ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 9 12 13 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 15 16 17 18 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) художественной направленности «Вокальноинструментальный ансамбль» разработана с учетом: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к живой музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Ребенок (подросток), удовлетворяя свой социальный запрос, имеет возможность получить необходимый музыкально-исполнительский опыт по интересному для него музыкальному направлению. Помощь ребёнку в поиске «хобби», будущего призвания окажет данная программа, которая нацелена на то, чтобы предоставить обучающемуся возможность попробовать себя в роли исполнителя любимых произведений, солиста вокально-инструментального ансамбля. Содержание данной программы, с одной стороны, является мостиком от развлечения к серьёзному увлечению, с другой стороны, обучающийся получает незаменимый опыт общения, который важен в любой жизненной ситуации. Новизна программы в том, что она не ставит своей целью профессиональное изучение вокала и вокально-инструментального исполнения произведений. Она направлена на творчество обучающегося, на развитие его интереса не только на конечный результат своей деятельности – участие в концертах, конкурсах, но на процесс поиска своего «Я», на обретение друзей – единомышленников, на организацию наполненного досуга подростков. Отличительной особенностью данной программы является применение методов так называемого домашнего музицирования, с целью научить детей за короткий срок играть на музыкальных инструментах эстрадной направленности. Адресат программы. Программа рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся: в объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 10 до 17 лет, вне зависимости от пола. Обучающиеся разделяются на группы в зависимости от возраста группа № 1 - 10-14 лет, группа № 2 - 15-17 лет. 4 Для зачисления ребенка на первый год обучения по данной программе предварительной подготовки не требуется. Возрастные особенности детей в возрасте от 10-ти до 17-ти лет. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он 5 проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоциональночувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. 6 Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственичество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Количество детей в группе 8-10 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 324. Программа рассчитана на два года обучения, первый год обучения - 144 часа и второй год обучения – 180 часов. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю для первого года обучения 4 часа, для второго – 5 часов, 2 раза в неделю по 2-3 часа. Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. 7 Программа является разноуровневой, предполагает два уровня сложности. Первый год обучения – стартовый уровень. Предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний. Второй год обучения – базовый уровень. Предполагает более глубокое изучение теоретического материала, усложнение практических заданий, расширение спектра умений и навыков. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятия: групповые. Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы. Формы подведения результатов: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие музыкально-творческих активностей и способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Задачи программы первого года обучения: Образовательные 1. Обучать игре на инструментах. 2. Обучать работе в ансамбле. 3. Формировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков. Развивающие 1. Развивать музыкальные и вокальные способности. 2. Развивать воображение, фантазию, образное мышление, умение выразить свою мысль в слове и в музыке. Воспитательные 1. Формировать ценностные жизненные ориентиры подростка. 2. Формировать музыкальную культуру обучающихся. Задачи программы первого года обучения: Образовательные 1. Продолжать формировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков. 2. Обучать работе в ансамбле. 8 3. Обучать свободному ориентированию в работе с техникой (инструментами, микрофонами, фонограммами и т. д.). Развивающие 1. Развивать музыкальные и вокальные способности. 2. Развивать воображение, фантазию, образное мышление, умение выразить свою мысль в слове и в музыке. Воспитательные 1. Формировать ценностные жизненные ориентиры подростка. 2. Формировать музыкальную культуру обучающихся. 9 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Название разделов и тем Кол-во часов всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Введение 2 1 1 Беседа 2. Нотная грамота 22 10 12 Ритмические диктанты 3. Музыкальные инструменты и вокал 120 6 114 Наблюдение Ритмические диктанты Исполнение партий Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Исполнение партий Исполнение партий 1. Обучение игре: синтезатор 16 1 15 2. Обучение игре: гитара-ритм 16 1 15 3. Обучение игре: бас-гитара 16 1 15 4. Обучение игре: ударные 16 1 15 5. Обучение игре: соло-гитара 16 1 15 6. Работа с вокалистами 16 1 15 7. Ансамбль всех инструментов 24 Всего: 144 24 17 127 10 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Название разделов и тем Кол-во часов всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Введение 2 1 1 Беседа 2. Нотная грамота 23 10 13 Ритмические диктанты 3. Музыкальные инструменты и вокал 155 6 149 Наблюдение Ритмические диктанты Исполнение партий Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Наблюдение Ритмические диктанты Исполнение партий Исполнение партий 1. Обучение игре: синтезатор 21 1 20 2. Обучение игре: гитара-ритм 21 1 20 3. Обучение игре: бас-гитара 23 1 22 4. Обучение игре: ударные 23 1 22 5. Обучение игре: соло-гитара 21 1 20 6. Работа с вокалистами 21 1 20 7. Ансамбль всех инструментов 25 Всего: 180 25 17 163 11 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел.1 Введение Теория: Вводное занятие. Знакомство обучающихся. Сведения о предмете. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении. Выбор, прослушивание песен. Выбор репертуара. Различие звучания инструментов. История отечественной рок-музыки. История музыки и музыкальных жанров. Основные направления отечественной музыки 60, 70, 80, 90-х гг. Раздел.2 Нотная грамота. Теория: Изучение нотной грамоте, прослушивание песен, снятие партий, разучивание партий. Практика: Запись нотами, ритмические диктанты, работа с вокалом, прослушивание песен согласно репертуару, выделение на слух нужной партии среди других инструментов. Разучивание нот первой, второй октавы. Длительности, целая, половинная, четверть, восьмая. Простые ритмические рисунки. Диктанты. Запись при помощи табулатуры и нот. Размеры: две четверти четыре четверти, три восьмых, шесть восьмых. Тональности: домажор, ля-минор, ре-мажор, си-минор. Раздел.3 Музыкальные инструменты и вокал. Теория: Обучение игре на инструментах. Ударные. Ритм-слоги, разбор партий и выучивание наизусть. Объяснение правил и техники игры. Практика: Упражнения на развитие техники исполнения. Одновременное исполнение выученных партий, 2х и более исполнителей. Упражнения на умение слышать других участников, подстраиваться под них, не останавливаться, если допущена ошибка при игре. Распевание. Работа над дикцией, скороговорки. Работа с дыханием. Одновременное исполнение песни с оригиналом. Разучивание мелодий, работа над правильным звукоизвлечением и чистой интонацией. Пение под инструмент с проигрыванием мелодий. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Раздел.1 Введение Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении. Выбор, прослушивание песен. Выбор репертуара. Различие звучания инструментов. История зарубежной музыки и музыкальных жанров. Основные направления зарубежной музыки 60, 70, 80, 90-х гг. Раздел.2 Нотная грамота. Теория: Изучение нотной грамоте, прослушивание песен, снятие партий, разучивание партий, басовой ключ, малая октава, большая октава, снятие партий, запись нотами. 12 Практика: Запись нотами, ритмические диктанты, работа с вокалом, прослушивание песен согласно репертуару, выделение на слух нужной партии среди других инструментов. Работа с синтезатором и гитара-ритм. Раздел.3 Музыкальные инструменты и ансамбли Теория: Обучение игре. Ударные. Ритм-слоги, разбор партий и выучивание наизусть. Объяснение правил и техники игры. Знакомство с творчеством зарубежных групп. Практика: Разучивание нот малой и большой октавы. Длительности, 16, триоли. Пунктирный ритм. Тональности: соль мажор, ми минор, ля мажор, фа-диез минор, ми мажор, до-диез минор. Прослушивание песен согласно репертуару, запланированному на второй год и дополнительных песен. Выделение на слух нужной партии среди других инструментов. Запись ее при помощи нот или табулатуры. Разучивание партий, разбор партий и выучивание наизусть. Упражнение на развитие техники исполнения. Одновременное исполнение выученных партий, 2х и более исполнителей. Распевание. Работа над дикцией, скороговорки. Работа с дыханием. Одновременное исполнение песни с оригиналом. Разучивание мелодий, работа над правильным звукоизвлечением и чистой интонацией. Пение под инструмент с проигрыванием мелодий. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей; • умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; • умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: 13 умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; • настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; • готовность и потребность к певческой деятельности; • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты первого года обучения: • играть совместно с ансамблем солирующие партии; • играть произведения по табулатуре; • применять приемы двухголосия; • настраивать и ухаживать за инструментами; • применять сценические навыки на выступлении; • работать с музыкальными программами на компьютере; • сольное исполнение на инструменте; • подбирать по слуху свою партию из незнакомой фонограммы; Предметные результаты второго года обучения: • играть совместно с ансамблем солирующие партии; • играть произведения по табулатуре; • применять приемы двухголосия; • подбирать по слуху несложные музыкальные фразы и аккорды; • настраивать и ухаживать за инструментами; • исполнять разнохарактерные произведения; • играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии; • выразительно исполнять вокальные произведения; • применять сценические навыки на выступлении; • работать с музыкальными программами на компьютере; • сольное исполнение на инструменте; • подбирать по слуху свою партию из незнакомой фонограммы; • исполнять песни в разных жанрах. • 14 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября Дата Общая окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 31 мая 258 31 мая 258 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 36 5 180 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2-3 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Гастелло, 57 А, кабинет №2. Помещение соответствует санитарным нормам. № Наименование оборудования, Штук программного обеспечения п.п 1. Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Ученический стол 2 4. Стул ученический 4 5. Микрофон 2 6. Удлинитель 1 7. Музыкальный центр 1 8. Колонки для компьютера 1 9. Принтер 1 10. Магнитно-маркерная доска 1 11. Шкаф книжный 1 12. Полка 1 Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование, соответствующее направленности образовательной программы. Методическое обеспечение 15 В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность; постепенность и систематичность; наглядность, индивидуальность и комплексность. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением: 1. Организационно-подготовительный этап заключается в планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную организацию самостоятельной работы. 2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация публичного выступления на сцене. 3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Результатом становится итоговое выступление на выпускном концерте. Информационное обеспечение: Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу. Информационные ресурсы Список литературы, рекомендованной для педагогов 1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 3. Белоброва Е. Ю., "Рок-вокалист" §6 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 8. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 9. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998 Образовательныепорталы 1.http://www.artscenter1.com- Школа музыки «АРТИСТ» 2.https://kobzev-sv.ru–Все о музыке и вокале; 3.http://music-fantasy.ru – Музыкальная фантазия(музыкальное и художественное развитие детей). 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. 16 Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов (анкетирование, опрос, участие в мероприятиях (концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.), общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метроритмическое чувство, слуховая память, звуквысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме отчётного концерта. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимся содержания программы используется следующая система оценивания: 1. Минимальный уровень Обучающийся испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Музыкальная память недостаточно развита. Творческая активность отсутствует. 2. Базовый уровень Музыкальная память у обучающегося средне развита. Творческие здания выполнены с небольшими ошибками. 3. Повышенный уровень Музыкальная память у обучающегося достаточно развита. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. 17 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1 . Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г. 2 . «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г. 3 . Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г 4 . А.Барабошкина. Сольфеджио. 1-6 класс, М.: «Музыка» 5 . Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокальноинструментальных ансамблей» М., 1993 г. 6 . Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» ( методическое пособие), М. 1979г 7 . Грасеев Э. Эстрадный оркестр: Учебное пособие. - М., 1998. 8 . Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г. 9 . Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. - М.,1986. 10 . Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М.: Музыка, 2000. 11 . Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г. 12 . Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М ,1984 г. 13 . Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г. 14 . Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 1980г 15 . Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2000г. 16 . Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г. 17 . Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г 18 . Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М , 1992г. 19 . Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.(учебное пособие), М., 1978г. 20 . Журналы «Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство» 21 . Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г. Для обучающихся: 1 . Сборники: Многосерийные издания для ВИА. 2 . Сборники российских рок-групп «Кино», «Любэ», «Машина времени», «Ария», и др.. 3 . Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г. 4 . Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г. 5 . Эстрадная музыка радио, - кино, - театра. 6 . Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г. 7 . Журналы «Искусство», «Музыка в школе» 8 . Альманах «Звезды рока», М, 2002 г. 18