ОП Актёрское мастерство 2023

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ

1.

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………3

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ………………………………………………………7

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………9

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …………………………………….11

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ……………………………….12
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………...12
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ………………………………………………..14
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………………………………………….14
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………………………..15
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….16
2.7. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..18

2

РАЗДЕЛ
1.
ПРОГРАММЫ

КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
(ДООП)
художественной
направленности
«Актёрское
мастерство» разработана с учетом:
−
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
−
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
−
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р).
−
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р.
−
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
−
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
−
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
−
Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196».

3

−
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
−
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
−
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
−
Устава
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее МБУ ДО ЦДТ «Креатив»).
−
Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
−
Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ
«Креатив».
Актуальность
ДООП
обусловлена
запросами
общества,
сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация
проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена
на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
О необходимости самореализации и развития творческого потенциала
говорится и в Концепции развития дополнительного образования. В процессе
обучения по программе «Актёрское мастерство» обучающиеся овладевают
навыками театрального искусства.
Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в
том, что посредством театральной деятельности естественным образом
происходит формирование личности, складывается определенная система
ценностей, развивается чувство
ответственности
за
общее
дело,
стимулируется
развитие
основных
психофизических
процессов
обучающихся. Обучающиеся овладевают знаниями и навыками
выразительности,
умения излагать свои мысли, эмоциональной
устойчивости, ответственности и трудолюбию.
Отличительные особенности данной программы
Программа составлена на основе индивидуального педагогического
опыта и научной деятельности, а также обобщения материалов мастерклассов выдающихся представителей театральной деятельности.
При
написании
программы
были
рассмотрены
программы
дополнительного образования по актёрскому мастерству для учащихся 5-11
классов Агапова И.А. «Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
4

постановок» и Генералова И.А. «Театр. Пособие для дополнительного
образования».
Программа имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического
блока.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Полученные знания позволят подросткам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
ДООП ориентирована на детей от 10 до 17 лет. Обучающиеся разделяются
на группы в зависимости от возраста: 1 группа 10-13 лет, 2 группа 14-17 лет.
В каждой группе 15-20 человек.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха- Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я
концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики- Предоставить ребёнку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии- Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный цикл.
Принцип доступности- Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных
и
индивидуальных
возможностей
подростков,
без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности- В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности- Систематичность
и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
ДООП «Актерское мастерство» рассчитана на 1 год обучения (324
часа, из них: 23 часа отводится на теорию, а 301 час – на овладение
практическими навыками).

5

Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 9 часов, 3 раза
в неделю по 3 часа.
Форма реализации программы – традиционная модель, представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа может быть частично реализована с использованием
дистанционных
технологий.
Обучение
в
дистанционной
форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья
обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: практические и теоретические занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
наблюдение, открытое занятие, творческий показ.
Цель программы: формирование и раскрытие творческой
индивидуальности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Обучать основам сценической грамоты;
2. Расширять знания в области театрального искусства;
3. Вызывать интерес к самостоятельному и творческому поиску;
4. Обучать саморегуляции и самоконтролю;
5. Формировать умение самостоятельно получать знания, применять их
в практической деятельности и в новой ситуации;
6. Учить создавать образы с помощью жеста и мимики;
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение,
внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство
ритма;
2. Развивать творческие артистические способности детей;
3. Развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные
способности;
4. Развивать художественный вкус и творческую активность;
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус;
2. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему
миру, активную жизненную позицию;
3. Прививать любовь к духовным и культурным ценностям мировой
культуры, к искусству;
4. Формировать
такие
качества
как
целеустремленность,
дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
6

1.2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
1.

Тема
Раздел 1. Теоретикоаналитическая работа

Количество часов
Всего
Теория Практика
9
9
0

Формы
контроля

Вводная беседа.
Знакомство с
особенностями
театрального искусства.
К.С. Станиславский
«Этика».

3

3

0

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

3

3

0

3

3

0

105

4

101

2.1.

Техника безопасности
на занятиях по
сценическому
движению.
Раздел 2. Сценическая
речь
Дыхание и голос.

Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение.
Устный опрос

12

1

11

2.2.

Дикция.

21

1

20

2.3.

Орфоэпия.

21

1

20

Педагогическое
наблюдение

2.4.

Речь в движений.

21

1

20

Педагогическое
наблюдение

2.5.

Работа над текстом.

30

0

30

Педагогическое
наблюдение

3.

Раздел 3. Сценическое
движение

96

6

90

3.1.

Тренинг
подготовительный.
Сценическая
акробатика.
Парная акробатика.

12

0

12

42

3

39

42

3

39

105

4

101

4.1

Раздел 4. Актерское
мастерство
Одиночные этюды.

21

1

20

4.2

Парные этюды.

21

1

20

4.3

Я предмет.

21

1

20

1.1.

1.2.

1.3.

2

3.2.
3.3.
4.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7

4.4
4.5
5.

5.1

Наблюдение за
животными.
Актерский анализ роли.

21

1

20

21

0

21

Раздел 5. Концертноисполнительская
деятельность
Показ спектакля

9

0

9

9

0

9

324

23

301

Итого

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Творческий
показ.

8

1.3

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Теоретико-аналитическая работа.
1.1 Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Теория: Что такое театр и театральное творчество. Для чего нужен театр в
наше время. Виды театров и театральных жанров.
1.2 К.С. Станиславский «Этика».
Теория: Разбор и анализ книги К.С. Станиславский «Этика».
1.3 Техника безопасности на занятиях по сценическому движению.
Теория: Объяснение техники безопасности на занятиях по сценическому
движению.
Раздел 2. Сценическая речь.
2.1 Дыхание и голос.
Теория: Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь».
Элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене
дыхательного и голосового аппарата.
Практика: Выявление типа дыхания учащихся. Воспитание навыков
смешанно–диафрагмального типа дыхания. Освоение дифференцированного
вдоха и выдоха (короткий вдох – длинный выдох). Развитие и укрепление
среднего регистра голоса. Выработка ровности, плавности и длительности
выдоха со звуком.
2.2 Дикция.
Теория: Общие сведения об устройстве и функционировании речевого
аппарата.
Практика: Развитие артикуляционного аппарата при помощи специальных
упражнений (артикуляционной гимнастики), правильная постановка языка
при произношений гласных и согласных звуков.
2.3 Орфоэпия.
Теория: Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие
сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.
Практика: Отработка правил орфоэпии на примерах, специально
подобранных и адаптированных к возрасту прозаических отрывков или
стихотворений.
2.4 Речь в движений.
Теория: Правила и особенности произношения во время физических
действий.
Практика: Изучение речевых особенностей при выполнений физических
действий, с использованием элементов сценического движения и
жонглирования тремя мячами.
2.5 Работа над текстом.
Практика: Наработка умения выразительного и осмысленного чтения.
Проведение чтений и разборов текстов. Работа над текстом.
Чтение простейших нераспространенных предложений.
Наработка умения грамотно читать с листа.
9

Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно.
Раздел 3. Сценическое движение.
3.1 Тренинг подготовительный.
Практика: Улучшение и развитие физических показателей студийцев, по
средствам умеренной нагрузки мышечной системы.
3.2 Сценическая акробатика.
Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения
элементов.
Практика: Изучения начальных элементов акробатики таких как: кувырок
вперед и назад, кувырок в перышке, кувырок с предметом, кувырок через
предмет, рыбка вперед и назад.
3.3 Парная акробатика.
Теория: Повторение техники безопасности, объяснение выполнения
элементов.
Практика: Изучения начальных элементов парной акробатики таких как:
трактор, нло, флажок, титаник, падение, прыжок через партнера.
Раздел 4. Актерское мастерство.
4.1 Одиночные этюды.
Теория: Изучение особенностей работы над этюдом.
Практика: Работа над одиночными этюдами на тему: поставить стул,
открыть окно, опоздание, находка, ожидание.
4.2 Парные этюды.
Теория: Изучение особенностей работы над парным этюдом.
Практика: Работа над этюдами на тему: школа, гости, конфуз, находка,
прогулка.
4.3 Я предмет.
Теория: Изучение особенностей работы на сцене во время исполнения
неодушевленного предмета.
Практика: Разработка и показ этюдов «Я предмет», особенностью которых
являет показ неодушевленных предметов по правилам сценической формы.
4.4 Наблюдение за животными.
Теория: Изучение и наблюдение животных.
Практика: Разработка и показ этюдов на тему: «Животные», направленные
на освоенные органичной пластики на сцене, а так же актерского внимания.
4.5 Актерский анализ роли.
Практика: Проба ножками на сцене и присвоение характера, предлагаемых
обстоятельств персонажа.
Раздел 5. Концертно-исполнительская деятельность
5.1 Показ спектакля.
Практика: Вынесение спектакля на показ зрителю.
10

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым уровням и представлены соответственно личностными,
метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок педагога, товарищей, родителей и других людей;
• умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с
партнёрами;
• воспитать
настойчивость,
выдержку,
трудолюбие,
целеустремленности – высокие нравственные качества;
• воспитать готовность и потребность к театральной деятельности;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся будут знать:
1. Теоретические основы актёрского мастерства;
2. Этапы работы над спектаклем;
3. Законы сценического действия;
11

4. Принципы построения литературной композиции;
5. Основы сценической речи.
Обучающиеся будут уметь:
1. Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
2. Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах;
3. Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
4. Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
5. Строить диалог с партнером на заданную тему;
6. Правильно выстроить физическую органику в пространстве.

12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я
1 год

Дата
Дата
Общая
начала
окончания продолжит
обучения обучения
ельность
(календар
ных дней)
1
31 мая
272
сентября

Количес
тво
учебны
х недель

Количес
тво
часов в
неделю

Количес Режим
тво
занятий
учебны
х часов

36

9

288

3 раза в
неделю по
3 часа

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул.
Ленина, 7, актовый зал; ул. Гастелло, 57а, кабинет №3. Помещения
соответствует санитарным нормам.
2. Информационное обеспечение:
Включает аудиосредства, информационную, справочную литературу.
Информационные ресурсы
Образовательные порталы
1. https://www.act-place.com/online - Онлайн школа актерского мастерства
«АКТ-ПЛЭЙС».
2. https://oteatre.info/news/ - Всё о театрах России.
3. https://a-a-ah.ru/lists/teatr-online – Театральные постановки онлайн.
3. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
средне-специальное
образование,
соответствующее
направленности
образовательной программы.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики
индивидуального общего развития обучающихся, их личные успехи.
Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и
демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов, общие параметры
оценивания включают: творческие и интеллектуальные способности,
освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство,
импровизационные способности.
13

В процессе изучения программного материала на каждом этапе
обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по
теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры
видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным
показателем успешного освоения программы являются участие в творческих
показах.
Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все
обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения –
индивидуальная.
На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку
знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.
Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным
особенностям определённого периода обучения. Каждое задание
зачитывается и поясняется. После выполнения заданий составляется таблица,
отражающая результаты выполнения тестовых заданий.
Данная система предполагает текущий контроль, а также
промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет
педагог, реализующий программу.
Промежуточная
аттестация определяет,
насколько
успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Итоговая аттестация проходит в форме творческого показа.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень
Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий. Плохое
знание теоретического материала. Творческая активность отсутствует.
2. базовый уровень
Средний уровень теоретического материала. Творческие здания выполнены с
небольшими ошибками.
3. повышенный уровень
Правильное понимание предлагаемых обстоятельств. Высокий уровень
теоретических знаний. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет
творческое и логическое мышление.
Оценочные материалы - Приложение 1.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы: актуальность (программа максимально приближена к
современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал
14

излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и
комплексность (взаимодополняемость).
Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся в
студии и на сцене. Использование индивидуальной работы с обучающимися
позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности
для достижения поставленных в образовательной программе задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является выступление на сцене.
Этапы работы обучающегося над итоговым выступлением:
1.
Организационно-подготовительный
этап
заключается
в
планировании рабочего процесса, ответственную подготовку, правильную
организацию самостоятельной работы.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
публичного выступления на сцене.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом становится итоговое выступление на творческом показе.

15

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список
литературы,
рекомендованной
для
педагогов
Основная литература:
1. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как
социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2006.
2. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в
самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2010.
3. Втицкая Л.П. Образование в России - стратегия выбора. - СПб.: издво РГПУ им. А И Герцена, 1998.
4. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в
России - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913.
5. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л, 1948.
6. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх,
тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001.
8. Пирогов Н.И. Избранные педагогич. сочинения - М., 1953.
9. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие
творческой личности: монография. - Спб.: СПбАППО, 2009.
10. Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и
работы над ними. - Санкт-Петербург, 2010.
11. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий
очерк. - Тула, 1977.
12. Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в
очерках и монографиях. - М., 1911.
13. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т Т. 1 - М,
1962.
Научные статьи:
14. Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной
театральной деятельности/ О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №1 - с.49-51.
15. Богданова О.А. Театр ка пример коллективной творческой
деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) /О.А.
Богданова// Методист. - 2006. - №3. -с.54-55.
16. Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве.
Постановления школьной секции съезда. // Школа и жизнь. 1916. № 2.
17. Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная
ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2008. - №5. с.84-87.
18. Гук Т.А. Школьный театр «Вдохновение»/ Т.А. Гук// Директор
школы. - 2006. - №2. - с.107-108.
19. Зайцев А. О социальной роли театра/ А.Зайцев// Искусство в школе.
- 2011. - №4. - с.49-50.
16

20. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и
активности школьников/ И.В. Зотова// Искусство и образование. - 2008. - №3.
- с.127-132.
21. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт
междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия
«Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2002г.
22. Машевская С.М. Эволюция идей школьного театра [XVI в.нач.XXв; 30-е гг. XX в. до наших дней]// Я вхожу в мир искусств. - 2012. №2.
23. Нагорный А. Мы выбираем театр// Воспитание школьников. - 1997.
- №3 - с.35-39.
24. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и
развитие личности учащегося [Текст] / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов //
Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г.
Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С.
20-22.
25. Никитина А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте
современного российского образования.
26. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности/ Пеня
Т.Г.// Искусство и образование. - 2001. - №1. - с.23-28.
27. Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного
образования (По секциям и комиссиям) //Вестник воспитания 1914 №5.
28. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых//
Искусство в школе. - 1994. - №2 - с.39-45.
29. Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного
образования детей и его роль в их успешном профессиональном
самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2013. - №5. - с.139-141.
Список литературы, рекомендованной для обучающихся
1. «Работа актера над собой. О технике актера» К.С.
Станиславским,2018.
2. «Не верю! Воспоминания» К.С. Станиславским, 2013.
3. «Искусство актера в его настоящем и будущем» Н. В. Демидов,2004.
4. «Типы актера» Н. В. Демидов,2004.
5. «О действенном анализе пьесы и роли» М.О. Кнебель, 2014

17

Приложение 1
Контрольный срез знаний (тестирование) по завершению учебного процесса.

Выбери один правильный ответ.
1.Первое театрализованное представление состоялось в 534 году до н. э. в?

-Афинах
-Фивах
-Риме
-Македонии
-Спарте
2.Когда отмечается Международный день театра?
-27 апреля
-27 марта
-27 августа
-27 мая
3. Практическая работа.
Сыграть этюд.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».