МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КРЕАТИВ» СОГЛАСОВАНО: Методический совет МБУ ДО ЦДТ «Креатив» Протокол № Ъ_ от О Ь .О Ь 2 Пре^ тель методического совета /H iA > Васькинау ЦДТ «Креатив» /Н.А. Васькина/ 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Игра на гитаре» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 2 года Составитель: Показаньев Владимир Петрович, педагог дополнительного образования, 1КК Богданович 2023 1ЮЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Кто из нас не заслушивался чудесными песнями под аккомпанемент гитары? Ей подвластны романсы и авторская песня, музыка кино, народные и эстрадные песни. Хочется не просто слушать. По и самому играть и петь. Акустическая гитара является одним из самых доступных и распространенных инструментов. На такой гитаре, вопреки расхожему мнению, играют не только классический репертуар, на ней можно исполнять любую, самую современную музыку. Как известно, практически все современные рок, поп гитаристы начинали свои занятия с акустической гитары. Наше время характеризуется общим спадом интереса к классической музыке, к народным музыкальным инструментам, к преобладанию поп и рок культуры на радио и телевидении, а гак же в окружающей нас жизни. У детей, особенно у детей подросткового возраста, формируется искаженное представление о роли музыки, о музыкальном исполнительстве, потеряны ориентиры в понимании хорошей и безвкусной музыки. У них часто возникает желание подражать популярным певцам и петь их песни под аккомпанемент гитары. Но подростки, часто, не могут критически отнестись к своим способностям, верно, оценить свои музыкальные возможности. Занятия в Учреждениях дополнительного образования детей с грамотным, компетентным руководителем помогают им правильно оценить свои способности, ориентируют их внимание на содержательную музыку, направляют их энергию в нужном направлении, помогают достичь желаемого результата. Гитара - прекрасный инструмент для занятия музыкой и раскрытия потенциальных возможностей подростков. Она помогает им войти в мир музыки, прикоснуться к творчеству обожаемых ими рок и поп кумиров, исполнять их песни. Цель данной учебной программы - развитие музыкальных способностей у подростков *и приобщение к музыкальному искусству посредством освоения популярного и общедоступного инструмента гитары. Создание условий для творческой самореализации в сфере музыкальной деятельности, содействие формированию у них качеств, присущих разносторонней и гармонично развитой личности, развитие эстетического вкуса. Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи: • Обучающая задача - сформировать у подростков потребность заниматься на гитаре, петь под ее аккомпанемент, музицировать. • Воспитательная задача - воспитание волевых качеств - усидчивости, работоспособности, тщательной подготовке к занятиям. • Развивающая задача - развитие творческих способностей, привить комплекс практических навыков (умение аккомпанировать на слух, играть несложные пьесы), формировать эстетический вкус. Программа строится на следующих основополагающих принципах педагогической деятельности: 1. принцип доступности. Выражается в подходе к подбору репертуара, песен, доступных способов подачи материала. 2. принцип последовательности. Изложение материала идет «от простого к сложному» в соответствии с учетом индивидуальных возможностей каждого отдельного участника сообщества. 3. принцип осознания. Проявляется в представлении каждому участнику свободы в реализации творческого потенциала, подбора репертуаров, выборе стиля и формы исполнения. 4. принцип наглядности. Все технические трудности должны иллюстрироваться руководителем, пьесы должны проигрываться. 5. принцип индивидуального подхода в обучении. Форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого подростка, раскрытию его индивидуальных способностей, его интересов, личностно значимых ценностей. Программа предусматривает 2-х годичный курс обучения аккомпанементу и основам игры на гитаре. Возраст учащихся с 13-17 лет. Это именно тот возраст, когда подростки стремятся к познавательной деятельности, у них формируется ценностные ориентиры, стремление проявить свою индивидуальность. В этом возрасте подростки без особого труда овладевают техническими трудностями при обучении игре на гитаре. 1-год обучения направлен на преодоление этих технических трудностей. Попутно идет изучение нотной грамоты. Осваивается запись нот в гитарной сетке и в табулатуре. В течение всего года учащиеся овладевают аккордам в первом позиции и поют несложные песни. С 2-года начинаются индивидуальные занятия для тех, кто хочет повысить свой уровень. 11родолжаются занятия по овладению инструмента, но упор делается на исполнение пьес. Продолжается освоение нотной грамоты. Практикуется игра в ансамбле по 2- 3 человека. Учебно - тематический план первого года обучения № 1 2 3о 4 5 6 7 8 9 10 Тема Вводная часть Простейшие аккорды и их применение Полные аккорды и их применение Основные приёмы игры на гитаре Нотная грамота Гармония и аккорды. Аккомпанемент. Пение Аккорды с применением «Баррэ» Игра пьес Игра в ансамбль Итого теория 6 3 3 6 6 3 практика 6 6 6 33 66 33 41 16 всего 6 9 9 12 6 36 66 33 41 16 216 Содержание курса Тема 1. Вводная часть. Обзорная лекция о народном музыкально-поэтическом творчестве, о значении гитары, как инструмента, позволяющего соединить вместе музыку и поэзию. Беседа об истории гитары, устройстве гитары, рекомендации по выбору гитары, особенности гитары, как аккомпанирующего и солирующего инструмента. Тема 2. Простейшие аккорды и их применение. Обучение посадки и звукоизвлечения. Постановка рук. В данной теме с помощью наглядных схем объясняются правила взятия простейших аккордов на гитаре, отрабатывается положение правой и левой руки, рассматриваются варианты аппликатуры, отрабатываются упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы с аккорда на аккорд. Материал закрепляется разучиванием и обыгрыванием простейших мелодий и песен из двух-трёх аккордов, а затем более сложных. Тема 3. Полные аккорды и их применение. В данной теме рассматривается вопрос о целесообразности применения полных аккордов, а также на основе наглядных схем объясняются правила их взятия на гитаре, рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд, отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами. Материал закрепляется разучиванием песен, и обыгрываем их на гитаре. Тема 4. Основные приёмы игры на гитаре. В данной теме рассказывается об основных приёмах игры: арпеджио, легато, глиссандо, игра пальцами и боем, объясняются и показываются приёмы их исполнения на гитаре, приводятся приёмы их применения. отрабатываются практически в процессе песен и романсов. Приёмы Тема 5. Нотная грамота. Изучение элементарной нотной грамоты, включая название нот, обозначение, расположение на нотном стане, рассказывается о длительности нот, пауз, о такте, тактовом размере, о связи тактового размера с ритмом, о знаках альтерации, о расположении нот на грифе гитары, объясняется схема настройки гитары. Тема 6. Гармония и аккорды. I? теме рассматриваются вопросы о гармонии в музыке, о взаимном соответствии мелодии и аккордов, анализируется применение аккордов с учётом необходимости их соответствия мелодичной линии, а также с учётом наиболее часто встречающихся последовательностей в чередовании аккордов. В теме рассказывается о тональности, транспонировании, модуляции, рассматривается вопрос о правильном выборе тональности в зависимости от диапазона голоса, приводятся конкретные примеры. Материал закрепляется практическим применением в исполнении. Тема 7. Аккомпанемент. Пение. Выбор правильной тональности, подходящей для конкретного диапазона голоса учеников. Постановка правильного дыхания, дикции, чувства ритма. Разучивание песен и романсов. Тема 8. Аккорды с применением «Баррэ». Раскрывается принцип применения данного приёма, как наиболее сложного в гитарной практике, с помощью наглядных схем объясняются правила взятия аккордов на гитаре, рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда па аккорд, отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами, приводятся конкретные примеры применения аккордов. Материал закрепляется разучиванием и обыгрыванием мелодий и песен с новыми аккордами. Тема 9. Игра пьес. Учащиеся переходят к игре сольных пьес. Берутся несложные пьесы из курса обучения младших классов Детской музыкальной школы. Разучиваются пьесы М.Каркасси, русские, украинские народные песни. Пьеса даётся одинаковая для всех. Тема 10. Игра в ансамбле. Учащиеся переходят к игре в ансамбле (дуэт, трио). Варианты репертуара возможны различные (свои композиции, темы известных эстрадных исполнителей, оригинальные пьесы и переложения для ансамблей гитар). Вырабатывается чувство ритма, темповое единство, умение слушать себя и товарища. Требования к уровню подготовки первого года обучения Учащиеся, заканчивая данный курс должны исполнить несложную песню, подобрать самостоятельно аккомпанемент из аккордов в первой позиции на простую чему. Обучающиеся исполняют пьесы из репертуаров сборников. Учебно- тематический план второго года обучения № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема 11овторение материала за первый год обучения Построение аккордов Дополнительные приёмы игры на гитаре Гармоничный анализ песен,выбор тональности Приёмы аккомпанемента Самостоятельный подбор аккордов Работа с голосом, поведение на сцене Музыкально-поэтическое наследие, ориентация при выборе репертуара, приобщение к классической музыке Итого: теория 6 13 10 32 20 18 6 12 практика 12 18 52 34 40 42 12 всего 18 30 62 66 60 60 18 12 Тема 1. Повторение материала за первый год обучения. В данной теме делается обзор материала, пройденного за первый год обучения, повторяются аккорды и технические приёмы игры, повторяется пройденный репертуар с проигрыванием и прослушиванием некоторых песен и романсов, отрабатываются приёмы, недостаточно хорошо усвоенные за первый год обучения. Тема 2. Построение аккордов. В теме даётся понятие музыкального интервала, приводятся названия интервалов, объясняется построение интервалов, построение мажорных и минорных трезвучий, септаккордов, трезвучий с секстой, увеличенных и уменьшенных аккордов, нонаккордов, показываются правила взятия аккордов на гитаре, разбираются примеры их применения. Тема 3. Дополнительные приёмы игры на гитаре. I? данной теме изучаются и отрабатываются наиболее сложные приёмы игры на гитаре: глиссандо, легато, сгакатто, вибрато, флажолеты, мелизмы, рассматриваются конкретные случаи их применения. Большое внимание уделяется проведению мелодических линий на тонких и басовых струнах с сохранением гармонии, предлагаются для разучивания простые музыкальные пьесы с целью дальнейшего развития технических навыков исполнения, рассматриваются варианты включения в песни и романсы сольных фрагментов мелодии. Все перечисленные приёмы игры, сольные фрагменты и несложные музыкальные пьесы отрабатываются практически с целью повышения мастерства исполнения. Тема 4. Гармоничный анализ несен, выбор тональности. В данной теме рассматриваются более сложные варианты гармонии песен с применением более сложных аккордов (септаккордов, трезвучий с секстой, увеличенных и уменьшенных аккордов), проводится анализ гармонии с учётом применения более сложных аккордов с сохранением благозвучия, анализируются наиболее часто встречающиеся закономерности применения аккордов с целью подготовки обучающихся к самостоятельному подбору аккордов, определяющих гармонию песни или романса, рассматриваются вопросы применения каподастра с целью сохранения удобства аппликатуры в нужном диапазоне голоса. Проводятся практические занятия по отработке изложенного материала. Тема 5. Приёмы аккомпанемента. В теме рассматриваются более сложные приёмы аккомпанемента как пальцами, так и боем с проведением мелодичной линии на тонких и басовых струнах. Большое внимание уделяется обыгрыванию аккордов, проигрышам, мелодическим украшениям. В данной теме также рассматривается вопрос о ритме в музыкальных произведениях, изучаются варианты ритмических рисунков во взаимосвязи с применением аккомпанемента, рассматриваются случаи применения различных приёмов аккомпанемента при исполнении конкретной песни или романса, приводятся конкретные примеры применения модуляции с целыо повышения выразительности произведения при исполнении. Материал закрепляется практическим применением в различных вариантах исполнения. Тема 6. Самостоятельный подбор аккордов. Тема предусматривает самостоятельную работу обучающихся по подбору правильных аккордов для известных мелодий и песен методом проб и ошибок, анализ проведённой работы, поиск ошибок, анализ ошибок, выбор правильного варианта. Одновременно с подбором аккордов рассматриваются варианты обработки песен или романсов с применением дополнительных приёмов игры на гитаре. В данной теме уделяется больше внимания практическим занятиям с целью выработки необходимых навыков. Тема 7. Работа с голосом, поведение на сцене. В теме, как и в первый год обучения, рассматривается вопрос правильного выбора тональностей, но с учётом расширения их количества с целью оптимального использования диапазона голоса, а также с ориентацией на самостоятельный выбор обучающимися тональности, удобной для пения. Уделяется внимание вопросам правильной дикции, артикуляции, правильного дыхания, чувства ритма. Тема 8. Музыкально-поэтическое наследие, ориентация при выборе репертуара, приобщение к классической музыке. Раскрывается роль музыкально-поэтического наследия в культурном развитии общества и в эстетическом воспитании каждого человека. Изучение деятельности поэтов и композиторов в жанре песни, романсов, баллад. Особое внимание уделяется авторской песне, как самостоятельному направлению в песенном жанре, рассказывается о творчестве современных бардов, приводятся примеры исполнения и разучиваются новые песни, романсы, баллады, даются рекомендации по самостоятельному выбору репертуара с учётом поэтического и музыкального содержания. С целью завершения общего музыкальноэстетического образования, обучающимся рассказывается о классических произведениях, исполняемых на гитаре, а также об их авторах и известных музы кантах-исполнителях. Требования к уровню подготовки второго года обучения Учащиеся, заканчивая данный курс должны исполнить несложную песню, подобрать самостоятельно аккомпанемент из аккордов в первой позиции на простую тему. Обучающиеся исполняют пьесы из репертуаров сборников. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебно - методическая литература Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. В.Яшнев., Б.Вольман Изд. Музыка - Ленинград 1984г. Самоучитель игры на 6 струнной гитаре Е.И. Желкова 2001г. Юный гитарист В.Калинин 1999г. Юному ги тарис ту В. Катанский 2000г. Хрестоматия шедевров популярной музыки для гитары В. Катанский 2003 г. Играем па акустике К.Смолин 2005г. Азбука гитариста Ю.Кузин 1994г. Джаз в ри тме самбы В. Манилов 2004г.