ОП Развитие речи 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………

3

1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН …………………………………………………… 6
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………… 8
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………

10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ………………………….

11

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………...

12

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ …………………………………………..

12

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ …………………………………….

12

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

16

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Развитие речи» разработана с учетом:
−
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол
от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».

−
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Данная программа разработана в целях оказания логопедической помощи
дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими
нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из
очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления
звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может
произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование
звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих
детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с
большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю
жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной
речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторноакустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией
необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии
доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого
недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать
затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционновоспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к
значительной их компенсации.
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения
развития речи.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения
в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник
может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребенок шестого года жизни свободно использует средства
интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или
торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи
в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо
делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие
слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.
Словарь
детей
также
активно
пополняется
существительными,
обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека,
почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими
трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,
осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;
в описательном и повествовательном монологах способны передавать
состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты,
сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями
разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш
способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно
чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту,
в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика
анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению
читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений
об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация
во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней
недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они
могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–
25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задается взрослым.
Объем
памяти
изменяется
не
существенно.
Улучшается
ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать
несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать
карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. К нагляднодейственному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без
практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Количество детей в группе 12 человек.

Наполняемость
групп
соответствует
санитарно-гигиеническим
требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 144.
Программа рассчитана на один год обучения - 144 часа.
Продолжительность одного академического часа 30 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю 2 раза в неделю
по два часа.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет
обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: беседа, игра. Основной формой работы является
игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие занятия в соответствии с Программой носят
игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, опрос, рассказ по сюжетным картинкам.
Цель программы – устранение речевых недостатков у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи программы

Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения.

Развитие слухового восприятия.

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование
связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической
стороной речи.

Развитие слухового и зрительного внимания, слуховой и
зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.

1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п

Название темы

Всего
часов
4

2.

Вводное
занятие.
Органы
артикуляции
Звук [а]. Понятие о звуковом ряде.

Практи
ческие
занятия
4

4

4

3.

Звук [у]

4

4

4.

Звук [и]

2

2

5.

Звук [и], звук [а], звук [у]

2

2

6.

Звук [э]

2

2

7.

Звук [о]

2

2

8.

Звук [м], звук [м’]

4

4

9.

Звук [п], звук [п’]

4

4

10. Звук [н], звук [н’]

4

4

11. Звук [б], звук [б’]

4

4

12. Звук [б], звук [п]

2

2

13. Звук [в], звук [в’]

4

4

14. Звук [д], звук [д’]

4

4

15. Звук [т], звук [т’]

4

4

16. Звук [д], звук [т]

2

2

17. Звук [ф], звук [ф’]

4

4

18. Звук [в], звук [ф]

2

2

19. Звук [к], звук [к’]

4

4

20. Звук [г], звук [г’]

4

4

21. Звук [к], звук [г]

2

2

22. Звук [х], звук [х’]

4

4

23. Звук [с], звук [с’]

4

4

1.

Теорети
ческие
занятия

Формы
аттестации /
контроля
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

24. Звук [з], звук [з’]

4

4

25. Звук [с], звук [з]

2

2

26. Звук [ц]

2

2

27. Звук [с], звук [ц]

2

2

28. Звук [ш]

4

4

29. Звук [с], звук [ш]

4

4

30. Звук [ж]

4

4

31. Звук [з], звук [ж]

2

2

32. Звук [ш], звук [ж]

2

2

33. Транспорт

2

2

34. Звук [ч]

4

4

35. Звук [ч], звук [ц]

2

2

36. Цвет. Форма. Величина

2

2

37. Звук [щ]

2

2

38. Звук [ч], звук [щ]

2

2

39. Профессии

2

2

40. Звук [й]

2

2

41. Человек. Семья

2

2

42. Звук [л]

2

2

43. Звук [л’]

2

2

44. Продукты питания

2

2

45. Звук [л], звук [л’]

4

4

46. Звук [р]

2

2

47. Звук [р’]

2

2

48. Звук [р], звук [р’]

4

4

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

49. Итоговое занятие.
Диагностика

4

ИТОГО

50.

144

4

2

Наблюдение,
опрос
Рассказ по
сюжетным
картинкам

142

1.3 СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вводное занятие. Органы артикуляции.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Физкультминутка. Беседа на
тему «Лето и осень». Пересказ рассказа.
Тема 2. Звук [а]. Понятие о звуковом ряде.
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук».
Тема 3. Звук [у].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Пересказ сказки.
Тема 4. Звук [и].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа о перелетных птицах.
Тема 5. Звук [и], звук [а], звук [у].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук».
Тема 6. Звук [э].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук».
Тема 7. Звук [о].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук».
Тема 8. Звук [м], звук [м’].

Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ сказки.
Тема 9. Звук [п], звук [п’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук».
Тема 10. Звук [н], звук [н’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Тема 11. Звук [б], звук [б’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 12. Звук [б], звук [п].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Продукты питания».
Тема 13. Звук [в], звук [в’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 14. Звук [д], звук [д’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Пересказ сказки.
Тема 15. Звук [т], звук [т’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Зима».
Тема 16. Звук [д], звук [т].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Новый год».
Тема 17. Звук [ф], звук [ф’].

Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Мебель».
Тема 18. Звук [в], звук [ф].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Посуда».
Тема 19. Звук [к], звук [к’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Семья».
Тема 20. Звук [г], звук [г’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Профессии».
Тема 21. Звук [г], звук [к].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Разучивание стихотворения «Цвета и краски» Л.
Венгера.
Тема 22. Звук [х], звук [х’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Цвет, форма, величина».
Тема 23. Звук [с], звук [с’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Форма и размер предметов». Чтение
сказки В.Г. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Тема 24. Звук [з], звук [з’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «День защитника отечества».
Тема 25. Звук [с], звук [з].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.

Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Мамин день 8 марта».
Тема 26. Звук [ц].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 27. Звук [с], звук [ц].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Транспорт».
Тема 28. Звук [ш].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Весна».
Тема 29. Звук [с], звук [ш].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Птицы прилетели».
Тема 30. Звук [ж].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ рассказа.
Тема 31. Звук [з], звук [ж].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ рассказа.
Тема 32. Звук [ш], звук [ж].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ рассказа.
Тема 33. Транспорт
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Транспорт».
Тема 34. Звук [ч].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.

Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Цветы».
Тема 35. Звук [ч], звук [ц].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Деревья».
Тема 36. Цвет, форма, величина
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Цвет, форма, величина».
Тема 37. Звук [щ].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ сказки.
Тема 38. Звук [ч], звук [щ].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Лес».
Тема 39. Профессии
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Беседа на тему «Профессии».
Тема 40. Звук [й].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ сказки.
Тема 41. Человек. Семья
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Человек. Семья».
Тема 42. Звук [л].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 43. Звук [л’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.

Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 44. Продукты питания
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Беседа на тему «Продукты питания».
Тема 45. Звук [л], звук [л’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Пересказ сказки.
Тема 46. Звук [р].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 47. Звук [р’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 48. Звук [р], звук [р’].
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки.
Тема 49. Итоговое занятие. Диагностика
Практика:
Артикуляционная
гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Дидактические игры.
Игры на развитие фонематического слуха «Слушай внимательно», «Поймай
звук». Чистоговорки. Рассказ по сюжетным картинкам.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по
данной программе можно считать следующее:

ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;

дифференцирует все изученные звуки;

овладел интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.

адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в
соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять
правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

овладел универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;

владеет средствами общения и способами взаимодействия,
способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации со взрослыми и
сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи,
смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение
слов и словосочетаний.

РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Дата
обучен начала
ия
обучения
1 год

1
сентября

Дата
Общая
окончания продолжит
обучения
ельность
(календар
ных дней)
31 мая
258

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

4

144

2 раза в
неделю по
2 часа

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, кабинет №2.
Помещение соответствует санитарным нормам.
Наименование
оборудования, Штук
№
программного обеспечения
п.п
1.
Двухместные столы
6
2.

Стулья

12

3.

Стол и стул учителя

2

4.

Шкаф

1

5.

Зеркала для индивидуальной работы (9х12)

12

6.

Доска-мольберт магнитная

1

Информационное обеспечение:
Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных
пособий, набор инструктивно-технологических карт, информационную,
справочную литературу.
Перечень информационных ресурсов
1. doshvozrast.ru
2. http://www.o-detstve.ru/
3. festival.1september.ru

4. twirpx.com
5. detsad-kitty.ru
6. logoburg.com
7. logoped.ru
8. logomag.ru
9. logopediya.com
10.logopedmaster.ru
11.http://www.kindereducation.com
12.http://karapuz.com/
13.http://www.logopsiholog.ru
14.http://www.defectolog.ru/
15.http://www.razvitierebenka.com/
16.http://logopeddoma.ru/
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование, прошедший профессиональную переподготовку по
профилю программы.
Методическое обеспечение
Учебно-планирующая документация и имеющееся методическое
обеспечение:
−
данная программа в соответствие с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ от 02.12.2015 №02-01-82/10468;
− система практических работ в соответствии с учебным планом
рабочей программы;
− комплект презентаций по обучению на занятиях в творческих
объединениях, который позволяет визуализировать образовательный процесс;
− набор тестовых заданий по обучению на занятиях для оценки знаний
обучающихся;
− оценочные листы практических работ в процессе мониторинга.
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Учебно-планирующая документация и имеющееся методическое
обеспечение:
−
данная программа в соответствие с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ от 02.12.2015 №02-01-82/10468;
− система практических работ в соответствии с учебным планом
рабочей программы;
− комплект презентаций по обучению на занятиях в творческих
объединениях, который позволяет визуализировать образовательный процесс;

− набор тестовых заданий по обучению на занятиях для оценки знаний
обучающихся;
− оценочные листы практических работ в процессе мониторинга.
В реализации учебно-воспитательного процесса используются
технологии
развивающего
обучения,
индивидуальный
и
дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение:
 Дидактический материал для обследования речи ребенка.
 Настольные игры лексико-грамматического содержания.
 Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления,
зрительного и слухового внимания.
 Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и
фонематического восприятия.
 Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
 Цветные карандаши.
 Предметные картинки для артикуляционной гимнастики.
 Предметные картинки на каждый звук для автоматизации,
дифференциации звуков, развития фонематического слуха.
 Демонстрационные материалы по лексическим темам.
 Сюжетные картинки для развития связной речи.
 Детские книги для развития связной речи.
 Картотека материалов для автоматизации и дифференциации
свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных
звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки,
чистоговорки, скороговорки, тексты).
 Игровые пособия для выработки воздушной струи.
 Игровые пособия для развития правильного речевого дыхания.
 Картотеки пальчиковых игр, физминуток, загадок.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Основные диагностические методы, применяемые во время
образовательного процесса:
•
Наблюдение
•
Беседа
•
Опрос
•
Рассказ по сюжетным картинкам.
Формы проведения педагогической диагностики:
•
Индивидуальная
•
Подгрупповая
•
Групповая.
Для мониторинга результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Развитие речи»
используется методика Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н., которая практикуется
в Центре детского творчества «Креатив» и включает в себя:

1. Мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеразвивающей программе.
2. Мониторинг личностного развития обучающихся.
3. Реализация творческого потенциала обучающегося.
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать
личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился,
каким стал через некоторое время.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей.- СПб.: Детство-Пресс, 2009.
2. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи
у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3. Азова Е. А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради
для детей 5- 7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
4. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми
нарушениями.- Ростов н/Д; Феникс, 2011.
5. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению
звукопроизношения у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. - М.:АСТ: Астрель, Владимир, 2011.
7. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников. - М.:АСТ: Астрель, 2007.
8. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии.М.:АСТ:Астрель, 2012.
9. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- СПб.:
Библиополис. 1994.
10.Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий.
Старшая группа - М.6 Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
11.Богданова О. Учусь говорить правильно за 20 минут в день. -М.:АСТ,
2009.
12.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у
детей.- М.: ТЦ Сфера, 2014.
13.Бахматова З.Н., Фридрих И. А. Плавно, медленно, красиво. Система
работы по устранению заикания у старших дошкольников и младших
школьников.- М.:УЦ «Перспектива», 2010.
14.Батяева С. В, Севастьянова Е.С. Альбом по развитию речи для самых
маленьких.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс», 2012.
15.Володина В. С. Альбом по развитию речи.- М.: ЗАО «Росмэн-пресс»,
2011.
16.Герасимова А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками.М.:Айрис-пресс, 2009.
17.Гаврина С. Е. Развиваем память. - Ярославль: Академия развития, 2008.
18.Давыдова Т. Развиваем речь.- М.: ООО «Стрекоза», 2009.
19.Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых
расстройств. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
20.Евдокимова Л. А. Документация учителя – логопеда дошкольного
образовательного учреждения.- Курск. ИЦ «ЮМЭКС», 2015.
21.Земцова О. Н. Найди отличия. Развиваем внимание. - М.: ООО
«Издательская группа Аттикус». 2007.
22.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ГИЦ Владос, 2011.

23.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.:
Просвещение, 1985.
24.Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические
упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2012.
25.Козырева Л. М. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных
звуков.- Ярославль: Академия развития, 2007.
26.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая
работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
27.Косинова Е. М. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2
до 7 лет.- М.: Эксмо, 2012.
28.Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь. Развитие речи «Шаг за
шагом».-М.: Эксмо, 2013.
29.Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические
материалы.- Волгоград: Учитель, 2014.
30.Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.Пб.: Литера,
2011.
31.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
32.Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
33.Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
34.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
35.Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
36.Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
37.Куликовская Т. А. Язычок шипит. - М.: Издательский дом «Карапуз»,
2012.
38.Логопедическая работа с детьми, имеющими ОНР I уровня речевого
развития. Сост.: Болдырева И. Л. – Курск: Издательство ООО
«Учитель», 2014.
39.Лугарев А. Говорим без ошибок. – М.: Рипол классик, 2013.
40.Матыкина И. А. Трудных звуков не бывает.- Барнаул: ИП Колмогоров.
2014.
41.Методы обследования речи детей. Под ред. Г. В. Чиркиной.- М.: АРКТИ,
2010.
42.Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
43.Нищева Н.В. Примерная программа коррекионно-развивающей работы
в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. –
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

44.Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.- Ярославль:
Академия развития, 2010.
45.Новиковская О. А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития
46.речи дошкольников».- М.:АСТ, 2008.
47.Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
48.Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для
логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
49.Пименова Т.И. Выговаривать хочу…: Исправление недостатков
звукопроизношения у детей: Дидактический материал. – СПб.: КАРО,
2006.
50.Пятница Т. В. Речевые нарушения у детей.-Ротов н/Д, Феникс, 2011.
51.Пятница Т. В. Справочник дошкольного логопеда.- Ростов н/Д: Феникс,
2009.
52.Руденко В. И. Практическое пособие для логопедов.- Ростов н /Д:
Феникс, 2006.
53.Стребелева Е. А. Психолого – педагогическая диагностика нарушений
развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Владос, 2010.
54.Степанова О. А. Справочник учителя – логопеда ДОУ.- М.: ТЦ Сфера.
2009.
55.Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр.- М.: АСТ: Астрель,
2010.
56.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
57.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2001.
58.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В
4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
59.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и
воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
60.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи
//Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:
Просвещение, 2010.
61.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного
учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
62.Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста.- М.: Айрис-пресс, 2008.
63.Шалаева Г. П. Логопедические игры. – М.: АСТ: Слово, 2009.
64.Щербакова Т. Н. Расскажи стихи руками.- Издательский дом «Карапуз»,
2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».