СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………7 1.3. СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….10 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….11 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...11 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..12 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….12 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..13 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….13 2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..15 2 РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) художественной направленности «Изобразительное искусство» разработана с учётом: − Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». 3 − Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». − Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность ДООП обусловлена формированием творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка. О необходимости самореализации и развития творческого потенциала говорится и в Концепции развития дополнительного образования. Изобразительное искусство способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Программа по изобразительному искусству обусловлена своей доступностью в развитии детского творчества. Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в том, что посредством изобразительного искусства естественным образом происходит формирование личности, складывается определенная система 4 ценностей, развивается творческое мышление, стимулируется развитие основных психофизических процессов обучающихся. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками художественного мастерства, умениями излагать свои мысли, ответственности и трудолюбию. Отличительные особенности данной программы Программа составлена на основе индивидуального педагогического опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей художественной деятельности. При написании программы мною были рассмотрены программы дополнительного образования по изобразительному искусству для учащихся школы Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» и Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. Новизна программы Новизна образовательной программы состоит в том, что для изучения, объяснения и понимания терминов и понятий изобразительного искусства, для понимания характера изображаемого предмета активно используется разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству. ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся разделяются на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2 группа 14-17 лет. В каждой группе 12-15 человек. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл. Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности- В учебной деятельности используются разнообразные виды наглядного материала. Принцип систематичности и последовательности- Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в 5 самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. ДООП «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 год обучения (144 часа, из них: 12 часов отводится на теорию, а 132 часа – на овладение практическими навыками). Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 4, 2 раза в неделю по 2 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: практические и теоретические занятия. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, открытое занятие, творческий показ. Цель программы: обучать детей основам изобразительной грамоты. Задачи программы: Образовательные: - знакомить с жанрами изобразительного искусства; - обучать работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - обучать элементарным приемам рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование); - знакомить с художественными терминами; - знакомить с некоторыми видами русской народной росписи; - знакомить с творчеством некоторых художников; Развивающие: - развивать мелкую моторику, память, творческую фантазию, наблюдательность; - развивать колористическое видение; - развивать художественный вкус, понимание прекрасного в окружающем мире; - развивать коммуникативные умения и навыки. Воспитательные: 6 -воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, внимание, организованность; - воспитывать уважительное отношение к искусству и к русскому народному творчеству. 1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1. Тема Раздел 1 Теоретикоаналитическая работа Количество часов Всего Теория Практика 4 3 1 Формы контроля Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Инструктаж по технике безопасности. 2 1 1 Беседа. Устный опрос 2 2 0 Беседа. Устный опрос Раздел 2. Композиция «Белый фон» Белый цвет в композиции 40 3 37 4 1 3 2.2 Форма объекта 8 1 7 2.3 Перспектива и тени, полутени цвета 28 1 27 3. Раздел 3. Композиция «Цветной фон» 40 3 37 3.1 Цвет в композиции 4 1 3 Педагогическое наблюдение. Устный опрос 3.2 Форма цветного объекта 8 1 7 Педагогическое наблюдение. Устный опрос 3.2 Перспектива и тени, полутени цвета 28 1 27 Педагогическое наблюдение. Устный опрос 4. Раздел 4. Натюрморт 56 3 53 1.1. 1.2 2. 2.1 Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос 7 4.1 Перспектива и сочетания предметов 8 1 7 4.2 Перспектива и сочетания цвета 14 1 13 4.3 Тени, полутени, блики драпировки и объектов изображения Раздел 5. Выставка работ 34 1 33 4 0 4 Создание собственного художественного произведения Выставка собственных изобразительных работ 2 0 2 2 0 2 144 12 132 5. 5.1 5.2 Итого Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос Педагогическое наблюдение. Устный опрос Творческий показ. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа. 1.1. Вводная беседа. Знакомство с особенностями изобразительного искусства. Теория: Знакомство студийцев с историей изобразительного искусства. Практика: Произвольная тема самостоятельного создания изобразительной работы, целью которой является понимания умений студийцев. 1.2. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство студийцев с правилами безопасности при рабате с предметами для изобразительного искусства. Раздел 2. Композиция «Белый фон». 2.1. Белый цвет в композиции. Теория: Познакомить учеников с особенностями работы с белым цветом. Практика: Изображение цвета белого фона. 2.2. Форма объекта. Теория: Знакомство с разными формами объектов: шар, куб, конус. Практика: Набросок карандашом разных форм и объектов. 2.3. Перспектива и тени, полутени цвета. Теория: Знакомство с особенности перспективы, тени и полутени. Практика: Прорисовка композиции в черно-белом цвете с изображением тени, полутени и объема. Раздел 3. Композиция «Цветной фон». 3.1. Цвет в композиции. Теория: Знакомство с сочетанием цветов в композиции. Практика: Определение бликов в другом цвете. 3.2. Форма цветного объекта. 8 Теория: Повторение материала «Форма объекта». Практика: Изображение цветных форм и объектов на ватмане. 3.3. Перспектива и тени, полутени цвета. Теория: Знакомство с особенности использования перспективы, тени, полутени и бликов, с цветными объектами. Практика: Прорисовка композиции акварелью в цвете с изображением тени, полутени и объема. Раздел 4. Натюрморт 4.1. Перспектива и сочетания предметов. Теория: Изучение ближнего и дальнего предмета. Практика: Изображение предмета в перспективе. 4.2. Перспектива и сочетания цвета. Теория: Ознакомление с особенностями изменения цвета в перспективе. Практика: Прорисовка драпировки с нанесением тени и полутени. 4.3. Тени, полутени, блики драпировки и объектов изображения. Теория: Знакомство с сочетанием теней, полутеней и бликов на натюрморте. Практика: Изображение акварелью натюрморта. Раздел 5. Выставка работ 5.1. Создание собственного художественного произведения. Практика: Написание самостоятельной художественной работы. 5.2. Выставка собственных изобразительных работ. Практика: Оформление художественной выставки, работ нарисованных за учебный год. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: • сформировано уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей; • понимают этические норм поведения; • развита самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач; • развиты духовные и эстетические потребности; • умеют работать в коллективе. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • умеют проговаривать последовательность действий; • умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; • умеют работать по предложенному педагогом плану; • умеют отличать верно выполненное задание, от неверного; 9 умеют совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные универсальные учебные действия: • умеют отличать новое от уже известного с помощью педагога; • умеют добывать новые знания; • умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога; • умеют перерабатывать полученную информацию; • умеют делать выводы в результате совместной работы всей группы; Коммуникативные универсальные учебные действия: • учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • сформированы высокие нравственные качества - настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность; • умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты освоения программы. Обучающиеся будут знать: 1. Теоретические основы изобразительного искусства. 2. Этапы работы над картиной. 3. Законы художественной деятельности. 4. Принципы построения изобразительной композиции. • Обучающиеся будут уметь: 1. Пользоваться средствами изобразительного искусства. 2. Налаживать коммуникацию в коллективе. 3. Отличать разные виды изобразительного искусства. 4. Рассовать, используя пропорцию и тени. 5. Выстраивать художественную композицию. 10 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучени я 1 год Дата Дата Общая начала окончания продолжит обучения обучения ельность (календар ных дней) 1 31 мая 258 сентября Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 2 раза в неделю по 2 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло, 57а. Помещения соответствует санитарным нормам. 2. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы: Образовательные порталы: 1. https://hudozhka.online - Первая детская художественная онлайн-школа 2. https://www.hudozhnik.online - Художественная школа «Художник Онлайн» 3. https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/onlayn - Третьяковская галерея онлайн 3. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное образование, соответствующее направленности образовательной программы. 11 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности, освоение образовательной программы. В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры художественной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются участие в выставках работ. Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут. Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует. 2. базовый уровень Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. повышенный уровень 12 Правильное понимание задачи. Высокий уровень теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Оценочные материалы - Приложение 1. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Результатом данной работы является выставка художественных работ. Этапы работы обучающегося над итоговой выставкой: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация выставочных работ. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговая выставка художественных работ за год. 13 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендованной для педагогов: 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Издво Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013 2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015. 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия. – 2010 4. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ, 5. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г. 6. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009 7. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008 8. Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. – 2009 9. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта. Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО Воронежской обл. «РМЦ», 2019 10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 11. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012 12. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 13. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003 Список литературы для детей и родителей: 1. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с. 2. Джин Ван'т Хал Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016 3. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес/ Т. В. Калинина. - М.: Сфера, 2009 4. Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 5. Творим с детьми. 20 мастер-классов в разных техниках / Ярмарка мастеров. - М.: Альпина Паблишер, 2016 6. Толстова И. А. Большая книга творчества с детьми. - М.: Эксмо, 2018 14 Приложение 1 Контрольный срез знаний (тестирование) Выбери один правильный ответ. 1. Что такое стиль в искусстве? а) художественное отношение художника; б) обобщенное представление о действительности; в) почерк, приемы, особенности 2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка: а) шрифт; б) каллиграфия; в) иллюстрация. 3. Художник, изображающий море. а) маринист б) анималист в) баталист г) портретист 4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст а) репродукция б) иллюстрация в) рисунок г) миниатюра 5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной? а) эскиза б) иллюстрации в) наброска г) рисунка 3. Практическая работа. Нарисовать натюрморт. 15