СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 7 11 15 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 17 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 17 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 18 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 19 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 ПРИЛОЖЕНИЯ 1-3 21 2 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экспериментариум» (далее – программа) разработана с учетом: - Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 №467); - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»; - проект Свердловской области «Успех каждого ребенка» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»); - Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее - МБУ ДО ЦДТ «Креатив»); - Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ «Креатив»; - Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО ЦДТ «Креатив». Актуальность программы обусловлена запросами общества, сформулированными в Национальном проекте «Образование». Реализация 3 проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект, направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В современных условиях у детей достаточно много теории и доступа к информации, но слишком мало практической деятельности. Для профессионального самоопределения детям необходимо попробовать на практике работу в выбранном ими направлении. Программа дополнительного образования «Экспериментариум» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на занятиях химии, в том числе с использованием цифровых образовательных технологий. Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у обучающихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, изучение веществ и материалов и их применение. Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний. В процессе изучения данной программы обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения: 144 часов, из них: 43 часа отводятся на теорию, а 101 часов – на овладение практическими навыками (занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 40 минут). 2 год обучения: 216 часов, из них: 90 часов отводятся на теорию, а 126 часов – на овладение практическими навыками (занятия проводятся по 2 раза в неделю по 3 часа продолжительностью 40 минут). Форма обучения очная. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. Форма реализации программы – традиционная модель. Формы занятий: Занятия в объединении проводятся индивидуальные и 4 групповые. В группе первого года обучения 12-15 человек, в группе второго года обучения 10-12 человек. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение. Теоретические и практические занятия, призваны дать представление о специфике деятельности огромного спектра профессий данной направленности. Работа в рамках программы позволяет развить исследовательские навыки обучающихся, подготовить их к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, выполнение экспериментальных работ. Основные формы: лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры. Теоретические и практические занятия обязательно должны включать физкультминутки, подвижные игры (в помещении и на воздухе), упражнения для глаз и слуха, паузы психологической разгрузки. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 15 лет. Возрастные особенности детей в возрасте 11-15 лет. У детей в возрасте 11-15 лет происходят изменения в мышлении. Подросток требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному восприятию времени и пространства. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Способен прогнозировать последствия своих поступков. Обладает развитым навыком чтения. Для обучения на стартовом уровне нет требований к определенным знаниям и навыкам, достаточно знание школьной программы. Для зачисления на базовый уровень необходимо пройти входную диагностику, которая включает в себя тестовое задание и лабораторную работу. Проходить обучение по программе могут и девочки и мальчики. Содержание и учебный материал ДООП организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 1) стартовый уровень (первый год обучения) – удовлетворение познавательного интереса обучающихся, к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по обращению с лабораторной техникой. 2) базовый уровень (второй год обучения) – освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших 5 химических понятиях, законах и теориях; Цель и задачи программы: Цель: формирование и развитие исследовательских способностей школьников через различные виды экспериментальной деятельности. Первый год обучения Задачи: Образовательные формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с химическими веществами; формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента. Развивающие развитие познавательного интереса и уверенность в качественном освоении знаний, умений и навыков в области химии формирование потребности в саморазвитии и творчестве. развитие мыслительной, аналитической и логической деятельности обучающихся; Воспитательные расширение кругозора учащихся; воспитание самостоятельности, ответственности, активности. Второй год обучения: Задачи: Образовательные формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; расширение и углубление знаний обучающихся о роли химических элементов и их соединений; приобретение умения сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; формирование навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Развивающие развитие деловых качеств; развитие потребности в приобретении химических знаний, ориентация на практическое их применение; развитие мыслительной, аналитической и логической деятельности обучающихся. Воспитательные воспитание устойчивого профессионального интереса к изучению химии; воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности; воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время. 6 1.2. № Тема 1. Химическая лаборатория Введение. Правила техники безопасности в лаборатории Знакомство с лабораторным оборудованием 1.1. 1.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения Всего 4 Количество часов Теория Практика 3 1 2 2 0 Беседа, педагогическое наблюдение. 2 1 1 Дидактическая игра филворд «Лабораторное оборудование» 2. 2.1. Начало химии Химия-наука экспериментальная 16 2 6 0 10 2 2.2. Знакомство с таблицей Д.И. Менделеева Создание таблицы Д.И, Менделеева 2 2 0 4 0 4 2.4. Тела и вещества. 4 2 2 2.5. Степень окисления элемента Неорганическая химия Классификация неорганических веществ Неорганические вещества 4 2 2 26 18 8 2 2 0 22 16 6 2.3. 3. 3.1. 3.2. Формы контроля 3.3 Итоговое занятие 2 0 2 4. 4.1. Кристаллы Растворы 18 2 4 2 14 0 4.2. Кристаллогидраты 16 2 14 5. 5.1. Индикаторы Классификация 10 2 2 2 8 0 Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение. Тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, опрос по изученному материалу Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, выставка выращенных кристаллов Беседа, 7 индикаторов 5.2. Природные индикаторы 6 0 6 5.3. Химические индикаторы 2 0 2 30 0 30 6.1. Химические реакции Золотой дождь 2 0 2 6.2. Цветные реакции 24 0 24 6.3. Дым без огня 2 0 2 6.4. Извержение вулкана 2 0 2 7 7.1. Химия-воды Анализ воды 40 4 10 2 30 2 7.2. Очистка воды от примесей. Домашние фильтры. Определение жира и крахмала в продуктах питания Определение количества витамина С в продуктах. Химия в быту. 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 Оформление исследовательской работы Итоговое занятие 18 0 18 2 0 2 Итого 144 43 101 6. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. 7.7. педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Опрос по изученному материалу. Подведение итогов 8 2 год обучения № Тема 1. Химическая лаборатория Правила техники безопасности 1.1. Всего 45 Количество часов Теория Практика 24 21 3 3 0 1.2. Химические реакции 33 15 18 1.3 Гидролиз солей 9 6 3 2. Органическая химия Введение в органическую химию Углеводороды 63 24 39 9 3 6 21 9 12 Молекулы с простыми заместителями Итоговое занятие 30 12 18 3 0 3 Бытовая химия и косметика Что такое бытовая химия 36 18 18 3 3 0 3.2. Поверхностноактивные вещества 6 3 3 3.3. Мыла 6 3 3 3.4. Стирка, отбеливание и мытье посуды Растворители Косметика и дезодоранты 6 3 3 6 6 3 3 3 3 3.7. Итоговое занятие 3 0 3 4. Читаем этикетку 39 18 21 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.5. 3.6. Формы контроля Беседа, педагогическое наблюдение. Беседа, педагогическое наблюдение, тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение. Тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, тестовое задание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, опрос по изученному материалу Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, выставка выращенных кристаллов Беседа, педагогическое наблюдение Практическая работа Беседа, педагогическое 9 4.1. Концентрация и содержание 6 3 3 4.2. Пищевая ценность и добавки 6 3 3 4.3. Напитки: от чая до «Колы» 6 3 3 4.4. Витамины и БАДы 6 3 3 4.5. Бытовая химия: шампуни, мыло и средство для очистки Состав на этикетке: как нас обманывают? Итоговое занятие 6 3 3 6 3 3 3 0 3 Исследовательская работа Оформление исследовательской работы Итоговое занятие 33 6 27 30 6 24 3 0 3 90 126 4.6. 4.7. 5. 5.1. 5.2. Итого 216 наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Опрос по изученному материалу Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Тестовое задание, рефлексивная беседа Беседа, педагогическое наблюдение Опрос по изученному материалу. Подведение итогов 10 1.3. СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения 1. Химическая лаборатория 1.1. Введение. Правила техники безопасности Теория: Инструктаж по технике безопасности в лаборатории. 1.2. Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой Теория: Знакомство с химической посудой и оборудованием Практика: Филворд на тему: «Химическая посуда». 2. Начало химии 2.1. Химия – наука экспириментальная Теория: Что изучает химия? Химический эксперимент как средство 2.2. Знакомство с таблицей Д.И. Менделеева Теория: Что представляет себя таблица Д.И. Менделеева. Периоды, группы, номер элемента. 2.3. Создание таблицы Д.И. Менделеева Практика: Оформление таблицы Д.И. Менделеева 2.4. Тела и вещества. Теория: Классификация веществ. Физические тела и что такое вещество, примеры. Практика: Практическая работа «Тела, вещества, частицы» 2.5. Степень окисления элемента Теория: Понятие о степени окисления. Как определить степень окисления элемента, от чего зависит. 3. Неорганическая химия 3.1.Классификация неорганических веществ Теория: Определение. Классификация веществ. 3.2. Неорганические вещества Теория: Основные классы неорганических соединений. Оксиды, гидроксиды, основания, кислоты, соли. Практика: Проведение химических экспериментов. 3.3. Итоговое занятие Практика: Опрос по изученному материалу. Рефлексивная беседа. 4. Кристаллы 4.1. Растворы Теория: Понятие о растворах. Виды растворах. 4.2. Кристаллогидраты Теория: Кристаллогидраты. Краткая теория. Практика: Выращивание кристаллов из медного купороса. 5. Индикаторы 5.1.Классификация индикаторов 11 Теория: Понятие об индикаторов. Природные, химические индикаторы и их использование. 5.2. Природные индикаторы Практика: Делаем универсальный pH индикатор из краснокочанной капусты. 5.3. Химические индикаторы Практика: Индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый в разных средах. 6. Химические реакции 6.1. Золотой дождь Практика: Проведение химического опыта «Золотой дождь» 6.2. Цветные реакции Практика: Проведение химического опыта «Из синего в зелёный и обратно», «Химический светофор», «Из синего в бесцветный и обратно», «Химический хамелеон», «Лава-лампа» 6.3. Дым без огня Практика: Проведение химической реакции получения дыма. 6. Извержение вулкана Практика: Проведение химического опыта «Мыльный вулкан» 7. Химия воды 7.1. Анализ воды Теория: Вода – самое обыкновенное и необыкновенное вещество. Свойства воды. Вода – универсальный растворитель. Вода в различных агрегатных состояниях. Практика: Органолептический метод. Растворение сахара (соли) в воде. 7.2. Очистка воды от примесей. Домашние фильтры. Теория: Виды фильтров для очистки воды Практика: Проведение эксперимента «Очистка загрязненной воды» 7.3. Определения жира и крахмала в продуктах питаниях Теория: Методика определения крахмала и жира в продуктах питаниях. Практика: Практическая работа «Крахмал в продуктах питаниях» 7.4. Химия в быту: Теория: Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Правила хранения препаратов бытовой химии. Практика: Техника работы с бытовыми химикатами. Моющие средства. 7.5. Оформление исследовательской работы Практика: Работа над исследовательскими работами. 7.6. Итоговое занятие Практика: Опрос по изученному материалу. Рефлексивная беседа. 12 2 год обучения 1. Химическая лаборатория 1.1. Правила техники безопасности Теория: Инструктаж по технике безопасности в лаборатории. 1. 2 Химические реакции. \ Теория: Сущность химической реакции. Реакция разложения. Реакция замещения. Реакция соединения. Реакция обмена. Практика: Проведение химических опытов. 1.3. Гидролиз солей Теория: Строение вещества. Гидролиз солей Практика: Проведение химического опыта «Гидролиз солей» 2.Органическая химия 2.1. Введение в органическую химию Теория: Возникновение органической химии как науки. Особенности органических соединений. Практика: Проведение химических опытов по органической химии. 2.2.Углеводороды Теория: Органические соединения и их состав, классификация. Практика: Проведение химических опытов по органической химии. 2.3. Молекулы с простыми заместителями Теория: Циклические простые и сложные заместители. Строение органических веществ. Практика: Проведение химических опытов по органической химии. 2.4. Итоговое занятие Практика: Тестовое задание по пройденному материалу 3. Бытовая химия и косметика 3.1. Что такое бытовая химия Теория: Основные группы бытовой химии. Классификация. Практика: Проведение опыта по пройденному материалу 3.2. Поверхностно-активные вещества Теория: Виды поверхностно-активных веществ Практика: Проведение опыта с мыльными пузырями. 3.3. Мыла Теория: История мыла. Виды милы. Как правильно варить мыла. Практика: Проведение опыта с мылом и глицерином. 3.4. Стирка отбеливание и мытье посуды Теория: Поликарбоксилат. Фосфаты/фосфонаты. Оптические отбеливатели. Ароматические добавки и отдушки. Практика: Опыт с отбеливателем. 3.5. Растворители Теория: Понятие о растворителях. 13 Практика: Опыт про несмешивающиеся жидкости. 3.6. Косметика и дезодоранты Теория: История создания косметики и состав косметики. Практика: Домашний парфюм — опыт 3.7. Итоговое занятие: Практика: Практическая работа «Косметическая химия» 4. Читаем этикетку 4.1.Концентрация и содержание Теория: Массовая концентрация. Молярная концентрация. Закон фотометрии. Практика: Определение pH. 4.2. Пищевая ценности и добавки Теория: БЖУ — основа жизни. Пищевые добавки. Красители. Консерванты. Практика: Просмотр видео выступления Д. Байгозина на форуме «Ученые против мифов 14». 4.3. Напитки: от чая до «Колы» Теория: Соль и осмотическое давление. Сладкие напитки по содержанию сахара. Титрование. Практика: Кто нам враг — жир или сахар? | Документальный фильм Би-биси. 4.4. Витамины и БАДы Теория: Потребляемая доза химического вещества. БАДы и траволечение. Витамины. Практика: Просмотр лекция о БАД. Ученые против мифов. 4.5. Бытовая химия: шампуни, мыло и средство для очистки Теория: Классификация бытовой химии. Жидкости для мытья посуды. Концентрированные средства. Практика: Мифы о бытовой химии 4.6. Состав на этикетке как нас обманывают? Теория: Масса товара. Разбавление соков. Соотношение между ценой и качеством. Практика: Анализ товаров и продуктов питания. 4.7. Итоговое занятие Практика: Тестовое задание. Рефлексивное задание. 5. Исследовательская работа 5.1. Оформление исследовательской работы Теория: Сбор по пройденному материалу. Практика: Работа над исследовательскими работами. 5.2 Итоговое занятие: Практика: Опрос изученному материалу. 14 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Метапредметные результаты: • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты освоения программы. Первый год обучения: должны знать: 15 • правила техники безопасности; • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; должны уметь: • осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности. • уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении. • осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент; Предметные результаты освоения программы. Второй год обучения: должны знать: • характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ. • основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений и обусловленные ими свойства; должны уметь: • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения; • работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять о шибки в работе других участников группы; • определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления. • пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернетом, учебной литературой. • осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности. 16 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата обучен начала ия обучения 1 год 1 сентября 2 год 1 сентября Дата Общая окончания продолжит обучения ельность (календар ных дней) 31 мая 258 31 мая 258 Количес тво учебны х недель Количес тво часов в неделю Количес Режим тво занятий учебны х часов 36 4 144 36 6 216 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 3 часа 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», ул. Ленина, 2, кабинет №3. Помещение соответствует санитарным нормам. № Наименование оборудования, Штук п.п программного обеспечения 1. Стол для педагога 1 2. Стул педагога 1 3. Ученический стол 5 4. Стул ученический 10 5. Класс комплект для лабораторных работ ЭХБ Набор учителя – (экология, химия, биология) 1 + 14 набор учащихся в кейсах 6. Лабораторный комплекс для учебной 2 практической и проектной деятельности по естествознанию (ЛКБЭ) 7. Цифровой микроскоп 2 8. Ноутбук 2 2.Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-профессиональное образование в соответствии с направленностью программы, первую квалификационную категорию. 3. Методическое обеспечение В основе организации занятий лежат основные педагогические принципы: актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни); постепенность и систематичность (материал 17 излагается от простого к сложному); наглядность, индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость). В реализации учебно-воспитательного процесса используются технологии развивающего обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. На занятиях используются объяснительно-иллюстративные, практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию метапредметных и личностных умений обучающихся. Для формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а также с целью пробуждения у обучающихся интереса к естественнонаучным знаниям используются традиционные формы занятий (лекция, беседа) и нетрадиционные (коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), тьюториалы (групповые занятия по моделированию стандартных и нестандартных ситуаций) и интегрированные занятия. Основу обучения составляет практическая деятельность обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка, учитывая его интеллектуальные, психологические и физические особенности для достижения поставленных в образовательной программе задач. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: контрольное упражнение, выполнение творческой самостоятельной работы. Это позволяет судить о сформированности предметных компетенций. Методические материалы: 1. Дидактические материалы для проведения лабораторных исследований: образцы почвенные, растительные, тест-системы: «pH», «нитрат-тесты», «хлор», «медь», «аммиак» и т.д. 2. Видеоуроки, презентации, фотографии, тесты, дидактические пособия, карточки. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика при зачислении на стартовый уровень) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. Форма проведения – беседа. Для зачисления на базовый уровень необходимо пройти входную диагностику, которая включает в себя тестовое задание и лабораторную работу 18 Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет взаимоконтроль и взаимооценка. При реализации данной программы применяются следующие формы аттестации/ контроля: Беседа, педагогическое наблюдение Заполнение дневника исследователя Практические работы Лабораторные практикумы Защита индивидуальных и групповых проектов Интеллектуальная игра «Поле чудес» Участие в конкурсах и конференциях. Итоговая аттестация проходит в форме защиты исследовательского проекта. Обучающиеся участвуют в конкурсах различного уровня, на которых можно представить свои исследования и рассказать о перспективах работы. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Приложения 1-3 Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. Стартовый уровень Внимательность и активность на занятии. Аккуратность выполнения работы. Уровень лабораторных умений и навыков. 2. Базовый уровень Аккуратность выполнения работы. Уровень и качество подготовки материала по теме. Аккуратность выполнения работы. 19 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности. 1. Вайткене Любовь – Большая энциклопедия занимательных наук химия с дополненной реальностью., 2019г. 2. Александр Иванов - «Химия просто» история одной наука, 2017г. 3. Валуева Т.Н., Ахромушкина И.М., Власова Ю.Н., Аналитическая химия. Качественный анализ часть 1 4. Анастасия Мартюшева, «99 секретов химии», Москва, 2019г. 5. Соколов Д.И., Все формулы по химии 6. Занимательные эксперименты и опыты / [Ф. Ола и др.]. – М.: Айриспресс, 2012 7. «Занимательная химия» книга с секретами 8. Энциклопедия занимательных наук. Химия. 9. Азимов А. Строительный материал Вселенной. Вся Галактика в таблице Менделеева. / Пер. с англ. А.И. Шмелева. (Научно-популярная библиотека). - М.: Центрполиграф, 2008. - 269 с. 10. Жилин Д.М. Юный химик. Серия START. 145 опытов с веществами – М.: Изд. Ювента, 2011 11. Большая книга экспериментов / Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: Эксмо, 2012 12. Болушевский С. Химия: Веселые научные опыты для детей и взрослых. - М.:Эксмо, 2012.- 72с. 13. Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. - СПб.: Синтез, 1995. 14. 26. Леенсон И. Занимательная химия. - Москва: Росмэн, 2000. - 104 с Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы. 1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К: академия холдинг, 2000. 2. 14. Галичкина О.В. Занимательная химия: 8-11 классы: Тематические кроссворды. - Волго¬град: Учитель, 2007. - 119 с. 4. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005 5. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия вокруг нас. – М., 1987. 6. 10. Володин В.А. Энциклопедия для детей: Том 17.-М.: Аванта +, 2001. 643 с. 7. 14. Галичкина О.В. Занимательная химия: 8-11 классы: Тематические кроссворды. - Волго¬град: Учитель, 2007. - 119 с. 8. 22. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: Академкнига, 2008. - 287 с. 9. 23. Левицкий М.М. Увлекательная химия: Просто о сложном, забавно о серьезном. - Воронеж: АСТ, 2008. - 448 с. 20 Приложение №1 Лабораторный журнал Тема _________________________________ Занятие 1. ____________________________ Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, надо знать технику безопасности: 1. _______________________________________________________ 2. _______________________________________________________ 3.________________________________________________________ 4.________________________________________________________ 5. ________________________________________________________ 6. ________________________________________________________ Тема _________________________________ Занятие №. ____________________________ Что такое лакмус ________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что такое индикатор _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ Описание опыта Что удалось наблюдать? Объяснение Опыт 1 Опыт 2 Опыт 3 21 Приложение №2 Тест: «Хорошо ли вы знакомы с периодической системой?» 1.Как обозначен свинец в таблице Менделеева? Sn Sv Pb Ps 2.Кто впервые разделил все элемента на металлы и неметаллы: Менделеев Томсон Берцелиус 3.Какой из этих элементов медь? Md Cu Ag Cd 4. Бор — это… Br Bo Bm B 5. Какой из этих элементов — калий? K Ka C Ca 6.Элемент с металлическими свойствами, возглавляющий большой период периодической системы химических элементов Медь Серебро Калий Золото 7.Как называются горизонтальные ряды в ПСХЭ ? Период Группа Подгруппа 8.На какие подгруппы делятся группы? Группа одна Большие и малые Главные и побочные 9.Каким химическим символом обозначается натрий? N Na N 10.Чему равен атомный вес меди? 64 63 63,5 22 Приложение №3 Тест: «Химические реакции» 1. 1. 2. 3. 4. 2. 1. 2. 3. 4. 3. 1. 2. 3. 4. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 6. 1. 2. 3. 4. 7. 1. 2. 3. 4. 8. 1. 2. 3. 4. 9. 1. 2. 3. 4. Укажите химическую реакцию, в результате которой состав вещества не меняется: 2SO2 + O2 2SO3 3H2 + N2 2NH3 C(графит) + O2 = CO2 3O2 = 2O3 Укажите уравнение реакции обмена 2Н2О + 2 Na = 2NaOH + H2 CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl t 2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2 2SO2 + O2 = 2 SO3 К окислительно – восстановительным не относится реакция: Гидрирования жиров Гидролиза жиров Ароматизации циклоалканов Гидратации алкенов Укажите тип следующей реакции: nCH2=CH2 (-CH2-CH2-)n Реакция присоединения реакция обмена реакция замещения реакция разложения К окислительно – восстановительным относится реакция: гидролиза крахмала полимеризации метилметакрилата гидрирования ацетилена нейтрализации уксусной кислоты гидроксидом кальция Укажите реагенты, взаимодействие которых приводит к следующему сокращенному ионному уравнению реакции: 2H+ + CO32- = H2O + CO2 CaCO3 + HCl Na2CO3 + CH3COOH NaHCO3 + HCl Na2CO3 + HCl Скорость химической реакции зависит от: природы реагирующих веществ температуры реакции присутствия катализатора от каждого из перечисленных факторов Укажите верное суждение: А) при нагревании на 100 С скорость экзотермической реакции увеличивается в 2-4 раза; Б) при нагревании на 100 С скорость эндотермической реакции увеличивается в 2-4 раза. верно только А верны оба суждения верно только Б оба суждения неверны Укажите обратимую реакцию 2Al + 3O2 = Al2O3 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 N2 + 3H2 = 2NH3 C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O 23 10. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется, называется 1. разбавленным 2. концентрированным 3. насыщенным 4. перенасыщенным 11. Укажите формулу осадка, образующегося при сливании водных растворов карбоната натрия и сульфата алюминия 1. Al2(CO3)3 2. Al4C3 3. Al(OH)3 4. Al2O3 12. Укажите газ, который выделяется при взаимодействии карбида кальция СaC2 с водой 1. метан 2. ацетилен 3. этилен 4. пропан 13. Краткое ионное уравнение CO32- + H2O HCO3- + OHсоответствует первой стадии гидролиза 1. карбоната аммония 2. гидрокарбоната калия 3. карбоната калия 4. карбоната кальция 14. Водный раствор какой соли окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? 1. сульфид калия 2. сульфат натрия 3. сульфат алюминия 4. сульфид алюминия 15. Кислотную среду имеет водный раствор следующей соли 1. хлорид серебра 2. сульфат натрия 3. ацетат аммония 4. хлорид железа (III) 24