1. Общие положения 1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ (далее – Положение) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее – Организация) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Уставом и другими локальными актами Организации. 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: ✔Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников», фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между участниками учебной деятельности: e-mail, skype, icq, социальные сети, форумы и т.п.). ✔Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. ✔Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1. Целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации является предоставление возможности повышения качества образования независимо от места проживания обучающихся, их возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей, современных технических средств и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации: ✔повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания возможности построения индивидуальных траекторий обучения; ✔расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; ✔повышение эффективности учебной деятельности обучающихся; ✔повышение эффективности организации образовательной деятельности; ✔стимулирование развития потребности у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации; ✔развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся; ✔формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения; ✔разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента обучающихся. 2. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий 3.1. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся. 3.2. Организация образовательного процесса с ДОТ регламентируется настоящим Положением, приказом директора об организации обучения с применением ДОТ, учебным планом (индивидуальным образовательным маршрутом) образовательной программы и расписанием занятий, Положение о промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном режиме, Положение о порядке учета рабочего времени педагога дополнительного образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ с элементами дистанционного обучения, методические рекомендации по организации дистанционного обучения по направленностям. 3.3. Зачисление обучающихся на обучение по образовательным программам с использованием дистанционных технологий оформляется приказом директора (исключение: при временном переходе на дистанционное обучение по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью). 3.4. Информация о режиме работы Организации в дни организации дистанционного обучения размещается на информационном стенде и официальном сайте в разделе «Дистанционное обучение». 3.5. Обучение в дистанционной форме осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам, включающим в себя дистанционное обучение в качестве компонента учебного плана либо полностью ориентированным на дистанционную форму обучения. 3.6. Организация вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 3.7. Процесс обучения с использованием ДОТ может осуществляться в смешанной форме освоения образовательных программ: очной, очнозаочной, когда часть тем учебного плана обучающийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно. Допускается отсутствие аудиторной нагрузки. 3.8. Соотношение объема проведенных аудиторных (лекционных) и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Организацией и соответствующей программой. 3. 3.9. Организация в соответствии со своим Уставом может реализовать с использованием ДОТ дополнительные общеразвивающие программы, как на бюджетной, так и на внебюджетной основе (на договорной основе). При этом виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом Организации или иными локальными актами образовательного учреждения. 3.10.Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся: ✔ 1-х классов - 10 мин, ✔ 2-5-х классов - 15 мин, ✔ 6-7-х классов - 20 мин, ✔ 8-9-х классов - 25 мин, ✔ 10-11-х классов - 30 мин. Распределение времени занятия (для онлайн режима): ✔ ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут; ✔ работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут; ✔ выполнение индивидуальных заданий до 10 минут; ✔ обсуждение результатов занятия до10 минут. 3.11. Формы ДОТ: электронная почта, дистанционные конкурсы, олимпиады, дистанционное самообучение в Интернете, видеоконференции, оn-line тестирование, Интернет-уроки, вебинары, skype-общение, облачные сервисы и т.д. 3.12. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, контрольная работа, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа. 3.13. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником, просмотр видео-лекций, компьютерное тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов. 3.14. При дистанционном обучении обучающийся и педагог взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах: ✔синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online); ✔асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а педагог оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности. Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями Организации и обучающегося. В процессе обучение возможно также взаимодействие обучающихся (заочные дискуссии, учебный проект и иные виды учебной деятельности), которое осуществляется в синхронном и асинхронном режиме. 3.15. Результаты обучения обучающихся и перечень изученных тем фиксируются в журналах (индивидуальных или групповых), оформляющихся на электронных и (или) бумажных носителях. 3.16. Текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения ими учебных курсов проводится по разделам учебной программы (изученным темам). Форма текущего контроля знаний по итогам изучения каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно программой. Данные текущего контроля заносятся в журнал. 3.17. Промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме проводится при обучении по любой образовательной программе. Положение о промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном режиме разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается Педагогическим советом ОУ. Ответственность за организацию и проведение промежуточной аттестации возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе и педагогов, ведущих занятия в рамках учебных курсов. 3.18. Промежуточная аттестация обучающихся по итогам изучения курсов в составе образовательной программы может проводится в очной и заочной формах. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, которые успешно справились с текущей аттестацией по всем темам, включѐнным в модуль изучаемого материала. Решение о формах промежуточной аттестации для конкретного обучающегося и о допуске к промежуточной аттестации принимает педагог совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе на основании мониторинга текущей успеваемости обучающихся. 3.19. Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию, назначается повторная аттестация. Сроки повторной аттестации устанавливает Организация. 3.20. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией только в очной форме в учебном классе Организации по заранее согласованному и утвержденному расписанию. Обучающимся, прошедшим обучение с использованием дистанционных технологий, создаются условия для подготовки к итоговой аттестации, включая проведение очных и заочных консультаций. Итоговая аттестация регламентируется Положением об аттестации обучающихся творческих объединений муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив». Функции администрации образовательной организации при организации дистанционного обучения Директор Организации: ✔Осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы Организации на период дистанционного обучения. ✔Контролирует соблюдение работниками Организации режима работы. ✔Осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения. ✔Принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы Организации в дни, когда обучающиеся не посещают занятия. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: ✔Организует образовательную деятельность, контролирует выполнение образовательных программ обучающимися, результаты образовательной деятельности. ✔Осуществляет информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) иных работников) об организации работы в дни неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью. 4. Функции педагогических работников при организации дистанционного обучения 5.1. С целью прохождения образовательных программ в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы дистанционного обучения. 5.2. Педагоги информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей на период дистанционного обучения. 5. Функции обучающихся и родителей (законных представителей) при использовании дистанционного обучения 6.1. В период дистанционного обучения обучающиеся обязаны выполнять задания дистанционных уроков, добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям. 6.2. Связь обучающегося с педагогом поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты. 6.3. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения. 6.4. Родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период дистанционного обучения. 6. Технические условия и кадровые требования для организации образовательного процесса с использованием ДОТ 7.1. Учебная деятельность с использованием ДОТ обеспечивается следующими техническими средствами: рабочим местом педагога, оснащенным персональным компьютером, web-камерой, микрофоном, проекционной аппаратурой, локальной сетью с выходом в Интернет. 7.2. Техническое обеспечение обучающегося использующего ДОТ: персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; канал подключения с выходом в Интернет, для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. 7.3. Административные и педагогические работники, реализующие образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения, должны иметь уровень подготовки в следующих областях: ✔ методика использования дистанционных технологий в образовательном процессе; ✔ начальный уровень компьютерной грамотности (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint); ✔ навыки работы в Интернет (электронная почта, поиск информации); ✔ навыки работы в используемой оболочке дистанционного обучения. 7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий 8.1. При использовании дистанционных образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых. 8.2. Организация устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ. 8.3. Организация при использовании дистанционных образовательных технологий организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 8.4. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных ДО, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям. 8.5. Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают в соответствии с программой: ✔ организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний); 8. ✔ методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Компонентами материалов могут быть: текстовые - компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку (например, электронный вариант учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл, веб-страницу или каталог, модуль Wiki, глоссарий, анкета); звуковые – компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (например, аудиолекции); мультимедийные – компоненты, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами (например, мультимедийный электронный учебник, платформа Учи.ru, Яндекс.Учебник, видеолекции, слайд-лекции, учебные видеофильмы). Заключительные положения Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом руководителя Организации. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Организации. 9. 9.1. 9.2.