ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН …………………………………………………..10 СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………..11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………13 РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….15 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...15 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..16 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….16 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….18 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…………19 3 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) социально-гуманитарной направленности «Слепой метод печатания» разработана с учетом: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность ДООП обусловлена запросами общества, сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Главное внимание в программе уделяется изучению систем обработки текстовой информации. Навыки, приобретенные в этом программе, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой другой сфере деятельности. Поскольку знание форм и методов оформления деловой деятельности предприятий, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно составить и оформить с помощью компьютера, умение использовать при оформлении документов графику позволить ученикам в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности. Метод слепого десятипальцевого набора на клавиатуре является в настоящее время неотъемлемой частью высокого профессионального уровня пользователя компьютера. Основной принцип обучения – порядное освоение клавиатуры, которое начинается со среднего буквенного ряда, к которому потом присоединяется верхний буквенный ряд. Отдельно осваиваются приемы работы на нижнем ряду, затем практическая работа на всех трех буквенных рядах клавиатуры. Изучаются знаки препинания, цифры и специальные знаки. Практическое обучение начинается с освоения аппликатуры, т.е. правильного расположения пальцев на клавиатуре («постановка рук»). Адресат программы. В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 8 до 10 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка 5 на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей в возрасте от 8 до 10 лет (Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет). Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего 6 мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоциональночувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Количество детей в группе 15-17 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 144. Программа рассчитана на два года обучения, первый год обучения - 72 часа и второй год обучения – 72 часа. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю для первого года обучения 2 часа, для второго – 2 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. Программа является разноуровневой, предполагает два уровня сложности. Первый год обучения – стартовый уровень. Предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий. Второй год обучения – базовый уровень. Предполагает усложнение практических заданий, расширение спектра умений и навыков. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, мастерские. 7 Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, контрольное упражнение. Цель – сформировать у обучающихся навыки компьютерной обработки деловой информации. Задачи: Первый год обучения (стартовый уровень) Обучающие 1. Знакомить с расположением буквенных клавиш клавиатуры. 2. Обучать технике десятипальцевого способа печати. 3. Обучать печатать под диктовку и печатать текст с листа. 4. Формировать навык красиво и грамотно располагать цифровой и текстовый материал. 5. Формировать навык применения на практике правила, предъявляемые к оформлению текстового материала. Развивающие 1. Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность. 2. Повышать общую культуру. 3. Развивать способность взаимодействия в коллективе. 4. Развивать интеллектуальные и творческие способности. Воспитательные 1. Воспитывать доброжелательность, уважение, терпимость по отношению к окружающим. 2. Воспитывать стремление к личной ответственности за свою деятельность. 3. Воспитывать способность к профессиональному самоопределению, стремлению осознанно осуществить выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям, интересам и возможностям. Второй год обучения (базовый уровень) Обучающие 6. Обучать технике десятипальцевого способа печати. 7. Обучать печатать под диктовку и печатать текст с листа. 8. Формировать навык красиво и грамотно располагать цифровой и текстовый материал. 9. Формировать навык применения на практике правила, предъявляемые к оформлению текстового материала. Развивающие 1. Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность. 2. Повышать общую культуру. 3. Развивать способность взаимодействия в коллективе. 4. Развивать интеллектуальные и творческие способности. Воспитательные 1. Воспитывать доброжелательность, уважение, терпимость по отношению к окружающим. 8 2. Воспитывать стремление к личной ответственности за свою деятельность. 3. Воспитывать способность к профессиональному самоопределению, стремлению осознанно осуществить выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям, интересам и возможностям. 9 №п/ п 1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Название темы Всего часов Теорети ческие занятия 1. 2. ВВЕДЕНИЕ Слепой десятипальцевый метод письма 1 8 1 0 3. Основной ряд клавиатуры 20 0 4. Верхний ряд клавиатуры 10 0 5. Нижний ряд клавиатуры 10 0 6. Четвёртый ряд клавиатуры 10 0 7. Техника и развитие скорости письма 10 0 8. Итоговое занятие 3 0 72 1 Итого: № п/п 71 2 год обучения 1. ВВЕДЕНИЕ 1 Теорети ческие занятия 1 2. Слепой десятипальцевый метод письма 8 0 8 3. Техника печатания на клавишах верхнего ряда клавиатуры Техника печатания на клавишах нижнего ряда клавиатуры Техника печатания на клавишах четвёртого ряда клавиатуры Техника и развитие скорости письма 14 0 14 14 0 14 14 0 14 18 0 18 Итоговое занятие 3 0 3 4. 5. 6. 7. Название темы Итого: Всего часов Практи Формы аттестации / ческие контроля заняти я 0 Беседа 8 Наблюдение Контрольное упражнение 20 Наблюдение Контрольное упражнение 10 Наблюдение Контрольное упражнение 10 Наблюдение Контрольное упражнение 10 Наблюдение Контрольное упражнение 10 Наблюдение Контрольное упражнение 3 Соревнование 72 1 Практиче ские занятия 0 Формы аттестации / контроля Беседа Наблюдение Контрольное упражнение Наблюдение Контрольное упражнение Наблюдение Контрольное упражнение Наблюдение Контрольное упражнение Наблюдение Контрольное упражнение Соревнование 71 10 1.3 СОДЕРЖАНИЕ Первый год обучения: Тема 1. Введение Теория: Организация рабочего места, гигиена труда, безопасность труда и противопожарная безопасность. Тема 2. Слепой десятипальцевый метод письма Практика: Клавиатура компьютера. Ряды и зоны действия пальцев на клавиатуре. Значение гимнастических упражнений пальцев. Схема клавиатуры и правила пользования ею при письме. Постановка и положение пальцев на клавиатуре. Ритм удара. Удар по клавишам. Тема 3. Основной ряд клавиатуры Практика: Основная позиция рук ФЫВА ОЛДЖ. Практические упражнения на клавишах основного ряда для развития автоматизма движения пальцев. Групповые ритмические упражнения для выработки равномерного ритма удара при письме. Игровые упражнения с закрытыми глазами. Работа над ошибками. Письмо букв – слоги и короткие слова. Тема 4. Верхний ряд клавиатуры Практика: Изучение движений пальцев на клавишах верхнего ряда клавиатуры. Практические упражнения на клавишах третьего ряда клавиатуры. Ритмические упражнения для равномерного удара на клавишах клавиатуры. Упражнения по верхнему ряду по диктовку с закрытыми глазами. Составление слов по схеме третьего ряда и второго. Движения пальцев на клавишах основного и верхнего рядов клавиатуры. Игра групповые ритмические тренировки под счёт. Развитие автоматизма движений многократным печатанием коротких и длинных слов, фраз в сочетании со знаками. Тема 5. Нижний ряд клавиатуры Практика: Изучение движения пальцев на клавишах нижнего ряда клавиатуры. Практические упражнения для автоматизма движения пальцев на клавишах трёх рядов (основной, верхний и нижний ряды). Групповые ритмические упражнения. Письмо коротких слов и фраз. Тренировочные упражнения. Тема 6. Четвёртый ряд клавиатуры Практика: Постановка пальцев на четвёртом ряду (цифры). Отработка правильного удара по клавишам цифр. Тренировочные упражнения на обработку навыка движения к верхнему (цифровому) ряду клавиатуры. Применение регистра при написании знаков препинания на четвертом ряду клавиатуры. Выполнение практических заданий. Фразовая тренировка по всей клавиатуре с применением всех правил. Выполнение машинописных работ с рукописных оригиналов. Тема 7. Техника и развитие скорости письма Практика: Понятие о технике и скорости письма. Упражнения на скорость печатания. Проверочные работы на качество письма. Печатание 11 текста под диктовку. Печатание текстов на заданное время с последующей проверкой. Тема 8. Итоговое занятие Практика: Соревнование на скорость печатания среди обучающихся группы. Содержание 2 года обучения: Тема 1. Введение. Теория: Организация рабочего места, гигиена труда, безопасность труда и противопожарная безопасность. Тема 2. Слепой десятипальцевый метод письма Практика: Повторение. Постановка и положение пальцев на клавиатуре. Ритм удара. Освоение клавиатуры по схеме. Правила пользования при письме. Практические упражнения на клавишах основного ряда для развития автоматизма движений. Ритмические упражнения по второму основному ряду для выработки равномерного удара. Составление слов и предложений по второму основному ряду. Упражнения с запятой второй основной ряд, читая с листа задания. Упражнения с заглавной буквы и точкой по заданию. Развитие автоматизма движений при печатании по заданию. Печатание под диктовку слов и предложений. Тема 3. Техника печатания на клавишах верхнего ряда клавиатуры Практика: Печатание по заданию верхний ряд клавиатуры. Практические упражнения на клавишах верхнего ряда клавиатуры, читая с листа. Ритмические упражнения для равномерного удара на клавишах клавиатуры. Составление слов и предложений верхнего ряда клавиатуры. Игра групповые ритмические тренировки под счёт. Упражнения верхнего ряда под диктовку с закрытыми глазами. Движение пальцев на клавишах основного и верхнего ряда клавиатуры. Тема 4. Техника печатания на клавишах нижнего ряда клавиатуры Практика: Движение пальцев на клавишах нижнего ряда клавиатуры, читая с листа задания. Практические упражнения для автоматизма движения на клавишах трёх рядов (основного, верхний и нижний). Групповые ритмические упражнения. Письмо коротких слов м фраз. Тренировочные упражнения по всей клавиатуре. Тема 5. Техника печатания на клавишах четвёртого ряда клавиатуры Практика: Печатание по заданию на клавишах четвёртого ряда клавиатуры. Цифры. Отработка правильного удара по клавишам цифр. Тренировочные упражнения на обработку навыка движения к верхнему (цифровому) ряду клавиатуры. Упражнения с применением регистра при письме знаков препинания (кавычки, скобки, двоеточия и тд.) Фразовая и небольшая текстовая тренировка по всей клавиатуре с применением всех правил на компьютере. Тема 6. Понятие о технике и развития скорости письма 12 Практика: Письмо коротких слов на скорость печатания. Техника и скорость печатания. Совершенствование техники письма (развитие качества и скорости письма) - низкий процент опечаток. Тема 7. Выполнение машинописных работ с рукописных и печатных материалов. Практика: Письмо текстов на время (15-30 минут) с последующей проверкой и исправления ошибок. Выполнение контрольных работ на компьютере. Тема 8. Итоговое занятие Практика: Соревнование на скорость печатания среди обучающихся группы. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения обучающиеся должны знать: − требования по технике безопасности при работе на компьютере; − расположение буквенных клавиш клавиатуры; − овладение техникой десятипальцевого способа печатания; − красиво и грамотно располагать цифровой и текстовой материал; Обучающиеся должны уметь: − выполнять машинописные работы с рукописных, машинописных и печатных оригиналов на ПК; − печатать под диктовку; − красиво и грамотно располагать цифровой и текстовой материал; − работать в текстовом редакторе Word. Изучение ДООП «Слепой метод печатания» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 13 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями ДООП «Слепой метод печатания»; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 10) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием ДООП «Слепой метод печатания». 14 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября Дата Общая окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 31 мая 258 31 мая 258 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 2 72 36 2 72 2 раза в неделю по 1 часу 2 раза в неделю по 1 часу 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят на базе МОУ СОШ №3, кабинет №22. Помещение соответствует санитарным нормам. № п/п 1. 2. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран Количе ство 1 шт. 3. 4. 5. Ноутбук Мультимедийный проектор Клавиатуры 1 шт. 1 шт. 24 шт. 6. 7. 8. Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. 12 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование в соответствии с направленностью программы. Методическое обеспечение: Программа начинается с изучения расположения буквенных рядов клавиатуры и техники печати буквенных клавиш. Обучение ведется по горизонтальным рядам. Технику печати учащиеся отрабатывают, выполняя упражнения. Необходимо обратить внимание обучающихся на ритмичность удара по клавишам клавиатуры и уделять огромное внимание посадке за 15 компьютером и физическим паузам. Следуя правилам, можно снизить утомляемость при работе и повысить производительность труд. Огромное внимание уделяется изучению правил оформления текстового материала. В процессе изучения ученики проходят три этапа обучения: 1 этап. Освоение клавиатуры десятипальцевым методом (разучивание клавиатуры десятипальцевым методом по горизонтали и вертикали). Ребенок работает вслепую, т.е. глаза его заняты чтением оригинала, с которого он печатает. Смысл этого метода – экономия времени и сил на переключение зрения с оригинала на клавиатуру. 2 этап. Совершенствование техники письма (развитие качества и скорости письма, т.е. низкого процента опечаток. Буквы – слоги – слова – словосочетания = тем выше автоматизм движений пальцев на клавиатуре. Позволяет сознательно и с учётом особенностей каждого обучающегося определить задание, группу заданий. 3 этап. Применение всех правил оформления машинописных работ. Большой объём, предусмотренный программой, высокий темп работы, напряженный труд полную занятость всей группы на занятии. Для успешного решения этих задач применяются принципы научности, сознательности и активности, связи теории с практикой. 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: беседа, наблюдение, контрольное упражнение. Итоговая аттестация проходит в форме соревнования на скорость печатания среди обучающихся группы. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов разработаны оценочные материалы (Приложение 1). 16 Оценка скорости печати Оценку скорости печати можно проводить, руководствуясь следующими критериями: 10…20 знаков в минуту ……………………………….. 1 уровень; 20…40 знаков в минуту ……………………………….. 2 уровень; 40…60 знаков в минуту ……………………………….. 3 уровень; 60…90 знаков в минуту ……………………………….. 4 уровень; 90…120 знаков в минуту …..………………………….. 5 уровень; 120…150 знаков в минуту …………………………….. 6 уровень; 150…180 знаков в минуту …..………………………… 7 уровень; 180…240 знаков в минуту …..………………………… 8 уровень; 240…300 знаков в минуту …..………………………… 9 уровень; более 300 знаков в минуту …..…………………………10 уровень; 17 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов Владимир Шахиджанян, преподаватель МГУ им. Ломоносова «СОЛО на клавиатуре» 2014 г. Крязева Ольга. «Зачем нужны и какие существуют клавиатурные тренажеры для детей» 2015 г. Ланская Д.В. «Печатать слепым методом» 2014 г. Статьи: Николай Ступаков. Что такое «слепая» печать? Как научиться печатать вслепую 2015 г. Стаборн Максим. «Как печатать на компьютере. Как быстро печатать на компьютере» 2014 г. Учебное пособие Литвинова В.Г., Киселева С.В., «Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК» вместе с учебником Л.М. 2013 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся 1. Березин А.К. «Самоучитель машинописи» М.; Просвещение, 2012 г. 2. Богаченков Павел. «Как правильно печатать на клавиатуре: несколько советов начинающему» 2013 г. 18 Приложение 1 Упражнение 1. Напишите каждое слово по две строки. вол вал вол вал выл два выл два Упражнение 2. Напишите каждое слово по две строки. лад ода лад ода лов дал лов дал Упражнение 3. Напишите каждое слово по две строки. овал овод овал овод вода жало вода жало лава ложа лава ложа вывод довод вывод довод Упражнение 4. Напишите каждое слово по две строки. рад жар рад жар рыл эра рыл эра аэро плыл аэро плыл пара вправо пара вправо правда Упражнение 5. Напишите каждое слово по две строки. Плод лапы лава орлы дары алоэ волы опора аврал выпал флора ждала выдра выжал вывод лавры порыв вражда провал вправо олово фарфор оправа подвал порода провод дважды доводы подводы доллары радовал пропажа подводы продавал водопад проводы оправдал провожал продолжал водопровод Упражнение 6. Напишите каждое словосочетание по три строки. правда радовала лов радовал вода дала пар два овода вол попал во двор вол ждал воды пропала пара волов водопад падал прорвало водопровод вода прорвала вал Проверочная работа. Напишите каждую фразу по три раза столбиком. провод попал в подвал подвода попала в ров выдра попала в ров пара волов ждала воды довод дал право водопад воды падал в подвал пропажа дала повод в подвал попала дрофа фарфор пропадал дважды вода попадала во двор Критерий оценок при выполнении проверочной работы: 1-2 ошибки – оценка «5»; 3 ошибки – «4»; 4 ошибки – «3); 5 ошибок и более – «2». Изучение третьего ряда клавиатуры Упражнение 7. Напишите слова по три строки. г (указательный) – гол гул гора выгода у (средний) – лук ура руда груда х (мизинец) – уха ход хлоп халва к (указательный) – кол код клад хлопок ш (средний) – шар швы душа шуруп е (указательный) – две еда веха ералаш з (мизинец) – зов зуд завод зарево ц (безымянный) – цок цех цена цензор н (указательный) – наш нож ноша недуг й (мизинец) – пой йод лайка покой щ (безымянный) – лещ гуща щука щенок ъ (мизинец) – въезд съезд подъезд Упражнение 8. Напишите каждое слово по две строки. цап дул дай рой хор раз лев где уже пой удар гуща удав верх коза хуже овца охра кофе год лак эхо рагу плуг угол пруд хлор шарж охра флаг ковш вход грош плохо голова ограда пурга хорошо долго шорох пушок халва рукав эпоха погода звонок журнал хоровод гарпун хлынул органы гагара доклад хлопок клапан радуга курага крышка капрал уголок Проверочная работа. Напишите каждую фразу по три строки. в огороде пышно зеленел лук гарпун попал в акулу въезд на дорогу запрещен год щедрый на урожай дорога шла в рощу ведро попало под крышку колодца у новой вазы лежало зеркало пешеход завернул за угол щенок развязал шнурок журнал лежал на кафедре акула плыла в океане недавно выпал крупный град 19 Упражнение 9. Напишите слова по три строки. Не забудьте после каждого слова поставить точку. м – мол. ком. марка. молот. с – сок. стяг. сопка. соска. б – бал. балка. батон. банка. и – уши. тир. тина. диван. я – ряд. ярмо. ядро. ягуар. ч – чем. черта. чудо. черти. ю – юла. крюк. юбка. юноша. ь – явь. ялик. зять. принять. т – тыл. тумба. тыква. комета. Упражнение 10. Напишите каждое слово по одной строке. бок сад сон сыр сон жир моль бра лоб ком ель май бал лом ком пир лоб был тир ярд мир дым ряд юла бак мор бак мэр бор моя бич мак нос моя база дядя рама мгла метр мода стаж сажа смех март тара юбка смех сюда торт тара ярус сюда соль толь тишь икра игла изюм часы толь грач юмор литр изъян жизнь табор тракт совет мозги сюжет точка тайга точка итого фокус мачта судья сюита багаж камыш тихая отдел яркая книга свита свитч отдал тумба базар бамбук баллон победа открыт знания свитер камыш цветок истина писать известь эстрада стройка гигиена почтамт брошюра практика таможня стажировка Упражнение 11. Напишите каждую фразу по три строки. студенты проходили практику на заводе наша баскетбольная команда одержала победу в таможне шла проверка документов новая яркая игрушка радовала детей он привез домой старую скрипку без струн после работы мы пошли в театр лес глухо шумел листвой на летней эстраде показывали фокусы аттестат лежал у него в кармане Проверочная работа. Напишите каждую строку по одному разу. На экран компьютера до завершения работы не смотрите. абсцесс аукцион агропочвоведение афганцы аджарцы абрикос асфальтоукладчик аппарат уцелеть участие ультрафиолетовые учитель учебник устрица ультрареакционер участок угловатость уклейка урочище укоризна шашечка шницель шпалосверлильщик шипучка шампунь шпулька шлакоуплотнитель шалость шуруповерт шапокляк ширпотреб шелковица щеколда щипчики щавелевоуксусные щипнуть щепотка щербина щетинкочелюстные щедроты щенок щиколотка щитовидная щебень частота человек чистосердечность челюсть чемпион челюсть чугуноплавильные чашечка чехарда череда честность чемодан юморист юркнуть юристконсультское юбиляры югослав юнга южноамериканские юбчонка ювелир юродивый югозападный юань царевич целиком целенаправленный цилиндр цимбалы циркуль цветоделительные центнер цокать цыпленок церебральный центральный фальцет фырчать фальсифицировать фабрика финансы фантаст фальшивомонетчик фланель фигурист фисгармония фиглярный физкультурник Упражнение 12. Напишите названия городов один раз. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, ВОРОНЕЖ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, НИЖНИЙ НОВГОРОД, ВОЛГОГРАД, ПЕНЗА, ОРША, ПИКАЛЕВО, ПУШКИН, ПАВЛОВСК, ГАТЧИНА, СЕРПУХОВ, ОМСК, НОВОСИБИРСК, ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК, КАЛУГА, РУЗА, ПАРИЖ, РИМ, БЕРЛИН, ДРЕЗДЕН. Упражнение 13. Напишите каждое число по одной строке. 93 70 82 534 719 385 3 286 4 179 7 952 21 536 70 567 72 492 29 836 34 968 Упражнение 14. Напечатайте каждую фразу два раза столбиком. При этом предложения прочитывайте полностью для запоминания и печати. Поезд должен пройти за двое суток 1529 км. Мост собрали из 10-метровых пролетов. 125-тысячная армия наступала на противника. Квартира расположена на 11-м этаже дома. Двое участников соревнования финишировали одновременно. Длина трубы 1220 мм, толщина стенки 22 мм. Ученикам задали выучить 1, 2, 3-й параграфы. Ботанику школьники изучают в 5-м классе. Скорость автомобиля превышала 80 км в час. В 12-й раз проводилась олимпиада по математике. Доход от продажи составил 1 274 893 рублей. Бинокль имел 10-кратное увеличение. Производительность смесителя – 7 куб. м бетона в час. Он выступал на соревнованиях под 6-м номером. 20 Упражнение 15. Напечатайте текст, при этом смотрите только в книгу. Предложения прочитывайте полностью, чтобы их запомнить. Корабль «Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года в Белфасте (Великобритания). В то время это был самый большой в мире корабль. Его длина составляла 268 метров, ширина – 28,2 метра, осадка – 10,54 метра, а расстояние от киля до верха дымовых труб – 54 метра (высота 18-этажного дома). Он имел 11 палуб, соединенных между собой 9 электрическими лифтами. Водоизмещение этого гиганта составляло 46 300 тонн, а предельная скорость равнялась 25 узлам. «Титаник» имел двойное дно, корпус был разделен на 16 отсеков с 15-ю водонепроницаемыми переборками, которые в случае затопления должны были спасти корабль. «Титаник» был поистине плавучим дворцом. Билеты на него стоили бешеных денег: в первый класс – 4350 долларов (в переводе на нынешний курс это примерно 50 000 долларов). Естественно, на этом корабле собрался весь высший свет того времени. В свой первый и последний рейс корабль принял на борт более полутора десятков миллионеров (среди которых был самый богатый человек Америки – Джон Джекоб Астор). Свое роковое плавание корабль-гигант начал 11 апреля 1912 года. В тот момент на нем находилось в общей сложности около 2200 человек. В результате столкновения с айсбергом «Титаник» потерпел крушение и пошел ко дну. Остатки корабля и сейчас находятся на глубине 3800 метров в 1000 миль от американского города Бостон и в 385 милях к югу от Ньюфаундленда. Упражнение 16. Напечатайте текст, при этом смотрите только в пособие. До изобретения в XIX веке систем и механизмов связи сам процесс связи был весьма трудным и медленным. Люди посылали письма друг другу с гонцами или передавали сигналы с помощью барабанов, дыма, костров, церковных колоколов, зеркал. Эти способы были хороши лишь для связи на коротких расстояниях, до дальних пунктов сообщения шли очень долго. Даже после появления пароходов для доставки письма, например, из Европы в Австралию, требовалось несколько месяцев. Француз Клод Шапп (1763-1805) изобрел систему связи, названную телеграфом, что означает «пишу издалека». Она работала следующим образом. На вершинах холмов строили специальные башни. На каждой башне устанавливали особую конструкцию с двумя длинными планками, которые могли принимать 49 положений. Каждое положение соответствовало букве или цифре. Телефонисты передавали сообщения с одной башни на другую. Эта система работала очень успешно. В 1843 г. американский художник Сэмюэл Морзе (1791-1872) изобрел новый телеграфный код, заменивший код Кука и Уитстона. Он разработал для каждой буквы знаки, состоящие из точек и тире. При передаче сообщения долгие сигналы соответствовали тире, короткие – точкам. Морзе устроил демонстрацию своего кода, проложив телеграфный провод длиной 6 км от Балтимора до Вашингтона и передавая по нему новости о президентских выборах. Код Морзе используется и в наши дни. В 1858 г. Чарли Уитстон создал систему, в которой оператор, с помощью кода Морзе набивал сообщения на длинной бумажной ленте, поступавшей в телеграфный аппарат. Проверочная работа. Прочитайте полностью предложение и напечатайте его, при этом смотрите только в пособие. Самый мощный в мире водопад по количеству сбрасываемой воды - Ниагарский – на реке Ниагара в Северной Америке. Его высота составляет 51 метр. А самый высокий в мире водопад (1054 м) – Анхель в Южной Америке, в верховьях реки Чурун. Назван водопад по имени летчика Анхеля, открывшего его в 1935 г. В далекой Африке, на реке Замбези, есть настоящее чудо природы – грандиозный водопад Виктория. Его открыл в 1855 г. английский путешественник Давид Ливингстон и назвал в честь английской королевы. Ширина этого водопада составляет 1800 метров, а высота – 120 метров. Шум воды слышен за 25 километров, а еще дальше, километров за 40, видно высокое облако водяной пыли. Радуга играет в брызгах воды, множество ручейков стекает с противоположной водопаду стены каньона, и все новые каскады воды обрушиваются на них, увлекая за собой. Упражнение 17. Напишите каждое выражение по одной строке. № 95; 25%; 5/2=2,5; «_____»___________2003г.; Сноска: (*); Вопрос?; Превосходно! Упражнение 18. Напишите фразы один раз на строке (столбиком). 12 апреля – День космонавтики. Расчетный счет предприятия № 000. В воинскую часть № 000 пришел приказ № 000. Школьникам задали задачи № 22-25; № 27; № 30. Мультфильм продолжался ½ часа. Скорость автомобиля возросла в 2,5 раза. В 10-й раз проводились традиционные соревнования. Упражнение 19. Напечатайте предложения по два раза. Сначала прочитайте предложение, запомните его, затем печатайте. Уча других, мы учимся сами. Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. В труде разгадка долголетия. 21 Силы, не освежаемые трудом, тупеют. Делу время – потехе час. Краткость приятна, когда она сочетается с ясностью. Язык должен быть прост и изящен. Упражнение 20. Напишите каждую строку по два раза. Аксаков, Белинский, Вершигора! Гладков: Добролюбов. Жуковский! Заварыкин? Исаковский: Каверин, Липатов. Есенин, Чехов, Гамзатов, Долматовский, Паустовский. Маршак; Блок! Жаров, Короленко? Кожевников, Катаев. Никитин, Одоевский! Дыхавичный; Рыленков, Светлов. Проверочная работа. Наберите текст. При печати смотрите только в пособие. Многочисленные территориальные споры между различными государствами из-за прохождения границ выглядят достаточно нелепо на фоне новейшего открытия западных ученых, которые установили, что все шесть материков Земли постепенно «стягиваются» в единое целое. Хотя уже достаточно давно было известно, что гигантские плиты, на которых лежат материки, находятся в движении, однако, согласно опубликованным в Лондоне сенсационным отчетам Университета штата Техас, громадные тектонические силы толкают материки навстречу друг другу. Математические модели показывают, что уже в ближайшие 40 лет исчезнет Средиземное море. На месте Турции, Италии, Греции и южной Франции образуется горная система, высота которой превзойдет Тибет. В выгодном положении окажется Россия, которая лежит на периферии этих процессов и фактически не пострадает. Более сложная судьба ожидает Америку – первоначально она будет отдаляться от Европы и Африки из-за расширения Атлантического океана. Однако затем дно Атлантического океана расколется, его южная часть начнет погружаться в «земные глубины». В итоге северная часть Америки будет «присоединена» к югозападной оконечности Африки, а южная – к Азии в районе Индокитая. Знаки математических действий Упражнение 21. Напишите каждый пример по одной строке. 4 + 2 = 6; 99 – 3 = 96; 22 * 4 = 88; 20 : 4 = 5; (54 + 31) = 85; 25 / 5 = 5; а : в = а / в; 428 + 12 = 440; 10 + 12 – 10 * 10; 428; 220; 440. Упражнение 22. Напишите цифры, числа и примеры по одному разу. 1 – I; 2 – II; 3 – III; 4 – IV; 5 – V; 6 – VI; 7 – VII; 8 – VIII; 9 ,- IX; 10 – X. Дату 28 июня 1950 года можно написать иначе: 28.06.50 г. Телеграмма пришла 07.10.03 в 15 часов. 33+55=88; 76-24=32; 24*5=120; 66:2=33. 60-20+(10*3):6=45. Упражнение 23. Напишите предложения по одному разу. Санкт-Петербург основан в 1703 году. Санкт-Петербургу 27 мая 2003 года исполнилось 300 лет. На изучение данного материала отводится IV четверть. Статья напечатана в журнале «Наука и жизнь» № 12 за 2002 год. Журнал «Наука и жизнь» издается с октября 1934 года. Книга сдана в набор 29 мая 2003 года, а подписана к печати 24 июня 2003 года. Последняя перепись населения в России проведена в октябре 2002 года. 12 июня 1967 года запущена автоматическая станция «Венера-4» для исследования планеты Венера. Упражнение 24. Наберите текст, при этом смотреть на экран монитора запрещается. Деньги – ценность. Но как часто говорят многие, есть и истинные ценности. Деньги не являются таковыми и, вероятно, те, у кого их много, отлично это понимают. Во всяком случае, они часто вкладывают их в произведения искусства и исторические реликвии. Это считается признаком хорошего тона во всем мире. Так, 6 декабря 1983 года мистер Ганс Краус купил для консорциума «Герман Абс» 226-страничную рукопись «Евангелие» Генриха-Льва, Герцога Саксонского, уплатив за нее 8,14 миллиона фунтов. В январе 1990 года на аукционе Сотби была выставлена Версия птолемеевой Космографии – атлас, датируемый 1492 годом. После упорного торга неизвестный выложил за него рекордно высокую сумму в 1, 925 миллиона долларов. Опять-таки неизвестный, но, наверное, тоже патриот Америки, выложил 748 000 долларов за оригинал письма, написанного 8 января 1863 года самим президентом Линкольном в защиту Прокламации об освобождении рабов. Письмо было продано на аукционе Кристи в Нью-Йорке 5 декабря 1991 года. Проверочная работа. Прочитайте по очереди каждое предложение и напечатайте его по памяти, при этом не смотрите на экран монитора. Как известно, автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. Но, похоже, это утверждение далеко от истины. Практически каждый человек, приобретая транспортное средство, пытается как-то выделить своего стального коня из толпы собратьев. А если этот человек к тому же богат, то его фантазию уже ничего не ограничивает. Так, самым дорогим автомобилем на данный момент считается построенный по специальному заказу «Линкольн Континенталь Икзекъютив». Это лимузин американского президента. Длина машины составляет 22 6,5 метров. Этот бронированный автомобиль весит 5,44 тонны. На разработку «Линкольна» было потрачено свыше 500 тысяч долларов. Самым дорогим автомобилем отечественного производства считается ЗИС-115, который когда-то принадлежал Иосифу Сталину. Эта бронированная машина также построена по специальному заказу. В 1990 году на аукционе в Вене ее купил японский коллекционер, который пожелал остаться неизвестным. Автомобиль «отца всех народов» был приобретен за 2 миллиона долларов. в Настоящее время самым дорогим серийным автомобилем является «Ягуар XJ 220». Цена этого английского полуспортивного автомобиля составляет 402 тысячи фунтов стерлингов. Кстати, он же является и самым быстрым серийным автомобилем. На испытаниях в Италии 21 июня 1992 года он развил скорость 349,21 км/ч. Самым мощным из спортивных автомобилей «Формулы-1» является «Макларен F16.1» (627 лошадиных сил). Он способен за 3,2 с разогнаться до скорости 95,6 км/ч, ну а максимальная скорость этого автомобиля была показана на соревнованиях – 370 км/ч. 23