ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 10 12 14 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 16 16 17 18 19 20 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана с учетом: − Федеральный за кон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р). − Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 № 1726-р. − Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196». − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». − Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 3 проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». − Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»). − Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив». − Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию детей школьного возраста. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. Направленность Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа ориентирована на развитие интеллектуальных способностей. Новизной программы является использование нетрадиционных способов обучения, в том числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; 4 детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур. Адресат В объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 15 лет, вне зависимости от пола. Для зачисления ребенка на обучение по данной программе необходимо знание основ игры в шахматы. Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. Основным видом деятельности становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного в младший школьный период. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новая роль в новом микросоциуме - ученика, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Они стремятся к одобрению со стороны учителя. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Их внимание рассеяно и очень быстро переключается на более приоритетную цель, они не могут долго сидеть и переносить монотонию. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, им интересны яркие и насыщенные детали, по большей части они видят фигуру, но не обращают внимание на фон. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма их потребности приобретают еще и общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. Это приводит к зависимости от чужой точки зрения. Познавательная деятельность характеризуется излишней эмоциональностью восприятия. Яркие картины, веселая музыка, активная совместная деятельность в решении задачи, шутка учителя вызывают немедленную ярковыраженную реакцию. Здесь закладываются навыки аналитической деятельности и умение рассуждать. Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера (в основе восприятия мира лежат 5 эмоциональные сферы). Если ребенку не интересна информация, либо она его пугает, то он не будет ее воспринимать. Очень важно в данном периоде помнить, что эмоциональная сфера ребенка подвержена быстрому переключению и переживаниям. От этого зависит и мотивационный уровень. Если ребенка постоянно ругать, что он проходит через 3 стадии: стыд, принятие и пресыщение. После последнего мотивационная сфера распадается. На стадии стыда может сформироваться трусость и лживость. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Не маловажный элемент – воображение. Оно закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а так же увеличивают эмоциональночувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья. Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Часто происходит снижение успеваемости. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание, таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Проявляется самостоятельность в решении поставленных задач, активность в социальной жизни. Он ищет новое месть в социальном статусе собственного коллектива. Его в большей степени волнует мнение не собственное, а коллективное, при этом мнение сверстников, на его взгляд, более верное, чем у родителей или учителей. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, 6 смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Пропадает элемент пунктуальности. Формирование причинно-следственных связей и логических умозаключений порождают новые мотивации в обучении и общении. Подростки начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет, это приводит в стрессопатогенным факторам и возникновению депрессивных состояний. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Общее количество часов в неделю для первого года обучения – 9 часов. Общее количество часов в неделю для второго года обучения – 9 часов. Занятия проводятся три раза в неделю по три часа. Объём программы – 648 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы первого года обучения 324 часа. 7 Объем программы второго года обучения 324 часа. Количество детей в группе 12-15 человек. Наполняемость групп соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного образования. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации программы – традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении двух лет обучения. Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Формы занятий: групповые. Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, разбор сыгранных партий, решение задач и этюдов, анализ сыгранных партий, анализ партий мастеров, тематические доклады. Цель программы: развитие способной детей к логическому и аналитическому мышлению, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи первого года обучения: 1. Обучающие: формировать у обучающихся навыки игры в шахматы; знакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, обучать детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами. обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий; содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской. 2. Развивающие: развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; развивать у обучающихся умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. 3. Воспитательные: 8 воспитание усидчивости, целеустремленности, воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельность в принятии решений. Задачи второго года обучения: 1. Обучающие: продолжать формировать у обучающихся навыки игры в шахматы; продолжать обучать детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами. обучать детей применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры; содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской. 2. Развивающие: развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; развивать у обучающихся умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. 3. Воспитательные: воспитание усидчивости, целеустремленности, воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельность в принятии решений. 9 1.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения №п/п Название темы Всего часов 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. Дебют Центр Мобилизация Безопасность Ловушки Дебютный репертуар Практическая игра Разбор сыгранных партий Решение задач и этюдов Миттельшпиль Комбинация Связка Двойной удар Отвлечение, завлечение Спертый мат Перезагрузка, слабость последней горизонтали Перекрытие, блокада Вечный шах Освобождение поля, линии Эндшпиль Как реализовать материальный перевес Правило квадрата Оппозиция Защищенная проходная Отдаленная проходная Прорыв Треугольник Выжидательный ход Игра на два фланга Крайняя пешка Помеха Цугцванг Отталкивание Обход и прорыв ИТОГО 94 13 13 13 13 13 10 13 6 102 14 11 11 11 11 11 2.7. 2.8. 2.9. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 11 11 11 128 11 10 10 10 10 10 8 8 8 8 8 8 8 11 324 Теорети ческие занятия 37 6 6 6 6 6 2 5 40 8 4 4 4 4 4 Практи ческие занятия 57 7 7 7 7 7 8 8 6 62 6 7 7 7 7 7 4 4 4 30 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 107 7 7 7 98 7 8 8 8 8 8 6 6 6 6 6 6 6 9 217 Формы аттестации / контроля Опрос, анализ сыгранных партий, наблюдение Решение задач и этюдов, анализ сыгранных партий, практическая игра анализ партий мастеров, разбор сыгранных партий, решение задач и этюдов, наблюдение 10 2 год обучения №п/п Название темы Всего часов 1. Дебют Принцип быстрейшего развития Решение задач и этюдов Борьба за центр Решение задач и этюдов Гамбиты и их место в дебютной подготовке Решение задач и этюдов Гармоничное пешечное расположение Решение задач и этюдов Миттельшпиль Успех в быстрой мобилизации сил Решение задач и этюдов В плане основа победы Решение задач и этюдов Комбинационная зоркость – ключ к победе Решение задач и этюдов 15 идей комбинаций Решение задач и этюдов Об активной позиционной игре Решение задач и этюдов Эндшпиль Плоды активности в эндшпиле Решение задач и этюдов Реализация материального перевеса Решение задач и этюдов Пешка помогает королю Решение задач и этюдов Ключевые поля Решение задач и этюдов Виды преимущества Решение задач и этюдов ИТОГО 2. 3. 108 8 18 8 18 10 Теорети ческие занятия 20 4 0 4 0 6 Практи ческие занятия 88 4 18 4 18 4 18 10 18 108 5 14 5 15 5 0 6 0 19 3 0 3 0 3 18 4 18 89 2 14 2 15 2 14 10 15 10 15 108 8 18 8 18 6 17 5 18 5 5 324 0 5 0 5 0 17 3 0 3 0 3 0 2 0 3 3 56 14 5 15 5 15 91 5 18 5 18 3 17 3 18 2 2 268 Формы аттестации / контроля Анализ сыгранных партий, анализ партий мастеров наблюдение, тематические доклады Решение задач и этюдов, анализ сыгранных партий Разбор сыгранных партий, решение задач и этюдов, наблюдение 11 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения Раздел 1: Дебют Теория: Типичные комбинации в дебюте. Познакомить детей с тактическим приёмом - завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле. Практика: Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Анализ партий лучших шахматистов. Раздел 2: Миттельшпиль Теория: Расстановка фигур по законам шахмат. Атака. Защита. Контратака. Жертва. Элементарные ловушки. Комбинации. Борьба за центр. Мобилизация. Практика: Анализ партий лучших шахматистов. Отработка ходов защиты и нападения. Проведение укороченных позиций под контролем времени. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Раздел3: Эндшпиль Теория: Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Промежуточный ход, цугцванг, «спертый» мат, мельница, вскрытый шах, двойной шах, перекрытие. Форсирующие ходы. Комбинационные идеи. Виды комбинаций. Техника комбинаций Анализ партий лучших шахматистов. Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Правильный выбор тактического удара. Анализ партий лучших шахматистов. 12 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения Раздел 1: Дебют Теория: План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. Практика: Анализ партий лучших шахматистов. Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Раздел 2: Миттельшпиль Теория: Отвлечение и завлечение, разбор спертого мата, рассмотрение партии вечный шах Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Анализ партий лучших шахматистов. Раздел 3: Эндшпиль Теория: Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя. Практика: Решение конкурсных задач и этюдов. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Участие в турнирах по типовым эндшпильным позициям с укороченным контролем времени (5, 10 или 15 минут на партию). 13 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 год обучения Предметные результаты По итогам реализации программы первого года обучения дети должны: знать шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр; знать правильное название шахматных фигур и правила их хода и взятия каждой фигуры; знать 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; уметь ставить шах, мат, пат, и защищаться от них; уметь применять в игре простейшие тактические удары; уметь решать простые шахматные задачи; уметь взаимодействовать фигурами в игре. Метапредметные результаты: уметь сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения; уметь самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; уметь применять тактики в игре. Личностные результаты: знать значимость усидчивости и терпения; уметь добиваться своей цели; уметь организовывать свою тактику игры; уметь самостоятельно принимать решения. 2 год обучения По итогам реализации программы второго года обучения дети должны: читать и записывать шахматную нотацию (до 10 - 15 ходов); знать стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; знать правила хода и взятия каждой фигуры; уметь провести пешку на поле превращения; уметь взаимодействовать фигурами в игре; уметь ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами, с помощью пешек; уметь рассчитывать варианты в уме; уметь планировать свои действия играть фигурами без нарушения правил; уметь видеть тактические удары; уметь разыгрывать несколько дебютов; уметь решать простейшие задачи на мат и шах в 1 - 2 хода. Метапредметные результаты: уметь сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения; 14 уметь самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; уметь применять тактики в игре. Личностные результаты: знать значимость усидчивости и терпения; уметь добиваться своей цели; уметь организовывать свою тактику игры; уметь самостоятельно принимать решения. 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год Дата обучения начала обучения Колич ество часов в недел ю Количест во учебных часов в год Режим занятий 1 год Дата Общая Количес окончания продол тво обучения жител учебных ьность недель (кален дарны х дней) 1 сентября 31 мая 258 36 9 324 2 год 1 сентября 9 324 3 раза в неделю по 3 часа 3 раза в неделю по 3 часа 31 мая 258 36 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 2, кабинет №2. Оборудование кабинета: • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука; • шахматные часы – 6 штуки; • вопросники к контрольным занятиям и викторинам; • словарь шахматных терминов; • комплекты шахматных фигур с досками –10 штук; • стол учителя; • столы ученические; • стулья; • шкаф. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование в соответствии с направленностью программы. Методическое обеспечение В основе организации занятий лежат базовые педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). 16 В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений. Для формирования умений используются формы занятий: групповые и виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: практическая игра. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Дидактические игры: • «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». • «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях преподавателя и ребенка были равны. • «Выигрыш материала». Педагог на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. • «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. • «Шах или мат». Шах или мат черному королю? • «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. • «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. • «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. • «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле. • «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего 17 учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы подведения итогов реализации программы: беседа, наблюдение, разбор сыгранных партий, решение задач и этюдов, анализ сыгранных партий, анализ партий мастеров, тематические доклады. Итоговая аттестация проходит в форме шахматного турнира среди обучающихся группы. 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для изучения образовательных результатов материалы: тестовое задание (Приложение 1). разработаны оценочные 18 2.5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976. 2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002. 3. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982. 4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986. 5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994. 6. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004. 7. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994. 8. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 9. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990. 10.Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. 11.Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966. Для обучающихся: 1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. 2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999. 3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991. 4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994. 5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 . 6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986 7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007. 8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Разыгрыв ает шахматн Итог Решать элемента рные Ставить мат Объявлят ь шах Правиль ная расстано Различат ь горизонт Рокирова ть Правиль ное располож Шахматн ые термины Название шахматн ых фигур Ориенти ровка на шахматн Итоги педагогической диагностики обследования детей по программе «Шахматы» ФИ ребенка № Условные обозначения: 2 - высокий уровень. 1 – средний уровень 0 – низкий уровень Критерии уровней развития детей Высокий уровень: Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии. 20