел расцвет вышивки лентами ?
а) во 2 половине XII века;
б) в 1 половине XIX века;
в) во 2 половине XIX века;
г) во 2 половине XIII века
5. Как называется игла которой вышивают лентами ?
а) гобеленовая;
б) синель
в) цыганская игла
г) бисерная игл
6. Вышивая лентой, необходимо учесть, что длина не должна превышать?
а) 50 см;
б) 65 см;
в) 85 см;
г) 1 м
7. Ленту выводим на лицевую сторону и обвиваем горизонтально расположенную иглу, ,
придерживая витки пальцами руки, иглой прокалываем ткань около первого прокола и
выводим иглу на изнаночную сторону. На лицевой поверхности ткани образуется шов .
Этот шов называется ?
а) франзузкий;
б) рококо;
в) ленточный;
г) стебельчатый
8. Каким швом вышивают листья цветов?
а) франзузким;
б) ленточным;
в) рококо;
г) гладким
9. Как называется узор состоящий из звездочки( с 5 лучами)
а) узор роза;
б) узор роза на паутинке;
в) узор роза на каркасе;
г) варианты б и в верны
10. Как называется инструмент при помощи которого при натягивании ткани можно
ровно и аккуратно вышивать лентами ?
а) пяльцы;
29

б) рамка;
в) варианты а и б верны;
г) нет правильного варианта ответа
Ответы на тестовые задания
1. Вышивка лентами имеет довольно долгую историю, берущую своё начало в?
в) Древней Греции;
2. В каком году до нашей эры изготовила ткань из шелковых нитей?
а)в 2640;
3. В какой стране король любил украшать лентами одежду и предметы интерьера?
а) Людовик XIV;
4. Когда произошел расцвет вышивки лентами?
в) во 2 половине XIX века;
5. Как называется игла которой вышивают лентами?
а) гобеленовая;
б) синель
в) цыганская игла
6. Вышивая лентой, необходимо учесть, что длина не должна превышать?
б) 65 см;
7. Ленту выводим на лицевую сторону и обвиваем горизонтально расположенную иглу, ,
придерживая витки пальцами руки, иглой прокалываем ткань около первого прокола и
выводим иглу на изнаночную сторону. На лицевой поверхности ткани образуется шов .
Этот шов называется ?
а) франзузкий;
8. Каким швом вышивают листья цветов?
б) ленточным;
г) гладким
9. Как называется узор состоящий из звездочки( с 5 лучами)
б) узор роза на паутинке;
в) узор роза на каркасе;
г) варианты б и в верны
10. Как называется инструмент при помощи которого при натягивании ткани можно ровно
и аккуратно вышивать лентами?
а) пяльцы;

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».