ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 8 12 17 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 19 19 20 21 21 22 2 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ты экологичный» (далее – программа) разработана с учетом: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе. Программа заключается в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей. Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Адресат. Данная программа рассчитана на детей от 10 до 13 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей от 10 до 13 лет При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника. 4 Суть изменения – в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактному мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются для этого все условия. В 10-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии. Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности учащихся средних классов. Можно говорить о возникновении в начале подросткового возраста наиболее благоприятного периода для формирования основ абстрактнологического мышления. Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития, при этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым создавая у преподавателя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике. С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в четкие системы. Школьники, только начинающие учиться в средней школе, в связи с низким уровнем сформированности абстрактно-логического мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом. Количество детей в группе 15-17 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 288. Программа рассчитана на два года обучения, первый год обучения - 144 часа и второй год обучения – 144 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю для первого года обучения 4 часа, для второго – 4 часа, 2 раза в неделю по 2 часа. 5 Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. Программа является разноуровневой, предполагает два уровня сложности. Первый год обучения – стартовый уровень. Предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний в области экологических связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Второй год обучения – базовый уровень. Предполагает более глубокое изучение теоретического материала, усложнение практических заданий, расширение спектра умений и навыков. Прививать основы экологической культуры школьникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: лекции, практические занятия. Теория и практика в программе неразрывно связаны друг с другом, таким образом, освоение материала в основном проходит в процессе практической и творческой деятельности. В программе активно используются различные игровые формы деятельности и здоровьесберегающие технологии. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсные мероприятия, тестирование, выставка творческих работ работа, экологическая викторина. Цели и задачи программы: Первый год обучения Цель: обеспечение усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду. Задачи: Образовательные формировать понятия о роли растений и животных в природе и жизни человека, рациональном использовании животного и растительного мира своей местности и современных проблемах охраны природы; формировать знание о предметах и явлениях окружающего мира; формировать позитивное отношение к родной природе, своей малой родине 6 Развивающие развивать личность обучающегося как представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социально-культурных ценностей; и традиций. развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся; Воспитательные воспитывать отзывчивость и бережное отношение к красоте природы; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; воспитывать потребность в общении с природой; Второй год обучения: Цель: формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира. Задачи: Образовательные расширять знания о строении, функциях и значении растений в природе и жизни людей; формировать основы экологической культуры и рационального природопользования; способствовать формированию первичных представлений о нормах и правилах поведения в природе, и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. Развивающие развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержа-тельном и развивающем досуге; развивать практических умений и навыков корректного взаимодействия с объектами природы; развивать познавательную активность, воображение, внимание, память, творчески способности, речь. Воспитательные воспитывать ответственное отношение к природе, здоровью и жизни. воспитывать потребность в общении с природой; формировать экологическую культуру; прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру. 7 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Первый год обучения № 1. 1.1. 1.2. Тема Я и природа Введение в мир экологии Живая, неживая природа Всего 14 2 Количество часов Теория Практика 4 10 0 2 6 2 4 1.3. Вещества и материалы 6 2 4 2. 2.1. Экомир Планета Земля - наш общий дом 16 6 2 2 14 4 2.3. Экологическая игра «Поле чудес» 2 0 2 2.4. Дидактические игры по экологии 8 0 8 3. 3.1. Экокласс Сила леса 26 4 11 2 15 2 3.2. Лес и климат 4 2 2 3.3. Сохранение леса 4 2 2 3.4. Изменение климата в России 2 1 1 3.5. Хранители воды IV 2 1 1 3.6. Вода России: Лаборатория чистой воды Сокровища Чёрного моря 6 2 4 2 1 1 Итоговое занятие 2 0 2 3.7. 3.8. Формы контроля Педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Презентация исследовательских проектов Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Дидактическая игра «Знатоки экологии» по пройденному 8 материалу Экологичный образ жизни Чистый город начинается с тебя 22 10 12 4 2 2 4.2. Наш дом. Ничего лишнего 4 2 2 4.3. Как жить экологично в мегаполисе Сохранение редких видов 4 2 2 4 2 2 История вещей и экономика будущего Итоговое занятие Растительный мир Виды растений 4 2 2 2 66 4 0 8 2 2 58 2 4. 4.1. 4.4 4.5. 4.6. 5. 5.1. 5.2. Как выбрать грунт для рассады 2 2 0 5.3. Посадка растений 10 0 10 5.4. Уход за растением. 20 4 16 5.5. Оформление ёмкостей 28 0 28 5.6. Итоговое занятие ИТОГО 2 144 0 35 2 109 Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Выставка работ Второй год обучения № Тема Количество часов Теория Практика 5 7 2 0 1. 1.2. Природный край Вводное занятие Всего 12 2 1.3 Что такое природа? 2 1 1 1.4. Что нас окружает? Растения в городе, 2 1 1 Формы контроля Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое 9 1.5. чистота улиц, акция Осенние красоты наблюдение 2 1 1 Работа с природным материалом Угадай кто я 2 0 2 2 0 2 Я и моё здоровье Что мы знаем о здоровье и иммунитете? Полезные и вредные привычки 24 4 12 2 12 2 4 2 2 2.3. Окружающий мир и мы 4 2 2 2.4. 4 2 2 2.5. Созидательная деятельность человека Я – Здоров! 4 2 2 2.6. Мир вокруг нас 4 2 2 3. 3.1. Экопривычки Экологичный быт 60 4 18 2 42 2 3.2. 4 2 2 3.3. Экологические товары Экомаркировка 4 2 2 3.4. Ноль отходов 6 2 4 3.5. Апсайклинг 8 2 6 3.6. Как уменьшить мусорный след. 4 2 2 3.7. Переработка 12 2 10 1.6. 1.7. 2. 2.1. 2.2. Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Викторина Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, мастер-класс 10 3.8. Гринвошинг 4 2 2 3.9. Эконабор на каждый день 12 2 10 3.10. Итоговое занятие 2 0 2 4. Вторая жизнь вещам Фантазии из пластика 48 4 44 4 2 2 Изготовление поделок из вторсырья Итоговое занятие 42 2 40 2 0 2 144 39 105 4.1. 4.2. 4.3. ИТОГО Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Интеллектуальная игра по экологии " Что? Где? Когда?" Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Выставка поделок. Опрос по изученному материалу 11 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения 1.Я и природа 1.1.Введение в мир экологии Теория: Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. 1.2.Живая и неживая природа Теория: Классификация живой и неживой природы Возникновение жизни. Практика: Дидактическая игра «Живое-неживое». 1.3.Вещества и материалы Теория: Из чего состоят вещества. Свойства и характеристика веществ. Практика: Практическая работа: «Вещества и их свойства» 2. «Экомир» 2.1. Планета Земля - наш общий дом Теория: Земля о её особенностях, свойствах. Растительный мир. Экологические проблемы. Вода-чудо природы. Воздух. Почва. Практика: Динамическая игра «Живая - неживая природа».Игра «Что хорошо, а что плохо?» 2.2. Экологическая игра «Поле чудес» Практика: Проведение экологической игры «Поле чудес» 2.3. Дидактические игры по экологии Практика: Игра с мячом «Воздух, земля, вода». Дидактические игры: « Природа и человек»; «Когда это бывает?»; «Съедобное –несъедобное»; «Четвертый лишний»; «Расположи планеты правильно»; «Полезноенеполезное». 3. «Экокласс» 3.1. Сила леса Теория: Показ анимированной презентации Практика: Игра-викторина «Сила-леса» 3.2. Лесомания Теория: Показ анимированной презентации Практика: Проведение игры «Равновесие», Игровое задание «Лесная газетамолния» 3.3. Изменение климата в России Теория: Показ анимированной презентации Практика: Игровое задание «Взгляд в будущее» 3.4. Хранители воды Теория: Показ анимированной презентации Практика: Игра в настольную игру «Хранители воды» 12 3.5. Вода России: Лаборатория чистой воды Теория: Показ анимированной презентации Практика: Проведение опытов: «Прозрачность и чистота», «Применение воды разного качества.» «Очистка воды». Конкурс детского рисунка «Разноцветные капли» 3.6. Сокровища Чёрного моря Теория: Показ анимированной презентации. Показ видеоролика «Море мусора» Практика: Проведение заданий по изученному материалу «Живая скульптура»; «Разговор начистоту»; «Разделяй с нами»; «Ноль отходов» 3.7. Итоговое занятие Практика: Дидактическая игра «Знатоки экологии» по изученному модулю. 4. Экологичный образ жизни 4.1.Чистый город начинается с тебя Теория: Показ анимированной презентации Практика: Выполнения заданий по изученному материалу: «Спецзадание для экоспасателей» 4.2.Наш дом. Ничего лишнего Теория: Показ анимированной презентации Практика: Выполнения заданий по изученному материалу с карточками. Обсуждение вопросов. 4.3.Какт жить экологично в мегаполисе Теория: Показ анимированной презентации Практика: Проведение игры «Выгодные экопривычки». Изготовление карманной книжечки «Мой лучший экодень» 4.4. Сохранение редких видов Теория: Показ анимированной презентации Практика: 4.5. История вещей и экономика будущего Теория: Показ анимированной презентации Практика: Проведение игрового задания «История вещей»; «Круговорот вещей». 4.6.Итоговое занятие Практика: Тестирование по изученному материалу. 5. «Растительный мир» 5.1. Виды растений Теория: Виды и свойства растения. Классификация по группам. Практика: Выбор растения для посадки. 5.2. Как выбрать грунт для посадки Теория: Состав грунта. Классификация. Какой грунт нужен растениям. 5.3.Посадка растений 13 Практика: Подготовка растения к посадке, подбор ёмкостей для посадки. 5.4.Уход за растением Практика: Уход, поливка растения. Наблюдение за ростом. 5.5. Оформление ёмкостей Практика: Выбор дизайна для ёмкостей. Работ над оформлением. 5.6. Итоговое занятие Практика: Выставка работ 2 год обучения 1. «Природный край» 1.1.Вводное занятие Теория: Знакомство с группой. Цели и задачи обучения по курсу. Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения на занятии. 1.2.Что такое природа? Теория: Что такое природа? Состояние природного мира. Практика: Экскурсия в мир природы. Знакомство с природой города. Наблюдение за состоянием природы. 1.3. Что нас окружает? Теория: Мир вокруг нас. Растения. Животные, птицы. Беседа «Чистота улиц – какая в этом польза?». Практика: Экскурсия – наблюдение. Животные, птицы, растения нашего города. Наблюдение за чистотой улиц. Акция «Сохрани чистоту» (создание плаката). 1.4. Осенние красоты. Теория: Изучение деревьев и травянистых растений нашего города. Практика: Экскурсия. Сбор природного материала. 1.5. Работа с природным материалом. Практика: Творческая мастерская. 1.6. Угадай, кто я? Практика: Разнообразие мира природы. Викторина «Угадай кто я?» 2. «Я и мое здоровье» 2.1.Что мы знаем о здоровье и иммунитете Теория: Что такое здоровье, иммунитет? Что такое витамины? Практика: Просмотр мультфильма «Митя и Микробус». Дидактическая игра «Я полезен для..» 2.2. Полезные и вредные привычки Теория: Привычки, их польза и вред. Практика: Дискуссия «Полезные и вредные привычки». Конкурс рисунков «Вредные привычки – долой!». 2.3. Окружающий мир и мы Теория: Экологические проблемы нашего города. Их влияние на жизнь и здоровье человека. Практика: Беседа о проблемах нашего города и нахождение путей их решения. Конкурс рисунков «Я сделаю этот мир чище». 14 2.4. Созидательная деятельность человека Теория: Созидательная и разрушительная деятельность человека. Практика: Интерактивная игра «Вид деятельности человека». 2.5. Я – Здоров! Теория: Здоровье сбережение. Здоровье сберегающие технологии. С чего начинается здоровье? Я и мое здоровье. Как я могу его сберечь. Практика: Придумать свою зарядку и провести её. 2.6. Мир вокруг нас Теория: Человек и общество. Земля, планета на которой мы живем. Практика: Проведение дидактической игры «Мир вокруг нас: Живая природа, неживая природа, Предметы, созданные человеком» 3. Экопривычки 3.1. Экологичный быт Теория: Принципы экологичного образа жизни. Экономия ресурсов. Одноразовые вещи. Товары местного производства. Практика: Игра «Раздельный сбор мусора», выполнение рисунков, листовок, подготовка сообщений, докладов. 3.2. Экологические товары Теория: Экологичные моющие средства и косметика. Натуральные и искусственные волокна. Экологичный и безопасный для человека и окружающей среды товар. Практика: Игра «Экологичные товары». Игра «Экспертиза, что спрятано внутри мыла, бальзама». 3.3. Экомаркировка. Теория: Экологические нормы и правила производства. Цели разработки экологической маркировки товаров. Виды маркировки. Практика: Свой экознак (проект и его защита). Игра «Экомаркировка». 3.4. Ноль отходов Теория: Правила утилизации упаковки. Отказ от ненужных вещей. Zerowaste- популярная экологическая концепция. Принципы в основе безотходного образа жизни. Практика: Акция «Сбор макулатуры». Акция «Правило 5R». Участие во Всероссийском флешмобе: «Жизнь в стиле «Ноль отходов». 3.5. Апсайклинг Теория: Ответственное потребление. Вторая жизнь вещей. История и традиции. Набор принципов, направленных на сведение к минимальному количеству мусора посредством многоразового использования предметов и вещей. Практика: Новогодний апсайклинг. Эко-Ёлка. Изготовление ёлочных экоигрушек. 3.6. Как уменьшить мусорный след Теория: Уменьшение потребления. Повторное использование и ремонт. 15 Практика: Изготовление поделок из различных ненужных вещей. Игра «Придумать вещам новое назначение». Изготовление тканевой сумки для покупок. 3.7. Переработка Теория: Компостирование. Навоз. Птичий помет. Компост. Преимущества компоста. Анаэробный способ. Эробный способ. Правила использования компоста. Компостер. Плюсы компостера. Виды компостера. Практика: Составление пошаговой инструкции «Садовый компостер своими руками». 3.8. Гринвошинг Теория: Зеленый камуфляж. Зеленое отмывание. Гринвошинг Nielsen (американская компания, крупнейшая независимая фирма, проводящая маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса). Практика: Дидактическая игра «Скрытый гринвошинг». 3.9. Эконабор на каждый день Теория: Международная сертификация. Отдушки. Консерванты. Евролист. Косметические ингредиенты. Минеральное масло. Практика: Изготовление мыла. Карвинг по мылу. 4. Вторая жизнь вещам 4.1.Фантазии из пластика Теория: Преимущества и недостатки пластиковой упаковки. Планета в пластиковой упаковки. Опасный пластик. Значимость и прикладная ценность работы. Практика: Вторичное использование бутылок и одноразовой посуды из пластика 4.2.Изготовление поделок из вторсырья Теория: Использование вторичного сырья в декоративно-прикладном творчестве. Цели и задачи. Практика: Изготовление поделок из вторсырья. 4.3.Итоговое занятие Теория: Повторение и закрепление пройденного материала. Практика: Самопрезентация творческих работ. 16 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: • знают нормы экологической этики нахождения в природной среде; • пользуются полученными знаниями общения с природой; • активизируют деятельность по улучшению природной и преобразованной среды в поселке; • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делают выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения); • оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • умеют работать в группе; • ценят и уважают труд других людей; • заложены основы системного научного мировоззрения обучающихся, осознанного отношения к проблемам взаимовлияния человека и природы. Метапредметные результаты: • умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в паре. • умеют анализировать информацию; •развито правовое мышление и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированы нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; •способны регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; •способны работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметные результаты освоения программы. Первый год обучения: должны знать: • особенности Земли, как единственной живой планеты; • уровни природной среды (живая, неживая природа); • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; • понятие экологии, как науки об общем доме; • экологически сообразные правила поведения в природе. 17 должны уметь: • создавать композиции, поделки из природных материалов; • формулировать правила поведения в природе и следовать им; • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе. Предметные результаты освоения программы. Второй год обучения: должны знать: • характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ. • правила техники безопасности; • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; должны уметь: • формулировать правила поведения в природе и следовать им; • работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять о шибки в работе других участников группы. • определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления. • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья. 18 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября Дата Общая окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 31 мая 258 31 мая 258 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 36 4 144 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 2, кабинет №3. Помещение соответствует санитарным нормам. № Наименование оборудования, Штук п.п программного обеспечения 1. Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Ученический стол 5 4. Стул ученический 10 5. Класс комплект для лабораторных работ ЭХБ Набор учителя – (экология, химия, биология) 1 + 14 набор учащихся в кейсах 6. Лабораторный комплекс для учебной 2 практической и проектной деятельности по естествознанию (ЛКБЭ) 7. Цифровой микроскоп 2 8. Ноутбук 2 Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне профессиональное образование в соответствии с направленностью программы, первую квалификационную категорию. Методическое обеспечение В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, 19 исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию предметных, метапредметных и личностных умений. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к естественнонаучным знаниям используются традиционные формы занятий (лекция, беседа) и нетрадиционные (коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), тьюториалы (групповые занятия по моделированию стандартных и нестандартных ситуаций) и интегрированные занятия. Методические материалы: Методика обучения по Программе «Ты экологичный» состоит из сочетания словесного изложения теоретического материала с показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических и расчетных задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного решения задач, выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности проводятся дидактические игры, интеллектуальные игры. Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсные мероприятия, тестирование, выставка творческих работ, экологическая викторина. Итоговая аттестация проходит в форме выставка творческих работ. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. 20 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Приложения 1-2. Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. Стартовый уровень Внимательность и активность на занятии. Аккуратность выполнения работы. 2. Базовый уровень Аккуратность выполнения работы. Уровень и качество подготовки материала по теме. 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности 1. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Животные водоемов и побережий: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 с. - (Серия «Атлас родной природы») 2. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Животные луга: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Издательство «Эгмонт Россия», 2000. – 64 с. - (Серия «Атлас родной природы») 3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с. 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс».1996.480с. 5. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология: Большая книга леса. М. «Дрофа», 1996. - 240 с. 6. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224 с. 7. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения водоема: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Издательство «Эгмонт Россия», 2000. 64 с. - (Серия «Атлас родной природы») 8. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Издательство «Эгмонт Россия», 2002. - 64 с. - (Серия «Атлас родной природы») 9. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / Под ред. В.Н. Большакова и П.Л. Горчаковского. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,1996. 279 с. 10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2002. 144 с. 11. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва: Мозаика-Синтез, 2002. -128 с. 12. Пожарицкая М.Н. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. Лит., 1987. – 64 с. 21 Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы 1. Мелихова Г.И. Красная книга: Растения мира. – М.: Эксмо, 2014. - 96 с. 2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения луга: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Издательство «Эгмонт Россия», 2002. - 64 с. - (Серия «Атлас родной природы») 3. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985. 239 с. 4. Снегирёв Г.Я. Птицы наших лесов. М.: Издательство «Малыш», 1979. 22с. 5. Кут Роджер. Планета Земля. М.:«РОСМЭН», 1997. – 64 с. 22 Приложение 1 1.Как называют факторы неорганической среды, которые влияют на жизнь и распространение живых организмов? а) Абиотическими. б) Живыми. в) Антропогенными. г) Биотическими. д) Лимитирующие. 2. Какие существуют виды адаптации организмов? а) Этологические виды. б) Только физиологические виды. в) Только морфологические виды г) Морфологические, этологические, физиологические. д) Правовые свойства организмов 3. Какой инженер ввел термин “кислотные дожди”: а) Г. Крутцен. б) Роберт Смит. в) В.И Вернадский. г) Ш. Раулапь. д) Исаченко. 4. Термин «экологическая система» в науку ввел: а) Вернадский. б) Зюсс. в) Тенсли. г) Дарвин. д) Геккель. 5.Что было сделано на первом этапе развития экологии? а) Собрано много видов животных б) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия. в) Научились использовать огонь и орудия труда г) Изучен круговорот веществ д) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни живых организмов. 7. В каком году экология основалась как наука: а) 1954 г. 23 б) 1904 г. в) 1854 г. г) 1860 г. д) 1860 г. 8. Как называется взаимодействие между популяциями, при котором одна из них подавляет другую без пользы для себя а) мутуализм. б) аменсализм. в) комменсализм. г) протокооперация. д) паразитизм. 9.По степени очистки промышленные отходы делятся на: а) Проходящие очистку, непроходящие очистку.+ б) Выбрасываемые поле очистки. в) Периодические и непериодические. г) Организованный и неорганизованный. д) Горячие и холодные. 10.В каком оду был введен термин «биоценоз»? а) В 1990 г. б) В 2003 г. в) В 2000 г. D) В 1877 г. д) В 1999 г. 11. Как называются виды, которые широко распространены на планете? а) Эндемики. б) Убиквисты. в) Космополиты. г) Виоленты. д) Реликты. 12. Каковы основные направления экологии? а) Физическая, химическая, космическая. б) Био-, гидро-, демэкология. в) Гидро-, атмо-, литоэкология. г) Зоо-, фито-, антроэкология. д) Аут-, син-, демэкология. 13. Как называется сфера разума? а) Техносфера б) Биосфера 24 в) Криосфера г) Стратосфера д) Ноосфера 14. Какие вещества способствуют разрушению озонового слоя: а) Неорганические вещества б) Канцерогенные вещества в) Фреоны. г) Тяжелые металлы. д) Гербициды. 15. Какие виды природопользования существуют? а) Общие и индивидуальные. б) Государственные и индивидуальные. в) Общие и специальные. г) Общие и государственные. д) Государственные и специальные. 16. Как называется превращение неорганических за счет энергии света? а) Фотосинтез. б) Фотопериодизм. в) Гомеостаз. г) Климакс. д) Сукцессия. органических соединений из 17. Как называется совокупность всех растительных организмов? а) экотип. б) биофауна в) общество. г) фауна д) флора 18.Что относят к исчерпаемым природным ресурсам? а) Космические. б) Флора, фауна, почва в) Солнечная радиация. г) Воды мирового океана д) Атмосферный воздух. 25 Приложение 2 Тема: Экологическая игра за круглым столом. «Что? Где? Когда?» Цели: 1 .Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, формировать навыки овладения правилами игры; 1. Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь; 2. Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку. Оборудование: Игровое поле: названия секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, изображения животных, черный ящик с муляжами, жребий, табличка «Жюри», лист итогов, песочные часы, гонг, маски петушков, эмблемы ( команде, капитану, игрокам). 1. Организационный момент. Подготовить игровое поле: разложить названия секторов, конверты с заданиями и установить вращающиеся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы и рассаживаются за круглым столом вокруг игрового поля. 1. Сообщение темы и цели игры. Ведущий • Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! -Мы проводим интеллектуальную игру для знатаков природы Что? Где? Когда? За круглым столом собрались участники игры - это ребята из 2-х классов нашей школы. Они должны проявить эрудицию. И смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте с ними познакомимся. 1. Представление команд Ведущий 1. ая команда -«Всезнайки», капитан - Салихов Назих 2. ая команда -«Юные натуралисты.»,капитан- Гарифуллин Инсаф 3. я команда - Друзья природы», капитан Хамидуллин Разил 1. Сообщение правил игры. 1. Сообщение правил игры Ведущий _-Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры. 1. Игра состоит из 10 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле. 2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей -животных. 3. на обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время .когда игрокам разрешается общаться между собой. 26 4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа. 5. подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, уважаемые знатоки, будет компетентное жюри.(Представление членов жюри) Представляю членов жюри: учительница начальных классов Мингалимова Р.Ш., Камалова Г.И. 6. Разрешается вращать барабан капитанам команд по очереди. -Итак, начнем игру! 1. Игра по заданиям РАУНД 1 (Гонг. Вращается стрелка) Ведущий. Внимание! Уважаемые знатоки! Вам выпал сектор 1 «Зеленая аптека» (Открывается конверт под сектором 1, на котором изображен медведь.) • Мудрый Медведь, хозяин лесов, предлагает вам в своем письме несколько вопросов под названием «зеленая аптека». Каждая команда получает по 2 вопроса. На подготовку ответов дается 1 минута. 1. команда 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) 1. Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (Календула, мать-и-мачеха, шалфей, душица, сосновые почки..) 1. команда 1. Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах, насекомых? ( Лист подорожника ) 2. «Жгучая крапива родится, да в щах пригодится» Почему так говорят в народе? Объясните (Крапива богата витаминами А,С,К) 1. команда 1. Весной организм человека истощается. Ему не хватит витаминов. Чай из каких лекарственных растений восполнит силы? (Чай из шиповника, мяты, крапивы, листьев смородины, земляники) 2. Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (Лук , чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка) РАУНД 2 Сектор 2. « Лесные ягоды» Ведущий Попугай Кеша предлагает вам свои веселые загадки о лесных друзьях Каждой команде по 3 загадки , на обсуждение этого задания дается 1 минута. Отгадайте загадки, напишите отгадку. Команда! 1. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел) 2.Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) 3.На горе шумит, а под горой молчит. (Лес) 27 Команда 2 1. Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли) 1. За деревьями, кустами, Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) 1. Что не сеяно родится? (трава) Команда 3 1.Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей) 1. В воде родилась , а в ней мало бывает. (лягушка) 2. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает, (дерево) РАУНД 3 Сектор 3 « Отгадай по описанию» Ведущий забавный пес Барбос прислал для вас, уважаемые знатоки, интересное задание. Оно называется «Отгадай по описанию.» Каждой команде предлагается по 2 текста - описание животного и растения. Догадайтесь по описанию, о ком идет речь? На подготовку ответа дается 1. минуты. Команда 1 1 .Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляют пеньки. Являются водными животными хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы находился под водой , они строят плотину. Как называется этот зверь ? (Бобр) 2.Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (Лютик) Команда 2 1. Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро «с жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру- уснул, не закрыв глаза, (заяц) с 2. Сегодня полянка золотисто - желтая от цветов, завтра белопушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки, (одуванчик) Команда 3 1. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город 28 с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого «города»? (Муравьи) 2. Верхняя сторона листьев этого растения -холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (мать -и -мачеха) РАУНД 4 Сектор 4«Звуковая пауза» Ведущий В игру со знатоками вступает Поросюшка Дуня, которая прислала нам звуковое письмо с заданиями.' • Внимание, знатоки! Возьмите лист бумаги и ручки. Сейчас вы услышите голоса различных животных, живущих вместе с Дуней на ферме в деревне. Ваша задача - услышать и записать как можно больше названий животных, голоса которых вам знакомы. (учитель включает аудиокассету с голосами животных) РАУНД 5 Сектор 5 «Экологические задачи» Ведущий В этом секторе в борьбу с игроками вступает царь зверей -Лев. Он предлагает командам знатаков обсудить и решить экологические задачи. На решение одной задачи 2 минуты. Команда1 • - Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, -предложил Алик. - Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там уютнее,- возразили девочки. Мальчишки пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала. !! Подумайте, что ребята сделали неправильно , исправьте их ошибки. Объясните. Команда 2 * Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть её и положить в рюкзак. -Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он.- Брось её в воду.- и дело с концом. !! Подумайте, что ребята сделали неправильно , исправьте их ошибки, Объясните. Команда 3 • Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать , что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал. Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните 29 РАУНД 6 Сектор 6 Конкурс капитанов Ведущий «Петушки распетушились, но подраться не решились! В секторе 6 соревнуются в знаниях три капитана- три Петушка. Капитанам, надевают маски - шапочки. • Капитаны бьются в блицтурнире «Вопрос-ответ» Кто из петушков даст больше верных ответов? Вопросы для капитана команды 1 1. У каких деревьев осенью листья красного цветов? (Клен, рябина, осина) 2. Какая птица не вьют гнезда инее высиживает птенцов? (Кукушка) 3. какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь) 4. Сколько ног у паука? (Восемь) . 5. Умываются ли звери? (да) 6. Какие грибы получили название тех деревьев, под которыми растут?(подосиновик, подберезовик) 7. Какое ядовитое растение ты знаешь?(вороний глаз, вех, белена) Вопросы для капитана команды 2 1. Какие ягоды есть полезно? (земляника, смородина) 2. Назови любое хищное животное. (Волк) 3. Кто на себе свой дом носит? 4. У какого растения семена напоминают парашюты? (парашюты) 5. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка) 6. У каких деревьев вместо листьев иголки?(ель ,сосна, кедр, пихта, лиственница) 7. Почему яркую божью коровку птицы Не клюют?(едкая житкость) Вопросы для капитана команды 3 1. Назови всеядное животное.(Медведь) 2. Какой цветок с весной появляется из-под снега? (подснежник) 3. Назови любое лекарственное растение. 4. Какие ягоды мы собираем в лесу?(земляника, черника) 5. Назови любое насекомое. 6. Назови животные леса, у которого рога.(Лось, олень, лань) 7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница) РАУНД 7 Сектор 7 «Край родной» Ведущий Свои вопросы о родном крае для знатаков прислала в письме рыжая Лисица. Каждая команда получает по 2 вопроса. На обдумывание - 1 минута. Команда 1 1. Назовите древесные грибы, которые растут на деревьях в нашем лесу, (гриб чага, березовый кап, гриб трутовик) 2. Кого называют хозяином тайги? (Медведь) 30 Команда 2 1 .Это животное обитает в наших лесах, а в народе его называют «мягкое золото». Кто это? (Росомаха) 1. Каким грибом лечится лось? (мухомором) Команда 3 1. Смола каких деревьев обладает лекарственными свойствами? (Лиственницы и кедра) 1. Каких змей можно встретить в наших краях? (Уж ,гадюка) РАУНД 8 Сектор 8 «черный ящик» Ведущий. Внести черный ящик! Что же в нем? Откроем. Это запасливая белочка для вас приготовила задания. Сейчас из каждой команды выходит сюда по 1-ому игрока. С закрытыми глазами вы должны узнать овощи и фрукты, назвать их. Итак выходим по очереди. РАУНД 9 Сектор 9 «Загадочные кроссворды» Ведущий Умный слоненок приготовил для вас кроссворды. Рассмотрите их. Ключевое слово «Природа» поможет вам разгадать кроссворд. Читайте загадки по порядку и вписывайте отгадки в клеточки по буквам. п т и ц ы р ы с ь Л и с А К р 0 Т С 0 в А д я т е Л 3 а я ц 1. Нарушает тишину гомон, щебетание. Это встретили весну гости наши ранние. (Птицы) 1. У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь) 2. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет, (лиса) 1. В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца, (крот) 1. Днем спит, ночью летает И прохожих пугает, (сова) 2. Все время стучит Деревья долбит, Но их не калечит, 31 А только лечит, (дятел) 1. И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд. Заберется в куст- и спит, Кочерыжку съест- и сыт. (заяц) Команда 2 П е т у х С н е г и Р ь У л и т к А С о Р о к а В о л к е д в е д ь Б Б е л к а 1. Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днем он забияка, Поутру- часы, (петух) 1. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом- Тут как тут! (снегирь) 1. У кого глаза на рогах, а дом на спине, (улитка) 2. Непоседа пестрая, ^ Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) 1. Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк) 1. Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь) 2. Сядет, хвостик распушит, ^ *. Быстро шишку шелушит. Спрыгнет вниз, сорвет грибок- Заготавливает впрок. (белка) Команда 3 К а п У с т а Д е р е в О Л и с т ь я п о д о р о ж н и к к о л о к О л ь ч и к о Д У в а н ч и к р о м а ш к и V 1. Уродилась я на славу, Г олова бела, кудрява. 32 Кто любит щи, Меня в них ищи. (капуста) 1. Весной веселит. Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) 1. Сидит-зеленеет, Падает-желтеет, Лежит» чернеет. (Лист) 1. Лекарь вырос у дороги, Он больные лечит ноги.(подорожник) 1. Эх, звоночки, синий цвет, С языком, а звону нет! (Колокольчик) 1. Он желтым цветом распускается, А отцветет- сдувается, (Одуванчик) 1. Стоят в поле сестричкиЖелтые глазки, белые реснички, (ромашки) РАУНД 10 Сектор 10 «Занимательные задачи» Ведущий Веселая компания прислала вам на обсуждение, уважаемые знатоки, занимательные задачи. Команда 1 1 .Что помогает змее охотиться даже ночью? Ответ: У змей имеются особые приспособления - ямки за глазами, улавливающие тепло тела деяких животных и помогающие им охотиться даже ночью. Команда 2 1. Почему пауки считаются хищниками? Ответ: Они плетут паутину и ждут, когда в неё залетит жертва-м\"ха, комар,- а затем съедают её. Команда 3 1. Для чего люди ловят змей? И что за странная профессия? Ответ: Есть такая необычная, «странная» профессия- змеелов. Змееловы ловят ядовитых змей, из яда которых фармацевты изготавливают лекарства. Работа змеелова очень опасна, но лекарства, получаемые из яда, нужны юдям. Ведущий: Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда? 33